Примеры исторических источников
Письменные источники: древние надписи на камне, металле, керамике; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе и бумаге, печатные материалы.
Вещественные памятники: орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.
Этнографические памятники: сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов (определение автора).
Фольклорные материалы: памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты.
Лингвистические памятники: географические названия, личные имена и т.д.
Кинофотодокументы; документы видео- и аудиорядов.
Классификация исторических источников:
- вещественные (находки);
- изобразительные (изобразительно-графические и изобразительно-художественные);
- письменные (документы, летописи, свидетельства);
- фонические (фольклор).
При изучении древней истории приоритет имеют вещественные источники (артефакты). И решающая роль здесь принадлежит археологии. Вещественные памятники, будучи остатками изучаемой культуры, содержат разнообразную информацию о ней.
Как «читать» памятники архитектуры. Сергей Кавтарадзе. Лекция
С началом истории Нового времени главными становятся письменные источники. Это материалы архивов, законодательные и официальные акты, мемуары, периодика и т.д. Современные государства самым тщательным образом охраняют исторические документы, собирая их в архивах. Видимый парадокс в том, что современному историку гораздо легче получить доступ к материалам XVIII в., чем к документам советской эпохи. Причина — засекреченность этих сведений.
Следующая группа источников — пресса. Это могут быть официозы — издания, которые отражают официальную точку зрения правительства. Таким официозом была в СССР газета «Правда», размещение материалов в ней подчинялось своим неписаным законам.
Особую нишу источников занимают дневники и частные письма. По степени субъективизма они твердо занимают первое место. Их автор — живой человек со своими страстями и желаниями. Написание мемуаров порой является средством для сведения счетов с кем-то. Важен и другой фактор: по мнению психологов, наши воспоминания только на 50% достоверны.
Остальное — домыслы и фантазии.
Социальная информация, заключенная в изобразительных источниках, выступает в закодированном виде. Для ее использования необходимо провести отделение художественных приемов, методов, присущих эпохе создания источника, и объективной информации, зафиксированной автором.
В фонических источниках информация выражена в форме звуков человеческой речи, музыки, шумов и др. (например, патефонные и граммофонные пластинки, магнитные ленты, компактные диски).
Наличие источниковой информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого, поскольку информация о прошлом претерпевает в силу субъективного характера источников множество искажений.
Как это устроено: реставрация архитектурных памятников
- Во-первых, информация, содержащаяся в источнике, преломляется через сознание определенной исторической эпохи. Источники представляют собой остатки культуры прошлого, отделенной от нас не только временем, но и разрывом в традиции. Это затрудняет их интерпретацию.
- Во-вторых, на источник оказывает влияние психология отдельных социальных групп, к которым принадлежали авторы источников.
- В-третьих, информация, содержащаяся в источниках, искажается, проходя через определенное мировоззрение создателей информации. Поэтому необходимо, во-первых, максимальное расширение источниковой базы, а во-вторых, нужна внешняя и внутренняя критика источников как последовательная совокупность источниковедческих процедур.
Рис. Классификация исторических источников по С.О. Шмидту
Источник: www.grandars.ru
Исторические источники[2] и их значение для исторической науки
Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.
В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; 2) как его отражение в исторической науке (факт — знание). Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого.
Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение.
Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно — историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине.
Движение науки идет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории.
Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знаний.
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.).
3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.
5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д.
6. Кинофотодокументы.
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Архитектурные памятники предметы быта оружие жилища украшения относятся к группе источников
Вещественные источники
1. Вещественные источники.
Мы уже узнали, что письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Таким образом, если считать с момента появления человека (4-4,5 миллиона лет назад) дописьменный период составит около 99,9% истории человечества. Сколько это хорошо видно на приведенной ниже схеме, где период существования письменных источников выделен красным цветом.
Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом благодаря вещественным источникам.
Вещественные источники — созданные человечеством с момента его появления материальные (которые можно потрогать руками) предметы.
Вещественные источники, однако, не позволяют полностью описать историческое событие.
2. Какими могут быть вещественные источники
К вещественным источникам относятся:
Оружие – все, что использовалось человеком на охоте и в войнах: от каменных наконечников на копьях и стрелах до огнестрельного оружия и современных ракет.
Предметы быта, обихода, утварь, украшения – это посуда и шахматные фигурки, одежда и обувь, бусы найденные в древнем захоронении и ожерелье королевы Франции, трон Ивана Грозного и скамейка из терм в Помпеях и др.
Предметы искусства, культа – все предметы искусства от первых рисунков на стенах пещер и примитивных статуэток до современных картин и скульптур; предметы, имеющие религиозное (культовое) значение: идолы, амулеты, алтари и др.
Монеты, банкноты – все, когда-либо существовавшие средства расчета в их материальной форме.
Орудия труда – всё, что использовалось человеком когда-либо в своей деятельности по преобразованию природы, добыче пропитания или изготовлению продукции и др.
Захоронения, капища – места погребений: могилы древних людей, пирамиды Египта, гробницы, курганы и др.
Остатки поселений, здания – все архитектурные памятники, начиная с самых примитивных жилищ: стоянки и селища первобытных людей, дома и дворцы, древние городища (укрепленные поселения) и целые города, вернувшиеся из небытия благодаря раскопкам, святилища, капища и храмы — места поклонения духам и богам.
Разумеется, данный список может быть продолжен.
3. Как описывать вещественный источник
Вы должны научиться описывать вещественные источники, с которыми познакомитесь на уроках.
Запомните
Описание источника нужно делать последующему плану:
1. Название источника.
2. Время и место создания (если известно).
3. Материал, из которого изготовлен.
4. Описание источника
5. Его предназначение.
Попробуйте описать по данному плану вещественные источники приведенные ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.
1.
Храм Аполлона в Дельфах.
2.
Бронзовый сосуд для разогрева пищи.
Выполни задания:
Источник: wwedenie.ucoz.com