Какой же Новый год без елочки? Пушистые хвойные красавицы, убранные мишурой и гирляндами, начинают радовать глаз задолго до праздника. Появляясь в витринах магазинов, на улицах и в кафе, они заставляют нас жить в радостном предвкушении боя курантов, подарков и исполнения желаний. А вы знаете, кто и когда нарядил самую первую елку?
Почему на верхушку принято водружать звезду и как главный символ Нового года связан с питейными заведениями? Обо всем этом читайте в сегодняшнем материале «МИР 24».
«Дерево смерти»
Традиция украшать деревья в честь наступления нового календарного года известна еще с языческих времен. Так, древние кельты в своих ритуалах использовали омелу – она символизировала долголетие и плодородие и была обязательным атрибутом праздника зимнего солнцестояния – Йоля. Благодаря кельтам омела прочно вошла в англо-саксонскую культу: долгое время она служила основным рождественским украшением в Англии, а обычай целоваться под веткой омелы распространен до сих пор. А в Скандинавии омела считалась символом мира: радушные хозяева украшали ею дома, чтобы показать – путникам здесь всегда рады.
Что ели в Древнем Риме? Меню для императоров и плебеев
Празднование Йоля у германских народов никогда не обходилось без украшения йольского дерева и обмена подарками. В канун праздника люди шли в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпицами, после чего вблизи дерева проводились различные обряды. Со временем деревца стали срубать и приносить в дом, где ставили на праздничный стол. К ветвям прикрепляли зажженные свечи, вешали на них яблоки и сладости, которые потом раздавали детям.
Славяне тоже наряжали деревья в честь праздников – чаще всего так отмечали Новолетие, приходившееся на март. Как правило, украшали березы и дубы: вокруг ветвей заплетали ленты и вышитыми убрусами (женские головные уборы). Таким образом наши предки задабривали лесных духов. Практиковались и жертвоприношения: возле дуба закалывали петухов, вокруг в землю втыкали стрелы, а некоторые приносили к дереву куски хлеба, мяса – у кого что было.
Кстати, любопытный факт: древние славяне украшали самые разные деревья, кроме ели. Дело в том, что в те времена она считалась «деревом смерти» и использовалась в основном в ритуалах, связанных с погребением. Так, еловые ветки бросали на пол в доме умершего, выстилали ими дорогу к кладбищу, делали из них траурные венки и т.д. Однако с распространением христианства отношение к ели изменилось.
От Дуба Тора к Вифлеемской звезде
С появлением ели в рождественской традиции связан ряд легенд. Одна из них отсылает нас к Святому Бонифацию – видному немецкому миссионеру, который проповедовал в VIII веке. Как утверждают некоторые источники, однажды Бонифаций прибыл на север земли Гессен, чтобы обратить местное население в христианскую веру.
Что на самом деле ели в Древней Руси: блюда, которые Вас сильно удивят!
Он отправился в лес, где росло священное для язычников дерево – Дуб Тора. Бонифаций решил срубить его, чтобы показать людям ложность их богов. Один удар топора – и на глазах у изумленной толпы мощный ствол рухнул, распавшись на четыре части, которые образовали крест. Язычники ожидали, что бог грома разгневается, но увидев, как легко пала их святыня, уверовали во Христа.
При падении дуб повалил на своем пути десятки других деревьев, и уцелела лишь маленькая елочка. Бонифаций назвал это чудом и усмотрел в этом божественный знак. Так, согласно легенде, ель стала главным рождественским деревом.
Но обратимся от преданий к реальной истории. Большинство ученых склоняются к тому, что традиция наряжать рождественскую елку, какой мы знаем ее сегодня, оформилась позднее – в XVI веке. Впрочем, в одном легенды были правы: родиной обычая является Германия. Немалую роль в закреплении статуса ели как главного атрибута Рождества сыграли и браки между представителями знатных родов.
Немецкие принцессы, выходя замуж, прививали красивый обычай в новых домах. Таким образом традиция наряжать елку вскоре распространилась в Австрии, Англии, Франции, Чехии, Голландии, Дании и других странах Старого Света. В Америке новогодние елки также появились благодаря немецким эмигрантам. Вначале их украшали свечами, фруктами и сладостями, позднее на ветви стали вешать игрушки. Их делали из воска, ваты, картона, а впоследствии и из стекла.
Но почему верхушку ели всегда венчает звезда? Поиски ответа приводят нас к еще одной красивой легенде. Согласно народному преданию, родоначальником знаменитой традиции был не кто-нибудь, а сам Мартин Лютер – знаменитый богослов и реформатор. Однажды в канун Рождества он возвращался к себе домой через лес.
Устремив взгляд к небу, Лютер поразился великолепию звезд, усеявших небесный свод. Их было так много, что казалось, будто даже на верхушках высоких елей и сосен искрятся небесные огоньки. Вдохновленный этим образом, Лютер срубил маленькую елочку, посадил в кадку и, придя домой, поставил на стол. Верхушку он украсил звездой – в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к пещере, где родился Христос.
Праздник на крыше кабака
В Россию традицию праздновать Новый год вместе с другими иноземными обычаями принес Петр I. В 1699 году он ввел новый календарь и учредил праздник, фактически заменивший собой Новолетие, до этого отмечавшееся 1 сентября. Царь повелел всем своим подданным украшать дома и большие проезжие улицы ветками елей, сосен и можжевельника или целыми хвойными деревьями.
1 января 1700 года вся Москва веселилась, пела и танцевала, жители поздравляли друг друга с Новым годом и запускали фейерверки. Однако Нового года в традиционном понимании тогда еще не было. К тому же, до сельской глубинки царские нововведения доходили медленно, да и крестьяне – народ консервативный. В итоге за 50 лет традиция не прижилась и со смертью Петра фактически исчезла.
Но было одно место, где елка все-таки осталось – им, как ни странно, оказался кабак! Дерево привязывали к колу и устанавливали на крыше или у ворот заведения. Это был своего рода опознавательный знак.
Из-за этого кабаки в народе стали называть «елками», и появились такие выражения, как «пойти под елку» или «упасть под елку» (отправиться в кабак), «елку поднять» (пьянствовать), «елкин» (состояние алкогольного опьянения). Елка стояла на крыше пивнушки весь год и к концу его была уже порядком засушенной, весьма скорбного вида. К Новому году этот обычай уже, по сути, отношения не имел.
Подарок царской невесте
Вновь хвойные символы праздника появляются в России уже в XIX веке. На этот раз – благодаря императору Николаю I. Женившись на прусской принцессе Фридерике (в православии – Александре Федоровне), царь решил сделать новоиспеченной супруге подарок, который напомнил бы ей о родном доме. Так в Зимнем дворце начали проводить новогодние торжества.
Сперва столы украшали букетиками из еловых веток, а в 1819 году Николай Павлович впервые приказал поставить в Аничковом дворце новогоднюю елку. А почти 30 лет спустя в столице появилась первая публичная рождественская елка, которой смогли полюбоваться все желающие: она была выставлена в здании Екатерининского (ныне Московского) вокзала в 1852 году. Постепенно новогодние торжества дошли до «низов», и во второй половине XIX века нарядную елочку можно было встретить практически в каждом доме.
С приходом XX века Новому году вновь пришлось несладко. В 1914 году началась началась Первая мировая война, и многие семьи, хотя на тот момент новогодняя елка уже считалась русской традицией, начали отвергать и атрибут, и сам праздник. Внезапно вспомнили, что традиция – немецкая, а значит вражеская, отсюда и начались гонения на бедную елочку. Хотя в архивах до сих пор можно встретить снимки, на которых солдаты даже в окопах наряжали елку.
«Жить стало веселее»
В 1917 году произошло еще одно крупное событие, сильно повлиявшее на общественную и культурную жизнь в России – Октябрьская революция. Как и следовало ожидать, атеистически настроенные большевики крайне негативно относились к Рождеству, а вот Новый год сразу запрещать не стали. Даже Ленин не чурался этого праздника: хорошо известна его знаменитая поездка на новогоднюю елку в Сокольниках, где Владимир Ильич встретил Новый 1919 год в окружении воспитанников Лесной школы.
Но постепенно и в этом безобидном празднике углядели идеологическую диверсию и начали его потихоньку переделывать. Сначала были попытки устраивать комсомольскую, «антибуржуазную» елку, но в конечном счете ее просто отменили. Власти старались всеми силами отвлечь людей от праздника, замещая его различными спортивными мероприятиями. А в конце 20-х – начале 30-х годов дело дошло до того, что по улицам ходили специальные патрули, которые следили: не стоит ли где наряженная елка. И если у кого-то замечали такой «антисоветский» элемент, человек мог потерять работу, а то и хуже.
Но 17 ноября 1935 года Иосиф Сталин, выступая на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц, произнес знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Это был своего рода сигнал: настало время наряду с уже сложившимися советскими праздниками предложить людям что-то менее политизированное, привычное, легкое. И Новый год был идеальным кандидатом на роль такого праздника.
28 декабря 1935 года в главной газете СССР «Правда» появилась статья, в которой предлагалось организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев. Естественно, публикация была согласована со Сталиным. Организацию праздника взяли на себя пионеры и комсомольцы. И уже 31 декабря новогодние елки прошли в школах, детских домах и клубах.
С тех самых пор Новый год не покидает дома россиян, неизменно принося с собой запах мандаринов, оливье и шампанского – уже чисто национальных элементов, которыми он обрастал на протяжении десятилетий. И лишь она веками остается неизменной – сверкающая огнями новогодняя елка, под которой всех обязательно будут ждать подарки и чудеса.
Источник: mir24.tv
Чем и как ели в старину?
На столе у королей и герцогов не было недостатка в драгоценной утвари — из золота и серебра. Чего только там не было! А одной вещи все-таки не хватало — вилки, самой обыкновенной вилки. Ели тогда руками, не стесняясь запускать все пять пальцев в общее блюдо.
Да и ножей было немного — два-три на весь стол. Приходилось то и дело обращаться к соседям с просьбой передать нож.
Тарелок не было совсем. Их заменяли большие круглые ломти хлеба. После обеда эти «тарелки», пропитавшиеся мясной подливкой, бросали собакам.
И тарелки и вилки появились лишь триста лет тому назад, и то не в каждом доме, а только во дворцах.
Давайте отправимся в XIV или XV век и заглянем в рыцарский замок как раз тогда, когда там собираются сесть за стол.Высокая каменная лестница ведет в большую темную залу со сводчатым потолком, едва освещенную факелами. На окнах ставни, хотя на дворе еще белый день. Время зимнее, и надо беречь тепло — ведь оконные стекла еще не изобретены.Хотя эта комната — столовая, обеденного стола в ней не видно. Стол принесут, или, вернее, сделают, перед самым обедом.
Но вот появляются слуги в зеленых безрукавках из домотканого сукна, в длинных желтых чулках и красных башмаках с острыми носками. В один миг устанавливаются козлы. На козлы кладут доски.
Выстроенный таким способом стол покрывают белой скатертью, на которой вышиты олени, собаки и охотники, трубящие в рог.
На стол ставят солонку, кладут тарелки из хлеба и два ножа. Остается придвинуть к столу скамьи и звать гостей к обеду.
Господа вваливаются шумной толпой. Владелец замка, его сыновья и гости — соседние помещики — только что вернулись с охоты. Это рослые бородатые люди с румянцем во всю щеку.
Вместе с ними вбегают в залу две любимые собаки хозяина — свирепые звери, готовые по одному знаку разорвать человека.
Позже всех входит жена рыцаря, хлопотавшая по хозяйству.
Компания усаживается за стол. Аппетит у всех волчий. Кравчий (слуга, подающий мясо) приносит из кухни, находящейся на дворе, огромное блюдо с дымящимся медвежьим мясом. Разрезав мясо на куски, он подает его на острие ножа обедающим. Мясо густо наперчено и обжигает горло.
Четверть медведя исчезает в четверть часа. За ней следует кабаний бок с таким же жгучим соусом, олень, зажаренный целиком, лебеди, павлины, всевозможная рыба. Груда костей и рыбьих хребтов вырастает на скатерти около каждого сидящего за столом. Под столом тоже идет работа: собаки, ворча друг на друга, грызут кости, которые им бросают люди.
Едят долго и много. Еда — главное развлечение в этой медвежьей берлоге. Слуги едва успевают подавать новые и новые блюда — пироги, яблоки, орехи, пряники. Вина и меду выпивают за обедом чуть ли не целые бочки.
Не мудрено, если под конец тот или другой из гостей валится на пол и среди разноголосого шума, хохота, лая собак раздается мощный и протяжный храп.
В 1608 году побывал в Италии один англичанин, которого звали Томас Кориат. Во время путешествия он вел дневник, в который записывал все, что его особенно поражало. Описывает он и великолепие венецианских дворцов, стоящих посреди воды, и красоту мраморных храмов древнего Рима, и грозное величие Везувия. Но одна вещь поразила Кориата больше, чем Везувий и венецианские дворцы.
В его дневнике есть такая запись: «Когда итальянцы едят мясо, они пользуются небольшими вилами из железа или стали, а иногда из серебра. Итальянцев никак нельзя заставить есть руками. Они считают, что есть руками нехорошо, потому что не у всех руки чистые».
Прежде чем отправиться домой, Кориат обзавелся такими «вилами». Вилка, которую он купил, была мало похожа на наши вилки. У этой вилки было всего два зубца, а ручка, украшенная на конце шишечкой, была совсем крошечная, ненамного длиннее зубцов. В общем, этот инструмент напоминал скорее камертон, чем вилку. Он попал в Италию из Византии, а византийцы, в свою очередь, завезли этот столовый прибор с Ближнего Востока в XI веке.
Вилки, изготовленные в VIII-IX в. в Иране
Вилки с двумя прямыми зубцами могли использоваться только для нанизывания пищи, а не для зачерпывания
Приехав домой, Кориат решил похвастаться перед друзьями и знакомыми своей покупкой. На званом обеде он вытащил из кармана вилку и принялся есть по итальянскому способу.
Все взоры устремились на него. А когда он объяснил, что это за штука у него в руках, всем захотелось рассмотреть поближе итальянский инструмент для еды. Вилочка обошла весь стол. Дамы восторгались изящной отделкой, мужчины удивлялись изобретательности итальянцев, но все в один голос решили, что итальянцы большие чудаки, что есть вилкой очень неудобно.
Томас Кориат пробовал спорить, доказывая, что нехорошо брать мясо руками, потому что руки не у всех чистые. Это вызвало общее возмущение. Неужели мистер Кориат думает, что в Англии никто не моет рук перед едой? Неужели нам мало десяти пальцев, данных природой, и мы должны добавлять к ним еще два искусственных пальца? Пусть-ка он покажет, легко ли справляться с этими нелепыми вилами.
Кориат захотел показать свое искусство. Но первый же кусок мяса, взятый им с блюда, шлепнулся с вилки на скатерть. Смеху и шуткам не было конца. Пришлось бедному путешественнику спрятать свою вилочку обратно в карман.
Прошло лет пятьдесят, прежде чем вилки вошли в моду и в Англии.
Есть всякие предания и легенды: о том, как люди научились добывать огонь, о том, кто был первым кузнецом, и т. д. и т.. д. Есть предание и о том, почему стали употреблять вилки.
Рассказывают, что вилки были изобретены тогда, когда стали носить большие кружевные воротники. Воротники эти мешали есть: они подпирали подбородок и не давали наклонять голову, словно голова была посажена на большое круглое блюдо. В таком воротнике, конечно, было удобнее есть вилкой, чем руками.
Это, вероятно, сказка. Вилки появились тогда же, когда стали чаще менять белье, мыться, то есть попросту тогда, когда люди стали чистоплотнее.
Почти одновременно с вилкой вошли в употребление тарелка и салфетка.
У нас они появились в конце XVII века. Вот что писал тогда путешественник Мейерберг: «За обедом для каждого гостя кладут на стол ложку и хлеб, а тарелку, салфетку, нож и вилку кладут только для почетнейших гостей».
Использованная литература:
М. Ильин «Рассказы о вещах»
Источник: allforchildren.ru
Ель — сакральное дерево славян
Как-то именно в этом году захотелось погрузиться в изучение символики, связанной с Елью и вообще хвойными в русской, славянской традиции. Сначала хотела осветить тему ели только в связи со свадебными обрядами и ее символику, а когда начала изучать, то поняла, что смыл сильнее, глубже. Поэтому немного погрузимся в роль Ели в народной традиции.
Всегда к Ели у меня было особое отношение. Я абсолютно точно считывала ее, как нижнемирное дерево. Было не совсем понятно, зачем люди ее сажают рядом с домом, потому что Ель — прямой портал в нижние миры, она очищает, обнуляет первые 10-15 минут, а потом снимает любого рода энергетику с живого человека, то есть вампирит.
Это ее особенность — не плохая, но с ней надо научиться правильно работать. Ель — дерево бога Велеса нижнемирного — хозяина закрыдных Лугов, куда отправляются Души после смерти и находятся там до следующего своего воплощения. Зато нет ничего сильнее ели в обрядах, потому что даже обряды защиты, обряды на Велесовы святки — все самые сильные на энергиях и с использованием Ели и силы Велеса.
Ель в свадебных обрядах
Во многих свадебных обрядах России и Украины присутствовала Ель или другие хвойные деревья. Ее наряжали на свадьбу печивом (выпечкой в форме шишечек и птичек). Ель стояла в избе девицы, где собирался девичник перед свадьбой, и на протяжениии всей свадьбы наряженная ель стояла недалеко от молодых. Ель — была символом перехода и чистоты, непророчности, девственности. Именно благодаря своим свойствам к очищению, обнулению ее ассоциировали с девственной природой невесты.
Также она была символом перехода и помогала невесте перейти из состояния девицы в состояние жены. Вся свадебная обрядовость была направлена на то, чтобы облегчить молодым и их родам непростой энергетический и духовный процесс слияния сил двух родов, процесса вхождения девушки в Род доброго молодца.
Трудно представить, насколько энергетически тяжелыми являются эти процессы и все действо свадьбы было призвано облегчить это. Каждая деталь, каждый оберег, каждое действие призвано было поспособствовать процессу перехода. Девица «умирала» энергетически в своем Роду, доме и возрождалась в роду Мужа. Это ли не переход?
Она умирала как непорочная, чистая девица и рождалась в новой ипостаси. Именно поэтому иногда, наряду с радостными торжествами, параллельно предполагалось оплакивание и процесс расставания с семьей, в которой она выросла и с подругами, которые были ее верными спутницами до замужества. Ель же во всем этом действе олицетворяла невесту, не ведающую женской жизни, являлась символом добрачного периода и девичьей чистоты.
Вспомним множества песен, которые мы до сих пор поем, но не понимаем глубинного их смысла.
«Калинка» (слова и музыка: Иван Ларионов)
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосёнушка ты зелёная,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
В песне явно описан переход из спящего, невинного состояния девицы в чувства, которые пробуждают к жизни другие силы внутри девицы. Не зря считалось плохой приметой сажать ель рядом с домом, где жила полноценная семья, потому что ель обнуляла женскую дородную энергетику, связанную с замужней жизнью. Считалось, что либо эта женщина потеряет своего мужчину, либо он умрет раньше положенного. Вот вдовам жить недалеко от еловых лесов не воспрещалось.
Другие сферы применения ели
Помимо свадебной символики Ель имеет отношение к потустороннему Миру и к обрядам, связанным со смертью. Если первую часть статьи я полностью создала сама, то в этой буду также использовать некоторые интересные факты из разных источников. Пришлось кое-что перечитать и пособирать. Именно особенности энергетики Ели заставляли интуитивно многих реагировать тревогой в душе, и смутными переживаниями. Вспомним даже примеры из поэзии и литературы.
В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А.А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Лев Толстой в «Войне и мире», описывая первую встречу Андрея Болконского с дубом, также говорит о том неприязненном впечатлении, которое «задавленные мёртвые ели» производят на героя: «Рассыпанные кое-где по берёзнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме». Вечнозеленые — вечноживущие. В древней Греции ель была священным деревом Артемиды, у кельтов, хантов, вотяков, удмуртов и многих других народов елям поклонялись и приносили жертвы.
Вообще, на Руси старые деревья в народной культуре наделялись мудростью, а молодые деревья помогали решать молодёжные проблемы. Учитывая то, что Ели росли на болотистых местностях, их бытие связывали с водой рядом. Вода являлась переносчиком информации, именно через подземные реки Земля была объединена информацией из разных точек Планеты.
Если сесть у воды и помедитировать на неё, то можно считать информацию, которую она принесла из других краев. Под деревьями слушали волю Богов (ср. название леса – «шум»), вода и дерево вкупе — вдвое увеличивали силу контакта. Получалось что-то вроде завораживающе — немигающего «божьего ока», в котором можно было найти ответы на свои вопросы.
В древности у финнов существовал ритуал слушания ели: крестьянин, чтобы получить нужную ему информацию, проводил ночь под кроной ели, которая находится возле его дома, и дух сообщал её. При строительстве дома крестьянин на месте строительства должен был провести ночь под елью, и если ему приснится дух, то строительство дома ему угодно, в противном случае откладывали. Или по шуму кроны пытались определить — можно ли здесь строить, иногда даже рожали под корнями ели.
Известный искусствовед В.Г.Брюсова, обследуя часовню в карельской д. Маньга (памятник XVII—XVIII вв.), констатирует: «Иконы местных писем большей частью писали на сосновых или еловых досках. » Это же явление отмечается и в Сибири — народные иконы там также писались на ели. Случайно ли народные часовенные иконы писались на еловых или сосновых досках? Имела ли порода дерева сакральное значение?
Нашим предкам были хорошо известны физические свойства ели: «Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой древности. Старинный русский инструмент — гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды. «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает — скачет».
В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке — разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели. Все это стало известно после раскопок археологами древнего Новгорода. Французский исследователь XIX в. Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что скорость звука в воздухе в 15—16 раз меньше, чем в еловой древесине.
Было множество попыток заменить древесину ели другими древесными породами, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что вряд ли удастся скоро найти материал, подобный по свойствам акустики резонансной ели… Музыкальные способности ели проявляются порой совсем неожиданно.
Вдруг запоет еловая древесина в предметах, которые не имеют к музыке никакого отношения. Быть может, не случайно знаменитые вологодские кружева плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10-12 пар коклюшек перебирает одновременно в руках кружевница. Соприкасаясь друг с другом, коклюшки издают мягкие негромкие звуки, напоминающие звуки ксилофона… И не случайно заказывают мастерицы коклюшки чаще всего из ели — ведь певучая резонансная древесина вологодской ели славится давно у музыкальных мастеров нашей страны. (Геннадий Федотов «Этюды о деревьях»).
Ель как часть крестьянского дома
При закладке нового дома для нижнего венца выбирали ёлку, которой придавалась символика «души предков», а потому они получили прозвища — «ельники». Надо отметить, что верх дома венчали особые крюки — «курицы», на которых держалась безгвоздевая крыша. Делались курицы из корневища ели.
В сакральном осмыслении крестьянского дома как храма ель есть его аналог, вертикаль, соединяющая мир предков и небо. Причём крюк курицы иногда вырезался в форме дракона, связь которого с миром мёртвых хорошо изучена. Если учесть, что обильные этнографические материалы постоянно напоминают о соотношении курицы с Велесом, миром мёртвых, то, видимо, название это не случайно. Однако, из ели, как и из осины, запрещалось строить дома целиком, только отдельные его элементы. И это правильно.
Ель — древо предков
О принадлежности ели к иному миру и её связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми, Архангельской области и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели. «В мировоззрении печорских староверов, — пишет исследовательница старообрядчества в Коми Т.И.Дронова, — хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища — ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли тёмным». На карельских кладбищах нередко можно увидеть ель (космическую вертикаль), увешанную тряпочками и полотенцами.
Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Еловые ветви кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»).
Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы воспрепятствовать духам следовать за живыми к дому. Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели), аналога или заместителя мифологического мирового древа, в них было средоточие животворной природной силы» (Конка).
На обрубленных ветках карсикко сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей. Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы, или в дровнях возили еловое дерево в праздник масленицы (Максимов).
Самоубийц Рода, как правило, закапывали не на кладбище, а именно в хвойном лесу, у дороги или за оградой кладбища. Этому были множества причин, которые современные люди уже перестали осознавать. Я как-то пару лет назад делала большое занятие по похоронным обрядам на Руси. Очень много интересного и важного, что нужно бы знать каждому человеку. Подробнее о нем можно посмотреть здесь.
В современном сознании за Елью закрепились новые смыслы, потому что не так давно, всего несколько веков назад, было введено празднование Нового Года, связанное с украшением елки. В России елку на Новый Год стали наряжать довольно поздно по сравнению с другими странами Европы, раньше этой традиции совсем не было. Произошло это при императоре Петре I, который перенял этот обычай у своих немецких товарищей, которыми во время его правления было заполнено все российское государство, даже в Российской Академии наук того времени из 34 членов Академии русскими были только 3 человека. Это Ломоносов, Устяров и Ярцов.
Поделиться:
Если статья оказалась Вам полезной, Вы можете выразить автору благодарность материально в размере, который посчитаете нужным: Поблагодарить
Оплату заказа можно произвести любым указанным ниже способом:
![]() (экс-Яндекс.Деньги) |
410013509722206 | Галина Александровна К. |
![]() |
79040696689 | |
![]() (Только внутри России) |
2202 2010 1711 0582 | Василий Александрович К. |
![]() (Только внутри России) |
79159423258 Сбербанк | |
* Возможность оплаты другими способами уточняйте. |
Источник: zhivokolo.ru