Прочитайте текст и выполните задания 1 – 6
(1)Передо мной серело пустынное поле. (2)Один сторожевой курган, верный защитник
степи, стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. (3)С утра в степи было по-весеннему
холодно и ветрено. (4)Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. (5)За
мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. (6)Темнея пятнами
лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. (7)Ветер, дувший мне
навстречу, холодил лицо. (8)Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством радости.
(9)За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. (10)Есть что-то
чистое и веселое в этих апрельских болотцах. (11)Над ними вьются звонкоголосые чибисы,
серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы.
(12)В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.
(13)Курган, с голубыми цветами и маками, был дикий, еще ни разу не тронутый плугом.
(14)«Время его, — подумал я, — навсегда проходит. (15)В вековом забытьи он только вспоминает
далекое былое, прежние степи, прежних людей».
1
Замените словосочетание ЧУВСТВОМ РАДОСТИ (предложение 8), построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЯ.
Напишите получившееся словосочетание_______________________________________
2
Выпишите грамматическую основу предложения 3
_______________________________________________________________________
3
Среди предложений 4-8 найдите предложение с обособленным согласованным
определением. Напишите номер этого предложения________________
4
Среди предложений 13-15 найдите предложение с обособленным несогласованным
определением. Напишите номер этого предложения______________
5
Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным распространенным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения__________
6
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения_______________________________
7
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-
ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Если ей не нравится,(1) могла бы отдать кому-нибудь – мне,(2) например,(3) или Нюре. Но она
почему-то не отдает,(4) наверное,(5) сушит на сухари и продолжает запасаться.
Ответ:________________________________________________________________
8
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-
ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.
Глядя на дым,(1) можно определенно сказать,(2) будет ли завтра дождь,(3) ветер или снова,(4)
как сегодня,(5) солнце поднимется в глубокой тишине,(6) в синих прохладных туманах.
Ответ:_____________________________________________________________
9
Где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым? Запишите номер
предложения
1)
Молодость бескорыстна и великодушна.
2)
Человек есть украшение мира.
3)
Без дела жить небо коптить.
4)
Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует загонять в
стойло.
Ответ:______________________________________________________
10 Укажите номер простого неполного предложения или сложного предложения, одна
из частей которого является простым неполным предложением
1) Просто не терпится рассказать о самой дороге, о живой встрече, о разговоре.
2) Стемнело быстро, внезапно.
3) Звезды – это те же солнца.
4) Ранней весной здесь растут сморчки, летом – красивые рыжики.
Ответ:______________________________________________________
11 Укажите количество грамматических основ в предложении:
Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как
сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.
Ответ запишите цифрой______________________________________________
Остап Холметов Вопрос задан 24 сентября 2019 в 5 — 9 классы, true»> Поделиться
Русский язык. Неполное простое предложение. Видеоурок
ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Источник: matfaq.ru
ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Грамматическая основа д в у с о с т а в н ы х простых предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, например: Белая берёза под моим окном принакрыласьснегом, точно серебром. (С. Есенин).
У о д н о с о с т а в н ы х простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными.
Назывные – это такие односоставные предложения, у которых главный член — подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем, например: Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин).
Определённо-личными называются предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин).
В неопределённо-личных предложениях глагол-сказуемое выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени: За рекой косили. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
Обобщённо-личные предложения указывают на обобщённое лицо. Им обычно является 2-е лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и пожнёшь.
Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.
· ВИДЫПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ НЕОБХОДИМЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения налицо: С запада надвигалась дождевая туча. Постепенно темнело.
Неполные простые предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу: Товарищ пошёл в библиотеку, а я – в бассейн.
Задания, упражнения, тесты
Расставьте, где нужно, знаки препинания. Надпишите сверху, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. Выучите наиболее понравившиеся из цитат наизусть.
А. 1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М. Горький) 2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев) 3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков) 4. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев) 5. Быть грубым – значит забывать собственное достоинство. (Н.Чернышевский)
2. Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире. ОБРАЗЕЦ: Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин) – Смерть – то, чего мы не минуем.
1. Человек есть украшение мира. (М.Горький) – ______________________
2. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов) – __________________________________________________
3. Восстановите пословицы. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено ТИРЕ.
1. Курить, вредить, здоровье.– ______________________________________
2. Без, небо, коптить, дело, жить. – __________________________________
3. Точить, учить, ум. – _________________________________________
4. Вредить, спешить, дело. – ____________________________________
4. Перестройте предложения по образцу. Объясните графически постановку ТИРЕ между подлежащим и сказуемым.
1. Лес помогает в борьбе за урожай.– ________________________________
2. Любимым занятием моим стало изучение карты. – __________________
3. Олимпия является родиной Олимпийских игр. – _____________________
4. Луна является спутником Земли. – _________________________________
5. В каком предложении подлежащее выражено СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ?
1) Снова что-то зашумело в лесу.
2) Эта новая неудача меня обескуражила.
3) Через несколько минут среди пустой снежной равнины появилось несколько сот человек.
4) Отчего ты такая, земля моя дорогая?
6. В каком предложении сказуемое ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ?
1) Не может судьба одни щедрости сыпать.
2) Ветераны рады встретиться с фронтовыми друзьями.
3) Он всегда готов помочь другу.
4) Изредка порывами налетал ветер.
7 В каком предложении сказуемое СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ?
1) Пётр рад был встретиться с другом.
2) Книги могут рассказать о многом.
3) Он готов был с нами согласиться.
4) Спектакль был признан лучшей постановкой сезона.
8. В каком предложении сказуемое СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ?
1) Она будет учиться в гимназии.
2) Он должен был признать свои ошибки.
3) Мы будем ждать от вас вестей.
4) Моя подруга была, как всегда, на высоте.
9. В каком предложении есть ОПРЕДЕЛЕНИЕ?
1) Ветер раскачивает деревья.
2) Темнота заползает под кусты.
3) Между деревьев мелькнул огонёк.
4) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.
10. В каком предложении есть ДОПОЛНЕНИЕ?
1) В лесу прижилась ласковая осень.
2) С шелестом падали сухие листья на землю.
3) Горький запах дубовой коры заполнял лес.
4) При ветре леса шумят океанским гулом.
11. В каком предложении есть обстоятельство МЕСТА?
1) В сентябре приходят жёлтые дожди.
2) Золотая осень наряжает землю.
3) В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва.
4) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
12. В каком предложении есть обстоятельство ВРЕМЕНИ?
1) По опушкам леса растут подосиновики.
2) Вдруг с громким лаем выскочила большая собака.
3) Ранним утром далеко слышится рёв старого лося.
4) Ребята посадили в саду яблони.
13. В каком предложении есть обстоятельство ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ?
1) В лесу раздавался топор дровосека.
2) Неожиданно раздался звук охотничьего рога.
3) Ель – символ вечной молодости.
4) Хороша степь ранним летним утром.
14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить ТИРЕ?
А. Петербург. город белых ночей.
Б. Человек, равнодушный к своему языку. дикарь.
В. Заря. как пожар на снегу.
Г Мир без песен. неинтересен.
1) А, В 2) Б, Г 3) А, Б 4) В, Г
15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ?
A. Боец – это ещё не воин.
Б. Ноябрь – не зима, а предзимье.
B. Речи как мёд, а дела как полынь.
Г. Жить на земле, душой стремиться в небо вот человека радостный удел.
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г
16. Укажите предложение с ПРЯМЫМ порядком слов.
1) Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами голубое небо.
2) Из-за туч медленно выплывали хребты снеговых гор – облаков.
3) С конца сентября наши сады пустели.
4) Шумит ветер мокрой листвой деревьев.
17. Укажите предложение с ОБРАТНЫМ порядком слов.
1) Ветер целыми днями рвал и трепал деревья.
2) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе золотистый свет низкого солнца.
3) Воздух делался чист и ясен.
4) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвой, между деревьями.
18. Какое предложение по цели высказывания является ПОБУДИТЕЛЬНЫМ?
1) Низкие тучи прятали далёкий зимний месяц.
2) С деревьев ещё долго будут падать потревоженные ветром хлопья снега.
3) Из-за гор показывается громадное багровое солнце.
4) Пролетайте, тучи, над землёй.
Источник: poisk-ru.ru
ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По наличию или отсутствию главных и второстепенных членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные предложения — это те, в которых присутствуют все члены предложения: Мы пошли гулять в сквер.
* Внезапно потемнело.
Неполные — предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, его можно восстановить по смыслу: Они решили идти коротким путем, я — длинным.
В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире: Мир освещается солнцем, а человек — разумом (Пословица).
1. Укажите неполные предложения, в которых ставится тире.
а) Он мне подарил книгу я ему кассету.
б) Для водолаза самое опасное поддаться панике (И. Соколов-Микитов).
в) Начнутся каникулы поедем на дачу.
г) Мы прилежные ученики.
2. В каких случаях во всех предложениях ставится
а) Детство ядро будущей человеческой личности. Пошли сказал мне один из табунщиков (Ч. Айтматов).
б) Орфей запел лучшую из своих песен песню о любви (А. Немировский). За весной лето (О. Добровольский).
в) Бывают коты вороватые а среди них неисправимо вороватые (А. Горбовский). Человек есть украшение мира (М. Горький).
г) Дядя художника Хозяинов рисовал и писал маслом (В. Солоухин). Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему что умещается в одном слове Родина? (В. Песков)
3. Укажите, какая характеристика предложения неверна.
На листьях и цветах кувшинок — синие стрекозы (В. Солоухин).
а) предложение простое
б) предложение двусоставное
в) предложение полное
г) предложение распространенное
4. Укажите неполные предложения, в которых пропущен главный член предложения.
а) Мы хотели поехать в лес наши друзья на рыбалку.
б) За поворотом долгожданный дом.
в) В повороте головы торжественная величавость.
г) Мы почитаем всех нулями а единицами себя (А. Пушкин).
Источник: scicenter.online