Браслеты как древнейшие украшения

Жемчуг — мифы, легенды, история…

Жемчуг — мифы, легенды, история…

Браслет — одно из древнейших украшений человечества. Его можно носить на руке, одеть на ногу или предплечье, хотя в переводе с французского слово braсelet означает именно запястье.
Изначально браслеты делали из костей и кожи животных, дерева или камня. Они были не только украшением — это был символ власти, амулеты от злых духов. Их могли носить вожди или старейшины, духовные лидеры.
В Древнем Египте, Греции, Риме браслеты носили и женщины и мужчины и не только на запястьях.
В Древней Индии, да и сейчас, количество и тип браслетов, которые носит женщина, указывает на её социальное и семейное положение.
В Европу, как украшение, браслет вернулся в XVII веке, а в XVIII, благодаря парижским ювелирам, он стал предметом роскоши.

🟢ФЛЮОРИТ 💜БУСЫ И БРАСЛЕТЫ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ🔴


Стоит только посмотреть на работы французского художника Жана Огюста Доминик Энгра (1780-1867) и немецкого живописца Франца Ксавера Винтерхальтера (1805-1873).

Alexandra Danish

Александра Датская, принцесса Уэльская, жена Эдуарда VII 1864 г. художник Франц Ксавер Винтерхальтер

рrincess victoria

Принцесса Виктория 1857 г. Королевская коллекция Соединённого Королевства Лондон, художник Франц Ксавер Винтерхальтер

Louise, Queen of Belgium

Луиза, королева Бельгии, художник Франц Ксавер Винтерхальтер

В XIX веке вошла в моду гравировка портретов на браслетах (детей, любимых).Такие браслеты изготавливали в виде медальонов и называли «сантименты» (от франц. sentiment «чувство»).

princess de broglie

Портрет принцессы де Брольи (1851-1853), музей Метрополитен, художник Жан Огюст Доминик Энгр

Empress_of_ France_ Eugenie

Портрет императрицы Евгении (1826-1920), последней императрицы Франции 1853 г., художник Франц Ксавер Винтерхальтер

portrait of a lady with a fan

«Портрет дамы с веером» художник Франц Ксавер Винтерхальтер

Обзор украшений бижутерия открывать браслеты Картье плоский, гвоздь ювелирные украшения люкс копия

Madame Muatessier

Мадам Муатесье 1851 г. Национальная галерея искусств (Вашингтон), художник Жан Огюст Доминик Энгр

female portraits

1. «Девушка с браслетом» художник Альфред Эмиль-Леопольд Стевенс (1823 – 1906)
2. «Портрет Дельфины Ромель-Энгр, жены художника», 1859 г.

Бурное развитие капитализма в конце XIX века и Первая мировая война изменили мир.

Coco Chanel

Коко Шанель (Габриэль Бонёр Шанель) 1883-1971

Многие женщины смогли позволить себе недорогие украшения и даже состоятельные представительницы прекрасного пола стали носить бижутерию. Во-первых — это стало модным (спасибо Коко Шанель), во-вторых — экономический кризис 30-х годов ХХ века привел к росту цен на золото.
Вторая половина ХХ века — это и возвращение к классике и новые материалы и разнообразный дизайн.
В наше время браслеты делают из металла, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, золота и серебра, платины, кожи и пластмассы, бисера, бусин, ткани, ниток и лент, стекла и ракушек.
На данный момент насчитывается свыше 70-ти видов браслетов, самые популярные — браслет-цепочка (на цепочку можно повесить медальон), браслет-обод (с застежкой или без), незамкнутый браслет, широкий браслет (манжет), спиралевидный (змейка), гаремный браслет (соединен с кольцом на руке), теннисный браслет и т. д.
Браслет на руку способен выполнять и медицинские функции — запись данных о болезни человека. Одно время были популярны магнитные и ионизированные браслеты (их преподносили как браслеты для здоровья), сейчас модны фитнес-браслеты. У браслета долгая история и прекрасное будущее.

Современные браслеты с жемчугом

Браслеты из жемчуга известны издавна. В XVIII веке были особенно популярны браслеты из нескольких ниток жемчуга.
В ХХ веке ювелирный дом Mikimoto вернул моду на эти украшения: классический браслет в одну нитку жемчуга, несколько ниток жемчуга с бриллиантовыми застежками и обычными золотыми, винтажные браслеты (изделия, выполненные в стиле прошлых поколений и эпох).
Но сначала — классические браслеты начала ХХ века.

Читайте также:
Изо 1 класс тема мастер украшения помогает сделать праздник

cartier-bracelet-1925

Браслет фирмы Cartier в стиле ар-деко около 1925 года. Длина 18,5 см. Бирюза, старинные бриллианты круглой огранки, натуральный морской жемчуг в основном сферической, но встречаются жемчужины и овальной формы. Всего 138 жемчужин размером от 3,1 до 5,5 мм. Цвет жемчуга серебристо-белый.
Просто элегантно дорого.

cartier-bracelet-1915

Браслет фирмы Cartier в стиле «вelle еpoque» около 1915 года. Бриллианты, платина, натуральный морской жемчуг. Размер жемчужин от 3,7 до 3,15 мм. Бриллианты европейской огранки, их общий вес 13,7 карат.
«Вelle еpoque» (прекрасная эпоха)— это период после окончания Франко-Прусской войны (1870-1871) и началом Первой мировой (1914). Период экономического процветания Европы — рождение кино, развитие воздухоплавания, успехи в технике, медицине, естественных науках, живописи, музыки, литературы.
Этот браслет — олицетворение роскоши и красоты.

mikimoto_bracelets_pear

Браслеты из жемчуга фирмы Mikimoto

mikimoto_bracelets_pearl

Браслеты из жемчуга фирмы Mikimoto

mikimoto_bracelet_cartier

Классический браслет фиpмы Мikimoto, черный жемчуг Южных морей 8-9 мм, шаровая застежка из белого золото с бриллиантом круглой огранки и браслет из новой коллекции украшений Les Galaxies de Cartier, белое золото, черный таитянский жемчугом 2019 год.

Van Cleef _ Arpels

Плетеный браслет ювелирного дома Van Cleef https://pearl-story.ru/a-little-history/braslety» target=»_blank»]pearl-story.ru[/mask_link]

Браслеты на Руси

Браслет — как бусы, кольца и серьги — одно из самых почитаемых и известных украшений. У меня — так самое любимое — особенно в комплекте с подходящими бусами. Браслеты бытовали и на Руси. Какими они были? Смотрите описание видов браслетов на Руси.

Браслеты (составлена М.В. Седовой)

1-3 — Владимирские курганы; 4 — Санкт-Петербургские курганы; 5 -Новгород; 6 — Гдовские курганы; 8 — клад у д. Коханы; 9-11, 13, 25 -Новгород; 12, 15 — Гдовские курганы; 14-19. 20, 22, 29 — Санкт-Петербургские курганы; 16-18 — Новгород; 21. 23-24. 26-25 — Гдовские курганы

— согнутые из отрезка круглой, овальной, трехгранной или четырехгранной в сечении толстой проволоки украшения, иногда слегка уплощенные с внутренней стороны для удобства.

Браслеты эти чаще всего изготовляли из литого стержня.

К древнейшим относятся так называемые , концы которых значительно расширены по сравнению со средней частью браслета и покрыты орнаментом в виде насечек, ромбов и зерневого узора.

Наиболее распространенными формами завершения браслетов являлись прямо обрубленные, а также сужающиеся концы. Они широко распространены по всей территории Древней Руси в памятниках конца I тыс. и вплоть до XV в., однако, судя по курганным материалам северной Руси, распространены они были неравномерно.

Тонкоконечные дротовые браслеты, найденные в Новгороде, в слоях с середины X до начала XIV в., различаются по составу сплавов, из которых их изготавливали.

Для X — первой половины XII в. характерны латунь и золотистая бронза. Для второй половины X в. — олово, свинец и их сплавы.

Орнаменты на пластинчатых браслетах (по новгородским материалам). Составлена М.В. Седовой.

Дротовые браслеты загнутоконечные не являются широко бытовавшим типом. Их делали из оловянных и свинцовых кованых дротов, круглых или ромбических в сечении. Концы их сужаются и спирально загнуты.

Своеобразный на их концах помещены головки хищника или дракона. Прототипом таких браслетов могли быть византийские образцы.

делали из отрезка дрота, концы которого сужали и соединяли разными способами или налагали друг на друга, а затем остов браслета обматывали. Иногда концы «замыкали» оборотным поворотом, образующим спиральную петлю. Существовали и другие варианты завязывания, но эти два встречаются наиболее часто.

Завязывание концов на браслетах известно со времени античности, затем эта традиция была заимствована византийскими мастерами, а оттуда распространилась на Русь. Завязанные дротовые браслеты, золотые и серебряные, — наиболее распространенная форма этих украшений в составе южнорусских кладов X—XI вв.

Читайте также:
Прайс украшение тортов в домашних условиях

делали из проволоки, сложенной вдвое, втрое, а иногда в четыре-восемь раз, а затем перевитой. Иногда такие браслеты дополнительно перевиты сканной нитью. Концы витых браслетов, оформленные по-разному, составляют отдельные типы. Довольно редко встречаются браслеты замкнутые, простые, выполненные из простой заготовки, концы которой вплетены друг в друга.

Мои браслеты. Все — на резинке.

Тип завязанных включает в себя браслеты с разным количеством проволок, из которых они изготовлены (две-три проволоки, иногда плетение 2 х 3). Довольно часто средняя часть таких браслетов более толстая, чем концы. Часто также витые завязанные браслеты сопровождали сканной перевитью, а концы их расковывали в единый дрот, они завязывались теми же способами, что и концы дротовых браслетов.

Очень распространенным типом витых браслетов являются трехпроволочные обрубленноконечные, изготовленные из туго свитых трехпроволочных жгутов, концы которых ровно обрублены и не сомкнуты. Согнутый на болванке браслет проковывался на жесткой наковальне металлическим молотком с верхней и нижней сторон. Для сглаживания внутренней поверхности использовали мягкую наковальню. Завершающим этапом была обработка напильником и полировка.

с петлями на концах являлись излюбленным украшением женщин северорусских племен. Сложены они втрое из одного отрезка проволоки. Концы такого браслета состоят из петли и свободного внутри нее конца . В северных районах тройные браслеты имели вытянутые узкие петли с прямым концом проволоки внутри. В южных районах браслеты имели большие округлые петли, внутри которых свободный конец проволоки изгибали по форме петли. Изготовливали эти браслеты с помощью овальной деревянной болванки по форме руки, причем браслет поверху проковывали деревянным молотком, а концы расплющивали.

(2 х 2) делали из круглой в сечении проволоки, сложенной вчетверо и перевитой, причем на одном крае были две петли, а на другом — петля с двумя концами внутри . При изготовлении внутреннюю сторону проковывали на мягкой подушке.

Бытовали еще , но находки их единичны и судить о их хронологии трудно.

Среди витых браслетов следует упомянуть о таких типах, как щитковоконечные, тонкоконечные, а также утолщенноконечные с лопатковидными концами. Все эти типы встречаются довольно редко и могут быть датированы ХI-ХIII вв.

Мои браслеты, также все на резинке.

В подражание витым браслетам изготовливали . Их отливали или в разъемной глиняной форме, полученной путем оттиска в глине витого браслета или в каменной форме, или способом литья по восковой модели. К числу подражаний витым браслетам можно отнести , изготовленные путем перекручивания стержня треугольного сечения. Крученые браслеты получили распространение не только среди древностей Руси, но и в древностях финно-угорских племен Прибалтики и в Скандинавии, в основном в ХI-ХIII вв.

подразделяются на 2 варианта: плетеные без каркаса и плетеные на каркасе. Первые сплетали из нескольких проволочек способом шнурового плетения. Концы таких браслетов могут быть замкнуты, т.е. вплетены друг в друга, могут быть завязаны по аналогии с дротовыми и витыми, могут иметь щитки на концах, могут иметь свободные или петлеобразные концы.

представляют собой украшения, изготовленные из тонкой кованой или литой по восковой модели пластины, причем в сечении они имеют форму вытянутого прямоугольника. Пластинчатые браслеты — один из наиболее распространенных видов. Замкнутые простые встречаются крайне редко среди пластинчатых браслетов, почти все они не сомкнутые. По оформлению концов браслеты эти делятся на типы.

Завязанные пластинчатые браслеты делали из длинной кованой пластины, концы которой расковывали в дрот и завязывали теми же приемами, что и витые и дротовые.

Тупоконечные или узкоконечные браслеты были распространены наиболее широко.

Вообще узкоконечные браслеты известны в памятниках и Х-ХI вв. и последующих веков вплоть до рубежа ХIV-ХV вв. Форма их менялась мало, менялась лишь орнаментация. В Х-ХI вв. наиболее распространенным узором была геометрическая плетенка с точечками внутри ромбов, которые она образует при своем переплетении. Другой особенностью узора являлся косой крест. Встречается также орнамент из треугольников, обращенных вершинами друг к другу , и зигзагов , называемый иногда «волчий зуб».

Читайте также:
Как сделать что то украшения своими руками для хэллоуина

В XII в. на смену плетеному приходит геометрический орнамент, состоящий из ромбов, косой решетки, зигзага с точками в центре. Сохраняется орнаментация линиями треугольного штампа. Узор этот являлся своеобразным оберегом.

В ХII-ХIII вв. при сохранении геометрического узора на браслетах, особенно городских, появились элементы растительной орнаментации. Появляются элементы восточной орнаментации — «узел счастья»и цветок лотоса .

Своеобразный тип пластинчатых браслетов — , т.е. концы которых загнуты трубочками наружу. Почти все они орнаментированы, причем узоры их близки орнаментации узкоконечных браслетов.

Пластинчатые овальноконечные браслеты имеют ровный корпус и овальные концы, отделяющиеся от корпуса коротким перехватом. Большинство овальноконечных браслетов изготовлено способом литья в односторонние литейные формы. Е

Своеобразный тип составляют пластинчатые браслеты, имеющие на концах звериные головки, напоминающие морды драконов. Эти украшения характерны для балтских народностей.

имеют в сечении форму сегмента, овала, треугольника или вытянутого шестиугольника. Все они изготовлены способом литья в жесткой форме с последующей холодной проковкой. Браслеты этого типа имеют не сомкнутые, слегка скругленные концы. Орнамент на них нанесен чаще всего чеканкой.

Распространены они были в Х-ХI вв., главным образом в округе крупных городов Новгородской и Ростово-Суздальской земель. На Русь они проникли из юго-восточной Прибалтики, где также датируются Х-ХI вв. В Новгороде узкомассивные браслеты обнаружены в слоях X — начала XII в.

имеют выпуклую наружную сторону, выпукло-вогнутое сечение, сужающиеся концы. Орнаментированы они рядами параллельных линий, перемежающихся змеевидным узором.

Перечисленными типами, конечно, не исчерпывается весь набор древнерусских браслетов. Он значительно разнообразнее, однако описанные выше типы в основном дают представление об их распространении и хронологическом бытовании.

По материалам книги «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова.

  • Кельты и славяне
  • Янтарные украшения
  • Обряды и традиции славян
  • Пуговицы. Какие они были и какие они сейчас
  • Народный костюм (книги)
  • Древние славяне
  • Руны и славянские обереги из серебра и золота

Источник: www.hnh.ru

Стеклянные браслеты Древней Руси

Этимологические корни слова «браслет» восходят к французскому bracelet. В начале XVII века это слово подразумевало ряд значений и переводилось с французского как «зарукавье». Согласно словарю Даля, зарукавьем называли вышитое по рукаву украшение одежды; повязку, носимую на запястье; и сам браслет. В зависимости от местного говора, в разных регионах браслеты носили название наручей, поручьев, запястей и обручей.

Браслеты являлись неотъемлемой частью костюма горожанина того времени и традиционно изготавливались из железа или стекла. Примечательно, что стеклянные браслеты являются довольно частой находкой при археологических раскопках городского культурного слоя средневековой Руси. Исследователи подсчитали, что на территории 100 квадратных метров может быть обнаружено около 200 обломков (осколков) стеклянных браслетов.

Однако исключения из этого правила встречаются довольно часто. К примеру, на территории Пскова исследователи обнаружили менее 100 обломков на территории 1 500 квадратных метров. В то же время, в культурном слое города Серенска на площади 40 квадратных метров было найдено более 5 000 обломков, а в Изяславле было обнаружено 11 000 осколков разноцветных стеклянных браслетов.

Древние стеклянные браслеты: до и после монгольского нашествия

Самые древние найденные осколки стеклянных браслетов датированы второй половиной Х века. Изначально считалось, что украшение стеклянными браслетами характеризует горожан XI-XIII веков, так называемого домонгольского периода. Более поздние исследования показали, что стеклянные браслеты, как неотъемлемая часть городской культуры, присутствовала и после монгольского нашествия. Первые свидетельства устойчивого бытования браслетов из стекла послемонгольского времени были найдены в Новгороде и датировались XIV веком. Последовавшие за этим находки подобных осколков в ряде других городов показали, что подобная практика не была исключительно новгородским явлением.

Читайте также:
Серпантин украшение что это

В одном исследователи сходятся единогласно: подавляющая часть браслетов того времени была изготовлена в древнерусских мастерских. Оставшаяся «привозная» часть была доставлена из Византии. Характерной чертой византийских украшений является полукруглый профиль, выразительный синий цвет, а также роспись золотом и эмалями.

Благодаря многочисленным находкам целых браслетов в ряде курганов в Киеве, Подмосковье и на территории мерянских племен, учёным удалось с точностью восстановить процесс их изготовления. Без этих находок, лишь по осколкам, было бы невозможно установить место и время изготовления браслетов.

За основу большинства браслетов брали отрезок стержня, вытянутого из раскалённой стеклянной массы. Затем его обрезали и закрепляли концы. Шов, образовавшийся на месте крепления, зачастую украшали различными орнаментами.

Традиционной формой древнерусского браслета является практически правильный круг диаметром 3-8 сантиметров. Византийские образцы отличаются более крупным диаметром — 8-9 сантиметров.

В качестве профиля использовали круг или «розетку» разного диаметра, форму квадрата, прямоугольника или треугольника, а также узор из нескольких пересечённых кругов. Как правило, профилю придавали правильную геометрическую форму. По типу сечения профиля различают круглые, полукруглые, витые, крученые, гладкие, треугольные, плоские и плосковыпуклые браслеты.

Техника изготовления стеклянных браслетов и состав стекла

Изготовление круглопрофильных браслетов не требовало использования дополнительных инструментов, всё зависело только от формы, сквозь которую вытягивали массу из стекловаренного горшка. Дополнительные формирующие приспособления требовались при изготовлении прямоугольных, квадратных, треугольных, плоских и плосковыпуклых профилей.

К примеру, при изготовлении полукруглого профиля, византийские мастера выкладывали раскалённый круглый стержень на плоскую поверхность, а потом, при помощи других приспособлений придавали ему более сложный характер. Затем, по ещё горячему профилю, цветными эмалями и золотом наносили орнамент. Византийские мастера славились мастерством и богатством декоративных техник. Они составляли целые композиции из прямых и волнистых линий, фестонов, восьмёрок, завитков, веток и фигурок зверей и птиц. В конце профиль вновь нагревали и закрепляли концы, завершая изготовление браслета.

Киевские мастера, при изготовлении треугольных и плосковыпуклых браслетов, пользовались техникой навивки стеклянной нити вокруг цилиндра, диаметром со среднюю толщину руки. Подобные браслеты отличаются отсутствием видимого места скрепления концов и по технологии изготовления подобны бусам, о чём также говорит ассиметричность полукруга, следы навивки и, в некоторых случаях, следы среза на концах ленты. Треугольные и плосковыпуклые браслеты украшались декоративными элементами в виде накладных нитей.

Основной состав исследованной стеклянной массы из которой изготавливались браслеты состоит из калиево-свинцово-кремнеземного стекла и соответствует составу лучшего современного хрусталя. Из такого материала, начиная с XII века, делали браслеты новгородские, киевские и рязанские мастера, а в городе Серенск, начиная с XIII века. В принципе, из подобного стекла изготовлено подавляющие количество браслетов, датированных периодом Древней Руси. Исключение составляет ряд городов (Смоленск, Полоцк, Воищина и Новгород), в которых древнерусские мастера пользовались свинцово-кремнеземной стеклянной массой.

Стоит добавить, что по составу стекла можно с точностью установить где были изготовлены браслеты, поскольку его основа незначительно, но отличалась в зависимости от города. К примеру, в Новгороде в стеклянную массу добавляли окись сурьмы, в полоцких браслетах обнаружили примесь щелочных земель, в Смоленске мастера добавляли серебро и олово, а в ныне несуществующем городе Воищина — окись титана.

Формула византийских браслетов значительно отличался от стекла «русской школы». Состав византийской стеклянной массы восходит к раннесредневекой школе стекловарения, и потому в литературе его принято называть «античным». Византийцы использовали соду, золу пустынных растений, известь и песок. Схожий состав обнаружен в стекле, изготовленном греками, поселившимися в Киеве.

Читайте также:
Для чего примерять ювелирные украшения

Форма браслетов русских мастеров не менялась в зависимости от города, чем они также отличаются от византийских.

Любопытно, что сходство цветовой гаммы, используемой в производстве браслетов новгородскими и полоцкими мастерами является случайным получением одинаковых результатов в разных условиях, в то время как киевские и рязанские мастера использовали одинаковые цвета из-за преемственности рязанской школы к киевской.

Анализируя обломки, датированные второй половиной XII века, исследователи отмечают увеличение количества браслетов, окрашенных в зеленый, бирюзовый и фиолетовый по сравнению с неокрашенными коричневыми и жёлтыми. Данное открытие говорит о стремительном развитии стеклоделия в обозначенный период. Характерным декором того времени также являлись спирали, прямые и волнистые линии, реже — пятна.

Распространение стеклянных браслетов на Руси

По типу распространения стеклянных браслетов исследователи делят города Руси на два типа.

Первый тип — производство и доставка браслетов из Киева. Характерным явлением для таких городов является отсутствие обломков браслетов в культурном городском слое XIII века, что связано с монголо-татарскими набегами. К городам такого типа относят также поселения, находящиеся в зоне киевского производства, но не подвергшиеся нападению — Туров, Пинск, Минск и Новогрудок. Данная теория подтверждается исследованием культурного городского слоя в поселениях с собственным производством и завозом из Киева (Новгород и Полоцк), где объём найденных обломков киевских браслетов в культурном слое того периода составляет менее 5%.

Те же Новгород и Полоцк являются яркими представителями поселений второго типа — города с собственным браслетным производством. К этому типу причисляют города, где в позднейших слоях почвы найдено около трети всех обнаруженных археологами браслетов.

Несмотря на подобное разделение городов по типам производства, учёные утверждают, что для точных выводов необходимо всегда учитывать химический состав и цветовую гамму найденных осколков. Поскольку возможен и третий вариант, ярким примером которого является Москва, где практически треть всех найденных браслетов была доставлена из Смоленска. Подобная практика характерна для северо-западных территорий Древней Руси, где одновременно существовало три мощных производственных центра.

Если подсчитать количество всех произведенных браслетов по пластам исследованной почвы, то можно достаточно точно определить слои первой половины XIII века. В данном культурном слое было обнаружено от половины до 2/3 общего объёма найденных осколков.

По оценкам исследователей, общий объём киевского производства составляет две трети, местное производство занимает около трети. Объём византийских браслетов оценивают в 1,5%. Однако благодаря богатству декора, выразительности форм и яркому цвету, византийские браслеты сразу заметны среди древнерусских аналогов.

Стеклянные браслеты вытеснили металлические браслеты

Началом производства стеклянных браслетов на территории Древней Руси считается начало XI века. Любопытно, что древнерусские мастера стекольного дела уже в начале Х века владели всеми необходимыми техниками для изготовления стеклянных браслетов, однако, спрос на них среди населения отсутствовал.

Исследователи полагают, что производство стеклянных браслетов на Руси началось независимо от внешних обстоятельств и было обусловлено исключительно возникшей модой на браслеты. В пользу этой теории говорит тот факт, что потребность в производстве стеклянных браслетов возникла во время роста спроса на металлические браслеты — начало XII века. Более того, к середине XII века, как только стеклянные браслеты получили повсеместное распространение, спрос на металлические браслеты напротив стал резко падать. Конечно же, решающим фактором стала лёгкость носки стеклянных браслетов, в сравнении с металлическими, а также их более богатая цветовая палитра.

Источник: mednolit.com

Рейтинг
Загрузка ...