Чередование соразмерных элементов декоративного украшения это

1. Орнамент. Понятие декора. Типы и виды узоров, правила стилизации. Типы композиций узоров.

1. Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи.

И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

208. Приступим к новому сериалу😃.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.

Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок.

Орнаменты и узоры.

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.

Принцип построения композиции: Правило ритма

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов.

Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Читайте также:
Декларация украшений что это

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

• геометрические орнаменты

• растительные орнаменты (фитоморфные, представляющие собой различные стилизованные изображения растений

• меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии — молитва.

Стиль в искусстве различных периодов — это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Основу любого стиля составляет система художественных форм, которые обладают едиными, схожими между собой образами, возникшими в определенных социальных и экономических условиях. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.

Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.

Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Востока.

Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.

Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент использует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности.

Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой. К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ.

Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя важную роль в декорировании различных изделий. Фантастический орнамент.

В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, не существующего. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Северного Востока Астральный орнамент (от слова «астра» — звезда). Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента — природные мотивы : горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречаются в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Читайте также:
Ювелирные украшения кари отзывы

Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Публикации по теме:

Конспект НОД по изобразительному искусству «Что? Где? Когда» Тема: «Что? Где? Когда?» Цель: • Обобщить и закрепить знания и умения детей по изобразительному искусству.

Задачи: Обучающие: — обобщить.

Мастер-класс по изобразительному искусству «Птичка-невеличка»

Мастер-класс по изобразительному искусству «Птичка-невеличка» Мастер-класс по изобразительному искусству. Рисунок : «Птичка-Невеличка» Подготовила педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ».

Методы и приемы обучения изобразительному искусству в детском саду «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Наглядные методы и приемы обучения К наглядным методам и приемам обучения.

План работы кружка по изобразительному искусству в средней группе Воспитатель: Киселевич Нина Анатольевна. План работы кружка «Волшебные краски» для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал полезен.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Осторожно: лёд»

Конспект занятия по изобразительному искусству «Осторожно: лёд» ТЕМА: Аппликация из комочков «Осторожно лёд!» Цель занятия: Научиться делать аппликацию с использованием цветных салфеток, путем скатывания.

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 2 КЛАССА Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель начальных.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе федерального государственного образовательного.

Источник: www.maam.ru

Выразительные средства композиции

Декоративное оформление тортов основано на знании и использовании законов композиции.

Из композиционных средств отбирают те, которые нужны для придания, кондитерскому изделию нарядного внешнего вида. Поэтому необходимы знание законов композиции и умение их использовать для украшения тортов.

Кондитер в своей производственной деятельности, используя приобретенные навыки изобразительной грамоты, должен совершенствоваться в мастерстве художественной отделки изделий.

Овладеть комплексом знаний и практических умений, способствующих совершенствованию профессионального мастерства, помогут упражнения в самостоятельном композиционном рисовании тортов.

Композиции тортов — это раздел работы, связанный с изучением закономерностей составления элементов украшения изделий. Композиция в любом случае есть определенное соотношение, взаимное расположение и сочетание отдельных элементов. Практическое изучение законов композиции знакомит с определенной системой изобразительно-выразительных средств декоративного оформления кондитерских изделий.

Композицию нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов, в соответствии с которыми можно решать задачи оформления кондитерских изделий. Благодаря разнообразию композиционных решений, творческому подходу к вопросам композиции можно создать несколько десятков вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия. Поэтому основная задача при выборе композиции — стремление добиться такой организации элементов украшения, которая в завершенной отделке поверхности торта обладала бы целостностью и единством, где второстепенные детали подчинялись главным. Согласно этим требованиям при компоновке элементов украшения кондитерских изделий используют следующие средства выразительности: равновесие, контраст, ритм, масштаб, пропорции и симметрию.

Обязательным условием правильного построения композиции торта служит равновесие отдельных ее частей. На его основе создают композицию, характеризующуюся равномерным распределением элементов украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга. Кроме того, выразительную форму декоративной отделки торта образует равновесие, построенное на соразмерности отдельных деталей украшения. Например, большая деталь на одной стороне поверхности торта уравновешивается несколькими меньшими деталями на другой.

Читайте также:
Может ли женщина покупать себе украшения

Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, противопоставления, встречающиеся в художественном оформлении кондитерских изделий.

Ритм означает чередование соразмерных изобразительных элементов. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных тонов, а также от промежутков между фигурами и направлений элементов украшения.

Для симметричной композиции характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, объему, очертаниям.

В композиции украшения торта важное значение имеет правильное решение масштаба, т. е. умение найти гармоничные соотношения отдельных частей и деталей, а также верное пропорциональное отношение между основой торта и рельефной отделкой его поверхности.

При создании самостоятельной композиции торта необходимо овладеть рисунком и его компоновкой на плоскости. Кроме того, нужно знать технологию кондитерского производства и основные способы отделки полуфабрикатов.

Не следует ограничиваться материалом, изученным в процессе рисования тортов с натуры. К композиции надо относиться творчески. Пренебрежение к этим требованиям приводит, как правило, к неудаче в самостоятельной работе. Имея определенную подготовку и постоянно совершенствуясь в рисунке, приступают к построению композиции сначала квадратного, а затем круглого торта.

Работа над составлением самостоятельной композиции всегда вызывает интерес. Итак, главное средство художественного оформления тортов — композиция.

Первостепенное значение в композиции имеют логичность изобразительных элементов и обоснованность их применения. Композиционное построение изобразительных элементов должно быть мотивированным. Нельзя, например, смешивать различные элементы, не связанные тематически.

Одно из свойств, которым непременно должно обладать композиционное решение торта, — декоративность. Это свойство основано на целом ряде требований, главные из которых — четкость рельефных объемов и образований и отказ от пестроты и дробности форм, а также цветовое решение.

Особенностью декоративного оформления поверхности кондитерских изделий служит цветовая характеристика. Добиться гармоничного сочетания цветовых тонов в композиционном рисунке так же важно, как и построить композицию.

Контрольные вопросы

1. Какие выразительные средства используют при компоновке элементов украшения изделий?

2. Что такое декоративность?

Содержание и задачи лепки

К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура.

Живопись изображает предметы и явления окружающего мира в цвете, графика — линиями, штрихами и тоновыми пятнами. Рисунок и картина — плоские изображения, условно передающие объем и пространство. Живописец, используя пропорциональные натуре оттенки цвета, создает произведение, оказывающее на зрителя определенное эстетическое воздействие.

Скульптура в отличие от других видов изобразительного искусства передает образы действительности в объемных формах, вылепленных из глины, пластилина, воска, вырезанных из дерева, высеченных из камня (мрамора, гранита, известняка, песчаника и др.), отлитых из металла (бронзы, чугуна, нержавеющей стали и т. д.)

Профессиональный скульптор, как и живописец, — художественно одаренный человек, способный решать задачи образного воплощения задуманной творческой идеи. Он обладает высокоразвитым чувством глубины формы и целостным ее восприятием (умением видеть общее, целое).

Главная особенность скульптуры — ее объемно-пластическая, трехмерная форма.

Объем в скульптуре то же, что цвет в живописи, тоновое пятно в графике. Скульптурная форма — это реальный объем.

Скульптуру делят на круглую (произведение видят со всех сторон, обходя вокруг) и рельефную (произведение, связанное с плоскостью стены, постамента и т. п.).

Читайте также:
Как сварить карамель из сахара в домашних условиях для украшения

Главным объектом в скульптуре является человек. Значительно реже художники-скульпторы изображают животный мир и то лишь в качестве дополнения к воплощению образа человека (например, конная статуя). Растительный мир служит в скульптуре объектом для декоративного украшения зданий, фонтанов, оград и т. д.

Лепка как один из видов скульптуры представляет собой наиболее доступную в техническом отношении работу с использованием глины или пластилина.

Упражнения по лепке помогают освоению объемно-выразительных свойств и форм животного и растительного мира, используемых для фигурной отделки поверхности кондитерских изделий. Они способствуют овладению основами изобразительной грамоты. Ценность упражнений в том, что практическая лепка пробуждает художественно-эстетическое отношение учащихся к предметному, зрительно воспринимаемому миру.

Упражнения предусматривают лепку растительного орнамента с натуры, а также фруктов, овощей, цветов, животных, птиц, изготовление макетов тортов.

В лепке, как и в рисовании, также нужна последовательность работы — от общего к частному. Надо учиться видеть не только отдельные части предмета, но и их взаимосвязь, сочетание.

Упражнения по лепке развивают изображение, работоспособность, волю, целеустремленность. При условии творческого подхода к выполнению упражнения приобретаются навыки работы с материалом.

Итак, основная задача лепки — развитие творческих способностей, необходимых в профессиональной работе кондитера по выработке тортов, и пирожных.

Контрольные вопросы

1. Что такое скульптура?

2. Назовите основную задачу лепки.

Дата добавления: 2020-12-22 ; просмотров: 677 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Значение декоративного рисования для всестороннего развития детей

Декоративное рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают — стилизуют. Стилизация — это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор.

В отечественной педагогике XX века к проблеме возможностей декоративного рисования, как живого источника педагогической мудрости, обращались ученые, всесторонне изучая ее потенциал:

  • 1. Как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В.А. Сухомлинский).
  • 2. Как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина).
  • 3. Как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Исследования, проведенные учеными, выявили, что первые годы жизни ребёнка — важный этап его воспитания.

В дошкольном возрасте ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Это строительный материал для его основных психических функций, хорошо и богато сформированных эмоциональных навыков, способности к эмпатии и мировоззрения в целом. Всё это в изобилии несет в себе декоративное искусство. декоративный рисование детский обучение

В настоящее время декоративное рисование широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы декоративного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач — расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Читайте также:
Украшение из бронзы как называется

В декоративном рисовании природные формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива — условно, стилизованно (обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).

Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.

Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за счет упрощения элементов. Выполняя задание по изображению узора, художник обязан как бы забыть то, что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостной, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.

Педагогическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.

Необходимо учиться создавать красивые, ритмичные и эмоционально насыщенные композиции как орнаментальные построения, которые позже оказываются основой работы в декоративной отделке изделий. Следует также понимать соответствие пластических и технологических качеств материалов. Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.

Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга. Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.

Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями. Для симметричной композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, очертаниям и т.п.

Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Характер зрительного восприятия массы учитывает размеры и форму изделия, цвет, фактуру и текстуру (естественный рисунок) материала, степень освещенности поверхности и т.д. Отсюда можно вывести понятие, что декоративное рисование есть по существу создание проекта будущего изделия декоративно-прикладного искусства.

Разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций.

Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы. Декоративные композиции создаются, подчеркнуто выразительными линиями плоских силуэтов. Даже использование мастером отдельной детали предмета или его упрощенного стилизованного символа дает полное представление о предмете.

Сюжеты сами собой возникают, если наблюдать жизнь и природу. Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление. Изображение, выступающее как символическое, не связано с передачей действия, а обозначает какую-либо идею, понятие, символ, аллегорию.

Источник: studwood.net

Рейтинг
Загрузка ...