Что до 19 века считалось настолько дорогим украшением

 Бархат: спутник богачей, любимец Ивана Грозного и The Beatles

Какая ткань ассоциируется у нас со словами «роскошь», «богатство»? Конечно же, бархат. Этот манящий, необычайно приятный на ощупь материал когда-то позволил озолотиться торговцам, знавшим, где его взять. Расскажем, почему при переписывании древних дворянских родов никак нельзя было обойтись без бархата, а также почему группа The Beatles невольно популяризировала эту ткань как в Европе, так и в России.

Дорого-богато

Бархат — ткань не только чрезвычайно красивая, но и… странная. Потому что до сих пор происхождение бархата полностью неясно. Родиной этой ткани чаще всего называют Италию, где существовала гильдия его производителей примерно в XIII веке. Однако заметим, что изначально бархат делали из шелковых прядей, поэтому, как утверждает ряд ученых, изначально материал мог появиться именно в Китае. Жители этой страны уверены, что изобретение бархата можно датировать III веком до нашей эры.

СЕКСИСТ ПСЕВДОИНТЕЛЛЕКТУАЛ — АРТЕМ ГРАФ

«Будуар императрицы Марии Александровны», 1861 год. Эдуард Гау

Бархат не похож на остальные ткани, его судьба всегда была связана с высшими слоями общества, с королевскими дворцами, будуарами императриц и величайших куртизанок истории. Он использовался не только для пошива мантий правителей, платьев, но и для декора дворцов. Королевские особы даже ездили в каретах, обтянутых бархатом, ведь большую роскошь сложно было себе представить, а внушать благоговейный трепет своим подданным подобным великолепием и было основной задачей такого транспортного средства.

Отличное приданое и для завещания сгодится

Почему же бархат был так дорог? Дело в том, что при его производстве мало того, что использовались шелковые волокна, которые во все времена не отличались своей дешевизной, так еще в полотно часто добавляли нити золота и серебра. Кроме того, стоимость красителей тоже была впечатляющей. Так что в конце производственного процесса, учтивая все издержки, появлялась настолько дорогая ткань, что позволить себе ее могли только избранные.

Читайте также:
Американские бренды ювелирных украшений список

«Императрица Мария Австрийская, жена Максимилиана II», 1551 год. Антонис ван Дасхорст Мор

Вполне закономерно, что, являясь столь дорогой вещью, бархат стал не только предметом культа, но и эквивалентом денег, как золото или серебро. Например, если отец обещал своей любимой дочери отрез бархата в приданое, та моментально становилась в глазах потенциальных женихов желанной невестой. А уж если составлялось завещание, то отрезы этой ткани указывались в нем в одном ряду с замками и бриллиантами.

Почему шляпы с перьями были на пике моды в прошлые века и какие птицы пострадали от гламура.

Истинное обожание к бархату испытывал и Наполеон. Он даже приказал, чтобы мундиры шились исключительно из бархата. В этот материал стали одеваться судьи, префекты и градоначальники.

А в России

В России бархат появился в конце XV века и сразу же, как и в европейских странах, буквально свел всех с ума. Бархатные шубы на любом меху были невероятно популярны среди знати, а уж стоили — целое состояние. Кстати, помните «шубу с царского плеча», которую Иван Грозный дарит в порыве щедрости в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»?

Оказывается, фраза имела под собой реальное основание. Дело в том, что сам Иван Грозный, как и его сыновья, ходили в бархатных опашнях, верхней одежде с зауженными рукавами. Поэтому когда кому-то из придворных дарилось это одеяние, действительно «с царского плеча», это было не только огромной честью, но и необычайно щедрым, в финансовом смысле, подарком.

Кадр из советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Еще в России этот материал использовался для создания записей в «Бархатной книге», куда непременно вписывались все древние дворянские роды. А в XX веке как в России, так и в Европе бархат словно обрел новое рождение, и причиной тому стала группа The Beatles. Вскоре все их фанаты, а таковых было великое множество, принялись носить жакеты, пальто, шляпы, платья из бархата.

Времена, когда бархат был недосягаемо дорог, прошли. Он больше не является ни отличным приданым, ни желанным предметом завещания. Доступная каждому, эта ткань продолжает привлекать нас своей мягкостью и глубокими оттенками, некой манящей таинственностью. Времена изменились, но ореол роскоши и избранности бархата неизменен. Как и его красота.

Читайте также:
Kiddyboom набор для создания украшений отзывы

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек

Источник: travelask.ru

Самый дорогой товар в средние века – простое зеркало

Удивительно, но до 17-го века зеркала были такой большой роскошью, что многие люди с трудом могли представить, как они на самом деле выглядят.

Это было связано с трудоемкостью их изготовления, а также с цеховой порукой зеркальных мастерских, которые веками строго хранили секреты изготовления и производили слишком мало зеркал, чтобы удовлетворить спрос на них.

Зеркало в том виде, как мы его понимаем, появилось только в 13-м веке, когда европейцы научились делать более-менее крупные изделия из прозрачного стекла. В то время стеклянная продукция выдувалась, литое стекло еще не изобрели.

Бронзовое египетское зеркало и современное зеркало из обсидиана

А до этого времени в обиходе использовались металлические зеркала из отполированных бронзовых, серебряных, оловянных пластин – конечно, отражение таких зеркал было очень далеко от совершенства.

Первыми покрывать стекло тонким слоем металла придумали в Италии, но производство зеркал по этой технологии впервые освоили голландцы. Они выдували большие стеклянные сосуды, а затем заливали внутрь расплавленное олово и быстро вращали сосуд до тех пор, пока олово не растекалось по всей внутренней поверхности.

Венецианские зеркала, 17 век

Потом сосуд разбивали на сектора, и такие выпуклые осколки были уже настоящим зеркалом, дававшим приемлемое, хоть и искаженное и мутноватое отражение.

В самом начале 15-го века патент на производство зеркал выкупили венецианские стеклодувы, и почти два века удерживали монополию на это производство. Профессиональные стекольщики, венецианцы сильно улучшили старую голландскую технологию, изобрели сплавы, которые отражали лучше олова, и научились покрывать стекло тонкой фольгой.

Венецианское зеркало, 17 век

Производство зеркал в Венеции было сосредоточено на острове Мурано. Муранские технологии строго охранялись цеховыми уставами – в том числе и запретом мастерам выезжать с острова. Иностранцев на остров тоже не пускали. Поэтому изобретения мастеров-зеркальщиков долгое время оставались тайной, а новаций в производстве зеркал оказалось много.

Читайте также:
Фрукты как украшение стола на новый год

Самым ценным изобретением, в начале 16-го века, стало появление листового стекла. Горячий стекольный цилиндр разрезали и раскатывали, получая лист гладкого прозрачного стекла. В этой технологии основной сложностью был большой процент брака – до 90% стекольных листов на зеркала не годились из-за мелких пузырьков, которые сделали бы отражение в зеркале мутным.

Зеркало, произведенное в Германии, 18 век

Но зато зеркало из листового стекла давало отражение совсем без искажений. Готовое, признавшееся годным стекло мастера долго полировали, а затем, с помощью специального ртутного клея покрывали стекло тончайшей металлической фольгой. Сплав фольги тоже был секретным, он включал несколько металлов, в том числе золото.

Всего изготовление зеркала включало до пяти десятков операций, и на изготовление каждого требовалось несколько недель. Немудрено, что стоимость зеркала была запредельной, особенно если зеркало было большим.

Зеркало 18-го века, Страсбург

Например, цена большого зеркала, в которое можно было бы смотреться в полный рост, была соразмерна стоимости поместья или морского судна. Наличие даже маленького зеркала в аристократической семье была показателем богатства, зеркала оправлялись в драгоценные рамы и инкрустировались самоцветами и мозаиками.

Известно, что в 15-м веке во французском городе Нанте было всего четыре зеркала на весь город. Самое большое из них раз в год выносили на площадь, чтобы каждый смог посмотреть на свое отражение. Увидеть себя в зеркале считалось большой удачей!

Свадебное зеркало Марии Медичи, изготовлено около 1600 года, Лувр

А самое дорогое зеркало в истории было подарено королеве Марии Медичи к ее свадьбе муранскими мастерами. Мария Медичи сделала огромный заказ – 119 зеркал (небольшого размера каждое) для своего кабинета, и в подарок получила еще одно, как сказали бы сейчас «бонусное».

Это зеркало, которое сейчас выставлено в Лувре, имеет оправу из золота, инкрустированного драгоценными камнями, а также пластинами из оникса и агата. Сейчас оценочная цена этого зеркала оценивается в десяток миллионов долларов, при этом зеркало совсем не крупное, размер зеркальной поверхности у него 16х14 см.

Зеркальная галерея версальского дворца, для которой на французской мануфактуре было изготовлено 306 зеркал

Читайте также:
Тика украшение с чем носить

Зеркала подешевели только в конце 17-го века, когда французы обманом и подкупом получили сведения о венецианских технологиях. Во Франции открылась первая стекольная мануфактура, а потом такие же возникли и в других европейских государствах.

К тому же французы изобрели более дешевый способ получить листовое стекло – литьем. И зеркало наконец-то стало доступным широким слоям населения.

Друзья, если бы вы отправились на машине времени в прошлое, что бы вы взяли с собой?

Источник: dombusin.livejournal.com

Сколько стоили «женские штучки» в дореволюционной России

В 19 веке цены были совсем другие, как и товары, которыми пользовалось большинство представительниц прекрасного пола. Неизменно только одно — дамы дореволюционной России следили за своей внешностью, покупали парфюмерию и интересовались тенденциями моды.

Дамская обувь на шнурках

Неудобные туфли в 19 веке заменила комфортная обувь на шнурках. Как правило, у нее был невысокий каблук и шнуровка, доходящая до щиколотки. Приобрести такую обувь предлагалось за 3 рубля 50 копеек.

Итальянские, английские и венские шляпы

В 19 веке российские модницы охотились за итальянскими, английскими и венскими головными уборами. Такие шляпы могли иметь самые разные фасоны и расцветки. Стоили они сравнительно недорого — от 75 копеек.

Котелки модных фасонов

Классический котелок — модная шляпа, имеющая округлый верх, неширокие поля, загнутые вверх и низкую тулью. Некоторые модели украшались кожаными ободками, лентами и другими интересными деталями. Такой аксессуар чаще всего изготавливался из фетра. Приобрести его модницы могли по цене от 2 рублей.

Простенькие женские шляпы

До революции появляться на людях с непокрытой головой считалось неприличным. Многие дамы ограничивались традиционными головными уборами без излишеств. Иногда такие шляпы частично скрывали лицо своей обладательницы от любопытных глаз. В магазинах их продавали за 1 рублей 50 копеек.

Съемный воротник «жабо»

В прошлом жабо было мужским аксессуаром, но еще до революции женщины начали использовать его для украшения своих нарядов. Воротник выполнялся в виде воланов разной длины, спускающихся от передней части шеи. Такая элегантная отделка стоила от 35 копеек.

Ажурные чулки

В 19 веке появились ажурные чулки из тонкого шелка. Несмотря на то, что эта деталь была практически полностью скрыта под длинными юбками, считалось — правильно подобранные чулки придают женскому образу пикантность и изящество. Купить этот незаменимый аксессуар можно было за 30 копеек и более.

Читайте также:
Где хорошие украшения с бриллиантами

«Туалетное мыло высшего достоинства»

Крупнейшими центрами мыловаренного производства в дореволюционной России были Санкт-Петербург, Москва и Казань. Всего в стране работало около 50 мыловаренных заводов. Попадающие в продажу аккуратные бруски стоили от 20 до 60 копеек и отличались таким приятным ароматом, что положенное рядом с ними белье еще долго пахло земляникой или цветами.

«Мыльные средства»

Модницы 19 века много внимания уделяли личной гигиене. Для ухода за кожей использовались лосьоны и молочные воды, зубы чистили специальными порошками, пастами или эликсирами. Появились также крема на основе глицерина и эвкалиптовый бальзам для мытья волос. Стоимость «мыльных средств» начиналась от 10 копеек.

«Малый флакон» парфюма

В 19 веке отечественная парфюмерия успешно конкурировала с зарубежными производителями. Произведенными в нашей стране одеколонами и духами пользовались члены императорских семей. Парфюм продавался в пузырьках различного объема. Небольшой флакончик было удобно носить с собой, чтобы обновлять по мере необходимости выветрившийся аромат. Пузырек 30 мл стоил 75 копеек.

«Средний флакон» парфюма

Емкости 50 мл хватало надолго. В таком объеме женщины обычно брали свои любимые проверенные ароматы. Заветный флакон можно было приобрести за 1 рубль 25 копеек.

«Большой флакон» парфюма

Парфюм в объеме от 100 мл мог не поместиться в набитую важными мелочами миниатюрную женскую сумочку. Зато им удобно было пользоваться дома, перед выходом в свет. Цена товара начиналась от 1 рубля 75 копеек.

Духи

Метод получения концентрированных духов запатентован Гиком Брокаром в 1863 году. Наибольшую известность получил аромат «Любимый букет императрицы», после революции получивший название «Красная Москва». Стоили духи от 1 рубля 50 копеек за флакон.

Товары дореволюционной России и сейчас вызывают неподдельный интерес у женщин. Такая продукция считается раритетом, достать который непросто. Естественно, стоимость старинных вещей увеличилась во много раз, поэтому остается только представлять, как жили люди в то время.

Источник: plastika.guru

Рейтинг
Загрузка ...