Изразцы — керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.
Значение слова Плитка по Ефремовой:
Плитка —
1. Небольшие плиты, обычно используемые для мощения тротуара, настила полов, облицовки стен.
2. Кусок какого-л. вещества, спрессованного в форме четырехугольной пластинки.
3. Нагревательный — обычно электрический — прибор для приготовления пищи.
1. Плита — «большой плоский с ровной поверхностью кусок твёрдого материала»
2. Плита — (в геологии) — см. в ст. Платформа.
>>3. Плита — кухонная печь с конфорками в верхней металлической доске
Слово происходит от др.-русск. плита «камень, кирпич»; ср.: укр. пли́та «плита», болг. пли́та, возм., сербохорв. пли̏тица «мелкая миска». Скорее всего, родственно греч. πλίνθος «кирпич»
ИЗРАЗЦЫ́ (ст.-слав. израз, от из- и праслав. razъ, rezъ — «резать, проводить, делать черту»; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить; сравн. изображение) — керамические облицовочные плитки. В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи.
Изразцы//как правильно ложить изразцы//Херсон//стройка
Печные изразцы
Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве.
Глиняные печные изразцы XVI век. Русская печь в Казенной палате.
Основное назначение изразцов – повысить уровень теплоотдачи печей и каминов. Как и сами печи, изразцы изготавливались из глины, и первыми образцами подобных изделий были на Руси так называемые горшковые изразцы, имевшие вид простейших сосудов. Однако постепенно технология изготовления изразцов усложняется, и к 15 столетию в обиход входят коробчатые изразцы, которые и начали с этого времени использоваться практически повсеместно. А уже к середине 16-го века печи, украшенные изразцами, становятся важным элементом русского интерьера.
Московское каменное зодчество XV века следовало традициям Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. В конце XV – первые годы XVI века в производстве московской терракоты появляются иноземные влияния. Это было время, когда в столице работали итальянские зодчие, и неудивительно, что декоративные мотивы итальянского Возрождения были применены в декоре собора Чудова монастыря в Московском Кремле.
Изразцы. Производство и различия // FORUMHOUSE
Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней.
Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.
Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.
Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.
В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.
Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.
Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.
В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.
В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.
Московские красные рамочные изразцы
1.
5.
Красные рамочные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал, вызывающий много интереса. изразцы разного времени.
Источник: to-priz.livejournal.com
Орнаменталистика русских изразцов. Часть 2.
История появления и развития изразцового промысла вдвойне интересна тем, что очень наглядно демонстрирует созидательную силу народного творчества.
Природа дала простой, пластичный и уникальный материал – глину («керамос» – в переводе с греческого означает – глина).
Почву к появлению изразцов подготовил гончарный промысел. На гончарных кругах ремесленники изучали свойства и возможности глины, отрабатывали возможности разнообразия форм и пропорций.
Гончарных дел мастера открыли, что глина, обожженная при высокой температуре, обретает такие ценные свойства, как огнеупорность и стойкость к химическим воздействиям. То есть гончарное ремесло дало миру керамику.
Изразцы и есть разновидность керамики, только архитектурно-декоративной. Использовались они для внутренней и внешней облицовки, изначально, храмов, затем – дворцов. То есть, первыми изготовителями и заказчиками изразцов, как декоративных элементов, были священнослужители. Они обладали и средствами для организации производства, у них была сильная мотивация – обустроить свой храм наилучшим образом (чтобы в округе не было подобных), и они умели накапливать, изучать и применять знания и опыт народных мастеров.
Как и любое декоративно-прикладное искусство, изразцовый промысел, имеющий ярко выраженную изобразительную направленность, аккумулировал знания и представления людей об окружающем мире. Многочисленные археологические находки подтверждают это.
Изображения на изразцах отражали не только быт, вкусы и обычаи народа, но и магические, тайные знания о мире. Сакральные изображения на изразцах, при всем их многообразии, можно разделить на несколько групп. Самая загадочная и древняя – группа геометрических символов.
Геометрические изразцы на храме Василия Блаженного
Надо признать, что для российской школы (Суздаль, Псков, Москва, Владимир, Рязань и др.) геометрический орнамент в чистом виде не свойственен. Чаще он используется в сочетании с растительными мотивами.
Четкая геометрия прослеживается в изразцовой керамике на западных территориях – Украина, Польша, Болгария. Однако, солярные знаки, узелковая письменность, рунические знаки нашли свое отражение в большей или меньшей степени в храмовой архитектуре древней Руси.
Итак, графические символы в изразцовом искусстве.
Солярные знаки
Появление солярных знаков, как таковых, относят к очень давнему, дохристианскому периоду. Люди быстро поняли, что от Солнца зависят и урожай, и жизнь племени.
Источник: dzen.ru
История русского изразца
Более десяти веков существует в России изразцовое искусство и архитектурная керамика. Ровесниками крещения Руси являются самые ранние русские изразцы X века, найденные в 1907 году во время археологических раскопок под руководством В. В. Хвойко в Киеве, на месте княжеских палат конца X — начала XI века.
Техника украшения печей керамическими изразцами и традиция украшения зданий керамикой возродилась на Руси с новой силой под влиянием Византии. https://vkplitka.ru/rossijskaya-plitka/
Начиная с X века на Руси применялись изразцы для декорирования княжеских палат — полы, и печи были украшены изразцовыми плитками, впервые в мире, задолго до того, как изразцы появились в Европе. Первые русские изразцы были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с декоративными росписями и глубоким рельефами.
Русские мастера восприняли новомодные новые византийские сюжеты и изобразительные тенденции, но они по-своему переосмыслили их и воплотили в керамических изразцах свой собственный стиль и русский колорит.
Полы княжеских палат XII века князя Андрея Боголюбского во Владимире, Суздале и Ростове сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полу львов, полу орлов — символов княжеского могущества. Археологи находили такие же изразцовые плитки XIV века в Галиче, Пскове, Чернигове и Гродно.
Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. По мнению историков ордынское иго разрушило многие древнерусские технологии и сложные ремесла, такие как техника перегородчатой эмали, русское стекло, полихромная керамика, хорошо известные древним русичам задолго до появления этих технологий в западной Европе.
Исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, археолог, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков в своей книге «Ремесло Древней Руси» пишет:
«Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».
Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались древнерусские ремесла, получившие широкое распространение после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был древний Псков, впервые упомянутый под 903 годом в Лаврентьевской летописи «Повесть временных лет».
Поливные изразцы Пскова.
При восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы нашли на чердаке собора рыже-зелёные плитки глазурованной керамики конца XIII — начала XIV века. Зелёным огоньком майолики горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Спасо-Мирожского монастыря. Десятилетия спустя отсветы сияния глазурованной керамики вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной керамической черепицей оделись маковки многих городских соборов и храмов. В XIV веке изразцовая плитка стала меньше по размеру и аккуратнее, глазурь на ней стала ярче, цвета сочнее и гуще.
Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зелёным блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды.
Керамиды — это большие керамические плиты, сделанные с помощью разборных форм политых глазурью, они имели сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Несомненно, создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.
Псковские мастера, изготавливающие глазурованные керамические плиты, были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковских мастеров работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возвели Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания её закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле постройки 1485 года.
Поливные изразцы Москвы.
Интересные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском Соборе Василия Блаженного. На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные изразцы, заложенные в белёные стены в момент строительства собора.
Изразцы выполнены из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зелёной стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — художественный приём ранее невиданный на Руси.
Похожий изразцовый декор был на церкви Святого Сергия Радонежского при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.
Обширное строительство и расцвет Крутицкого подворья в Москве связан с именем митрополита Павла II (1664–1676). Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор, были сооружены в 1693-94 гг.
Одним из интереснейших строений на территории Крутицкого подворья является надвратный Терем, украшенный нарядными изразцами и ажурной каменной резьбой. Для украшения Теремка подворья было изготовлено примерно 1500–2000 глазурованных керамических изразцов.
Полихромные изразцы.
Уникальные цветные изразцовые барельефы, высотой около трёх метров, можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове, они сверкают цветной глазурью на северной и южной стороне собора.
Изразцовая икона «Чудо Георгия о змие» XVI век в Дмитрове.
Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем изготовили старицкие мастера в середине XVI веке, по повелению Владимира Андреевича Старицкого получившего в 1566 г. на княжение в Дмитров от Ивана Грозного. Изразцовый барельеф «Чудо Георгия о змие» диаметром 2,93 метра и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы никогда и никто до этого момента не делал — это было что-то совершенно новое на Руси.
Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный Ново-Иерусалимский монастырь на берегу Истры. На строительство монастыря патриарх Никон привёз итальянских мастеров, которые ввели в русское изразцовое искусство новую палитру красок для глазури. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своей яркостью и многоцветием. При сооружение собора Ново-Иерусалимский монастырь русские зодчие впервые стали изготовлять многоцветные изразцы с синим и белым пигментом, в декорировании зданий стали применяться глухие стекловидные эмали. Для создания грандиозных панно, фриза, иконостасов русские мастера создали около 60 различных видов рельефов, узоры и рисунки для рельефов искали на страницах печатных книг и на старинных тканях.
Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с рисунка итальянского бархата конца XVI века. Многие полихромные изразцы были исполнены русскими мастерами по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.
Источник: ru-sled.ru