Доброго вам настроения уважаемые читатели нашего блога.
Предлагаю сегодня обсудить одно из самых важных юридических понятий в области приборного поиска. Это — археологический предмет. Почему это юридическое понятие так важно? Да, потому что, в половине случаев всех судебных дел по копателям применяют статью 7.15.1. КоАП РФ Незаконный оборот археологических предметов.
Особенно это касается тех, кто продает или покупает предметы копа, имеет дома большие и ценные коллекции, а ещё тех граждан, кто эти коллекции выставляет в частных музеях. Но, наиболее часто данное определение используют в отношении граждан, что выставляют фото находок в социальных сетях. Логика простая, если на фото археологический предмет, зачти гражданин занимается незаконной археологической деятельностью.
Почему так? Давайте разбираться вместе.
Все мои выводы по формулировкам будут строиться исключительно на анализе реальной судебной практики, с ссылками на конкретные дела.
Начнем с закона. А он определяет археологический предмет как:
Кировские археологи откопали несколько предметов 18 века (ГТРК Вятка)
движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
Как показала многочисленная судебная практика ни один привлекаемый стороной обвинения эксперт ни разу не дал четкого и прямого заключения того, что изъятый у обвиняемого предмет является археологическим. Почему? Потому что, в законе РФ нет пояснения, что такое источник информации . Получается, по сути признавая предмет археологическим, эксперт должен в заключении указывать научные работы от археологических раскопок, в результате которых, аналогичные предметы впервые были открыты. А так, как единой базы археологических открытий у нас в стране нет, 2/3 археологических предметов в музеях за давностью лет утратили информацию о месте их обнаружения, так и получается, что определить источник информации относительно изъятых предметов не представляется возможным.
Основные типы вещественных археологических источников: 1 — ручное рубило каменное орудие труда раннего палеолита; 2 — каменный сверленый топор конца каменного века; 3 — бронзовый кельт (наконечник) эпохи бронзы и раннего железного века; 4—6 — втульчатые и черешковые наконечники стрел; 7, 8 — кинжалы скифской эпохи; 9 — бронзовый котел; 10 — 12— керамические сосуды; 13— фрагмент керамики с ямочным орнаментом; 14 —костяной гарпун
Законодательный парадокс. Если принимать понятие археологического предмета , как предмет информация о котором когда-то была получена в результате археологических раскопок. В этом случае необходимо останавливать все сельхоз работы на территории РФ. Поскольку, получается, что все пахотные поля и даже огороды завалены археологическими предметами.
А именно, битой керамикой. Например, рогожная керамика была определена, как следы Городецкой археологической культуры в результате археологических раскопок профессором Городцовым. Вот и получается, наличие археологического предмета на земельном участке, автоматически ставит данный земельный участок под охрану Государством. Поскольку, археологический предмет – это основной признак культурного слоя, а разрушение культурного слоя карается уголовной статьей, внушительными штрафами и конфискацией оборудования.
Тысячи предметов быта, украшений и оружия откопали археологи в Енисейске
Пример на логику понимания археологического предмета. Если найти кость животного на обочине дороги – это всего лишь кость, то есть, мусор. Если, такая же кость будет найдена в захоронении бронзового века, или другом археологическом объекте при проведении археологических работ, тогда эта кость становится археологическим предметом. Логический вывод: археологический предмет – это предмет выявленный в ходе археологических работ. Но, это всего лишь вывод неподкреплённый ни какими законодательными нормами.
Вернёмся к судебной практике.
Есть три основных метода признания предметов археологическими, которые применяют следователи для суда.
- Признание самого ответчика по делу. Тут всё просто, при задержании или проведении обыска в помещении составляется акт изъятия предметов и в этом акте следователи пишут формулировку «археологический предмет» Гражданин не в курсе нюансов, подписывает акт изъятия без комментариев и возражений, тем самым подтверждая, что изъятые у него предметы являются археологическими.
- Привлечение некоего специалиста в качестве эксперта. Это могут быть сотрудники музеев, археологи или чиновники департамента культуры региона. Вот интересная выдержка из одного судебного постановления о работе такого «эксперта». Заметьте его не называют экспертом, а исключительно «специалист»
Цитата: У суда нет оснований не доверять заключению специалиста, который в своем заключении, подтвержденным им в судебном заседании, указал, что рассматриваемые предметы являются археологическими, несмотря на то, что ему были представлены лишь фотографии данных предметов. Специалист обладает специальными познаниями в рассматриваемой области, имеет опыт исследования аналогичных предметов. По определенным признакам специалист уверенно пояснил, что изображенные на странице в интернете предметы относятся к археологическим, представляющими историческую и культурную ценность.
Практический пример. Сторона защиты в этом случае должна была опротестовать данное заключение. Поскольку, для участия в судебном заседании допускаются только эксперты или свидетели. Права и полномочия которых четко прописаны в законодательстве РФ.
- Привлечение аттестованного Министерством Культуры РФ эксперта по культурным ценностям. И вот на этом примере я остановлюсь очень подробно.
Почему именно третий вариант наиболее сложный во всей обсуждаемой теме? Ну, тут сами можете понять. По первому пункту всё просто, во всех документах первичных и последующих всегда и везде писать, что предметы не являются археологическими. Можно, например, называть их сувенирами. Это простые правила правовой грамотности.
По второму пункту, так же всё просто, нужно культурно объяснить вызвавшемуся эксперту (специалисту), что есть такая статья 307 УК РФ «Заведомо ложные показания» Поскольку, выступать экспертом может только аттестованный специалист и не важно какой у него опты работы в археологии и какие есть иные заслуги. Экспертом может быть только человек прошедший государственную аттестацию.
Поэтому, когда я узнал что есть такие эксперты (с государственной аттестацией) мне пришлось очень много времени провести по изучению данной темы. А потому переходим к рассмотрению.
Эксперты по культурным ценностям.
Действуют данные эксперты в рамках Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» Эксперты в ходе аттестации могут получить одну или несколько специализаций. И понятно, что выступать экспертами они могут только в рамках своей специализации.
Пример из судебного дела.
Кратко, по сути дела. В антикварной лавке в городе Владивосток на витрине были обнаружены две фарфоровые тарелочки, предположительно археологические предметы. Были произведены оперативные мероприятия, тарелочки в ходе обыска изъяли и подали в суд на владелицу лавки обвиняя ее в незаконном обороте археологических предметов. ст.7.15.1 КоАП РФ
Фото сайта raritetdvr.ru
Для подтверждения того, что данные тарелки являются археологическими предметами, был привлечен аттестованный эксперт по культурным ценностям Минкультуры России по специализации «Археологические материалы» И вот, какое заключение дал уважаемый и аттестованный эксперт.
«Фарфоровые тарелки извлечены из археологических памятников, но могли быть ввезены в Российскую Федерацию из другой страны. Однако остается доля вероятности, что они могли быть извлечены из археологических памятников эпохи Цзинь и Восточное Ся (1115-1234 гг.), так как изделия этого сорта и с таким орнаментом встречаются на памятниках указанной эпохи на территории Приморского края»
Само судебное разбирательство закончилось в пользу ответчика. Судья не нашел доказательств того, что тарелки собирались продавать, а значит и не было умысла по незаконному обороту археологических предметов.
Что делать если вдруг придётся иметь дело с аттестованным экспертом?
Для начала понимать, что данные эксперты имеют основание производить экспертизу исключительно в рамках Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 N 4804-1. А это значит, что деятельностью такого эксперта является определение или не определение культурной и исторической ценности предмета. Давать определение является ли предмет археологическим не входит в полномочия данного эксперта.
Схема процесса археологизации и образования культурных слоев (по Бриан и Фаган): 1 — древний уровень жизни; 2(1) — археологизированный слой древней жизни и последующий этап; 3(1, 2) — современная жизнь и два археологизированных культурных слоя
Эксперты такого уровня – это очень грамотные в своей области люди, они очень хорошо знают закон в рамках которого действуют. Поэтому, никогда не дадут четкого определения для предмета, что он (предмет) является археологическим. Почему? Потому что, по закону, они могут определять только имеет ли исследуемый предмет культурную или историческую ценность.
Помните. Любой эксперт обязан действовать не только по закону, а прежде всего на основе утверждённой профильным ведомством методики. Это касается любой экспертной деятельности в РФ. Эксперт не имеет права давать заключения на основе собственного мнения или пожелания. Все его действия подчинены экспертной методике.
А методики экспертной оценки и определения археологического предмета в РФ нет. Нет и всё.
Уверен эта заметка была бы не полной, если я вам не расскажу о том, как же по закону должны определять археологические предметы.
- Порядок проведения экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов,
2.6. При исследовании объекта экспертизы комиссией устанавливаются следующие сведения об объектах экспертизы: автор (изготовитель); дата (период) и место (регион) создания; материал, технологии исполнения, технические средства, используемые при создании объекта экспертизы; место обнаружения (для палеонтологических, археологических , этнографических предметов); состояние сохранности.
А здесь мы видим, что, согласно закону РФ, археологический предмет может быть признан культурной ценностью, только в случае если установлено место его обнаружения. Как это понимать? В судебной практике немало случаев, когда правоохранители задерживали граждан при попытке продажи «археологических» предметов. При этом место обнаружения данных предметов установлено не было.
Однако музейные эксперты давали заключения, что предмет имеет большую культурную ценность. С введением нового Приказа Минкульта такие заключения буду незаконны.
Источник: dzen.ru
Погребальные дары прошлого
Погребальные дары или, как их называют ученые-археологи применительно к древним захоронениям, погребальный инвентарь – это совокупность всех тех предметов, которые подкладывают в захоронение человека. В той или иной форме погребальные дары можно встретить в любой известной науке человеческой культуре и в любые времена – от глубочайшей древности до современности. Следовательно, как в отношении древних захоронений, так и в отношении более современных, погребальные дары способны указывать на принадлежность покойного к той или иной культуре.
Очевидно, что погребальные дары напрямую связаны с верой общества в существование жизни после смерти: неслучайно исторически первые погребальные дары представляли собой предметы, которые могли бы пригодиться умершему в повседневной жизни в стране мертвых, которую древние люди представляли себе весьма похожей на страну живых. В частности, в могилу подкладывали личные вещи усопшего (одежду), украшения, статусные предметы, орудия труда, оружие, амулеты, пища и т.д. Разумеется, состав погребальных даров значительно различался в зависимости от пола и возраста умершего, от его рода деятельности, от его социального статуса и т.д. У высших членов общества (жрецов, аристократов) захоронения могли содержать любое количество оружия, драгоценной и произведений искусства, которые затем нередко становятся целями расхитителей гробниц.
Древнейшие погребальные дары
В научном сообществе нет определенности насчет того, какие из обнаруженных учеными захоронений можно считать первыми содержащими погребальный инвентарь. Наиболее ранние примеры чего-то, похожего на погребальные дары, можно обнаружить в могилах неандертальцев, датируемых 130 тысячами лет назад.
Аналогичным образом идут споры касательно захоронения статысячелетней давности, в которых лежат останки человека, анатомически напоминающие современного homo sapiens: не до конца ясно, являются ли погребальными дарами те вещи, которые были обнаружены при теле. Так или иначе, начиная с Верхнего Палеолита начинаются никем не оспариваемые находки погребальных даров. Первыми погребальными дарами были гребни для волос, горшки из глины, каменные сосуды, угли для разведения костра и т.д. Начиная с 12-11 тысячелетий до нашей эры в захоронениях, обнаруженных на территории Плодородного Полумесяца, встречаются шарики из базальта и другие украшения.
Погребальные дары позволяют ученым судить об истории классового расслоения древнего общества: в самых древних могилах у всех тел лежат примерно одни и те же погребальные дары в примерно равных количествах (если сравнивать умерших на одной территории), что дает возможность предположить существование бесклассового общества в Неолитическую эпоху. Такое положение вещей, однако, заканчивается к Бронзовому Веку, когда распределение погребальных даров уже явно сигнализирует о значительном социальном неравенстве между людьми: появляются могилы родоплеменной знати, вождей, которые гораздо больше и погребальный инвентарь которых гораздо роскошнее и многочисленнее, нежели инвентарь «обычных» людей.
Предметы быта и орудия труда
Итак, что же именно чаще всего клали в могилу к умершему? Во-первых, это были элементарные предметы быта и орудия труда. Древние люди по всей земле считали, что загробный мир устроен довольно схоже с нашим, а потому человеку по ту сторону жизни понадобятся те же приспособления, которыми он пользовался раньше.
По этой причине с людьми хоронили их гребни и заколки для волос, орудия труда (молоты, топоры, зубила, пилы, рыболовные крючки, серпы), а также оружие (копья, луки, стрелы, кинжалы, мечи и т.д.). Предполагалось, что после смерти человек, отправившийся в мир мертвых, станет представителем той же профессии, что и при жизни, построит себе дом, будет вести хозяйство и т.д. Аналогичным образом, точно так же, как и в нашем мире, в загробном мире человеку потребуется оружие для самообороны от диких зверей и прочих недоброжелателей, которых он может встретить на своем пути.
Украшения и предметы статуса
Вторыми по распространенности в погребальном инвентаре являются всякого рода украшения и статусные украшения. Они так или иначе представлены в большинстве захоронений: это могли быть кольца, серьги, гривны, браслеты и иные украшения из дерева, глины, камня и металлов, однако лишь у высших представителей общества можно обнаружить в могилах настоящие произведения искусства: статуэтки, великолепно украшенное оружие, драгоценные камни, расписные вазы, а также повозки и колесницы – предполагалось, например, что египетскому фараону в загробном мире понадобится и его колесница – чтобы в подлинно царственной манере путешествовать по миру мертвых.
Живые существа
Темной стороной обычая хоронить людей вместе с их личными вещами является практика захоронения людей и животных вместе с покойным (иногда живьем). Это могли быть ездовые кони, коровы и козы, рабы и слуги, а также супруги покойного. До наших дней в Индии сохраняется сати – обычай супружеского самосожжения, следуя которому, женщина обязана взойти на погребальный костер мужа, либо так или иначе расстаться с жизнью вскоре после него, поскольку без мужа её жизнь не имеет смысла. Схожим образом в древних царствах в могилы царей, фараонов, номархов и сатрапов вместе с их телами сходили их кони, слуги, рабы, наложницы, жены и многие другие домочадцы – чтобы служить своему господину и в загробном мире. Иногда людей и животных при этом сперва ритуальным образом умерщвляли, и лишь потом воссоединяли с хозяином в гробнице, иногда хоронили заживо (реже), запирая их в гробнице господина или закапывая под землю или сжигая в костре.
Расхитители гробниц
Само ремесло расхитителя гробниц, столь известное благодаря поп-культурным произведениям, родилось именно из-за того, что погребальные дары в принципе существуют: в противном случае не было бы никакого смысла расхищать могилы. Конечно, чем могила древнее, тем автоматически большей ценностью обладает что угодно, что будет в ней обнаружено, в том числе и кости самого покойного, его саркофаг и т.д., однако следует понимать, что ремесло расхитителя возникло не вчера, а многие тысячелетия назад, когда не было понятия исторической науки, археологической значимости, музейной и коллекционерской ценности и многого другого. Зато был спрос на драгоценности и монеты из драгоценных металлов, которые в огромных количествах можно было обнаружить в иных захоронениях – в частности, именно по этой причине, вопреки распространенному заблуждению, значительная часть древнеегипетских захоронений была разграблена арабами и греками за много веков до того, как в Северную Африку пришли европейские колонизаторы (в частности, британцы).
Сегодняшние расхитители гробниц, разумеется, охотятся уже не столько за самоценностью погребальных даров, сколько за их исторической значимостью – в частности, именно это побудило черных копателей в 2015-2016 устроить раскопки под билетными кассами археологического парка в городе Вульчи (Италия). Любопытно, что именно ночная активность черных копателей заставила сотрудников археологического парка обратить внимание на место, где те вели раскопки, и обнаружить там бесценный артефакт – гробницу этрусской княжны.
2 февраля 2021
Возможно, вам будет интересно:
- Погребение в море
- Древние кладбища и могилы Руси – погосты и курганы
- Древние захоронения железного века на территории России
Источник: ritual.ru
Археологическая коллекция
Фонд археологии музейно-выставочного центра на настоящий момент насчитывает 14 121 ед. хранения. Коллекция комплектовалась путём полевых исследований (раскопок) и случайными находками (в меньшей степени).
Коллекция археологии охватывает предметный мир древнего населения края от мезолита (VIII тыс. до н.э.) до позднего средневековья (XVII в.). Основу коллекции составляют разнообразные предметы быта – женские украшения, предметы воинского снаряжения, культовые предметы из раскопок поселения и могильника X – XVI вв. на озере Аран-Тур. Большая часть коллекции – фрагменты керамических изделий. Менее многочисленны предметы из металла: пряжки, кольца, браслеты, шумящие подвески, нагрудные и налобные украшения, предметы вооружения, наконечники стрел и др.
Большой интерес в данной коллекции вызывают предметы, обнаруженные на левом берегу реки Большая Умытья (поселение-могильник Большая Умытья-28 и Шаман-гора): бронзовые зооморфные пронизки в виде зайцев, зооморфная пряжка и рукоять ножа, бронзовые височные и калачевидные подвески, браслеты с изображением головы медведя, хорошо сохранившиеся керамические сосуды, бусины из египетского фаянса, многочисленные грузила и кресала.
В числе случайных находок представляют интерес предметы из святилища на реке Эсс – кольца, монеты, а также антропоморфные и зооморфные фигурки, датируемые XVII – XVIII вв. н.э.
Источник: sovmuseum.com