Сегодня Кафебижу расскажет о средневековых украшениях, их истории и перерождении во времени.
Средневековый период (с 5-ого до 15-ого века) начался после распада Западной Римской империи, и первая половина этого периода также известна как Темные века.
Темное время
Это было время крайней нищеты и страданий для большинства людей Западной Европы. Время голода, войн и чумы. Наука, знания, технологии и искусство канули в Лету.
Производство ювелирных изделий в Западной Европе было в целом застойным, но все же есть несколько прекрасных примеров раннесредневековых украшений, изготовленных во времена Темных веков.
Дизайн и материалы
Средневековые украшения включали в себя не только ожерелья, браслеты и броши, какими мы их знаем сегодня, но и другие украшения, такие как пряжки для ремней, пуговицы, заколки для волос, значки для шляп, кольца, кольца на лодыжках и украшения для оружия. Богатым господам в одежду вшивали маленькие украшения.
Золото было основным материалом, используемым для создания украшений. Для декорирования металла использовались техники эмалирования, золочения, инкрустации и литья.
Украшения раннего Средневековья
Использовали пресноводный жемчуг, янтарь. Все это можно было найти в Европе, но драгоценные камни, такие как изумруды и рубины, импортировали из других стран, и поэтому стоили такие украшения целое состояние.
Драгоценные камни в основном вырезали и полировали в кабошоны с закругленными краями, потому что грани было трудно создавать, по крайней мере, до конца Средневековья.
Варварские украшения
Изображение ниже показывает пару германских фибул (броши или булавки), используемых для застегивания одежды. Они датируются началом 5-ого века. Пример варварских украшений Миграционного периода (также известного как период варварских нашествий).
Такие украшения носили как мужчины, так и женщины элитных слоев общества. Одиночные фибулы служили застежками для плащей, или же они носили парами на женских платьях.
Эта удивительная застежка на плече (на фото ниже) является англосаксонским артефактом, найденным в Саттон-Ху в Англии, в месте захоронения корабля, датируемого началом 7-ого века. Техника, используемая для изготовления этого предмета: инкрустация с использованием перегородок — узоры, сделанные путем нанесения кристаллов драгоценных камней на золото.
Хотя производство ювелирных изделий было приостановлено в Западной Европе во времена Средневековья, ремесленники Восточной Европы продолжали развивать и совершенствовать свое ремесло благодаря стабильности, обеспеченной Византийской империей (продолжением Римской империи).
Украшения в византийском стиле находились под влиянием христианства, и многие из них были украшены религиозными мотивами, такими как крест или изображения загробной жизни. Техника инкрустации перегородками была популярной для украшений этого стиля.
Красочные серьги ниже, которые, скорее всего, были сделаны в качестве подарка вестготскому правителю средневековой Испании, являются прекрасным примером византийских украшений. Они датируются 6-ым веком. Стиль этих сережек не слишком отличается от тех, которые мы видим каждый день в современном мире.
Шокирующая мода Средних веков!
Викинги (с 800 по 1150 год н.э.) отдали предпочтение работе с серебром, и, хотя их украшения изначально были простыми, вскоре они начали развивать свое ремесло в сложной форме искусства.
Во многих произведениях викингов были изображены животные или природные виды, а позже стали появляться фигуры с геометрическими узорами. Ювелирные приемы, используемые викингами, включали филигранную работу и чеканку. Металлические части сбивались с обратной стороны, чтобы создать рисунок на лицевой стороне изделия.
На изображении ниже украшение для шеи, которое было изготовлено из трех витых серебряных прутьев с застежкой-петлей.
Ювелирные изделия в Позднем Средневековье
Средневековье (от 1000 до 1300 н.э.) ознаменовало начало крестовых походов, которые позволили распространять техники ювелирного искусства по всей Европе. С расширением торговли все большее количество населения могло позволить себе носить украшения.
Теперь средний класс носит не меньше украшений, чем высшие сословия. Поскольку ювелирные изделия обычно рассматривались как символ статуса, зарезервированный только для элиты и богатых, были приняты законы с ограничением количества золота, серебра и драгоценных камней, которые могли носить «простые люди».
Новые инновации в огранке драгоценных камней произвели революцию в ювелирном дизайне, и к Позднему Средневековью ( начиная с 14-ого века) стили ювелирных изделий претерпели определенный переход от готического стиля 13-ого века к Раннему Ренессансу.
Источник: dzen.ru
История ювелирного искусства: от Средневековья до 18 века
Средневековый период особенно долгий, он охватывает 1000 лет. Фактически он начинается с заката Римской империи в 5 веке нашей эры и продлится до 15 века, чтобы уступить место эпохе Возрождения.
Раннее Средневековье (476 – 1100 гг.) предлагает наибольшее разнообразие украшений. Нашествие варваров в 5 веке привело к появлению техники перегородчатой эмали. Действительно, у каждого народа и региона до сих пор есть свои особенности стиля (например, стеклянная паста и т. д.). Затем с приходом христианства иконографии украшений изменились, уступив место религиозным сценам и реликвариям.
Германские фибулы, начало V века н.э.
Средние века были отмечены великой экспансией христианства в Европе. Это становится центральным элементом средневековых обществ. Поэтому создается множество драгоценностей с религиозными мотивами. Это то, что называется просто: Религиозное Искусство.
В раннесредневековых изделиях драгоценные камни часто располагались на большом расстоянии друг от друга
Развитие феодализма и христианской религии преобразовало общество, которое разделилось на три сословия: дворянство , духовенство и народ (крестьяне).
Таким образом, драгоценности носит небольшая часть населения, а именно дворяне и духовенство. К тому же украшения и драгоценности отводились в ранг мелкого и декоративно-прикладного искусства, а то и простого ремесла.
Драгоценности того времени были либо утилитарными вроде фибул, либо декоративными и самобытными.
Серебряные круглые броши эпохи викингов из Пенритского клада , три типа «чертополох»
Византийская пара серег, ок 600 г. н.э.
Знаменитые застежки из захоронения Саттон-Ху в Англии (6-7 века н.э.), один из лучших образцов перегородчатой инкрустации золотом и гранатом (не эмалью)
Например, кольца особенно ценились за их утилитарное значение (поставить печать на документы), религиозное или символическое.
В конце 13 века украшения стали прерогативой дворян и аристократов. В то время многие законы и постановления запрещали ношение слишком показных для народа и «простых мещан» украшений.
Золотая серьга, найденная в Хорватии , Высокое Средневековье, 1300–1350 гг.
Ливрейный значок «Лебедь», золото, эмаль; около 1400 г, Британский музей
Ренессанс
Эпоха Возрождения отмечена развитием науки и искусства по всей Европе. Это период, когда происходили великие экспедиции, позволившие совершить множество обменов и открытий.
Этот художественный период, родившийся в Италии, будет представлен во Франции. Франсуа I, король Франции с 1515 по 1547 гг.приглашал итальянских художников, в том числе знаменитого Леонардо да Винчи, которые приезжали развивать свои идеи.
Приток богатства с завоеванием нового мира дает возможность создавать украшения, более насыщенные декоративными мотивами и драгоценными камнями.
Подвески стали самым популярным украшением, сменив броши, сверхпопулярные в средневековый период. Кольца остаются в моде, но часто очень богато украшены камнями. В то время было также много украшений для волос, таких как тиары, жемчужные ленты и цепочки (= изделия из железа) или украшения для шляп (знаки), которые носили многие мужчины.
Ювелирная техника развивается с появлением ограненных камней и использованием эмали. Жемчуг в стиле барокко также очень актуален и моден.
Подвеска «Благоразумие» , франц., вторая половина 16 в., Золото, эмаль, драгоценные камни, халцедон. Метрополитен-музей, дар Дж. Пирпонта Моргана, 1917 г.
XVII век
Наша история ювелирных украшений переносит нас во времена Короля-Солнце. Людовик XIV вдохновил французские сады и рождение ювелирных украшений.
В 17 веке очень модными были головные украшения, такие как эгрет и булавки. Украшения на лифе в виде узлов, известные как «де Севинье», можно носить как подвески, подвешивать или пришивать к одежде.
«Тюльпаномания» и натуралистический декор охватили Европу и наложили отпечаток на декоративно-прикладное искусство и украшения с мотивами стручков гороха, гвоздик, подсолнухов и листьев аканта. В первой половине XVII века флора обрабатывается едва стилизованно, на украшениях лифа или на шпильках из серебра или эмалированного золота. Эти драгоценности чаще всего украшены бриллиантами или горным хрусталем, на оборотной стороне которых нанесен полихромный орнамент из эмали, чаще всего пастельного синего, белого и черного цветов. Тема смерти («memento mori») обычно встречается на часах, кольцах и других украшениях.
Венгрия, 17 век, украшение из Венгерского национального музея, Будапешт
Ожерелье. Венгрия, 17 век, украшение из Венгерского национального музея, Будапешт
XVIII век
18 век стал свидетелем триумфа ювелирного искусства. Этот период отмечен расцветом Европы в эпоху Просвещения.
Ювелирное дело развивается с массовым притоком алмазов из Индии или драгоценных цветных камней из рудников Южной Америки. Редкие материалы, они веками хранились для королей, дворянства и церковных сокровищниц. Однако, когда в Европе установилось процветание, красотой драгоценностей наслаждались не только для знатные и богатые сановники.
В эпоху рококо украшения украшали рубинами, сапфирами, топазами или гранатами. В середине века богатые наборы бриллиантов часто заменяли белые топазы. В конце века желтые хризобериллы захватывают ювелирные украшения.
Золотое кольцо, серебряная оправа с рубинами, бриллиантами, опалом, изумрудом и гранатом, Италия или Франция, начало 18 века. Кливлендский художественный музей
В 18 веке также были изобретены стразы, которые произвели революцию в ювелирном деле. Горный хрусталь на самом деле представляет собой стекло на основе свинца, которое имитирует драгоценный камень. Свинец придает стеклу его блеск и, таким образом, усиливает его способность преломлять свет через грани указанных страз. Затем это изобретение открывает ювелирный рынок для менее удачливой клиентуры.
Бабочка. Белая и цветная паста, плотно оправленная в серебро. Франция, 18 век.
Фото: Википедия, elogedelart.canalblog.com, сайты музеев Метрополитен, Виктории и Альберта
Источник: russianjeweller.ru
Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков: Часть 1. Дороманский период
[mybigtext]Искусствоведы часто обходят вниманием дороманский период (476—1000 гг.) в истории западноевропейского средневекового искусства и делают это очень даже зря. Ведь именно в это время была наработана основа для последующего бурного развития различных искусств, в том числе и ювелирного. [/mybigtext]
Ювелирные изделия и средневековая культура
Считается, что Средние века наступили с падением Рима в 476 году. Поселившиеся на территории бывшей Западной Римской империи многочисленные варварские народы — франки, саксы, лангобарды, англы, вестготы и остготы не были варварами в том смысле, какой мы придаем этому слову сегодня. У них было своё самобытное искусство, в том числе и ювелирное. А после знакомства этих народов с античным наследием, византийскими и кельтскими традициями, оно стало развиваться особенно интенсивно.
Что же за предметы характерны для западноевропейского ювелирного искусства дороманского периода? Конечно, в первую очередь, это украшения. Они не только традиционно являлись знаком статуса и указывали на социальный статус их владельцев, но также были связаны и с ритуальной функцией. [myline]Как правило, это были украшенные драгоценными камнями подвески из золота или серебра, круглые фибулы с излюбленным мотивом расправившего крылья орла, разнообразные кольца — их, кстати, носили не только взрослые, но и дети.[/myline]
Высокого уровня в то время достигло мастерство западноевропейских ювелиров-оружейников. Даже викинги, совершающие набеги на Британию или Франкию, или же посещавшие Европу по торговым делам, больше всего ценили мечи франкского производства.
Интересно, что личные вещи сохранились до наших дней не в таком количестве, в каком сохранились предметы религиозного культа — многочисленные кресты, мощехранительницы, реликварии, чаши для причастий, оклады церковных книг. Это и понятно, ведь Средние века в Европе — эпоха, прошедшая в первую очередь под знаком христианства. И это несмотря на то, что христианизация Европы была довольно длительным этапом и проходила в период с IV по X вв.
Что подарили миру европейские ювелиры Средних веков
В ювелирном искусстве главенствовал так называемый полихромный стиль, который был широко распространен на территории Европы с конца V в. и вплоть до конца VIII в. Он отличается экспрессивностью — излюбленные ювелирами сцены охоты и схваток между животными представлены очень выразительно и динамично. В этом можно увидеть наследие «звериного стиля», характерного для кочевников, в частности скифов и сарматов. Помимо названных черт, полихромному стилю свойственна склонность к стилизации и декоративности.
[mydoubleline]Есть основание считать, что любовь к абстрактным орнаментам варварам привили, в частности, кельты, соседствовавшие с римлянами на их землях еще до Великого переселения народов. Варварам нравилось, чтобы «было побогаче», поэтому ювелирные произведения раннего Средневековья отличаются обилием золота и крупных не ограненных — производить огранку тогда еще не умели — драгоценных камней и кабошонов.[/mydoubleline] Особенно любили ярко кровавые гранаты и рубины, сияющие изумруды и топазы. А, к примеру, в изделиях IX в. одновременно встречаются золото, эмали, жемчуг, драгоценные камни и цветное стекло. Да-да, рубины и гранаты не стеснялись чередовать с красным цветным стеклом, изумруды — с зеленым, а сапфиры, соответственно, с синим.
Что немаловажно, в Западной Европе дороманского периода знали разнообразные ювелирные техники — чеканку, филигрань, зернь. Отдельно хочется сказать об эмалях, непрозрачных и многоцветных, сияющих не хуже драгоценных камней.
От кельтов варварские народы узнали выемчатые эмали. Изготавливая вещь в подобной технике, мастер сначала прорезал специальным инструментом лист металлической основы, а затем заполнял пустые участки-выемки непрозрачным стекловидным составом. Однако классическим видом эмали считается не выемчатая, а перегородчатая, пришедшая в Европу из Византии. Рисунок такой эмали формировался не с помощью выемок, а как вы могли догадаться, с помощью прикрепляемых к основе перегородок (как правило, медных). Интересно, что перегородчатые эмали встречаются уже в галльских произведениях эпохи Меровингов (V-VIII вв.), причем в сочетании с античными камеями, что говорит о неослабевающем влиянии античности на искусство Средних веков.
[myline]Считается, что в VII в., в период правления франкского короля Дагоберта, ювелирное искусство получило новое развитие. Известны короны правителей того времени, разнообразные кресты, которые сегодня хранятся в многочисленных музеях, сокровищницах и соборах по всей Европе.[/myline] Следующий расцвет происходил во времена правления династии Каролингов, в период, получивший в искусстве название «каролингское возрождение».
Итак, можно чётко выделить некоторые черты западноевропейского ювелирного искусства дороманского периода. Прежде всего, это любовь к декоративности и орнаментам вкупе с яркостью и многоцветностью полихромного стиля. Сюда необходимо отнести и сочетание крупных кабошонов с золотом, жемчугом, цветным стеклом и эмалями, а также использование новых техник, почерпнутых у античных, кельтских и византийских мастеров.
Источник: sciencepop.ru