В ювелирном деле используется множество техник декорирования поверхности украшений, применяемых на финальной стадии их изготовления. С помощью этих техник улучшают внешний вид ювелирных изделий, придают им нужные эффекты (блеск, цвет, фактуру и так далее), а также усиливают «носкость».
В целом, технологии художественной конечной обработки изделий можно подразделить на методы «механического» воздействия (тиснение на металле, гравирование по металлу и тому подобное), и «химические» — нанесение различных покрытий или наоборот, удаление части слоя существующего покрытия. Об одной из таких техник – чернение металлов – можно прочитать в нашей отдельной статье. А сейчас мы поговорим о других химических методах декора – которые, как станет ясно ниже, в промышленных масштабах видоизменились до «гальванических».
Художественное травление ювелирных изделий из металлов
Цапон лак, альтернатива.Чем покрывать фурнитуру для украшений. Какой клей использовать.
Химическое травление (англ. etching)- это эффектная старинная техника украшения металлов. По сути это сумма приёмов для «управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки, под действием специально подбираемых химических реактивов» (как «учит» сеть и «Википедия»). Оружейники средневековья — самые первые «травители». Они лихо «бросили перчатку» (кольчужную) в лицо ювелирам. Травлением оружейники заменили один из трудоемких процессов — ручную гравировку — не понизив при этом планку качества.
Травлением наносят рельефный или углубленный орнамент, текст или сюжет на любом металле. Сегодня травление проводят как химическим, так и гальваническим способом. Гальванический проще: раствор электролита не выделяет вредных газов, в отличие от химического способа. Да и чёткость рисунка при гальваническом травлении выше.
Хотя, возможно, когда процесс не ядовитый, не дрожат и руки мастера. Но в средние века (до Менделеева и при отсутствии большинства современных реагентов) травление было весьма трудоемким делом. В те времена, как правило, металлы травили кислотами типа уксусной, винного уксуса, и дело двигалось крайне медленно.
Как отличить ювелирное изделие, подвергшееся травлению?
В ювелирных изделиях протравленные участки ноздреваты с виду и шероховаты на ощупь. Травлением наносят фактуру фона, узоры, символы и даже тексты. Это стойкий вид декора поверхности металлов: травление нельзя сколоть, как эмаль, или стереть, как плёнку оксида серебра.
Примеры травления рисунков и орнамента на серебряных изделиях:
Золочение ювелирных изделий
Золочение металлов в старину мастера проводили холодным, горячим способом (на огне) и в жидком состоянии. Древнейшей техникой является холодное золочение, при котором серебряную или бронзовую основу обивали тонким золотым листом.
Золочение на огне — аттическая техника (применявшаяся в эпоху античности). Ртуть и золото наносились на изделие тонким слоем и обжигались. Ртуть испарялась, и золото прочно соединялось с основой. «Падёж специалистов» постепенно привёл к мысли, что ртутные испарения небезопасны.
Гальванизация – современный метод нанесения покрытий на металлы
Теперь об относительно современном, гальваническом способе декора металлов и сплавов, открытом в 1865 году. Гальванизация — это нанесение одного металла на другой в гальванической ванне, при помощи осаждения его из водных растворов солей — под действием электрического тока, или без него.
Пресловутые серебрение и золочение — отработанные гальванические методы. Проводят серебрение и золочение в бесцианистых ваннах, перед тем покрывая изделия слоем меди.
Позолоченное украшение «против» полновесного золотого: какое выбрать?
Рассудим трезво: что менее гибельно для бюджета, объёмный золотой браслет или серебро в позолоте? Налицо и богатство цвета (сочетание золотой гальваники с серебром основы, иногда с чернью), и вполне посильные затраты в отличие от «космических» цен в случае цельнолитого браслета из золота.
Что до серебрения, то оно, должно быть, выручает производителей украшений в этно-стиле – и «косплеит» бижутерию (кстати, как и латунирование с меднением). Серебрение также помогает «распушить хвост» экономной хозяйке, сервирующей чай эффектными, но не критически ценными ложечками.
Меднение, никелирование, хромирование ювелирных изделий
Меднение в гальванике применяют редко, обычно в виде подслоя для никелирования, хромирования, серебрения и золочения (для лучшего сцепления покрытия с изделием). Латунь может служить подслоем вместо меди, но используется и как самостоятельное покрытие. Наблюдая металло-бижутерию коричневых, оливковых, красноватых оттенков можно «подозревать» медную или латунную гальванику. Это сборная бижутерия, так как россыпные элементы гальванизируют «оптом».
Куда чаще применяют никелирование – в результате которого у изделия наблюдается прочная защита и достойный вид. Крепче всего никелирование держится на меди или латуни. На стали осажденный никель держится плохо, поэтому применяют многослойные покрытия, то есть поверхность стального изделия сначала омедняется, а затем полируется и никелируется. Никелевые покрытия очень декоративны – это покрытие дает серебряный цвет с теплым желтоватым оттенком. Производители столовых приборов уверены, что, продавая никелированные или посеребрённые ножи и вилки, продают «достойные традиции».
Хромирование: стойкий и красивый, но сложный (очень плохая рассеивающая способность электролита, то есть плохо покрывает углубление) вид гальваники. Он даёт холодный голубовато-сероватый оттенок. Применяется он, как правило, в технике.
Родирование ювелирных изделий и покрытие рутением
Родирование (англ. rhodium plated) и рутение (англ. ruthenium plated) -самое последнее слово в гальванике.
Родий и рутений входят в платиновую группу металлов. Родий – это металл серебристо-серого цвета, его поверхность имеет очень высокую отражательную (более 80% для видимой части спектра) способность. Родий довольно долго сохраняет блеск. В силу высокой твердости он изнашивается медленнее платины и золота. Главное, чтобы слой покрытия был достаточно плотным.
Родиевое покрытие бывает белое, чёрное и цветное. Платина и серебро, покрытые белым родием, чрезвычайно эффектны –светятся, точно лампа дневного света.
Примеры родированных украшений:
Рутений чаще выступает как лигатура в ювелирных сплавах, в том числе в бижутерных (например, чешский бренд Яблонекс некогда заявлял об особом качестве ювелирных сплавов с добавлением рутения). Рутений придаёт изделию блеск и необычный графитовый оттенок (словно незавершённое воронение). В украшениях с рутениевым покрытием есть нечто инфернальное.
Примеры украшений покрытых рутением:
Считается, что рутение и родирование «сохраняют изделие как новенькое». Однако, многие ювелиры (в отличие от продавцов) воспринимают этот тезис скептически. С одной стороны, рутением часто покрывают мужские украшения, а сильный пол любит «брать на слабо», пуская изделие во все тяжкие. С другой, производитель , «оптимизируя процесс», норовит превратить слой родия или другого покрытия микро в «ультра-микро» — то есть, чисто символический. С украшениями из платины, пожалуй, так не поступают, но с серебром – возможно, и весьма… Поэтому не стоит удивляться, если ваше родированное свадебное колечко из белого золота уже через год после свадьбы вдруг стало желтоватым, перестав сочетаться с вашими любимыми серебряными кольцами на других пальцах.
Оксидирование серебра и других металлов
Всё чаще ювелиры применяют технику оксидирования — покрытия изделия оксидной плёнкой (по словам Википедии, «создание оксидной плёнки на поверхности изделия в результате окислительно-восстановительной реакции»). Оксидированное украшение по внешнему виду напоминает чернёное, чем иногда пользуются продавцы, не спешащие «разочаровывать» покупателей. О том, как отличить чернение от оксидирования, мы уже писали в статье о чернении ювелирных изделий.
Долго ли будет радовать покрытие золотом, серебром, родием и другими металлами?
Толщина наращенного слоя металла зависит от назначения изделия. Мысль «рациональных» производителей о том, что «браслетик — не околоземная аппаратура» приводит к экономии и преждевременно «облезшим» украшениям.
Однако, покрытые этими супер прочными металлами детали в космических микросхемах мирно трудятся на орбите (при удачном запуске), не подвергаясь воздействию бытовой химии, косметики и едкого пота. А украшения, оплаченные, кстати, немалыми деньгами, владельцы активно эксплуатируют в самых разных условиях. То есть, колье и цепочки на шее входят в химическую реакцию с вашей кожей, особенно в жаркую погоду. В колечке вы можете случайно искупаться или помыть посуду. И тому подобное.
Поэтому сообщаем, что, например, повторное родирование без проблем проводят в ряде ювелирных мастерских.
Источник: juvelirum.ru
Как создают ювелирные украшения с матовой поверхностью?


Матирование ювелирных изделий – актуальный тренд, который продолжает набирать популярность. Приглушенное сияние матовой поверхности многими эстетами воспринимается как более элегантное и благородное по сравнению с традиционным глянцевым блеском. Но наиболее интересно смотрятся золотые украшения, в которых классика сочетается с модными веяниями. Как правило, это кольца и серьги, в которых одна часть имеет гладкое покрытие, а другая – матовое.
Преимущества и недостатки матирования
Технология давно применяется в ювелирном искусстве. Раньше она использовалась для создания комбинированных изделий с двойной фактурой и не была массово востребованной. Но в последние годы дизайнеры сместили акцент на сдержанную элегантность.
Это проявилось во всем: в одежде, обуви, аксессуарах и, естественно, в ювелирных изделиях
Как только украшения с благородным блеском укрепились в статусе тренда, люди осознали их главное преимущество – универсальность.
- Кольца и серьги из матового золота гармонично вписываются в одежду любого стиля – от роскошных вечерних нарядов до простых повседневных комбинаций вроде футболки и джинсов. Кроме того, матированные украшения хорошо сочетаются с глянцевыми.
- На таких изделиях любой декор выглядит более ярко и уместно – будь то гравировка, резьба, плетение или вставка с драгоценным камнем.
- Золотое матовое кольцо – один из лучших вариантов для свадьбы. Модели с таким покрытием подчеркивают элегантность у женщин и солидность у мужчин. Матовая фактура долго сохраняет новизну. На ней практически не заметны царапины и микротрещины, которые непременно появляются в случае постоянного ношения.
При создании кольца с гладкой поверхностью она полируется до тех пор, пока не приобретет зеркальный блеск, максимально ярко отражающий свет. Матовое покрытие не концентрирует световые лучи, а равномерно распределяет их отражение по всей поверхности. Поэтому она не блестит, а приглушенно мерцает. В зависимости от степени обработки поверхность может быть разной – от почти гладкой до совсем шершавой.
Это создает дополнительные возможности для экспериментов с дизайном
К недостаткам матирования можно отнести необходимость регулярной чистки. На шершавой поверхности загрязнения скапливаются быстрей и интенсивней, чем на гладкой. Чистить кольца лучше всего специальным средством или ультразвуком. Полировать не нужно.
Ранее к отрицательным качествам матовых украшений из золота относили еще и жесткую поверхность внутренней стороны. У людей с чувствительной кожей после длительного ношения появлялись раздражения и потертости. Ювелиры учли этот недостаток. Поэтому в большинстве современных моделей колец матированием обрабатывается только внешняя стороны изделия. А внутренняя часть ободка остается гладкой и не повреждает кожу.
Способы матирования
Матовый блеск придают не только золоту. Платина и серебро тоже поддаются такой обработке. Впрочем, вид металла не влияет на технологию. Способ обработки выбирают в соответствии с тем, каких эффектов и какой степени неровности фактуры хотят добиться.
Исключение – химическое травление, которое подходит только для изделий из серебра. Их помещают в кислотный раствор, который выедает мелкие частицы металла
Другие виды матирования:
- щеточное – осуществляется щеткой с металлическими пучками, у которых диаметр не превышает 1,2 мм. Результат достигается путем скоростного вращения щетки, насаженной на ротор;
- чеканное – используются чеканы (стальные стержни с насечкой на основании). В процессе обработки мастер бьет по чеканам молоточком;
- пескоструйное – мелкие частички кварца вдавливаются на металлическую поверхность методом прессования. В итоге фактура выглядит так, словно на нее нанесли напыление из драгоценного песка;
- лазерное – обработка лазером возможна лишь на верхнем слое покрытия, он не способен проникать глубоко в структуру металла. Поэтому украшения с лазерным матированием быстро становятся глянцевыми, если постоянно их носить.
Наиболее часто используется третий метод. Пескоструйное покрытие примечательно особым мягким мерцанием, усиливаемым блеском кварцевых фрагментов. Это хорошо заметно на белом матовом золоте. Но чаще ювелиры комбинируют сразу несколько методов, чтобы добиться разнообразия дизайна. И им это удается – ассортимент матированных колец, сережек, браслетов и прочих аксессуаров настолько большой, что способен удовлетворить любые вкусы.
Источник: uvelirnoedelo.ru
Можно ли покрыть металл лаком
Металлические конструкции одни из самых прочных среди систем, а также сооружений из прочих материалов. Металл хорошо переносит удар, растяжение, скручивание, статическую, динамическую нагрузку. Однако слабое место у материала всё же есть. Под воздействием воды, иных природных и техногенных факторов металлоконструкция корродирует, теряет прочность.
Наиболее надежным средством защиты от коррозии будет лак. ЛМ по металлу обладают разным составом, по-разному используются, демонстрируют преимущества.
Особенности и преимущества лака
Любой лак для металла должен быть маркирован, лакокрасочные изделия без маркировки “для металла” имеют совершенно другие характеристики, не подходят для обработки. К счастью, современный ассортимент довольно широк и предлагает прозрачные, матовые, оттеночные составы в двух формах выпуска: аэрозольная, жидкая. Вне зависимости от способа нанесения ЛКМ обладают такими свойствами:
- имеют специальный антикоррозийный состав, обеспечивающий поверхности дополнительную защиту;
- создают прочную пленку, которая защищает от легкого механического воздействия (царапины, сколы, потертости) в течение долгого времени;
- повышенная степень влагостойкости позволяет предотвратить коррозию, а устойчивость к высоким температурам сохраняет целостность покрытия;
- высокие адгезивные качества.
В классической (жидкой) форме выпуска ЛКМ могут быть как однокомпонентными, так и двухкомпонентными. В первом случае лакокрасочный состав можно использовать сразу, это является основным его преимуществом. Составы с двумя компонентами разделены на основу и отвердитель, которые смешиваются непосредственно перед покраской металла.
Двухкомпонентные ЛМ обладают гораздо более высокой степенью износостойкости, чем составы с одним компонентом. Поэтому, многие мастера отдают предпочтение второму варианту. Для определения разновидности ЛКМ состава необходимо оценить нагрузку на окрашиваемую поверхность, а также условия эксплуатации конструкции, её габариты, структуру поверхности.
Кузнечный лак
Сфера применения
Обработка производится для медных, чугунных, алюминиевых сплавов, стальных конструкций с низкой степенью легирования. Стоит учитывать, что не все составы подходят для внутренних, либо для наружных работ, хотя есть универсальные. Данную информацию лучше уточнить у продавца, а также почитать рекомендации на этикетке.
Для конструкций со сложной поверхностью (фигурная ковка, мелкие элементы) подойдет жидкая форма выпуска, а аэрозольный вариант прекрасно справится с покраской литых поверхностей средней площади, не оставив разводов, подтеков. Акриловый лак обладает наименьшей токсичностью, может использоваться в обработке емкостей для воды. Специальные ЛКМ, устойчивые к химикатам, применяются при покрытии металлических изделий, контактирующих с агрессивными химическими средами. В основном ЛМ применяют для защиты изделия от коррозии, но цветные и декоративные лаки расширяют возможности.
Для ковки лучше выбирать жидкие лаки
Разновидности лака
В зависимости от того, где будут использоваться лакированные детали, можно выделить несколько разновидностей лака как материала для обработки. Алкидный, битумный, полиуретановый, печной, акриловый – вот основные варианты. Каждый обладает преимуществами, но в определенных условиях эксплуатации демонстрирует недостатки.
Обратите внимание на: Причины нанесения лака на акриловую краску
Печной
Лак для обработки металлических деталей, используемых в условиях повышенной температуры, должен быть термостойким. Состав называется печным, поскольку применим для нанесения защитного слоя на элементы печей (прежде всего промышленных). Преимущество заключается в надежной защите металлической поверхности от коррозии.
Водостойкий материал пригоден для лакировки кирпичных стен печей, подойдет он и для камина (декоративных элементов, заслонки). Прозрачный лак по металлу можно использовать как финишное или начальное покрытие (как основу перед покраской), подходит он и для независимого декорирования. Термостойкость позволяет защитному слою выдерживать температуру до 250 градусов.
Печной термостойкий лак
Битумный
Черный лак для металла изготавливается на основе битума (специальный сорт) с добавлением растворителей, полимерных смол. Дополнительные ингредиенты состава улучшают механические, физические и эксплуатационные свойства. Защитная пленка будет черной, в этом плане рассматриваемая разновидность ЛМ уступает прозрачному печному. Преимущества состава на основе битума:
- экологичность;
- морозостойкость покрытия (достигается за счет пористости структуры);
- прочность в сочетании с упругостью;
- стойкость к высоким температурам;
- стойкость к химическому воздействию (щелочи, кислоты);
- антисептические свойства.
Производители рекомендуют использовать битумный ЛМ в качестве временного решения для защиты металла (на время транспортировки, на срок хранения). Впоследствии металлические детали нужно зачистить, покрыть заново иным составом. Востребованность этой разновидности защитного состава растет.
Битумный лак
Алкидный
Лак подходит для обработки металлических, деревянных деталей, с его помощью можно оформить финишное покрытие по основанию, окрашенному масляными или алкидными эмалями. Свойства материала для лакировки:
- эластичность;
- стойкость к УФ-излучению, влаге, скачкам температуры;
- сопротивляемость механическому воздействию (ударам, к примеру);
- износостойкость.
Обратите внимание на: Алкидная краска для окрашивания металла
Если для работы используется распылитель, то состав необходимо разбавить растворителем (максимум на 15%). Количество слоев равно 2-3, а время до высыхания составляет 12 часов. Температура в помещении (на улице), где проводится лакировка, должна быть в пределах 5-30 градусов. На скорость высыхания влияет и влажность. Если в помещении 20 градусов, а влажность держится на отметке в 70%, то нанесенный слой алкидного лака перестанет быть липким уже через 3-4 часа.
Аликдный лак
Акриловый
ЛМ на основе акрила подходит для защиты деталей из черных и цветных металлов. Время высыхания минимально, а защитная лаковая пленка не пропускает влагу. Дисперсия смол позволяет получить лакированную поверхность, не боящуюся повышенной влажности, высоких температур. Акриловый лак наносится кистью, применяется также распылитель или баллончик с аэрозолем. ЛКМ для автомобилей поставляются с основой из акриловых смол. Преимущества состава:
- термо- и влагостойкость;
- хорошая адгезия;
- антикоррозийный эффект;
- стойкость к воздействию солей, масел;
- безопасен (не содержит токсинов, не горит);
- увеличивает срок эксплуатации деталей, конструкций из металла.
Акриловый лак
Полиуретановый
Полиуретановый состав поставляется в глянцевом, матовом оттенках, есть бесцветный вариант. Основу составляет полиуретан, поэтому лак выгодно выделяется по своим характеристикам. Составом можно покрывать стальные, чугунные, алюминиевые емкости. Лак подходит для меди, сплавов. С помощью защитного средства можно покрывать поверхности, находящиеся внутри или вне помещения.
Отделка проводится легко, ЛМ быстро сохнет, не оставляет подтеков. Крайние значения температуры, при которой можно вести работы поражают: от -30 градусов до +60. Свойства:
- превосходная адгезия;
- стойкость к механическому воздействию;
- сохранение целостности слоя при перепадах температуры, повышенной влажности;
- длительный срок службы (детали, покрытые полиуретановым лаком, служат до 10 лет);
- стойкость к химическому воздействию.
Обратите внимание на: Как окрасить металлические изделия распыляющей краской в баллончиках
Для декоративного оформления поверхностей в прозрачный лакокрасочный материал добавляют пигменты. Средство подходит для финального покрытия, а также в качестве основы под покраску.
Полиуретановый лак
Алкидный лак
Производится на основе алкидных смол и полимеров. Придает металлическим поверхностям лакированный блеск. Наносится как аэрозоль, а также кистью или валиком.
Характеристики алкидного лака:
- создает прочное защитное покрытие;
- устойчив к воздействию кислот, щелочей, спиртов, бытовой химии;
- влагостойкий;
- термостойкий;
- износостойкий;
- имеет высокий уровень адгезии;
- устойчив при механическом воздействии;
- применим для внутренних и наружных работ.
Это особая разновидность лакокрасочной защиты. Материал термостойкий (выдерживает температуру +250 С, создает гидрофобность изделия, защищает от коррозии, все показатели атмосферостойкости очень высокие. Используется в качестве модифицированной добавки в алкидных, акриловых и других лакокрасочных смесях. Им можно покрыть кирпичную кладку и металлические детали печи. При выполнении наружных и внутренних работ не поддается влиянию атмосферных сред.
Нанесение термостойкого лака на декоративные элементы камина
Для окрашивания металлических поверхностей очень важно выбрать средство, максимально защищающее изделие от пагубного влияния. Прозрачные лаки по металлу тем ценны, что они могут выступать и как самостоятельное декоративное средство, и как защитная основа перед окраской. Важные свойства таких растворов: антикоррозийность, атмосферостойкость, термостойкость.
Несмотря на то, что металл является прочным и долговечным материалом, его поверхность все же нуждается в защите. От времени и непогоды она может утратить свой безупречный вид, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы покрыть изделие специальным лаком.
В чем особенность прозрачного лака для металла?
Как выбрать и как применять
Какой тип металла требует защиты, в каких условиях будет эксплуатироваться лакированная конструкция? При наружных работах лучше предпочесть составы, стойкие к влажности с высоким процентом и перепадам температуры. Важным будет цвет покрытия. Поставляемая лаковая продукция бывает прозрачной и пигментированной. Нужно учесть оттенок (матовый, глянцевый).
Уход за матовой поверхностью проще ухода за глянцевым покрытием, поскольку на глянце отчетливее проявляют себя царапины, следы грязи. Перед началом лакировки нужно почитать инструкцию. В ней указана информация об условиях проведения работ, о времени высыхания слоев. Рекомендации по использованию ЛМ отличаются, отличия зависят от разновидности состава.
Содержание предварительного этапа, связанного с очисткой, грунтованием, обезжириванием металла, не меняется в зависимости от вида используемого лака. Слои наносятся только по высохшей основе (постепенно).
Советы и рекомендации
Можно дать несколько полезных советов для тех, кто в скором времени планирует работать с лаком для металлических изделий^
- При покупке аэрозоля обязательно обращайте внимание на дату изготовления и срок хранения. Если средство долго хранили в ненадлежащих условиях, то покрытая им поверхность вскоре утратит свой вид, появятся трещины.
- Во время работы с любым видом лака защищайте руки и надевайте резиновые перчатки. Также стоит позаботиться о защите дыхательных путей и надеть респиратор.
- Обычные средства (не спреи) можно наносить на поверхность при помощи кисти. Но специалисты рекомендуют использовать валик, что позволит добиться равномерного нанесения.
- Поверхность, которая будет покрываться средством, должна быть ровной и чистой, при необходимости нужно будет провести шлифовку.
- Перед использованием аэрозоля изучите инструкцию. Зачастую такое средство рекомендуют предварительно подогреть на специальной водяной бане.
- Если средство наносится в несколько слоев, то следует обязательно дождаться полного высыхания предыдущего слоя.
Как пользоваться бесцветным лаком-аэрозолем смотрите далее.
Источник: ectrl.ru