Чем украшали башкирские украшения

Художественная обработка металла – один из главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом. Выделкой металлических изделий и их декоративной отделкой обычно занимались кузнецы, которые, при наличии соответствующих умений, одновременно могли быть и ювелирами-художниками. Среди них выделялись серебряных дел мастера (көмөшсө) . Серебро у тюркских кочевников пользовалось особым почитанием, оно было в несравнимо большем обиходе, чем другие цветные металлы.

Если художественная обработка металла, связанная с производством украшений для оружия и конского снаряжения, была характерна для восточной Башкирии, то выделкой ювелирных женских украшений занимались по всей территории.

При изготовлении пластинчатых браслетов, широких застёжек к женским камзолам (ҡаптырма) , пряжек мужских поясов (ҡәмәр) , круглых металлических блях-нашивок на одежду использовались различные методы обработки: штамповка, гравировка, чеканка, иногда чернение. Довольно широко применялась скань, а также вставки из цветного камня, главным образом из бирюзы и сердолика, красного, синего и зеленого стекла.

Башкирские украшения Миляуша Хайбуллина

Среди всех известных башкирским мастерам приёмов художественной обработки металла наибольшего совершенства и своеобразия они достигли в технике насечки серебром по железу, связанной с украшением старинного боевого и охотничьего оружия и конской упряжи. Изделия, украшенные серебряной насечкой, имеют большую художественную ценность. Традиции орнамента на этих предметах корнями своими уходят в далёкое прошлое, сложившись в основном в среде поздних тюркских кочевых племён, отдельные элементы восходят к скифской и гунно-сарматской эпохам. Территорией распространения этого вида искусства являлась восточная Башкирия [3].

Производство женских украшений возникло позднее и также было распространено повсеместно.

Серебро для браслетов и колец получали путём плавки монет дореволюционной чеканки. Расплавленное в горне серебро выливали из глиняного тигеля в формы [1]. Наиболее распространена орнаментация браслетов гравировкой, которая нередко сочетается с несложным мелким чеканом. Инструментами мастеру служили мелкие острые резцы, зубила и штампы (бәләкәй ҡырҡҡы) с различными узорами на рабочем конце и небольшой молоток. Основные линии узора наносились гравировкой с помощью острого зубильца, края и фон прорабатывались чеканом.

Читайте также:
Украшение свадебного шампанского своими руками

Гравированный орнамент, как правило, отображал особенности растительного мира. Мастер, по желанию заказчика, наносил на браслет надписи, выполненные арабской графикой: имя владельца или изречение из Корана. Зачастую орнамент представлял собою подражание арабской письменности. Такого рода браслеты широко бытовали в южной Башкирии.

Используя традиционный узор, мастера искусно сочетали его с советской символикой. Чаще всего изображалась пятиконечная звёздочка в орнаменте из цветов и листьев.

Ювелирные украшения в собрании Художественного музея им.М.В.Нестерова

В 1920-е годы организовались первые музейные экспедиции в центральные и восточные районы республики с целью изучения жизни и быта башкир. Так сформировалась коллекция башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Башкирском государственном художественном музее им.М.В.Нестерова.

Гульназ Курамшина и национальные башкирские украшения | Мастера Башкирии

Отдел башкирского народного искусства в музее был организован директором Ю.Ю.Блюменталем, который в 1928 году сам возглавил первую экспедицию в горно-лесной Тамьян-Катайский кантон. В экспедициях 1928–1935 гг. были приобретены первые экспонаты для музея, многие из которых являются уникальными и в настоящее время составляют золотой фонд коллекции. В послевоенные годы коллекция продолжала пополняться экспонатами, приобретенными у частных лиц и во время повторных экспедиций. Важный этап формирования народной коллекции был проделан нашими предшественниками, а в настоящее время ведется активная работа по дальнейшему изучению, классификации и научному осмыслению экспонатов.

В коллекции художественного музея количество ювелирных украшений невелико и насчитывает около 30 экспонатов: браслеты, подвески, ожерелья, серьги, сулпы, бляшки с камнями и перламутром и др. Самый редкий экспонат в коллекции – это самодельные серьги (алҡа) ХIХ века, уникальный образец ручной работы. Серьги состоят из двух частей: верхняя часть представляет собой шляпку из 10 коралловых бусинок, прикреплённых на фигурную металлическую пластинку, и нижней части в виде подвески из металлического плоского цветка из шести лепестков. В центре цветка укреплена коралловая бусинка (на одной серёжке бусинка не сохранилась), а с обеих сторон п о д в е ш е н ы м е т а л л и ч е с к и е пружинки для создания звукового эффекта. Приобретены они были в 1967 году у Курамшиной А.Ю., проживающей в Уфе. (Фото 1)

Читайте также:
Из чего делают шары для украшения

Источник: dzen.ru

Чем украшали башкирские украшения

Традиционные башкирские женские украшения изучали искусствоведы, этнографы, историки, археологи. Среди них учёные П. С. Паллас, С. И. Руденко,
В. А. Арнольдов, Н. В. Бикбулатов,
И. Г. Георги, А. Емельянов,
А. Игнатович, Г. Х. Казбулатова,
Р. Г. Кузеев, И.И. Лепехин,
С. Н. Шитова и другие. Украшения собирались и изучались в многочисленных экспедициях
по краю.

Одежду женщины украшали связками серебряных монет, раковин, бисера. На ткань нашивались кораллы, ювелирные изделия. Использовались такие материалы, как сердолик, морские раковины, янтарь, бисер, обработанное стекло, серебро. Ряд материалов покупался у народов стран Востока, Кавказа.

В качестве женских нагрудных украшений использовали нагрудники, перевязи, ожерелья. Нагрудники создавали из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, сулпы, бляхи (кумбазы), цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры, сетки.

В разных этнографических группах башкир украшения отличались по названию, размерам, форме, количеству металлических и коралловых нашивок, их соотношению и расположению на ткани.

К женским ювелирным украшениям относились браслеты, подвески, ожерелья, серьги, сулпы − парное накосное украшение в виде серебряных или медных подвесок.

Светлана Шитова в книге «Башкирская народная одежда» отмечает, что в работах дореволюционных авторов есть упоминания, что к косам башкирские женщины привешивали металлические подвески, «брякушки». Экспедиционные поездки последних десятилетий позволили в комплексе других украшений составить разностороннее представление о косниках. Многие из этих украшений существовали в семьях до последнего времени.

Были популярны затылочные украшения (елкәлек). У юго-восточных башкир вместе с елкялек вплетали косники из бус — сэсмау. Раньше вместо бус нанизывали высушенные и окрашенные в разные цвета крупные рыбьи позвонки. Поздним вариантом затылочных украшений-оберегов являлись ювелирные бляхи (кумбазы), усыпанные полудрагоценными камнями, в том числе бирюзой.

Читайте также:
Какие украшения надеть с водолазкой

Ту же роль могла играть бахрома с монетками. Оберегом могли быть также несколько крупных серебряных монет или кожаный футлярчик с молитвой, пришитые к середине косоплетки, соединяющей косы на затылке. Вместе с затылочным украшением девушки носили нарядные косоплетки из темной или цветной шерсти, украшенные кисточками, бусами. Косоплётки состояли их тесьмы или шнуров, сплетённых из шерсти или конского волоса.
К ним пришивали подвески, монеты.

Взрослые женщины вплетали в косы тесьму с металлическими подвесками. Из-под платка, закрывавшего волосы, были видны тяжелые сулпы или монеты, прикрепленные к концу тесьмы. Иногда это были рублевики или полтинники.

Украшение хараус является женским налобным украшением и представляет собой ткань с орнаментом из холщовой ткани, обшитой полосками ткани красного или коричневого цвета.

В конце XIX — начале XX века в башкирских деревнях были распространены сулпы из скрепленных колечками двух-трех фигурных пластин с выгравированным растительным орнаментом. К ним прикреплялись монетки, листовидные или ромбические привески.

Маленькие сережки назывались в народе алkа, серьги с подвесками — суkлы алkа (суk — кисть), hырғa. Словом «hырғa» в восточном Зауралье обозначались не только длинные серьги, но и бисерные подвески у головного покрывала kушъяулыk.

Серьги, соединенные подбородной цепочкой, не всегда воспринимались как ушное украшение. В некоторых случаях их прикрепляли к тесьме, перекинутой через темя. Из ювелирных изделий у башкирских женщин особой любовью пользовались украшения для рук: браслеты, кольца, перстни.

Источник: kitaplong.ru

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР

Сергей Синенко. Культура народов Урало-Поволжья 02.11.2012

uk4 ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР Люди, факты, мнения

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР, вид декоративно-прикладного искусства, распространенного у башкир, имеет многовековую традицию. Широкая область традиционного ювелирного искусства – женские украшения. При их изготовлении и отделке использовались различные техники – гравировка, чеканка, чернение, штамп, вставка и др. Широко применялась скань, вставки из полудрагоценных и драгоценных камней, главным образом из сердолика и бирюзы.

Читайте также:
Eclat ювелирные украшения что за бренд

Распространены были украшения из бисера, кораллов, монет, бусин, раковин и отчасти из жемчуга. Другая широкая сфера ювелирного дела – украшение оружия. Серебряная насечка по металлу была характерным приемом его орнаментации. Пластины и бляхи с отделкой закреплялись на колчанах для стрел, на передней и задней луках седла, на подпругах, нагрудниках, уздечках, стременах.

Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы. Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия, особенно браслеты-блязики. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.

uk7 ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР Люди, факты, мнения

Женский нагрудник, украшенный серебром и бисером

Подбор матриалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть.

Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкий по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.

Из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традици связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья. Обергом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури.

Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию. На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.

Читайте также:
Какие украшения носить с джинсами и футболкой

Лит.: Авижанская С. О народе и его искусстве // Народное искусство башкир. – М., 1968.

Источник: posredi.ru

Рейтинг
Загрузка ...