Данный мастер-класс предназначен для педагогов башкирских групп. Цель работы – изучение традиционных башкирских украшений, через изготовление нагрудного украшения- «Нагрудник».
16 апреля 2023 Мажитова Фарида Галиевна
Содержимое публикации
Мастер-класс «Башкирский национальный нагрудник»
Данный мастер-класс предназначен для педагогов башкирских групп.
Цель работы – изучение традиционных башкирских украшений , через изготовление нагрудного украшения- «Т1шелдерек» .
Данная цель определяет решение ряда задач :
— расширять знания о башкирских национальных украшениях;
— отрабатывать технологию платилинографии;
— обучать правилам работы с эскизами и шаблонами;
— обогащение словарного запаса башкирскими словами — кортбаш , селт2р, я4а, муйынса, 3акал.
— развивать художественный вкус, фантазию и творческие способности;
— развивать инициативу, самостоятельность, умение самоутвердиться и реализовать себя в жизни.
— воспитывать любовь к традициям башкирского народа , чувство гордости за родной край, уважение к труду народных умельцев;
Мастер-класс по изготовлению башкирского национального женского украшения-нагрудника
— развивать интерес к башкирскому искусству , желание продолжить традиции родного народа, посредством изучения культуры башкирского народа в оформлении национальной одежды элементами башкирского орнамента .
Структура мастер-класса :
• Выставка нагрудников .
• Инструменты и материалы.
• Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса . Обмен идеями.
• Рефлексия участников мастер-класса .
Оборудование : слайдовая презентация «Башкирский национальный нагрудник» , аудиозапись башкирской народной мелодии курая, материалы для практикума, выставка детских работ.
Актуальность. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев». Это значит, умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Для развития мелкой моторики рук, можно использовать разные виды деятельности, так как происходит быстрое улучшение речи ребенка.
Чтобы научить малыша говорить, правильно составлять предложения, надо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук. Умение делать мелкие движения из пластилина являются средством развития мелкой моторики рук. По сколько эта группа является логопедической, развитие мелкой моторики рук актуальна и востребована.
На занятиях мы с детьми изучаем особенности — башкирской национальной одежды . Меня особенно привлекли башкирские национальные украшения — нагрудники .
Мне кажется, что именно во время национальных праздников возникает чувство единства со своим народом, потому что мы погружаемся в мир прошлого, имеем возможность слушать народные песни, кушать национальные блюда, смотреть на артистов в национальных костюмах. Поэтому чем чаще и дружнее мы будем привносить в свой образ национальные элементы, тем больше шансов сохранить нашу национальную идентичность. Сегодня в Башкортостане , как и в целом по России, тенденция использования культурных традиций этнического костюма стремительно набирает обороты, и является актуальной на сегодняшний день. Сегодня предлагаю поучаствовать в создании элементов женского национального украшения – нагрудника .
Гульназ Курамшина и национальные башкирские украшения | Мастера Башкирии
Нагрудник – это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде.
Верхняя часть нагрудника вышивалась плотно расположенными кораллами, образующими ромбы, круги и полукружья. В центре таких кругов могли разместить ракушку – ортбаш, что означало «глаз дракона» – оберег от злых духов, полукруги из коралловых нитей были намеком на солярный знак, означающий солнце, энергию, жизнь.
Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Алые бусинки кораллов символизируют зарождение, начало новой жизни.
Все нагрудники отличаются по форме , рисунку и технике исполнения кораллового плетения, по цвету и материалу, из которого состоит основа.
Нагрудники были принадлежностью свадебного костюма, их надевала женщина при выходе за пределы усадьбы.
Назывались нагрудники по-разному . Юго-восточных районах называли- селтэр, восточных районах – яга, северо-восточных, в наших краях — муйынса, юго-западных- сакал.
И наши педагоги и родители своими руками изготавливают нагрудники. Вот вы можете познакомиться с нагрудниками. Данные нагрудники выполнены из ткани и декорированы монетками, бисерами; эта работа тоже выполнена из бросового материала, элементы декорированы из вискозной салфетки, эта работа представлена из фоамирана. Каждый педагог выбирает свой цвет, форму, размеры, все они индивидуальны, стилизованы, то есть современные. (Показ нагрудников)
С дошколятами на занятиях рисуем, делаем аппликации, лепку в технике пластилинографии. А мы сегодня с вами сделаем нагрудник в технике пластилинографии.
Перед вами, уважаемые коллеги, материалы для изготовления башкирских нагрудников : готовый нагрудник из картона , пластилин, карандаш. Все необходимые материалы. Сначала выбираем шаблон нагрудника . Придумываем узоры и начинаем создавать красивые башкирские нагрудники .
Берем пластилин, смягчаем и делаем колбаски так чтобы хватило на весь нагрудник. (Красный и оранжевый.)
Для манеток, делаем кружочки из желтого и белого пластилина. Когда все материалы готовы берем пластилины (колбаски) и начинаем украшать нагрудник. (Показываю). Наш нагрудник готов начинаем украшать монетами. Украсили нагрудник. Итак, у нас нагрудник готов. (Выставка нагрудников)
Такие мастер классы дают возможность не только научиться и сделать для себя неповторимое украшение, но и поближе познакомиться с национальной культурой и развивать патриотические чувства к своей родине, развивать мелкую моторику рук.
О9талы7 д2ресе. Баш7орт халы7 би621есе «Т1шелдерек».
Х2йерле к0н коллегалар, Баш7орт халы7 би621есе — т1шелдерек эшл21 о9талы7 д2ресенд2 к1ре1ем2 бик шатмын. Был о9талы7д2ресе баш7орт т0рк0мд2ре 0с0н 26ерл2нде.
О9талы7 д2ресене8 ма7саты:Т1шелдеректе платилин мен2н эшл21 ысулы аша баш7орт халы7 би621ест2рен 0йр2не1.
О9талы7 д2ресене8 бурыстары :
Баш ҡ орт хал7ыны8 милли би621ест2ре тура3ында белемд2рен ки82йте1.
Баш ҡ орт ҡ атын- ҡ ы ҙҙ арыны ң тормошонда т ү шелдеректе ң әһә ми ә те тура һ ында .
Эскиз 32м шаблондар мен2н эшл2рг2 0йр2те1.
№ 16 байлы4ын 19тере1.
!6 -аллы эшл2рг2 0йр2те16е дауам ите1.
Баш7орт халы7 йолаларына 7ы6ы73ыныу уятыу.
О9талы7 д2ресене8 структура3ы:
Инструменттар 32м эш материалдары.
Практик 0л0ш0. Идеялар мен2н б1леше1. О9талы7 д2ресен2 й2леп ите1.
?орамалдар: слайдовка, баш7орт халы7 7урай к0й62ре.
Мастер — класты8 актуаллеге: «Балалар6ы8 32л2те 32м 32л2т сы4ана4ы улар6ы8 барма7 остарында урынлаш7ан», тип я64ан В.А. Сухомлинский. Бала ни тиклем 7улы мен2н к1бер2к эшл2й, шул тиклем уйлап табыусан була. Балалар6ы8 7ул су7тарын 19тере1 0с0н т0рл0 эшт2р6е эшл2рг2 була (лего т0601, балсы7тан 212л21). Был осра7та баланы8 30йл2ше1 32л2те л2 я7шыра.
Матур итеп 30йл2шерг2, 30йл2мде д0р09 т060й беле1 0с0н, балалар6ы8 телм2рен ген2 т1гел, барма7 3ы4ылмалы4ы 09т0нд2 эшл21 м03им. Шундай ысулдар6ы8 бере3е булып пластинография , й24ни пластилиндан ва7 2йбер62р эшл21 тора. Был т0рк0м логопедик 32м м2кт2пк2 26ерлек эше алып барыл4ас , бик м03им 32м 232ми2тле . « пластилин и8 7улайлы..
Д2рес ва7ытында бе6 баш7орт хал7ыны8 милли кейемене8 16енс2лект2ре мен2н танышабы6, 0йр2н2бе6. Йылдан йыл баш7орт хал7ыны8 м262ни2тен2 и4тибар ит2л2р. Фольклор байрамдары 32м баш7а саралар 1тк2реп торалар..
«Башҡорт ҡатын-ҡыҙы – үҙ халҡының сәнғәтен һәм матурлығын фиҙаҡәр һаҡлаусы».
— Круковский М., 1909.
«Ата-бабаларыбыҙҙан беҙгә бай мираҫ – күп быуатлыҡ тарихында халыҡтың эстетик идеалдарын сағылдырыусы үҙенсәлеген барлыҡҡа килтергән традицион кейем һәм биҙәүестәр ҡалған. Бөгөн кейемдең традицион элементтарына йәнә ҡыҙыҡһыныу уяна. Тәңкәләр һәм төрлө төҫтәге сәйлән менән биҙәлгән ҡашмау, селтәр, һаҡал, яға башҡорт ҡатын-ҡыҙының иң ҡыйбатлы һәм матур биҙәүесе булып ҡала. Башҡорт һылыуҡайын тәүҙә ишетәһең, һуңынан ғына күрәһең, тиҙәр. Эйе ысынлапта был шулай.
Башҡорт селтәренең илаһи әһәмиәте
Биҙәүес булараҡ, түшелдереккә (селтәргә) башҡорт мифологияһының тәрән фәлсәфәһе һалынған. Ышаныуҙарға ярашлы, кешенең йәне ҡалҡан биҙе эргәһендә урынлашҡан. Шуға ла муйын аҫтында изге көстәр үтә алһын өсөн «инеү» урыны ҡалдырылырға һәм сихырҙан бетеү-биҙәк, мәрйен, тәңкә кеүек һаҡ ҡуйылырға тейеш булған.
Селтәрҙең өҫкө өлөшө ромб, түңәрәк һәм ярым түңәрәк рәүешендә тығыҙ урынлашҡан мәрйен менән һырыла. Бындай түңәрәк эсендә яуыз көстәрҙән һаҡлаған «аждаһа күҙе» тип аталған ҡортбаш урынлаштырыла, мәрйендән теҙелгән ярым түңәрәктәр иһә ҡояш, энергия, йәшәүҙе аңлатҡан ҡояш әйләнеше билдәһенә ишара.
Биҙәүестәргә материалдар һайлағанда башҡорт ҡатын-ҡыҙҙары уларҙың тылсымлы көсөнә ышанған. Көмөшкә – яҡлау, таҙартыу көсө, уның ялтырауы һәм сыңлауына яуыз көстәрҙе ҡыуыу һәләте ҡайтарып ҡалдырылған, шуға ла кейемдә көмөштән эшләнгән сулпылар күп булған. Алһыу мәрйен бөртөктәре тормош яралыуын, яңы ғүмер башланыуын символлаштыра.
Түш биҙәүестәрен ҡатын‑ҡыҙҙар байрам, йола ваҡытында йәки көндәлек кейгән кейеменә таҡҡан, тип хәбәр итә «Башҡорт энциклопедияһы» . Селтәр (яға, хәситәне) күлдәк йәки камзул өҫтөнән кейгәндәр. Улар мәрйен, сәйлән, ваҡ диңгеҙ ҡабырсағы, тәңкәләр баҫылған беше туҡыманан (эсенә буҫтау йәки йоҡа кейеҙ һалып тегелгән ҡыҙыл туҡыма) һәм билдәле бер тәртиптә тегелгән тар туҡымаларҙан торған. Бик күп мәрйен һәм тәңкәләр баҫылған, ауырлығы 5–6 килограмға еткән селтәрҙәрҙе башлыса кейәүҙәге ҡатындар йөрөткән. Йәш ҡыҙҙар мәрйен муйынсаҡ таҡҡан.
Түшелдеректәр төрлөсә аталған: селтәр, ҫаҡал, һаҡал, яға, муйынса, башкиҙеү, алмиҙеү һ.б. Атамаларҙың һәр береһе айырым башҡорт төркөмдәрендә ҡулланылған. Терминдар артында йыш ҡына түш биҙәүестәренең төрлө төрҙәре торған: формаһы, мәрйен һәм көмөштәр нисбәте, туҡымаға һалынған тегелеш манераһы айырылған.
Бе6 б0г0н 3е66е8 мен2н т1шелдерек би62й2с2кбе6 пластилин яр6амында.
Источник: www.art-talant.org
Мастер-класс в рамках конкурса «Педагог года — 2023» Тема: Башкирское национальное украшение «Сәсмәүер».
презентация
Изучение башкирских национальных женских украшений через изготовление «Сәсмәүер» (сулпылар)- косоплётка или накосник.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Башкирское национальное украшение «Сәсмәүер” (сулпылар)»
Данный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей, воспитанников подготовительных групп.
Цель- изучение башкирских национальных женских украшений через изготовление «Сәсмәүер» (сулпылар)- косоплётка или накосник.
-расширять знания о башкирских национальных украшениях;
-ознакомить с технологией пришивания монет;
-отработать приемы создания узора из монет на атласной ленте;
-отрабатывать правила безопасной работы с материалами (иголка);
-обогащать словарный запас башкирскими словами- сәсмәүер, сәсбау, сулпылар, көмөш тәңкәләр, таҫма, йәшел, ҡыҙыл, һары.
-развивать творческие способности, художественный вкус;
-развивать интерес к искусству башкирского народа.
— воспитывать желание продолжать традиции родного народа;
-воспитывать интерес к изготовлению национальных украшений и применению готовых изделий в оформлении предметно-развивающей среды в группе, а также в работе с детьми;
-любовь к традициям башкирского народа, уважение к труду народных мастеров, желание продолжать традиции родного народа.
-выставка башкирских национальных женских украшений
-материалы для изготовления украшения «сәсмәүер»
-практикум, привлечение к участию слушателей мастер-класса.
-рефлексия участников мастер-класса.
Оборудование: материалы для работы: ножницы, иголки, нитки, ленты атласные, монеты; выставка украшений, слайдовая презентация «Башкирское национальные украшения» с работами родителей, детей и педагогов, аудиозапись башкирской народной мелодии.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства родного народа, освоения народной культуры. Башкортостан является многонациональной республикой. Каждый ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, традиции, обычаи, нравственные ценности своего народа. Повзрослев, он становится представителем своего народа, продолжателем традиций народа. Дети должны иметь представления о культуре, традициях, быте народов своей республики, страны.
В повседневной совместной работе с детьми, в организованной образовательной деятельности мы знакомим детей с башкирской национальной одеждой, изучаем ее особенности. Сегодня в Башкортостане тенденция использования культурных традиций этнического костюма набирает обороты. Башкирский костюм плавно входит в деловую, повседневную жизнь. Глава Башкортостана Радий Хабиров своим распоряжением от 28.01.2021 года утвердил описание стилизованного делового башкирского костюма.
От наших предков до нас дошло богатое наследие — традиционная одежда и украшения. Ассортимент женских украшений был широк, это связано с общемусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством украшений его женщины. А также эти украшения служили талисманами и оберегами.
Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и украшались камнями. Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Меня особенно привлекли башкирские национальные женские украшения «сәсмәүер», которые вплетаются в волосы и придают прическе красивый вид.
Сәсмәүер — это накосные украшения, звенящие подвески, которые вплетались в косы с помощью прикрепленной к ней тесьмы. Башкирку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть, поскольку во время ходьбы эти украшения издавали звон. В прошлом сәсмәүер носили женщины всех возрастов. Как правило, заплетались в волосы в две длинные косы.
Считалось, что украшения, особенно звон монет, отгоняют злых духов, защищают от сглаза. Сәсмәүер в прошлом плели из пряжи и на двух концах крепили монеты. Сейчас косоплётки изготавливают из атласных лент и украшают бисером и бусинами. Традиционные цвета в башкирской национальной одежде — красный, желтый и зеленый. Для маленьких детей с короткими волосами длина ленты составляла 20 см, а для женщин с длинной косой до пояса или ниже — 1,5 ленты.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить башкирское национальное украшение — накосник (сәсмәүер,сәсбау, сулпылар). Перед вами один из простых вариантов изготовления сәсмәүер, на котором монеты пришиты по двум концам ленты, расположенных по середине в ряд. Начинаем пришивать монету с самого конца ленты, передвигаясь к центру.
Нужно приложить монету изнаночной стороной к ленте, отверстием слева. Первая монета должна слегка свисать. Узелочки остаются с изнаночной стороны ленты. Количество монет может быть от 3 и более.
Рефлексия участников мастер-класса
Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
-Было ли вам интересно?
-Возник ли у вас интерес к изготовлению башкирского национального женского украшения «сәсмәүер» своими руками?
Я попрошу вас оценить мою работу с помощью монет (серебряной, медной)
Если вам понравилось, покажите серебряную монету,
Если не очень понравилось — медную.
В заключение нашей встречи хочу пожелать вам крепкого здоровья, мирного неба над головой, творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Спасибо за внимание и активное участие!
Источник: nsportal.ru
Жительница Башкирии своими руками создает авторские украшения и элементы национальной башкирской одежды
Суфия Рахимова прожила вдали от родного края много лет, а вернувшись, всю любовь к Башкортостану выразила в уникальных авторских украшениях: кашмау, хаситэ, түшелдерек — от великолепных традиционных башкирских украшений невозможно оторвать взгляд. Приглашаем вас заглянуть в мастерскую, где рождаются прекрасные работы Суфии Рахимовой.
Жительница Башкирии своими руками создает авторские украшения и элементы национальной башкирской одежды
Суфия Рахимова родилась в деревне Байгузино Ишимбайского района в многодетной семье девятым ребенком. Окончив девять классов в родной школе, поступила в Салаватское педагогическое училище.
— Педагогическое училище сыграло важную роль в моей жизни. Там научили преодолевать препятствия, добиваться успехов, готовили к жизни, — вспоминает она.
Молодого специалиста направили на работу в соседнюю деревню Кинзябулатово. Проработав год, она поступает в Стерлитамакский педагогический институт. С красным дипломом в руках она отправляется в деревню Турумбетово Аургазинского района, где работает учителем и заместителем директора во учебно-воспитательной работе. А через год возвращается в Кинзябулатово, где старательно, со всей душой берется за работу: проводит экспериментальные проверочные работы, помогает составлять учебники русского языка для башкироязычных школ, нормативы техники чтения в начальных классах. Ее уроки публикует журнал «Учитель Башкортостана».
Слушает Суфия свое сердце и, когда встречает любовь — Венера Рахимова, выходит замуж.
Молодого, перспективного учителя приглашают на работу в профессиональное училище № 7 города Салавата, в стенах которого она продолжает свою исследовательскую новаторскую работу. Там она проработала семь лет. А потом семье Рахимовых пришлось уехать, оставив в сердце и Салават, ставший родным, и любимый Башкортостан.
— Мужа направили в командировку в Сургут, они с японцами строили большой нефтеперерабатывающий завод, надо было обслуживать его. Сначала уехал он, ему понравилось, забрал нас, меня, сына и дочь, к себе. 27 лет проработала в гимназии в Сургуте, была заместителем директора по научно-практической работе, потом — по инновационным технологиям, с коллективом издали более ста книг, — рассказывает она. В те годы талантливому педагогу присвоили звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
К сожалению, в 2011 году мужа Суфии Нуриахметовны не стало. Тогда она принимает решение вернуться в родные края. Зимой она живет в Салавате, а летом торопится в родную деревню — в дом, который строили вместе с любимым мужем. Именно здесь она начинает занимается рукоделием. Увлечение зародилось в 2020 году, когда Суфия Рахимова увидела у знакомой нагрудник и появилось огромное желание создавать такую красоту собственными руками.
— Думаю, достойно прошла жизненный путь: образование получила, есть семья, внучки, но, чтобы быть истинной женщиной-башкиркой, мне не хватало знания истории своего народа, была какая-то пустота. Теперь ее заполняю, наверстываю упущенное. Каждый человек должен понимать, что у него есть родной язык и земля, история и культура народа.
Если человек не будет знать своего прошлого, он никогда не сможет построить светлое будущее. В истории я черпаю силу и вдохновение. Замечательно, что 2020-й год был объявлен в республике Годом башкирского языка, 2021-й — Годом башкирской истории, а 2022-й — годом культурного наследия народов России, — делится она своим мнением.
Один из уголков дома Суфии Рахимовой напоминает настоящую сокровищницу башкирской народной культуры: здесь нагрудник — түшелдерек, кашмау, хаситэ, платья и многое другое.
— Мое самое первое изделие — нагрудник. Сразу не получилось: бисером не ровно расшит, орнаменты были не совсем правильно расположены, — дает она критическую оценку, — Но, наверное, желание создавать элементы национальной одежды, погрузившись в историю своего народа, было очень сильным. Оно и определило мое увлечение. Сейчас я работаю с удовольствием и получается все легко.
Какое-то время мы просто восхищенно рассматривали великолепные работы Суфии Нуриахметовны. А потом мастерица рассказала о творчестве подробнее.
— Нагрудник (түшелдерек) — это один из элементов одежды башкирских женщин. Его носили не только как украшение, но и как предмет, оберегающий от злых духов и сглаза. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. Сетка плетется отдельно, затем нашивается на основу.
Использую в работе серебряные монеты, но они очень тяжелые, поэтому делаю и современный вариант — с монистами. Потом начала осваивать головной убор кашмау, сейчас и хаситэ могу выполнить, — рассказывает мастерица, — Хасите — это украшение, которое надевается поверх нагрудника с левого плеча. По сути, это ожерелье, украшенное кольчатыми цепочками, монетами, каури.
По народным поверьям, монеты символизируют достаток и богатство. Уже в XVIII веке невесте надевали это украшение. Потом я начала создавать стилизованные удлиненные узкие нагрудники. Они легкие и удобные в применении.
Отдельного внимания заслуживают красивые платья, декорированные разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами — мечта любой женщины.
Рассказать о всех работах Суфии Рахимовой в рамках одной статьи просто невозможно — мастерица даже затрудняется назвать их примерное число, так много красоты уже ею создано.
Прекрасные работы Суфии Рахимовой с радостью покупают не только салаватцы, но и гости города. Например, во время Всемирной фольклориады, один из дней которой прошел в Салавате, гости из Польши, Австрии, Румынии, Индонезии покупали ее работы на память о башкирской земле. 14-летняя внучка Суфии Рахимовой Дилара выступила в роли переводчика и знакомила иностранцев с историей национального костюма. По ее словам, участники фольклориады очень внимательно слушали и интересовались техникой изготовления украшений.
Именно Суфия Рахимова создала для гид-экскурсоводов геопарка «Торатау» специальные бейджи с национальным колоритом, а для туристов — оригинальные сувениры.
Суфия Рахимова — активная участница различных фестивалей и конкурсов. Первый показ ее работ состоялся в прошлом году в Картинной галерее города Салавата, далее — фестиваль «Тамга», выставка «Уфа. Арт. Ремесла. Сувениры» в Уфе.
Младшая внучка Карима внимательно наблюдает за работой бабушки-рукодельницы. Даже уже создала вместе с ней первый нагрудник.
Дочь Гульнара Рахимова не скрывает свое восхищение мамой:
— Мы очень гордимся тем, что делает наша мама. Это нужно не только нашей семье, но и другим тоже. Знать историю своего рода, края необходимо. Мы стараемся помогать в реализации ее фантазий, идей. То, что делает мама, очень красиво, стильно и современно. В ее изделиях есть легкость, женственность. Они такие разнообразные — работы не повторяются.
Каждая пропитана душевностью, любовью. Мама — настоящая хранительница башкирской культуры, ее традиций и обычаев, имеющих многовековую историю. Кто, если не взрослые, будут передавать все это молодому поколению.
У Суфии Рахимовой впереди много планов: сшить башкирскую национальную одежду елян, камзул. Над камзулом она уже начала работать — уверены, результат будет отличный!
Источник: gazetavibor.ru