Арабеска это особый вид узора особый вид украшения особый вид орнамента

Весьма своеобразно развивалось в арабо-мусульманских странах изобразительное искусство. На его формирование заметно повлияло отношение ислама к возможности изображать живые существа.

Поскольку все образы нашего мира, по мнению правоверных мусульман, были созданы Аллахом, то пытаться повторить их – это грех гордыни, за который художник будет наказан в загробном мире. Известный хадис гласит:

«Несчастье тому, кто будет изображать живое существо! В день Страшного суда от него потребуют, чтобы он дал изображению душу, но он не сможет это сделать и будет сожжён в вечном пламени».

Это не означает, что на изображение живых существ был наложен категорический запрет, однако такой вид художественной практики не одобрялся и применялся лишь в светском искусстве.

В связи с таким неоднозначным отношением к фигуративным изображениям, в странах, где утвердился ислам получили блестящее развитие искусство орнамента и каллиграфии .

Арабески

Одной из самых узнаваемых черт исламского искусства стало обильное применение орнамента в качестве основного декора, получившего в Европе название «арабеска» (от фр. «арабский»).

АРАБЕСКА — что это такое? значение и описание

Он базировался на чётком математическом расчёте и геометрических построениях. (Здесь нужно вспомнить о научных достижениях Арабского Востока в средние века).

Каждый элемент арабески был самодостаточным, но при этом выполнял роль неотъемлемой части более крупных орнаментов, которые, в свою очередь, становились неким сегментом в целой композиции узора.

Линия, переплетаясь и извиваясь, складывалась в непрерывный, правильный, симметричный узор, который, бесконечно повторяясь и варьируясь, покрывал практически все поверхности архитектурных сооружений — стены, своды, полы, купола и т.д.

В Европе такое обилие декора даже назвали «боязнью пустого пространства». Однако восточные мудрецы называли это «вечно продолжающейся тканью Вселенной».

Геометрические фигуры, из которых складывалась арабеска, иногда имели не только эстетическое, но и символическое значение. Так четыре вертикальные линии в сознании мусульман воспринимались как символ Аллаха (они были основой графического начертания этого слова), квадрат обозначал Каабу, треугольник – всевидящее око Всевышнего, пятиконечная звезда или пятиугольник, напоминал о пяти столпах ислама и т.д.

Арабеска могла быть чисто геометрической или же её основу могли составлять растительные мотивы. Нередко эти два вида орнамента совмещались и дополнялись каллиграфическими надписями , также являвшимися элементом декора.

Каллиграфия

Особое отношение к Корану, а через него к письменному слову в исламе породило и особое отношение к искусству письма — каллиграфии, которую иногда называют самым исламским из всех видов искусства. Она заменяла в мечетях и сознании верующих изображение Бога и святых, а также скульптуру и иконы, почитаемые как предметы поклонения в христианстве .

В письменах мусульмане видели отражение божественной красоты и гармонии. По умению красиво писать, судили о степени духовного и интеллектуального развития человека.

Читайте также:
Украшение юбок своими руками

Виды и построение мусульманского орнамента. Гирих, ислими, куфический каллиграфический стиль, насх.

Согласно одному из хадисов, сам Пророк (который был неграмотным) говорил, что «письмо – половина знания» . Один из известных восточных афоризмов: «Красота человека — в красоте его письма, а ещё лучше, если оно у мудрого» . О каллиграфии говорили также, что это «радость для очей», «язык руки и изящество мысли» .

Арабские поэты нередко прибегали к аналогиям, где женское тело сравнивалось со стройными и гибкими линиями арабской вязи (так называют исламскую каллиграфию), локоны её чёрных волос — с завитками, соединяющими слова и буквы. Милые родинки на лице любимой могли напоминать поэту точки над буквенными знаками арабской письменности, а аромат чернил, называли духами учёного.

В основе каллиграфии лежали представления арабов о соразмерности и гармонии, присущих всему, что создано Аллахом.

Древнейшим стилем каллиграфии был ку́фи , который стал канонизированным подчерком для коранических надписей. Особенно часто его используют в декоре мечетей. Куфическое письмо можно узнать по довольно тяжеловесному, прямолинейному начертанию букв.

На рубеже IX-X веков, каллиграф Ибн Мукла , живший в Багдаде, создал систему «уставного письма» — хатт мансуб , согласно которой красота и особенность любого из почерков зависела от пропорций вертикальных и горизонтальных линий, при написании букв, а также от соотношений количества букв и слов, содержащихся в строке.

Из этой системы выросли шесть классических стилей арабского письма:

  • тауки́ («указ»), убористый и чёткий;
  • рика́ («скорописный»), упрощённый стиль, где группы точек над и под буквами сливаются в чёрточки;
  • насх («переписка»), наиболее распространённый сегодня. Отличается тонкими линиями и округлыми формами букв;
  • райха́ни («базиликовый»), изысканный и витиеватый;
  • муха́ккак («правильный»), стиль, узнаваемый по растянутым горизонтальным линиям;
  • сульс или сулюс («одна треть»), довольно энергичный и монументальный стиль. Его главный принцип — соблюдение строгой пропорции всех элементов (горизонтальных и вертикальных, прямолинейных и криволинейных ) — 1/3. Почерк очень красив за счёт удлинённых вертикальных линий, и размашистых росчерков; особенностью сульса является то, что все округлые элементы букв заменяются изгибами и петлями.

Графически они различались не только пропорциями, наклоном букв, величиной пробелов, но и характером: прямолинейный и строгий куфи, разительно отличался от гибкого, текучего, извивающегося как стебли лианы почерка сульс; чёткий и торжественный мухаккак, невозможно было спутать с изящным и изысканным райхани, сравниваемого с тончайшим ароматом цветущего базилика и т.д.

Шесть традиционных арабских почерков (сверху вниз): насх, сулюс, мухаккак, райхани, тауки и рика.

Следует отметить, что особенностью арабской письменности является характерное соединение букв в слове и слов во фразе, когда буквы, связываются неразрывной линией, словно вырастая друг из друга, что и позволило европейцам называть её арабской вя́зью .

Каллиграфия рассматривалась в странах ислама не только как искусство красивого написания букв и слов или обязательный элемент декора, но могла выступать и как самостоятельный вид художественного творчества.

Так, например, в XV-XVII веках появился особый декоративный жанр – кита́ — миниатюрная картина, представляющая собой образец одного или нескольких каллиграфических почерков.

Письмена присутствуют на предметах декоративно-прикладного искусства – посуде, ювелирных украшениях, коврах и тканях, оружии и доспехах и т.д.

Читайте также:
Украшение дома если свадьба дома

И конечно, каллиграфия является необходимой и наиболее важной частью книги , где она рассматривалась не только как носитель текста и информации, но выступала и как важнейший эстетический элемент.

Книжная миниатюра

В оформлении книги особую роль играла иллюстрация или книжная миниатюра . Нужно отметить, что искусство живописи, несмотря на религиозный запрет, тоже считалось делом благородным. Так в «Уставе цеха живописных мастеров» написано следующее:

«Если кто спросит, от кого берёт начало живопись, дай следующий ответ: от Мухаммада, избранника Божьего, да благословит его Господь и да пошлёт ему мир. Потому что во время постройки мечети Медины всевышний Господь приказал Джибраилу, чтобы он, сойдя к Мухаммаду, передал ему повеление украсить священную мечеть Медины. Хазрат Джибраиль, принеся тридцать две краски, вручил их Мухаммаду и обучил его живописи. После этого живопись стала заповеданной».

Красочными изображениями снабжались медицинские энциклопедии, научные и философские труды виднейших мыслителей, диваны (поэтические сборники), месневи (поэмы), прозаические произведения и т.д. (О арабской средневековой литературе читайте статьи по ссылкам внизу публикации).

Миниатюра из манускрипта ал-Харири «Макамы». 1237 год

Следует отметить, что иллюстрировались только светские литературные произведения. В оформлении Корана использование живописи было недопустимо, его единственным украшением были собственно письмена и орнаменты.

Бехзад. Похоронная процессия. Миниатюра из «Мантик ат-Тайр» Аттара. 1487 год

В связи с этим замечательных успехов достигли художники арабо-мусульманского мира в рисунке , который у них приобрёл особую выразительность.

Источник: dzen.ru

Что такое арабеска? Арабеска: описание, история и интересные факты

Каково значение слова «арабеска»? В жизни мы часто сталкиваемся с этим понятием. Слово это зачастую используется в соответствии с его традиционными характеристиками, но применяется как фигура речи, как имя нарицательное или в переносном значении, когда имеется в виду что-то хитро переплетенное или причудливо-витиеватое, в другом варианте – сильно измельченное и перемешанное или очень ажурное, легкое.

Что такое арабеска?

Слово имеет итальянское происхождение. В переводе термин арабеска – arabesco – означает «арабский». Однако используется этот орнаментальный стиль в культурах разных стран и в разных видах искусства. Точного и единого определения арабески не существует. Мы сталкиваемся с совершенно, казалось бы, разным использованием понятия.

Существует несколько значений, что такое арабеска.

Первоначально арабеской назывался тип восточного (арабского) орнамента. В дальнейшем этот термин стал использоваться как название определенного вида музыкальной пьесы.

Есть и другой способ использования слова – в мужском роде. Что же такое «арабеска» в этом случае? В таком случае речь идет о танцевальном движении или виде танца.

Давайте остановимся на каждом варианте использования понятия отдельно.

Арабский узор в Европе

Именно этот вариант использования термина связан действительно с арабским его значением, так как является типом орнамента, возникшим в средневековую эпоху в культуре кочевников-арабов.

Что такое арабеска в искусстве? Первоначально в структуру узора входили как геометрические, так и растительные мотивы, однако позднее стали включаться только геометрические.

что такое арабеска

В более позднее время в растительный узор стали вводить и текстовые составляющие. Потому и возникло такое понятие, как «арабская вязь» – тип письменности причудливо-витиеватый, схожий с арабеской по облику.

Читайте также:
Что делать если украшение упало в раковину

В эпоху расцвета Средневековья орнамент «арабеска» использовался для оформления рукописных книг, а в Византии и Италии – в майолике и гравюре. На этом этапе развития арабески она несла, прежде всего, символическое значение и являлась основным элементом архитектурных сооружений.

Наиболее востребуем тип орнамента «арабеска» стал в эпоху Ренессанса. Благодаря Джованни да Удине узор становится основой и связующей нитью смыслового компонента фресковых росписей и декоративно-символических элементов в архитектуре.

арабеска определение

В эпоху классицизма орнамент «арабеска» получает назначение самостоятельного декоративного элемента, отвлеченного от смысловой составляющей.

Арабский узор в странах мусульманского мира

В арабском мире со временем орнамент «арабеска» стал целой наукой, стоявшей на службе церкви. Ведь арабские арабесковые узоры служили связующей ниточкой между Небом – обителью Бога и Раем — и Человеком как представителем Земного Дома.

Если вдуматься, то и Подземным миром, состоящим, по представлению мусульман, из двух частей: могилы как преддверия Рая или Ада и непосредственно Ада. Таким образом, можно высказать версию, что мусульманская арабеска может быть образом «Мирового древа». Арабесковые орнаменты могут сплошь покрывать стены мечети. В переплетениях их элементов вы никогда не найдете животных, птиц, рыб, человека и других живых существ, так как соперничать с Богом – их создателем – не может никто.

Арабеска в декоративно-прикладном творчестве Востока

Существует и несвязанный с религией способ использования орнамента «арабеска» в восточных культурах. Одним из самых распространенных считается арабский узорчатый ковер. В этом случае создание узора предполагает большую свободу творчества: в качестве элементов можно использовать изображения животных и людей, вплетая их в вязь из стеблей, лепестков и листьев.

что такое арабеска

На основе арабского традиционного орнамента в искусстве ковроделия выделилось особое направление – ислами – декоративный орнамент, состоящий только из элементов вьюнка и спирали. Кроме того, выделяют еще шесть дополнительных видов ислами: «шекасти» – с разомкнутыми орнаментами; «банди» или «вагире» – элементы узора повторяются и по горизонтали, и по вертикали, и переплетаются друг с другом; «дахане аждар», арабески которого напоминают пасть дракона; «торандждар», в нем, наряду с традиционными узорами, используется такой элемент, как медальон; «лочак-торандж», где композиция из медальонов в треугольниках размещается в углах коврового изделия; «мари» – с арабесками спиралевидной формы.

арабеска значение слова

Арабески в стиле «банди» также имеют ряд подвидов: «ислими» – в виде скрепленных арабесок; «пичак» – в виде связанных переплетений; «шекасте» – в виде развязанных арабесок; «катибеи» – в виде связанной надписи; «варамин»; «калеб-хешти» в виде связанных квадратных рамок; «дерахти» – в виде переплетающихся деревьев; «сарви» – главный элемент – кипарис; «адамаки» – в виде узора из человеческих фигурок; «бахтияри»; «хуше-ангури» из переплетенных кистей винограда; «шахае гавазне хейвандар» из сцепленных фигурок оленей; «хатаме ширази», напоминающий инкрустации; «дастегуль» из переплетенных букетов.

Кроме создания уникальных ковровых изделий, мотив арабески используется при создании моделей одежды, посуды, интерьеров и даже в ландшафтном дизайне.

арабеска орнамент

Технология создания узора

При создании орнамента «арабеска» необходим идеальный математический расчет, который используется для формирования абсолютно точных по композиционному решению его элементов и их чередования в орнаментальной цепочке. Элементы узора очень сложны по своему составу, часто вписываются друг в друга. При этом также необходимо использование математических знаний, ведь элементами арабесок служат сложно совмещаемые варианты разнообразных геометрических фигур – кругов, овалов, прямоугольников, шести- и восьмиугольников, трапеций, треугольников, ромбов и т. д. Причем каждый тип элемента имеет свою цветовую окраску. При подобной математичности узора фон для него никогда не используется.

Читайте также:
Самые знаменитые украшения cartier

Музыкальное произведение

В музыке термин «арабеска» впервые ввел в отношении имени собственного для своего произведения знаменитый композитор Роберт Шуман. В дальнейшем понятие «арабеска» стало применяться к определенному жанру инструментальной музыки, как правило, небольшому по размеру произведению, но очень разнообразному, легкому, с ажурным переплетением элементов, ритмов, интонаций, темпа, фрагментов мелодии. Переплетающаяся мелодика арабески была использована в творчестве удивительным французским композитором-импрессионистом и символистом Клодом Дебюсси. Из отечественных композиторов обращалась к этому жанру Александра Лядова.

Танцевальное движение

Что такое «арабеска» в танцевальном искусстве? Арабеска, а точнее арабеск, является одним из основных движений в классической хореографии. В классификации Агриппины Яковлевны Вагановой мы встречаем четыре типа арабеска, а у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти – пять. Эти движения имеют схожую постановку корпуса, головы, но отличаются положением поднятых и отведенных рук и ноги.

что такое арабеска значения

Из классической хореографии видоизмененный арабеск был перенесен в спортивные бальные танцы и в фигурное катание. Достаточно давние традиции применения имеет в индийском танце живота.

Источник: www.syl.ru

Арабеска — это искусство, подчиненное правилам геометрии

Арабеска - это искусство, подчиненное правилам геометрии

Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Арабеска, фото которой представлены ниже, украшала практически любые поверхности.

Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров.

Особенности исламского искусства

арабеска это

На Востоке сложились особые условия для развития орнамента. Коран запрещал изображение животных и людей. Пророк Мухаммед подобным законом старался оградить народ от возможности обращения к языческим верованиям. Особенно строго это правило и по сей день соблюдается при украшении культовых предметов и зданий.

Что общего у средневековой повозки, обитой кожей, элегантного экипажа XIX века и современного.

Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, геометрический орнамент и каллиграфию. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи. Цитаты из священных текстов, выписанные различными каллиграфическими стилями, украшали книги и стены мечетей. Часто в дополнение к ним рисовались и арабески, своими изгибами и завитками сходные с красивыми и причудливо изогнутыми буквами.

Восточная арабеска как геометрическое искусство

 арабеска фото

арабская арабеска

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что мастера исламского Востока обратились к геометрии. Арабеска — это орнамент, состоящий из повторяющихся элементов, переплетенных между собой и расходящихся в разные стороны. Для него характерен четкий ритм, выверенный с математической точностью. Арабеска стала воплощением геометрии в искусстве.

Читайте также:
Украшение платья своими руками бисером

Керамическая плитка, которая относится к столь популярной сегодня серии «Арабески», представляет.

Отдельный элемент представлял собой целый и законченный узор. Каждый следующий изящно переплетался с предыдущим, повторяя его и в то же время создавая нечто новое. Орнамент мог закончиться в любой момент — его целостность от этого не страдала. Это свойство способствовало повсеместному использованию арабесок. Узорами украшали стены, потолки и своды, ткани, ковры, металлические и глиняные изделия.

Особенности

 арабеска орнамент

Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Математический подход не лишил орнамент художественной ценности. Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. Цветы, бутоны, стебли и листья переплетались, создавая сплошной ковер или оставляя место для нового узора.

Отличительная черта исламского изобразительного искусства — так называемая боязнь пустоты. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона. Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца.

Арабеска как медитативный образ

восточная арабеска

Арабеска — орнамент ритмичный и завораживающий. При взгляде на повторяющиеся элементы легко утонуть в этом море переплетающихся узоров. И потому арабеска — это прекрасный инструмент для медитации. Она рассеивает особым образом внимание, заставляя забыть о суете внешнего мира и погрузиться в мир внутренний. Орнамент нередко был частью внутреннего убранства мечетей.

Здесь его медитативная функция помогала сосредоточиться на молитве, забыв о земных делах.

Путешественники, возвращаясь из поездок в восточные страны, вспоминают затейливый и причудливый.

Арабеска в Европе

В эпоху Возрождения связи Европы с арабским миром значительно усилились. Вместе со многими другими знаниями из мусульманских стран сюда попали и художественные достижения Востока. Арабеска стала элементом изобразительного искусства Европы. Ее использовал в своих творениях Леонардо да Винчи. Мастер посвящал изрядное количество времени прорисовке затейливых узоров.

Орнаменты, похожие на арабески, присутствуют и на картинах Дюрера и Рафаэля. Многие мастера Возрождения и более поздних периодов черпали вдохновение в узорах, покрывавших мусульманские предметы искусства.

Неиссякаемый источник творчества

арабеска в современном искусстве

Арабеска (фото приведены в статье) завораживает и художников современности, и мастеров прошлого века. К ней обращались и модернисты рубежа XIX и XX столетий. Арабесками вдохновлялся Обри Бердслей, живший и творивший в конце позапрошлого века. Геометрия в виде изящных орнаментов была любима и датским художником-графиком М. С. Эсчером.

арабеска неиссякаемый источник вдохновения

Сегодня арабеска — это узор, по-прежнему пользующийся популярностью. Сейчас чаще всего подобным названием обозначается растительный орнамент. Геометрический же узор носит имя «мореска». Орнаменты, напоминающие средневековые арабески, можно обнаружить на обоях и в украшении зданий, в работах графиков и ремесленников. Ими вдохновляются современные дизайнеры интерьеров и модельеры, создатели ювелирных украшений и декораторы.

Модные сегодня в изобразительном искусстве направления зентангл и дудлинг отдаленно напоминают об испещренных орнаментом арабских мечетях и коврах. Нетрудно в наше время найти и ткани, завораживающие своим рисунком. Причудливое переплетение растительных узоров, подчиненное единому ритму, — не что иное, как все та же арабеска, уходящая корнями в далекое Средневековье. Можно смело говорить, что теперь этот орнамент стал неотъемлемой частью мирового искусства, оставаясь в то же время характерной особенностью культуры мусульманских народов.

Источник: autogear.ru

Рейтинг
Загрузка ...