Ответ на вопрос «Металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным «, 6 (шесть) букв:
фибула
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фибула
Определение слова фибула в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(лат. fibula √ шпилька, застёжка), металлическая застёжка для одежды, одновременно служившая украшением. Ф. разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. Составные части Ф. √ игла, дужка, или корпус, желобок (иглодержатель), .
Примеры употребления слова фибула в литературе.
Юрий Дмитрич, высокий, красивый, вздевший, воеводской выхвалы ради, отделанный серебром коллонтарь и шелом с бармицей, писанный по краю золотом, с соколиным пером, с закрепой-изумрудом, бросающим по сторонам зеленые искры, на высоком пританцовывающем коне, под шелковою, писанной травами попоной, в звончатой сбруе, с такой роскошной, в бирюзе и смарагдах, чешмой на груди коня, что впору ей быть епископской панагией, кабы не величина этого серебряного сканного чуда, в ало-вишневом переливающемся корзне, застегнутом на правом плече старинною, византийской работы фибулой, небрежно вздевший загнутые носы мягких зеленых сапогов, украшенных шпорами, в серебряное округлое стремя, осматривал и провожал рать.
Устаревшие аксессуары, которые можно смело выбросить | Какие украшения будут дешевить ваш образ
Броши и фибулы по большей части круглые в три изогнутых лепестка, как у Бельтана на плаще, но были и старой формы — маленькие луки с тетивами, а также изображения животных, среди них один извивающийся прихотливыми кольцами дракончик, сделанный с поразительным искусством из перегородчатой эмали и выложенный гранатами.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Украшения в Русском народном костюме
Русский национальный костюм это красивая, удобная, разнообразная, рациональная и полная символизма одежда. Естественно, что истоки формирования особенно женского наряда надо искать в язычестве. Конечно мы не сможем достоверно выяснить значение и историю возникновения той или иной детали, так как надежные источники отсутствуют. Вероятней всего именно стремление обеспечить себя средством против злых духов, привлечь удачу, показать свой статус, обратить на себя внимание и, наконец, украшение-это просто красивая вещь, которой хорошо владеть и демонстрировать окружающим.
Показательно, что украшения не размещались по костюму произвольно, они маркировали наиболее ответственные и уязвимые участки тела. Так, особенно тщательно декорируются запястья, ворот и подол, как участки костюма, через которые недоброжелательный дух может пробраться под одежду и навредить. Смысловую нагрузку несет и вертикальное расположение украшений в костюме.
Кто придумал эту одежду? Оверсайз по-белорусски
Замечено, что представление об иерархии уровней в человеческом теле во многом повторяет представление о мировом древе и уровнях иерархии Вселенной.Так, уровень головного убора может быть сопоставлен с уровнем небесным. В древнерусском уборе тут и венчики с различными бляшками и почти все типы височных колец и серег. Зона груди, видимо, представляла собой место перехода от небесного уровня к земному и почти сразу к подземному и охранялась она особенно тщательно.
Начнем знакомство с традициями украшений русского костюма с «небесного уровня» — головного убора.
Говоря о головных уборах невозможно пропустить главное украшение любой женщины особенно девушки – волосы а точнее косы.
Косы имели вполне определенное значение ,по преданиям в волосах заключалась огромная сила ,которой с помощью косы можно было управлять в известной степени.
По убранству головы особенно виден переход женщины из одной категории в другую – девочка, девушка, невеста, баба, старуха.
До волос девочки могли дотрагиваться только родители, убранство самое простое – лента для защиты темечка от темных сил.
Коса у девушки всегда была на виду, плелась четко вдоль позвоночника для защиты всего тела, а для того,чтобы она лежала прямо ее утяжеляли косником.
Молодые девушки носили повязку «очелье» или венчик, которые украшали по всей поверхности вышевкой возможно с бисером, жемчугом а то и с драгоценными камнями. Скорее всего, венец являлся продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси.
Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов. По праздникам одевали коруну. Головные уборы украшали лентами на висках, гремящими украшениями из металла (височными кольцами с тремя бусинами в последствии колтами) которые служили оберегом. Височные украшения девушек отличались скромным убранством.
В убранство просватоной девушки в зависимости от местных обычаев появляются дополнительные ленты в косе, которые вплетаются с середины длины или расплетаются на две как у замужней но выставляются на показ. Женщина не вышедшая замуж не имела права одеть головной убор замужней.
Головной убор замужней женщины предполагал полное скрытие волос(так как только муж мог любоваться этой красотой), но зато он был наиболее сложный, красивый и богатый. Еще в языческие времена бусины в височных кольцах могли быть цветными ( в девичий убор допускались только простые металлические бусины), колты могли украшаться не только цветными камнями но и перегородчатой эмалью, что в то время было чрезвычайно дорого. Колт состоял из двух пластинок, между ними укладывали или пучок ароматной травы или ткань пропитанную благовониями.
Очень большое влияние на развитие ювелирного дела на Руси оказала Византия. После крещения на Руси в женских парадных головных уборах появились рясны — это подвески к головному убору в височной области, часто они заканчивались колтами.
Ну и самое эфектное украшение (на мой взгляд) в женском головном уборе появилось в 15 веке-это «поднизь» или бахрома, или бисерник. Пришитая к низу головного убора сетка или бахрома из речного жемчуга или бисера очень украшала и была повсеместно популярна.
Мы познакомились с разновидностями ювелирных украшений для головного убора славянской женщины, самих головных уборов очень большое разнообразие, практически в каждом регионе есть свои особенности и это тема для отдельного разговора.
1. Рябцева С. Древнерусский ювелирный убор. СПб, 2005
2. Протопопова Ю. Косы в истории Руси. Интернет-источник
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Древнерусская одежда: княжеский костюм
Проанализировав изображения, обнаруженные на древнерусских фресках и миниатюрах, учёные методом наложения археологических находок на силуэты с найденных изображений смогли восстановить образ древнерусского костюма. Наименьшие затруднения вызвала у историков реконструкция костюма городского жителя: были использованы целые ансамбли из платьев, обуви, украшений и других предметов одежды, сохранившихся в городских кладах и захоронениях.
Археологические раскопки в местах поселений кривичей и вятичей дали исследователям полное представление об образе крестьянского костюма. Благодаря работе по анализу тканей из раскопок крестьянских захоронений XIX-XX веков таких учёных как М.Н. Левинсон-Нечаева (1892–1977), Куфтин Борис Алексеевич (1892-1953) и В.П. Левашова (1901–1974), многие крестьянские ансамбли, ранее датированные XIX веком, удалось отнести к более раннему периоду.
Данный материал посвящён проблематике изучения княжеского костюма – одежды и убранства, которые носила древнерусская знать – князья, княгини, бояре. В дополнение, вы можете ознакомиться с материалом Древнерусская одежда: горожане и сельские жители.
Женский княжеский костюм
Соотнеся предметы боярского костюма с фресками, датированными XI-XIII веками, советскому и российскому учёному Н.М. Калашниковой (1946 г.р.) удалось не только успешно реконструировать образ княжеско-боярского убора, но и разделить платья, принадлежавшие древнерусским княгиням на два основных типа.
Первый тип платьев выделяется прямым покроем и поясом, перехватывающим талию. Рукава у этого типа платьев, в основном, были широкими, но находят и платья с узким опястьем. По большей части подобные платья были сшиты из однотонной такни. Украшением служили орнаментные полосы, струящиеся по подолу, либо каймой и оплечьем.
Ко второму типу относят прямые платья, слегка расширяющиеся книзу. Рукава таких платьев были узкими и непременно оканчивались опястьем. При пошиве платьев второго типа использовали богато орнаментированные ткани, украшая их оплечьем и каймой, расположенной либо в центре, либо стекающей по подолу. Благодаря труду советского историка Е.С.
Сизова (1930-1979 гг.) нам доподлинно известно, что такие платья входили в традиционный ансамбль костюмов высших слоев населения и использовались в княжеско-боярском и царском быту вплоть до XVI–XVII веков. Раскопки культурных слоев Новгорода также позволили отнести к традиционному княжеско-боярскому ансамблю и кожаные сапоги.
Головы княгинь украшали венцы разной формы. Согласно изобразительным материалам, таким как фреска Дмитровского собора во Владимире или миниатюрам из древнерусской пергаментной рукописи Пантелеймоново Евангелие (XII век), исследователям известны венцы с округлым и острым верхом. Такие формы, уложенные в два ряда и составляющий орнамент, подобный зигзагу, стали традиционными для княжеско-боярского костюма. Фрагменты таких головных украшений были обнаружены советским археологом В.Е. Гезе (1867-1938 гг.) во время раскопок Набутовского могильника на территории Киевской области.
В этом же могильнике наряду с очельями из бляшек (часть традиционного головного убора, прикрывавшего лоб) были найдены цепи из колец, по своей форме напоминающие рясны из колодочек (древнерусские украшения в форме подвесок, крепившихся с двух сторон к женскому головному убору или ленте-очелью). Венцы зачастую украшали колтами (древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью), подвешивая их на рясны из колодочек.
Подобный способ закрепления колтов предложил выдающийся археолог Б.А. Рыбаков (1908-2001). Эта схема подтвердилась последующими находками колтов, подвешенных на цепи из колодок, а также височными кольцами из трёх бусин. Благодаря реконструкциям В.П. Даркевича (1934-2016) и А.Л.
Монгайта (1915-1974), нам доподлинно известно, что их носили на кольце, прикреплённому к крайнему или последнему сегменту колодочных звеньев.
Во время раскопок в Чернигове Б.А. Рыбаковым также были обнаружены колты, обнизанные полыми шариками. На щитке колтов находится изображение грифонов по сторонам вертикально расположенной плетёнки. Подобное изображение плетёнки является аналогичным орнаменту воротника, найденному в том же Набутовском могильнике.
Помимо золотной вышивки, воротник украшен изображениями крестов. И на головном уборе, и на воротнике, были обнаружены округлые и квадратные бляшки, исполненные из серебра или украшенные позолотой. Единым ансамблем также выступает вертикально расположенная плетёнка колтов и застежка воротника в виде полых пуговиц из позолоченного серебра. Воротники такого рода крепились к нижней одежде.
Украшали платья тисненными бляшками и орнаментным шитьём, нанесённым на оплечье, пояс и подол. Выдающийся украинский археолог чешского происхождения В.В. Хвойко присовокупил к образу древнерусского костюма поясные ленты, найденные им в погребениях Шаргорода (Киевская область). Такими лентами, украшенными сердцевидными фигурами, сделанными золотой нитью, княгини дополняли свои платья.
Примечательно, что орнаментные украшения на лентах и колтах зачастую сочетаются с фигурами и орнаментами, нанесёнными на серебряные браслеты-обручи. К примеру, на браслете, обнаруженном в 1939 г. Г.Ф. Корзухиной (1906-1974) при раскопках киевского клада, орнамент состоит из двух поясков. Первый, верхний поясок, украшен нанесением сердцевидных фигур, аналогичным шитью на кайме.
На втором пояске, в нижней части браслета, украшение исполнено в виде плетёнки. К перечню серебряных украшений можно присовокупить и перстни-печати. Советский историк искусства А.С. Гущин (1902-1950) обнаружил близкий орнамент на перстне из клада 1869 г.
Мужской княжеский костюм
Разбирая реконструкцию костюма князя, можно поразиться его схожести с изображением царя Феодосия на фреске Кирилловской Церкви в Киеве. Согласно исследователям этого памятника, костюм Феодосия в полной мере восстанавливает костюм русского князя XII века. Согласно теории В.П.
Даркевича островерхий венец, носимый князьями того времени, призван напоминать своей формой и боковыми подвесками императорскую корону. Зачастую князья поверх нижних сорочек носили кафтаны с широкими рукавами. Украшением служили бляшки и камни, покрывающие оплечье, нагрудник и подол кафтана, а также орнаменты, вышитые в виде сердцевидных фигур. Князья носили порты и мягкие сапоги, украшенные бусами и бляшками.
Парадный костюм княгини с украшениями из эмали
Благодаря работе М.А. Сабуровой (1870-1964) по соотнесению частей головных уборов, найденных при раскопках с венчальными коронами и венцами XVI-XX веков, мы можем воспроизвести сложный головной убор, носимый княгинями во время праздничных мероприятий. Головной убор состоял из диадемы с эмалевым изображением православных сюжетов, золотых скобочек и рясен с колтами.
Исследователи приходят к выводу, что подобный головной убор носил ритуальный характер. Диадема была нашита на жесткий околыш или очелье. Привески с жемчугом ниспадали на лоб, а дужки очелья украшали валик убора в его верхней части. По сторонам головного убора подвешивали рясны с колтами, украшенными эмалью.
Обнаруженные Г.Ф. Корзухиной двойные шарниры, расположенные в середине рясен, позже были объяснены в работе Т.И. Макаровой (1930-2009). Татьяна Ивановна предположила, что эти шарниры служили для того, чтобы рясны можно было перегнуть и сделать их двусторонними. То же можно сказать и о колтах, подвешенных в месте сгиба рясен.
Таким образом, стало ясно, что цепочка, находящаяся на одном конце рясен, крепилась в основе убора и фиксировалась у виска с помощью височного кольца, находящегося на другом конце рясен. Подобный способ прослеживается и в крестьянских головных уборах XI–XII веков. При раскопках были обнаружены головные ленты, сложенные вдвое и, выполняющие функцию рясен.
Чтобы проработать украшения головного убора, древнерусские мастера учитывали близость декоративных особенностей материала. К примеру, ансамбль головного убора мог быть исполнен с использованием диадемы, схожей с обнаруженной Н.П. Кондаковым (1844-1925) в 1889 году и рясен, найденных Т. И. Макаровой при раскопках в Сахновке в 1900 году.
Эти декоративные элементы объединяет не только геометрический узор, нанесенный на поверхность их бляшек, но и их форма, напоминающая крест. Такой головной убор могли дополнять колты из клада 1827 года, найденного Н.П. Кондаковым в Киеве. Княжеские головные уборы могли носить с фатой.
Украшением служили бляшки и жемчуг, которыми расшивали каймы, ворот и оплечье. Зачастую оплечья заменяли бармы — широкие нагрудные украшения с нашитыми на них религиозными сюжетами. По предположению Б.А. Рыбакова подобные ансамбли не были дополнены браслетами, их заменяли расшитые на опястьях рукава. С другой стороны, Н.П.
Кондаков считал, что подобные парадные костюмы могли быть дополнены золотыми браслетами, схожими с экземплярами, найденными при раскопке клада на территории Рязани в 1822 году. Сюда же относят и перстни из золота, украшенные жемчугом или гранатом. Считается, что они составляют с эмалевым головным убором единый ансамбль.
Тисненые бляшки
Поскольку костюмы, дополненные украшениями из тисненых бляшек или фигурных вырезов в металле, обычно встречаются в кладах совместно с эмалевым убором, считается, что эти украшения — дополнением к эмалевому ансамблю. Как правило такие украшение вешали на очелья головных уборов, пояса, каймы одежды или использовали в качестве ожерелий.
Однако из подобных украшений составляли и самостоятельный ансамбль. Примером может служить головной убор, найденный при раскопках культурных слоёв Новгорода и изученный выдающимся историком А.А. Строковым (1907-1987). Тиснёные бляшки украшают очелье этого головного убора.
Позднейшее исследование подтвердило случаи ношения этого убора с ряснами, выполненными в виде конической подвески с восемью цепочками, отходящими от неё в разные стороны. Из украшений также были использованы скань и зернь, нанесённые на колпачок, а цепочки были украшены полыми бляшками, а также ромбическими и каплевидными подвесками.
Таким образом весь набор тисненых бляшек, включая сканные и украшения из зерни, сближают найденные подвески с очельем. Отдельно стоит выделить бляшки, с прорезью в виде буквы «S», найденные во время раскопок Киевского клада, датированного 1824 годом. Н.П. Кондаков относит эту находку к перечню бляшек, использованных для украшения очелий.
Источник: mednolit.com