Нагревание драгоценных камней — сегодня это стандартная процедура перед огранкой камня. В прошлом же, секреты такой обработки передавались из поколения в поколение. Способов множество: от простого нагревания необработанных камней на открытом огне до сложных лабораторных процедур с использованием регулируемых температур. Важно, что простое нагревание не изменяет химическую структуру камня. Этот способ облагораживания является неизменным на протяжении многих лет и уже давно принят среди ювелиров всего мира.
Для чего нагревают драгоценные камни?
Необработанные камни нагревают для улучшения их качества. От возгорания, как еще называют нагревание, оттенки становятся более яркими, цвета раскрываются или даже меняются во время процесса, включения становятся менее выступающими или даже исчезают, возрастает прочность камня. Например, если темный турмалин подвергается нагреванию, его цвет становится гораздо более ярким. Нагревание может привести к поразительным результатам, и иногда не лучшего вида камни превращаются в великолепные сокровища. В современных ювелирных магазинах практически все камни в украшениях облагорожены: аквамарины, аметисты, цитрины, кунциты, турмалины, цирконы, и, зачастую, рубины с сапфирами получают свой вид благодаря процессу нагревания.
✨Ручная Шлифовка Камня. Лабрадор.
Влияет ли нагревание на стоимость драгоценного камня?
Камни хорошего качества встречаются реже, чем сравниваемые с ними подверженные процессу нагревания экземпляры. Не подвергавшиеся нагреванию красный рубин и синий сапфир имеют постоянный устойчивый спрос, и эти чудеса природы продаются по весьма и весьма высокой цене.
Такие камни высшего качества являются редчайшим явлением, которое трудно встретить даже в крупнейших залежах этих минералов. Именно по этой причине они и имеют очень высокую стоимость. С другой стороны, многие виды камней попросту не существовали бы без процедуры нагревания, например танзанит или празиолит. Некоторые камни имеют определенные оттенки, которые пользуются большим спросом и получаются во время процесса нагревания. Так что, нагревание не обязательно уменьшает ценность камня, зачастую оно ее увеличивает.
Смазывание (lubrication).
Этот метод используется уже больше 600 лет, в основном, для треснутых и пористых драгоценных камней — как правило, таким является изумруд. Этот способ уменьшает количество мелких трещин и может обеспечить камню большую прозрачность и ясность. Используются не только бесцветные масла, но и другие материалы, например воск, каучук, или резина.
Смазывание, зачастую, требует обновления каждые несколько лет, но оно уже принято сообществом ювелиров. Особые условия должны соблюдаться при реставрации и чистке такого камня. Ни при каких обстоятельствах, при чистке не должны быть использованы маслорастворяющие материалы.
Бериллиевое нагревание (Beryllium Heated).
Эта процедура часто используется для раскрытия желтых или оранжевых оттенков сапфира. Сапфир часто добывается вместе со шпинелью, турмалином и хризобериллом. Они влияют на цвет сапфира, если нагревание происходит вместе с сапфиром. Сортировка камней перед стандартной процедурой нагрева — сложная задача.
Камень превращается в прекрасное! Часть 1. Распил на заготовки
При таком нагревании, хризоберилл выделяет незначительные испарения бериллия. Скорее всего, они являются катализатором, являющимся причиной термохимической реакции в атомной структуре корунда. С тех пор, как это было замечено, процедуру стали использовать для получения желтых и оранжевых сапфиров. Точный процесс изменения цвета до сих пор остается малоизученным.
Процедура является относительно новой, поэтому ее часто называют «новым нагреванием» или «дополненным нагреванием». Бериллиевое нагревание не может быть определено стандартными процедурами, это возможно лишь с применением двух точных и дорогих тестов, неизбежно приводящих к разрушению камня.
Распыление (Diffusion).
Распыление или «поверхностное распыление» это процедура, суть которой заключается в добавлении частиц железа или титана во время стандартного процесса нагревания камня. Обычно оно используется с корундом, при этом распыляемые частицы образуют тончайший слой. Как правило, этот слой придает камню определенный оттенок.
Эта процедура не сложна, но поверхности звездных или обычных сапфиров, подвергшихся этому процессу, требуют чрезвычайно аккуратного обращения, так как распыленный слой в толщину составляет всего одну десятую миллиметра. После этой процедуры, камень может потерять свою привлекательность при царапании, полировании, повторной огранке или другом повреждении распыленного слоя. Аналогичным способом обрабатываются бесцветные кварцы для получения «мистических» топазов. Кроме того, это один из способов обработки друз, для достижения желаемых оттенков.
Облучение (Irradiation).
Находившиеся миллионы лет в толще земной коры камни могут быть подвержены природному радиоактивному излучению, которое изменяет ясность и окраску камня. С использованием стандартного гамма облучения этот эффект можно усилить или обратить. В течение нескольких часов, оттенок камня меняется и он становится более прозрачным. Облученные камни не требуют особого ухода, а эффект сохраняется навсегда, но иногда, со временем, цвета могут вернуться в первоначальное состояние (желтый берилл, кунцит, синий топаз). Таблица ниже показывает результаты и способы обогащения.
Камень
Обогащение
Пояснение
Окрашивается или нагревается.
Используется для изменения цвета
Источник: www.silver-lines.ru
Обработка камня: виды и формы
Большинство минералов перед использованием в украшениях подвергаются предварительной обработке. Чаще всего – это огранка или полировка. Эти процессы позволяют в полной мере раскрыть природную красоту и уникальные свойства каждого самоцвета.
Для камней разных классов в зависимости от их физических и оптических свойств характерны свои способы обработки.
Способы обработки камней
Обработка камня: резьба
Одно из самых древних искусств и способов обработки камня, известных человеку — это резьба.
Глиптика (от древнегреческого — вырезать, выдалбливать) — искусство резьбы на камне (на глипте).
Для резьбы берут цветные ювелирные камни насыщенной окраски, обладающие блеском, яркостью и узорчатой текстурой. Также их называют геммами.
Изображения на геммах бывают:
- углубленные (инталии);
- выпуклые (камеи).
В производстве гемм применяют непрозрачные минералы агат, гематит, гранаты, сердолик.
Для камей используют сардоникс, имеющий слои различной расцветки – для нижних слоев берётся более тёмный материал, чтобы на его фоне выделялось резное изображение из более светлого камня.
Помимо этого геммы изготавливаются из органических минералов: раковин, кораллов, кости.
Обработка камня: шлифовка и полировка
Простейший метод обработки минералов, который берет свое начало с Древнего Востока — обтачивание. Таким способом камню придавали выпуклость и полировали.
С помощью гладкой шлифовки умельцы подчеркивали естественную узорчатость минерала и добивались усиления блеска. Позднее такой метод обработки стали применять и в Европе.
Кабошон (от французского caboche — голова, башка) — способ обработки камня, при котором он приобретает гладкую отполированную поверхность без граней.
Камень с плоским основанием, имеющий правильную выпуклую форму, также называют кабошоном. Если образец равномерно обрабатывается со всех сторон, то получается бусина.
Кабошон бывает: простой, двойной, высокий.
В некоторых источниках обработку кабошон называют гладкая огранка.
Гладкой огранке подвергаются:
- непрозрачные камни с узорчатой окраской, не обладающие выраженным блеском: глазковые камни, бирюза, нефрит, жадеит, лазурит, малахит, агаты, змеевик, хризопраз и др.;
- полупрозрачные камни с внутренними включениями: волосатик, янтарь и др.;
- полупрозрачные и непрозрачные камни, которые обладают эффектом астеризма или иризации: звездчатый рубин, звездчатый сапфир, адуляр, солнечный камень, опал и др.;
- мутные прозрачные и полупрозрачные камни, а также минералы, имеющие дефекты.
Шлифовка камней позволяет скрыть мелкие изъяны и показать достоинства.
Помимо этого в старину кабошоны применялись для украшения предметов религиозного культа. Считалось, что выпуклая форма концентрирует в камне свет, а также усиливает и развивает духовность человека.
Обработка камня: галтовка
Небольшие камни, массово применяемые для дальнейшего ювелирного производства, обрабатывают методом галтования.
Галтовка — технологический процесс механической обработки (от шлифовки до финишной полировки) минералов при перемешивании с наполнителем, который может содержать абразив. Камни обкатывают в барабане с мелким песком в течение 1-2 месяцев.
Таким образом поверхность поделочных камней приобретает характерный блеск, а сами минералы сохраняют индивидуальную форму.
Огранка драгоценных камней
Прозрачные драгоценные камни подвергаются огранке, что способствует улучшению их оптических свойств.
Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления блеска.
С помощью специальных инструментов на поверхности камня создают множество ровных плоскостей и граней, которые многократно отражают и преломляют световой поток. В результате свет распадается на спектральные лучи и возникает эффект сверкания.
При такой обработке камня стоит задача максимально сохранить его натуральную величину.
Следует отметить, что огранка камня имеет большое значение в определении его стоимости и изделия в целом.
В зависимости от того, как мастер-ювелир выполнил свою работу, цена драгоценного камня может увеличиться или уменьшиться. Качественная огранка значительно повышает стоимость, а неправильная может усилить дефекты или вообще «убить» камень.
Формы огранки
Сегодня ювелирам известно более 250 разновидностей огранки драгоценных камней. Некоторые виды дают наибольший эффект только при обработке определенных самоцветов, поэтому носят их название.
В зависимости от сложности выполнения огранка камней подразделяется на три основных вида: гладкая (кабошон), фасетная и смешанная.
Помимо этого для огранки характерны отличия по количеству, форме и расположению граней.
Фасетная огранка камней
Известна со второй половины 16 века, в последующем получила широкое распространение. Название означает «грань» – от французского facette.
В основном применяется для прозрачных камней для усиления блеска и игры цвета.
Виды огранки камней по числу и расположению фасет (граней)
Бриллиантовая. Основной вид огранки, применяется для обработки алмазов разного размера и качества.
Роза. Ранее популярный вид огранки. В настоящее время применяется нечасто. По мнению ювелиров, «роза» плохо передает игру света в камне, поэтому используется для образцов с дефектами.
Восьмерка. Применяется для обработки мелких камней, полная огранка которых невозможна.
Принцесса. Вторая по популярности. Преимущество – низкая потеря исходной массы минерала. Имеет несколько разновидностей: «багвиллион», «квадриллион» и «ниссен».
Ступенчатая огранка (лесенка). Используется для прозрачных и цветных камней, чтобы подчеркнуть их внутреннюю окраску.
Виды огранки камней по форме граней
Смешанная (комбинированная) огранка камней
Появилась в 20 веке. Представляет собой сочетание в одном камне разнообразных способов огранки. Например, на самоцвет сверху наносят грани, а снизу делают гладким. Возможна обработка, при которой смешение стилей происходит только с одной стороны.
Основные виды смешанной огранки:
Французская – сочетает ступенчатую и бриллиантовую разновидности огранки.
Радиант — гибрид модификаций французской и изумрудной огранки.
Барион – сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном.
Фландерс — модификация Принцессы. Отличается срезанными углами и имеет 61 грань.
На Востоке используется смешанная огранка камней могольского типа. Один или два ряда фасет располагаются между параллельными плоскостями.
Какие бывают формы камней после огранки
Следует учитывать, что форма обработанного минерала и его огранка – это разные вещи. Форма — это геометрическая фигура.
У драгоценных камней одинаковой формы может быть разная огранка.
Помимо классических часто встречаются фантазийные формы – например, Сердце, Щит и т.д., и появляются новые виды огранки – Снежинка, Феникс и другие. Также существует коллекция многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгин, Бархатец, Цинния), созданные ювелиром Габи Толковским.
Как правило, фантазийные огранки применяют для обработки определенных видов минералов, чтобы подчеркнуть их свойства.
Обработка камня с точки зрения философии
Специалисты утверждают, что помимо эстетического значения, обработка камня несет в себе некоторый философский смысл.
Камень – память Земли, хранит длинную историю развития нашей планеты и ее общения с космосом. Любой кусок горной породы – своеобразная дискета с информацией.
Неограненный и неотшлифованный камень – необработанная информация. Показывает первозданную структуру мира и вселенский хаос.
Отполированный камень – это уже первично обработанная информация. Помогает отличить доброе, искреннее от фальшивого и надуманного, сгладить острые углы. Считается, что кабошоны, обладающие мягкими округлыми формами (овал, капля, бусина) полезно носить резким и неуравновешенным людям.
Ограненный камень – систематизированные знания о природе, планете, ее взаимодействии с космосом и знаками Зодиака. Обработанный минерал, обладающий совершенной формой и идеальным внешним видом, расширяет сознание человека.
Обработка камня: как влияет на магические свойства
В астрологии существует понятие аспект – расположение астрологических объектов под определенными углами друг к другу. В зависимости от значения этих углов аспекты могут быть напряженные, гармоничные и сглаживающие напряжение.
Виды огранок также можно разделить на гармоничные и напряженные.
Напряженные (квадратурные) – огранки с углами 90 и 45 градусов (каре, таблица, октагон и другие).
Прямой угол образует квадрат и означает клетку, ограничение. Считается, что камни с такими углами заставляют человека работать над собой – подавляют, загоняют в рамки, требуют подчинения и закрывают многие радости жизни.
Квадратные грани указывают путь устранения дисгармонии между человеком и природой. Такие формы самоцветов полезны тем, у кого хрупкие кости, слабое здоровье. Особенно рекомендуются людям, которые не умеют ограничивать себя, сдерживать эмоции и управлять потребностями.
Гармоничные огранки – образованные углами 15, 30, 60, 120 градусов (роза и ее разновидности). Такие камни помогают человеку раскрепоститься, сбросить с плеч тяжесть, забыть обиду или неприятность.
Самоцветы с гармоничными огранками дарят свет, радость и открывают красоту жизни.
Авторская камнеобработка и ее значение
При обработке камней ювелир помогает минералу достичь совершенства формы, а также усиливает степень раскрытия магических свойств. Грубый камень превращается в драгоценность, которая излучает свет, магическую и исцеляющую энергию.
К сожалению, далеко не все камни в украшениях обладают магическими свойствами.
Каждый камень, отколовшийся от глыбы – индивидуален, к каждому нужен особый подход. Авторские работы всегда ценнее тех изделий, которые штампуют на фабриках большими партиями. Ювелир обтачивает минерал так, что проявляются его лучшие свойства. Только в руках мастера камень по-настоящему живой, только такой талисман может участвовать в судьбе своего владельца.
Когда процесс обработки камней автоматизирован, теряется очень многое. Часто бывает, что с минерала срезают его самую ценную часть – и камень унижен, пуст или даже мертв. Такие камни способны мстить человеку, забирая его тепло и вытягивая энергию.
При выборе своего камня следует помнить, что холодный минерал, обработанный без любви, не только не принесет пользы, но может и навредить.
Источник: kamniamulety.ru
Как облагораживают драгоценные камни
Далеко не все драгоценные камни обладают ювелирным качеством. По этой причине мастера часто прибегают к различным способам улучшения внешнего вида и свойств минералов: сглаживают структуру, заполняют пустоты, усиливают цвета камней, полностью окрашивают их или устраняют нежелательные оттенки.
В Германии часто прибегают к окрашиванию агата и других видов халцедона, в Бразилии кварцу и аметисту придают золотистые и насыщенные оранжевые оттенки с помощью нагревания — так получается цитрин под торговыми названиями “бразильский топаз”, “мадейра-топаз”. При этом нельзя сказать, что у каждой страны свои методы облагораживания — они универсальны, более того, половина из них применялась еще во времена античности.
В I веке историк Плиний Младший описывал самоцветы и множество способов их облагораживания, которые он собрал из трудов предшественников. Позднее, в III веке, римский император Диоклетиан объявил войну облагороженным камням и приказал сжечь книги, в которых рассказывается о методах их создания. Хотя это искусство и понесло урон, оно продолжило жить, передаваясь из уст в уста, от мастера к мастеру.
Современные способы облагораживания
Большая часть современных способов обработки используется почти повсеместно и считается приемлемой. Знание законов химии и физики позволяет ювелирам улучшать внешний вид минералов при помощи повторения естественных условий, в которых они формировались, либо при помощи различных хитростей, вроде облучения радиацией или обработки лазером.
Тепловая обработка
Высокие температуры — естественное условие формирования камней в недрах земли. Обработка теплом, как правило, позволяет повысить цветовую насыщенность камня или удалить нежелательный оттенок. Например, таким образом можно изменять свойства следующих камней:
Берилл — с помощью нагрева удаляют тёплые оттенки, что особенно актуально в отношении аквамарина.
Бриллиант — при помощи высокого давления и жара в 2000 градусов получаются ярко-желтые камни. В тех же условиях могут облагораживать коричневые алмазы, чтобы сделать их белыми.
Изменение цвета алмаза в процессе нагрева
Корунд — в рубинах нагрев удаляет включения и нежелательные оттенки, вроде коричневого или фиолетового. Сапфиры от тепловой обработки могут полностью преобразиться или приобрести астеризм, либо потерять его, всё зависит от замысла ювелира.
Изменение цвета сапфира в процессе нагрева
Кварц — существует множество видов этого минерала, которые по-разному реагируют на обработку теплом. Например, аметист становится прозрачным, либо приобретает темный оттенок, приближающей его к цитрину. Сам цитрин реагирует на тепло увеличением своей яркости. Если раскалить аметист, то получится празиолит зеленоватого оттенка. В агатах красного цвета от нагрева усиливаются теплые тона.
Топаз — розовый цвет камня образуется от нагрева оранжевых и коричневых экземпляров, желтые и голубые получаются после тепловой обработки прозрачных образцов.
Турмалин — камень, который представляет из себя сложный боросиликат переменного состава, следовательно, под воздействием высоких температур турмалин может вести себя совершенно по-разному. Например, Замбийские и Мозамбикские зеленые камни никак не меняются после обработки теплом. Зато красно-коричневые экземпляры из этих же стран после нагревания становятся розовыми. Сине-зеленые и тёмно-синие турмалины из Намибии от высоких температур приобретают чисто зеленый цвет.
Циркон — довольно часто палитра этого камня довольно невзрачна, но его подвергают нагреванию и получают благородные цвета, желтый и красный, либо полностью прозрачные экземпляры, похожие на бриллианты. Бывает, что обработка теплом даёт камню синий цвет, но, к сожалению, он быстро теряет свою насыщенность под лучами солнца.
Часто обработка камней нагревом сопровождается использованием высокого давления. В совокупности образуется среда, где камни интенсивно меняют свои свойства, бледнеют или становятся ярче, избавляются от лишних примесей, либо приобретают их. Особенно часто нагрев и давление применяется к алмазам, их продают с пометкой “GE POL” — это как прозрачные и чистые камни, так и розовые, голубые, желто-зеленые, сиреневые экземпляры, цвет которых остается стойким.
Обработка лазером
Это один из новейших способов облагораживания камней, который появился в 1970-х годах прошлого века. Технология обработки лазером позволяет удалять из камней лишние примеси. Например, так можно улучшить вид алмазов, проделав лазером тончайшее отверстие, через которое включение (примесь) испаряется. Либо через проделанный канал внутрь заливается кислота, уничтожающая все лишнее.
Пустоты внутри алмаза после лазерного удаления включения
Отверстие заполняют специальным материалом, который обладает высокими показателями преломления света. Камни, обработанные лазером, стоят на четверть дешевле, но могут не уступать в качестве необлагороженным алмазам.
Обработка радиацией
Данный способ предполагает направленное воздействие на камни микрочастицами или радиацией. Ниже приведен список камней и тех изменений, которые происходят с ними после радиации.
Бриллиант — становится черным, либо зеленым, сине-зеленым. Если после радиации бриллиант сильно нагреть, то он окрасится в синий, желтый, красный, розовый цвета. Недостаток таких бриллиантов в неестественном, слишком насыщенном и ярком оттенке, поэтому стоят они намного дешевле.
Голубой топаз — в зависимости от силы радиации меняется яркость этого камня, при этом процесс нагревания минерала тоже играет существенную роль в преобразовании топаза. Рассчитывая уровень облучения и нагрева, можно получить экземпляры небесно-голубого, интенсивно-голубого и зелено-голубого цветов. Реже удается получить камни неоново-синих тонов.
Жемчуг — еще один вид минерала, подверженный изменениям от радиации. При этом у морского жемчуга появляется серовато-синий оттенок, а у речного — темный металлик, золотистый и другие.
Сподумен — кунцит, разновидность этого минерала с примесью марганца, после обработки радиацией становится темно-зеленым, но под лучами солнца оттенок почти сразу исчезает.
Кварц — бесцветные экземпляры становятся дымчатыми, но если обработать образцы родом из Бразилии, то радиация придает им оттенок зеленого яблока или лимона.
Диффузная обработка
Диффузная обработка предполагает окрашивание камней путем добавления в их структуру атомов химических веществ, обеспечивающих тот или иной цвет.
Методом поверхностной диффузионной обработки облагораживают корунды (чаще сапфиры). Прозрачным камням придают синий цвет с помощью титана, пропитывающего внешний слой минерала в процессе диффузии. Технологию открыла компания “Union Carbide” в 70-е годы.
Синие сапфиры, подвергнутые диффузной обработке, отличаются зональностью окраски — она бывает пятнистой и неоднородной, ведь пропитанный титаном внешний слой нередко частично удаляется во время полировки. Ещё одной характерной особенностью таких сапфиров является концентрация цвета вдоль ребер камня или вокруг небольших трещин. Сложнее определить облагороженные сапфиры в огранке кабошон, так как на ней меньше всего повреждений и отсутствуют грани.
Неоднородный окрас сапфира после диффузной обработки
Сложнее оказалось придать корундам красный цвет. Неудачная попытка была предпринята в 1993 году специалистами GIA, которые сообщили, что красный цвет проникал совсем неглубоко в структуру камня и поэтому почти полностью удалялся после полировки, оставляя лишь бледный и неоднородный оттенок.
Диффузия оксида титана в наружный слой корундов создает эффект астеризма. Минус в том, что звездчатый узор получается либо слишком идеальным, либо неоднородным по цвету. Также облагороженность будет выдавать слишком большая насыщенность цвета.
Ещё один способ облагораживания — диффузия в кристаллической решетке. Впервые он был разработан в 2000-е годы в Таиланде, где решили использовать бериллий, который настолько глубоко проникает (диффундирует) в структуру сапфира, в его кристаллическую решетку, что может пропитать минерал целиком. Бериллиевый метод позволяет из бесцветных корундов создать желтые, из коричневых и желто-зеленых — золотистые, из красных — розовые.
Различить облагороженные бериллием камни стандартными методами довольно трудно. Хотя существует один визуальный признак — цветовая зона по контуру корунда. У синих камней она, как правило, бесцветная, у красных — тёплых тонов.
Другие способы облагораживания камней
Помимо современных способов облагораживания камней с помощью новых технологий, существуют и более простые, традиционные методы обработки.
Заполнение трещин и пропитка
Устранение внешних несовершенств камней проводят с помощью промасливания, либо используют смолы, стекло, другие вещества, которые подбираются с учетом совпадения силы преломления света.
Например, с помощью масел сглаживают структуру изумрудов, которые очень часто покрыты трещинами. Корунды же погружают в смолы, а затем обрабатывают в условиях высоких температур — так молекулы камня соединяются с молекулами смолы и образуется гладкая поверхность.
Структура изумруда после обработки маслом
Воск или пластик также могут использоваться для обработки — они отлично маскируют трещины. Воск защищает самоцветы от негативного воздействия внешней среды, от кремов, парфюма, косметических масел, которые попадают на изделие с тела человека.
Бесцветными средствами часто пропитывают следующие камни:
- изумруды ;
- корунды;
- бирюза ;
- опал ;
- амазонит;
- коралл;
- жадеит;
- нефрит;
- кварцит;
- ляпис-лазурь и другие.
Поверхность рубина после заполнения трещин стеклом
После обработки смолами, маслами и другими веществами камням требуется особое отношение и уход. Изделия с такими минералами нельзя отдать на ультразвуковую чистку, не рекомендуется также и ремонт украшений с облагороженными камнями — перед любыми манипуляциями их стоит вынуть, чтобы избежать повреждений. По этим причинам продавцы должны ставить покупателей в известность о факте облагораживания камня.
Окрашивание и отбеливание
Окрашивание помогает имитировать не только дорогие оттенки, но и другие виды камней. Например, так часто поступают с опалами: светлые образцы пропитывают сахарной водой и после опускают в серную кислоту — камень темнеет и напоминает более дорогую разновидность — чёрный опал.
Опалы могут затемнять даже с помощью машинного масла путем заворачивания камня в бумагу, пропитанную темной жидкостью. Обернутый в бумагу камень подвергают копчению на огне —так прозрачный опал гидрофан может стать похожим на самую ценную версию самоцвета, а именно на австралийский чёрный опал.
Окрашивают и другие камни: жемчуг, халцедон, коралл, жадеит и так далее. Отличить их довольно просто, достаточно рассмотреть драгоценность под лупой и увидеть остатки краски на трещинах, отверстиях и других неровностях — это верные признаки облагораживания.
Обратный окрашиванию процесс — это отбеливание. Для этих целей может применяться перекись водорода, хлор, различные кислоты. Например, перекисью водорода отбеливают жемчуг, чтобы удалить зеленоватые оттенки и посторонние пятна.
Покрытие
Чтобы усилить блеск камней, их могут покрывать тонкой цветной пленкой. Таким образом могут обрабатывать топазы с помощью технологии осаждения паров, чтобы получить рубеллитовые оттенки, аметистовые, изумрудно-зеленые и другие.
Камни могут покрывать тончайшими слоями металлов, золота и титана, которые обеспечивают невероятное сияние камней множеством оттенков.
Кварц с титановым покрытием
Некоторые производители покрывают камни специальным лаком, что является не самым лучшим способом облагораживания. Очень часто подобной обработке подвергается бирюза.
Цвет бриллиантов могут улучшать с помощью профессиональной синей или фиолетовой краски — её наносят на рундист камня или внутреннюю часть оправы, что усиливает нужный оттенок алмаза. С помощью защитного покрытия, имеющего голубой оттенок, могут покрывать павильон бриллианта, тогда желтизна нейтрализуется и камень кажется белым.
Использование подкладок
Подкладки — один из устаревших способов облагораживания. Чаще всего его применяли в отношении бриллиантов: под экземпляры с оттенком желтого подкладывали фольгу цвета пурпура или металлик — так камни в изделиях приобретали дорогой белый цвет.
Под корунды тоже помещали кусочки рельефной фольги, чтобы создать эффект астеризма. Или добавляли фрагменты павлиньих перьев, крыльев бабочек — это обеспечивало причудливый узор внутри камня. Сегодня подобные украшения редко можно встретить на ювелирном рынке.
Изделия с натуральными камнями, облагороженными самой природой, вы можете найти в каталоге Maxim Demidov.
Источник: maxim-demidov.ru