Слово «готика» происходит от итальянского gotico — непривычный, варварский — и сначала было бранным. Это не удивительно, ведь готика завершила период средневековья, а в эпоху Возрождения все, что было связано со средневековьем, считали «варварским».
Готические сооружения как будто тянутся ввысь. Это подчеркивают все элементы стиля: арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, фасад с резными деталями (вимпергами, тимпанами, архивольтами), многоцветные витражные стрельчатые окна, шпили, контрофорсы. Все это пришло на смену романскому стилю с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами.
Но самое главное изменение коснулось конструкции самого здания. В романских постройках использовали цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены. Это сильно уменьшало объем здания и не позволяло делать большие окна. На смену этой конструкции пришел легкий готический каркасный свод, который опирается на нервюры, распределяющие нагрузку на столбы и колонны.
Строительство сложной сферической арочной крыши, монтаж стропил, узлы крепления кровли своими руками
Это позволило облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», ведь их толщина больше не влияла на несущую способность здания. Окна стали больше, их украсили витражи, а само здание приобрело вид громадного ажурного фантастического сооружения.
Неоготика («новая готика») — новый виток готической архитектуры в эпоху эклектики (вторая половина XIX века). В России его называли «псевдоготикой», так как подлинной готики у нас не было.
Характерные черты зданий готики / неоготики: | устремленность всего здания ввысь, асимметрия, стрельчатые арки и зубчатые стены, шпили, башни и пинакли. |
Преобладающие цвета зданий готики / неоготики: | желтый, красный, синий. |
Линии зданий готики / неоготики: | стрельчатые из двух пересекающихся дуг. |
Форма и конструкции зданий готики / неоготики: | прямоугольные в плане здания, стрельчатые арки, переходящие в столбы. |
Характерные элементы интерьера зданий готики / неоготики: | веерный свод с опорами, кессонный потолок и деревянные панели стен, лиственный сложный орнамент. |
Окна зданий готики / неоготики: | вытянутые вверх часто с многоцветными витражами окна и ажурные окна-розетки. |
Двери зданий готики / неоготики: | стрельчатые ребристые арки дверных проемов с дубовыми дверями. |
Крыши зданий готики / неоготики: | устремленные вверх узкие крыши, нередко украшенные игольчатым (очень высоким и тонким) шпилем. |
Знаменитые здания Москвы в стиле готики и псевдоготики
Источник: liveinmsk.ru
Всё о крышах в майнкрафте
Орнамент в архитектуре
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании рисунка. Архитектурный орнамент украшает поверхность, организует и систематизирует ее, акцентирует внимание на архитектонике сооружения. Орнамент в архитектуре существует несколько тысяч лет. С архаичных времен зодчие в разных регионах декорировали архитектурные элементы зданий. Орнамент воплощали в лепнине, резьбе, росписях, мозаике, барельефах, поддерживая архитектурный стиль здания.
Архитектурный орнамент. Храм св. Георгия в Юрьеве-Польском, 12 век.
Рассмотрим архитектурные орнаменты, которые пользуются популярностью среди современных застройщиков. — Резной орнамент наряду с росписью украшал колонны Древнего Египта. Среди изображений той эпохи: стилизация цветка лотоса, лилии и папируса, простые геометрические фигуры. В орнаменте египетских сооружений — картуши, сочетание рисунка в которых могло прочитываться как текст. Если есть желание с помощью резного орнамента создать определенные сообщения на собственном фасаде, то за основу можно взять расшифрованные египетские орнаменты.
Орнамент на египетских колоннах.
Орнамент — лепнина характерен для зодчества Древней Греции и Рима. К цветочным рисункам Египта добавились листья аканта, пальметты, меандр, зооморфные изображения, объемные фигуры людей. Античные орнаменты включают также прямые, ломанные, волнистые линии, круги, сферы. Орнаменты также составлялись из перевязывающихся или переплетающихся ленточных композиций.
Возвращение классики в современную архитектуру привнесло в дизайн фасадов орнамент лепной по мотивам эпохи античности. Листья аканта, фигуры людей, животных, гротески, канделябры, маски, меандр, пальметты, картуши, заимствованные в архитектуре Древнего Рима были использованы в сооружениях Ренессанса, а затем в зданиях в стиле классицизм по мотивам греческой и римской классики.
Классический орнамент-лепнина на современном здании.
Орнамент лепной и резной характерен и для сооружений Древней Индии. Резьба по камню и дереву часто использовалась при украшении зданий в Индонезии. С большим мастерством художники изображали животных и людей, фигурирующих во многих композициях. Такие элементы декора присутствовали в этом регионе до воцарения исламской культуры.
Архитектурный орнамент Индонезии.
В Средней Азии орнамент в архитектуре чаще воплощался в майоликовых изразцах. Здесь в орнаменте отсутствуют изображения людей, запрещенные исламской религией. В резной орнамент нередко включали письмена. В орнаменте исламского искусства выделялись геометрический стиль – гирих (сложный геометрический орнамент), растительный – ислими (обычно на основе спирали и вьюнка), мадохили (в основу кладется «гусек», «каблучок» или другой элемент, который поворачивают вокруг центра симметрии, либо повторяют, заполняя все пространство).
Орнамент в исламской архитектуре Средней Азии.
Большой интерес вызывает кельтский архитектурный орнамент, который нередко воспринимается как некий сакраментальный символизм. Когда кельты расселились на территории нынешней Британии, у них развивалось собственное направление искусства. В орнаментах использовались религиозные символы, элементы исторических сюжетов.
Различные виды жизни: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения нашли отражение в стилизованных изображениях орнаментов. Фигуры принимали вытянутые формы, животные изображались с переплетенными частями тела: хвостами, ногами, ушами. В архитектурном орнаменте присутствовали зигзагообразные, криволинейные и прямолинейные линии, геометрические фигуры, спирали, узлы, полосы, круги. Особый интерес представляют кресты (четыре стороны света, четыре времени года), загнутые концы креста (свастика) означали круговорот, движение (позднее символ даже использовался христианской церковью как знак благополучия; трехконечная свастика — трискелис — символ солнца (символ на гербе острова Мен)). Спирали в орнаменте принимают сложные взаиморасположения (такие рисунки датируются 200 до н.э. — 200 н.э.)
Кельский орнамент из спирали.
Романский орнамент демонстрирует возвращением к древности, его можно воспроизвести в домах-замках. В 11-13 вв. в Западной Европе сформировалось романское направление искусства, которое во многом основывалось на римские традиции в декоре. В орнаменте архитектуры романского стиля соединялись узоры и рельефные изображения. Часто использовался резной орнамент с глубоким рельефом.
Романский резной рельеф очень плотно заполняет пространство фасада: порталы, арки, своды, колонны, стены. Вместе с римскими элементами присутствуют византийские, иранские и восточные мотивы, заимствованные с предметов искусства, привезенных из разных стран. Нередко использовались в рисунке на фасадах фантастические фигуры, соединяющиеся с изображениями животных.
Влияло и кельтское искусство с его языческими традициями со звериными мотивами, элементов плетенки, которые присутствовали в резном орнаменте. Кроме них присутствуют розетки, наложенные друг на друга окружности, пчелиные соты, меандр, спирали, завитки, фантастические изображения растений, полулюдей — полуживотных (кентавры, грифоны, сфинксы), цветы ленты, стебли с виноградными лозами, пальметты, птицы, животные, фантастические образы драконов, заимствованные на Востоке. Мозаичный орнамент состоит из знаков зодиака, шахматного узора, простых и сложных симметричных геометрических фигур. Нередко встречались и изображения нечистой силы в разных образах, со звериным обликом, когтями, копытами. Романтика лепного орнамента, особо привлекающая современных декораторов, составлялась изображениями доспехов, щитов, мечей, дам и рыцарей.
Романская (норманская) архитектура и орнаментальный декор.
Романский орнаментальный декор.
В готике романский орнамент обогатился новыми элементами. Стрельчатые окна, арки, ниши украшались резным орнаментом с завитками, волютами, шишечками, кругами, формируя ажурное кружево. Пинакли — башенки — нередко имели ребристый контур благодаря «краббам» — объемным листьям, имеющим специфический вид, напоминающий ползущего животного. Среди элементов орнамента лепного — крестоцветы, трилистники, фантастические существа, маски, фигуры людей и животных.
Альбом архитектурных орнаментов в готическом стиле. Северный вход Руанский собор (North entrance Rouen Cathedral).
Декор фасадов современных домов может быть изготовлен как из традиционных материалов: камня, бетона, дерева, гипса, так и из материалов искусственных, например, из полиуретана. Полиуретановый декор может в точности воспроизводить исторические аналоги. Благодаря своим характеристикам полиуретан может имитировать любой натуральный материал.
Особняк украшен полиуретановым декором, который своим внешним видом напоминает традиционный, выполненный в классическом стиле.
Украшение архитектурным орнаментом здания осуществляется на основе художественного вкуса дизайнера. При этом лепной или резной орнамент, или роспись не должны затмевать конструкцию фасада, его архитектурные формы. Напротив, орнамент выделяет отдельные фрагменты здания: оконные и дверные проемы, арки, своды, межоконные проемы, колонны, плоскость стен. Мир орнамента в архитектуре очень разнообразен. Каждая однажды найденная форма передается от поколения к поколению, часто получая новое толкование и варьируясь, но одна из них не забывается полностью.
Автор текста: М. Сергеева
Источник: architan.ru
Словарь архитектурных терминов
Абака (абак) – верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом.
Алтарь – в христианских храмах восточная часть здания, где находится престол. В православном храме алтарь отделен иконостасом.
Антаблемент – несомая часть здания, поддерживаемая колоннами. В античной архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.
Апсида – полукруглая выступающая часть здания, перекрытая полукуполом. В христианском храме апсиды располагались в восточной части, в них помещался алтарь.
Арка – криволинейное, полукруглое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене или пролетов между двумя опорами. Для готики характерны стрельчатые арки, для римской, романской архитектуры и ренессанса — полуциркульные, для мавританского стиля — подковообразные, для русского зодчества — килевидные.
Аркбутан – опорная полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор сводов на наружные устои — контрфорсы.
Архивольт – наружное обрамление арки, часто в несколько рядов, украшенное орнаментом.
Архитрав – главная балка несомой части античной архитектуры, нижняя часть антаблемента, опирается непосредственно на колонны.
Аттик – прямоугольная стенка над карнизом здания или триумфальной арки. На аттике располагались надписи и рельефы.
База – основание колонны.
Барабан – цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.
Бельведер – площадка, надстройка на верху здания, беседка, расположенная на возвышении, откуда открывается красивый вид.
Бровка – в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.
Вимперг – в готике фронтон треугольной формы над порталом или окном. Оформлялся орнаментом или скульптурой.
Витраж – застекленное окно или дверь,часто украшенное рисунком. В готике цветные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и образовывали большие многоцветные картины.
Волюта – архитектурная деталь в виде завитка, спирали. Характерна для ионической и коринфской капители.
Глава (главка) – в древнерусской архитекуре наружная часть купола в виде шлема, луковицы или шатра. Глава ставится на барабан.
Гутты (капли) – элементы античной архитектуры в виде маленьких усеченных конусов, прикрепляемых к нижней поверхности мутулов.
Дентикулы (зубчики) – ряд прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза.
Закомара – в древнерусской архитектуре полукруглое завершение наружной стены здания, образующееся от сводчатого перекрытия внутри.
Замковый камень – клинообразный камень, устанавливающийся в центре арки или свода и запирающий все остальные камни. Часто декорируется орнаментом или маской.
Иконостас – преграда, отделяющая храм от алтаря и состоящая из рядов икон, установленных в определенном порядке.
Импост – в классической архитектуре горизонтальная тяга в виде карниза или выступа, служащая опорой для венчающей стену арки. В древнерусской архитектуре — верхняя часть лопатки, выполняющая функцию капители.
Ионик – в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.
Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Капитель – часть ордера, венчающая вертикальную опору (колонну, пилястру) . Каждому ордеру соответствует своя капитель.
Карниз – верхняя часть антаблемента здания, выступающий вперед край кровли.
Кессон – углубление квадратной или восьмиугольной формы на потолке, внутренней поверхности свода.
Колонна – вертикальная опора здания, его несущая конструктивная часть, главный элемент архитектурного ордера. Состоит из базы, фуста и капители.
Консоль — горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая другие выступающие части здания: балкон, карниз, эркер. В интерьере консоль — полочка или столик, прикрепленный к стене.
Контрфорс – утолщение или выступающая часть стены, противодействующая силе бокового распора арки или свода. В готике контрфорсы отделяются от стены и устанавливаются в форме столбов с наружной стороны здания, связываясь с ними при помощи наклонных арок — аркбутанов.
Конха – в древнерусской архитектуре полусферическое перекрытие апсиды.
Крабб – декоративный элемент готической архитектуры.
Крестоцвет – в готике декоративное навершие шпиля (фиала) в виде распускающегося бутона цветка с крестообразно расположенными лепестками. Крестоцветом называют также декоративный элемент в виде круга с вписанным в него цветком с четырьмя лепестками.
Купол – внутренняя поверхность свода, близкая к полусфере.
Курдонер – парадный двор перед главным фасадом дворца, с трех сторон окруженный корпусами здания, а с четвертой — оградой или парком. Впервые появился в архитектуре Франции семнадцатого века.
Лопатка – в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры).
Лучковый фронтон – завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.
Люкарна – небольшое круглое или овальное окно на чердаке или в мансарде.
Люнет – поле стены в виде сегмента, ограниченное архивольтом и боковыми вертикальными опорами, часто декорируется росписью или рельефом.
Метопа – в классической архитектуре промежуток квадратной формы между триглифами. Декорировался рельефами или росписью.
Мутул – архитектурный элемент дорического ордера — прямоугольный выступ на нижней плоскости карниза над триглифами. На мутулах находятся гутты.
Наос – в Древней Греции внутренняя часть храма, помещение святилища, где находилась статуя божества.
Нервюра – каркасное ребро готического свода. Нервюры образуют декоративный рисунок интерьера.
Неф – главное помещение христианского храма, расчлененное вдоль колоннадой или аркадой на три или пять частей, причем, средний, главный неф выше и шире остальных.
Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента. В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.
Павильон – небольшая садово-парковая постройка для отдыха.
Парапет – невысокая каменная стенка вдоль края какой-либо части архитектурного сооружения — крыши, балкона, моста.
Парус – в древнерусской архитектуре треугольные вогнутые поверхности, образуемые при переходе от прямоугольного в плане подкупольного пространства к круглому барабану купола . В однокупольных храмах в парусах помещаются изображения евангелистов.
Периптер – тип античного храма, прямоугольного в плане, со всех четырех сторон окруженного колоннадой.
Пилястра – вертикальный плоский узкий выступ на стене с базой и капителью
Пинакль – в готике небольшая башенка с фиалом, венчающая контрфорс.
Портал – архитектурное оформление входа в здание. В древнерусском зодчестве и в готике оформлялся архивольтами, в античной архитектуре и в новое время — фронтоном, пилястрами и т.д.
Портик – в античной архитектуре открытая с одной стороны галерея на колоннах с фронтоном. Начиная с Ренессанса, использовался в архитектуре различных стилей.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада. Часто сочетаются центральный и боковые ризалиты.
Роза — в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.
Ротонда – круглое в плане здание, перекрытое куполом, часто окружено колоннадой.
Сандрик – небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.
Свод – криволинейное перекрытие здания.
Средокрестие – внутреннее подкупольное пространство храма, образованное пересечением нефа и трансепта. В готических храмах над средокрестием возводится шпиль, в древнерусских — купол.
Стереобат – каменный фундамент здания, состоящий из трех ступеней, верхняя из которых называется стилобатом.
Стилобат – поверхность для установки колонн, верхняя ступень стереобата.
Терраса – искусственная горизонтальная площадка, уступ, как бы продолжающие здание.
Тимпан – внутреннее поле фронтона, окруженное со всех сторон карнизом. На плоскости тимпана часто размещаются декоративные скульптуры, рельефы, росписи.
Трансепт – поперечный неф готического храма.
Триглиф – в античной архитектуре элемент фриза дорического ордера, выступающая прямоугольная плита с тремя вертикальными планками; чередуется с метопами.
Фасад – лицевая сторона здания. Различают боковые и задний фасады.
Фиал – в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.
Фриз – средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом. В дорическом стиле украшается чередующимися триглифами и метопами, в ионическом — рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту (так называемый зофорный фриз). Позже фризом стали называть любую горизонтальную изобразительную или орнаментальную композицию.
Фронтон – в архитектуре верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и скатами крыши.Если крыша двускатная, фронтон треугольный, если полукруглая — лучковый (в виде натянутого лука).
Фуст – ствол колонны от базы до капители.
Цоколь – основание стены, колонны, пилястры. Часто первый этаж оформляется как фундамент и называется цокольным.
Шпиль – остроконечное завершение башни, колокольни, на котором устанавливается флюгер, эмблема или флаг. Например, шпиль Петропавловского собора с фигурой ангела, шпиль Адмиралтейства с корабликом.
Щипец – островерхий фронтон средневековых домов с высокой двускатной крышей.
Эдикула – в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.
Экседра – полукруглая ниша в центре портика, часто с сиденьями вдоль стен.
Энтазис – небольшое утолщение фуста на одной трети его высоты от основания.
Эркер – выступающая часть здания, закрытый балкон с окнами.
Эхин – нижняя часть капители дорического ордера в форме округлой плоской подушки, находится между стволом колонны (фустом) и абакой.
Добавлено 18.04.2021 09:27:17
Источник: www.stroi-baza.ru