Для богатейших людей Золотого века существовало лишь одно правило – только деньги имеют значение. Неважно, как их тратили – выращивали цветы в оранжереях английского замка и переправляли в Америку или выкладывали непомерную сумму за один ужин – ключевым было само наличие денег. Социальный статус был всем, главное было показать, каким богатством вы обладаете. Так на что же тратила деньги элита XIX века?
1. Столовое золото и серебро
У аристократов XIX века обязательно имелась столовая посуда из драгоценных металлов. Обычно такую посуду держали запертой в серванте и доставали по особым случаям.
2. Лошади
До распространения автомобилей главным способом передвижения были лошади. Богатые люди держали огромные конюшни при своих домах. Как правило, у каждого члена семьи была, по крайней мере, одна лошадь. При дворе также имелись лошади для экипажей и лошади для работы на земле.
3. Экипажи
В те времена экипажи были таким же показателем достатка, как и автомобили сегодня. Владеть экипажем само по себе было дорого, не говоря уже о комфортных и богато украшенных каретах. Чем богаче и вычурнее был украшен экипаж, тем почтительнее было отношение к его хозяину. Даже упомянуть в беседе, что держишь экипаж, считалось знаком статуса.
Что же случилось в начале 19 века?
4. Свечи и лампы
В отсутствие электричества было просто необходимо иметь свечи и масляные лампы, чтобы не сидеть без света вечерами. Со временем станут популярны газовые лампы, а до этого для освещения в основном использовались свечи. Содержать огромное количество ламп и свечей для освещения целого дома – задача не из лёгких, поэтому многие состоятельные люди держали отдельного человека, чтобы следить за всем этим.
5. Домашние питомцы
Богачи обожали своих домашних питомцев не меньше других своих сокровищ. Одна из миллионерш XIX века, миссис Фиш, устроила великолепный обед по поводу дня рождения своей собаки и подарила ей ошейник стоимостью 15 тысяч долларов. Поистине расточительность XIX-го века не знала границ.
6. Званые обеды
Было очень статусным устраивать званые обеды, которые продумывались до мельчайших деталей. Подавались не меньше десяти блюд, несколько официантов и дворецких следили, чтобы всё шло по плану. Чем лучше поданы еда и напитки, тем почтительнее будет отношение к хозяину. На один такой обед тратилось около 10 тысяч долларов (230 тысяч в современном эквиваленте).
7. Слуги
Для аристократа XIX-го века было просто немыслимо обходиться хотя бы без одного слуги, а в самых высоких кругах держали по несколько. Был женский персонал: повара, кухарки, горничные и гувернантки для детей и мужской персонал: лакеи, конюхи, егеря, кучера и пажи. Дворецкий был поставлен следить за мужским персоналом, а домоправительница – за женским. За всех слуг в доме отвечал стюард.
8. Одежда
Одежда была призвана производить впечатление на аристократическое общество, необычайно важным было выглядеть с иголочки. Женщины имели бесчисленное количество платьев, их меняли по пять раз на день в зависимости от обстоятельств и времени суток. Мужчины одевались в красивые костюмы и ни в коем случае не выходили из дому без трости. Чем дороже и изысканнее был туалет, тем лучше.
Бальная культура в России XVIII — XIX вв. Бокова Вера Михайловна
9. Уголь
В поместьях XIX-го века в основном не было центрального отопления, а если и было, то только на первом этаже. Поэтому гостям и хозяевам поместья приходилось использовать уголь для отопления отдельных комнат. Чем больше дом и количество гостей, тем больше слуг были заняты ношением угля в комнаты. На поместье с тридцатью комнатами уходило до тонны угля в день.
10. Меценатство
Особым знаком статуса и образованности было меценатство. В то время государство не финансировало музеи и театры, поэтому поддерживать такие учреждения было задачей аристократии. Среди состоятельных фамилий доходило и до соревнований: кто построил лучший музей или внёс больший материальный вклад в искусство.
11. Вино
Вино стало символом богатства и элегантности не только во Франции, но и в Соединённых Штатах. Порой богачи выкупали себе целые виноградники, чтобы заполнять погреба лучшими винами Франции. Подавая вина лучших сортов за обедом, аристократы ещё раз демонстрировали своё богатство приглашённым.
12. Развлечения
Богачи-аристократы не только финансировали спектакли и выставки, но и любили посещать их. Буквально все состоятельные люди постоянно проводили время в театрах и музеях, и чем лучше места, тем богаче и влиятельнее публика, их занимающая. Таким образом, даже вечер в опере превращался в демонстрацию богатства и могущества.
13. Балы
Проведение грандиозного бала требовало просто бесконечного количества денег. Чем больше и богаче был бал, тем восхищённее о тебе станут говорить на следующее утро. Изысканные блюда, лучшие музыканты, великолепное украшение зала – всё это непомерные траты. Некоторые даже дарили гостям подарки, какую-нибудь «мелочь» вроде бриллиантовых ожерелий или сигар, скрученных из крупных банкнот.
14. Мебель
Дома XIX века были просто заставлены мебелью, причём большинство предметов не имели никакой пользы, кроме того, что выглядели дорого. В богатых кругах того времени была в моде изысканная мебель, искусные ковры и тяжёлые портьеры (тем более они защищали дорогие ковры от выгорания и молочно белую кожу дам от нежелательного загара). Каждая комната была заставлена мебелью, больше служившей на показ, чем для удобства.
15. Драгоценности
Ювелирные украшения были, как и многое другое, символом статуса. Чем лучше и дороже металл и камни драгоценностей, тем выше ваше положение в обществе. Бриллианты и цветные драгоценные камни ценились высоко, впрочем, как и другие классические ювелирные изделия из редких экзотических материалов.
16. Титулы
В XIX веке предприниматели Америки были просто неправдоподобно богаты и имели буквально всё, что можно было купить за деньги. Однако им хотелось ещё и дворянских титулов. Поэтому развилась целая промышленность, помогающая богатым дочерям выходить замуж за обедневших британских дворян. Огромные деньги отдавались в приданое, чтобы заполучить титул для дочери.
17. Произведения искусства
Ещё аристократы любили путешествовать и привозили с собой из поездок сотни и тысячи разных гравюр. Огромное количество денег тратилось на картины, гравюры, гобелены, статуи и другие всевозможные произведения искусства.
18. Загородные дома
Аристократия следовала моде на лучшие вечера и места для отдыха. Зачастую они покупали поместья недалеко друг от друга, чтобы иметь возможность регулярно посещать званые вечера. Если в каком-то месте часто отдыхали высокопоставленные особы, вероятнее всего многие аристократы в скором времени приобретали дома именно там.
19. Растения
Букеты украшали каждый стол, были весьма популярны сады и оранжереи. У одного короля в те времена даже были высажены у дома привезённые взрослые деревья, создавая собственный мини-лес. Также на территории, прилегающей к дому, были устроены искусственные дамбы и озёра, чтобы сделать более живописным простой ландшафт, на котором дом был построен.
Источник: picturehistory.livejournal.com
История украшений
Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю. История украшений, в свою очередь, напрямую связана с развитием и становлением самого человека.
Традиция украшать себя началась задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки материала. Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше, чем одежда. Учёные предполагают, что самые ранние изделия, используемые в качестве украшений, появились в период Палеолита. Об этом свидетельствуют находки археологов: пробитые морские раковины, которые использовались в виде подвесок.
Древний человек использовал только то, что было создано самой природой, т.е. отполированные природой камни, раковины, зубы и кости животных. В качестве материала могли выступать и плоды растений. К одним из самых древних украшений можно отнести бусы. Бусы носили как в качестве украшения, так и для привлечения внимания. Например, женщина надевшая бусы из плодов растений, символизировала тем самым желание к продолжению рода.
Таким образом, украшения первобытных людей носили скорее информативный характер и использовались для передачи информации другим членам общества. Также могли выступать в качестве статусного отличия внутри племени. С помощью украшений проводились отличия свой/чужой, вождь или рядовой охотник. С развитием религии украшениям отводилась роль защитника от злых сил, выступали в качестве оберегов и амулетов. Эстетическая же красота изделий проявилась намного позже.
Считается, что первыми украшать себя стали египтяне. Первые подобия украшений отмечены в Древнем Египте около 3-5 тысяч лет назад. Самым распространенным украшением у египтян были вырезанные из камня различные амулеты в форме сердца и глаз, а так же бусы. Изделия изготавливали в основном из мягких пород камня.
По мере развития человечества развивается и история украшений. С появлением возможности обработки различных материалов, а затем с открытием золота начинается новый этап в истории украшений. На смену примитивным украшениям из камней приходят украшения из драгоценных металлов и золота.
Популярность золота заключалась в его красоте, легкости обработки и долговечности. В сочетании с золотом использовались многие, открытые в то время, драгоценные камни. Ими украшали одежду, оружие, предметы быта.
Например, Египтяне предпочитали золото всем другим металлам. Одним из самых древних и излюбленных украшений было ожерелье. Египтяне носили золотые амулеты в виде священного жука-скарабея. К древнейшему украшению можно отнести и кольцо.
Оно служило опознавательным знаком и указывало на степень власти, которой обладал человек, на принадлежность к определенному роду, а также применялось для простановки клейма на всех предметах собственности. И только потом появились кольца-украшения.
Именно древние Египтяне стали первыми использовать кольца при заключении брака и обмениваться ими в знак верности. Кольцо, надетое на средний палец левой руки, символизировало вечную верность и любовь. Считалось, что именно через этот палец проходит вена, которая ведет прямо к сердцу .
Украшения в Египте символизировали власть и религиозную силу общества. Немаловажное значение имел и цвет украшений. Красный символизировал жажду крови, зеленый – плодородие и урожай . Богатые египтяне носили украшения при жизни и, умирая, брали с собой в загробный мир.
Первые драгоценные камни были, вероятно, найдены в речной гальке на дне рек и на берегах. В Красном море добывали изумруд. В развитых древних цивилизациях добыча камней становилась отраслью экономики.
Красота золота и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие ювелирного дела и декоративных искусств. Появляются и мастерские для изготовления украшений. Около 4000 лет назад изготовление украшений было популярным ремеслом не только у Египтян, но и в городах Шумеров. Гробницы, найденные археологами, содержали множество золотых и серебряных украшений, полудрагоценных камней, короны из лазурита с золотыми вставками, ожерелья и подобия булавок.
В Китае была распространена резьба по жадеиту еще 4500 лет назад. Китайские изделия часто содержали буддистскую символику и в основном изготавливались из серебра. Камеи и прочие украшения из агата были особенно популярны в древнем Риме, а также позже — в Средние Века.
Древние греки начали использовать золото и природные камни в украшениях около 1400 года до н.э. К 300 г. до н.э. они использовали аметисты, жемчужины и изумруды. В Греции украшения носили в основном женщины, чтобы показать свой достаток, социальный статус в обществе и красоту. Искусство инкрустации греки переняли от египтян. Изделия изготавливались не только для людей, драгоценными камнями украшали античные статуи и скульптуры богов.
Древние римляне для изготовления украшений использовали золото, бронзу, стеклянные бусины и жемчуг, добывали агат. Наиболее типичным украшением римской эпохи является брошь, которую использовали для скрепления одежды. Импортировались сапфиры, индийские бриллианты, изумруды.
На Руси впервые ребенок знакомился с украшениями вскоре после рождения: ему на шею надевали нитку с бусами или бисером. Украшения также являлись способом половой идентификации. В быту, до определенного возраста, было принято одевать девочек и мальчиков одинаково, и лишь, достигнув 7-8 летнего возраста, девочке прокалывали уши.
В качестве украшений могли выступать гусиные перышки. Мальчикам вдевали серьгу в левое ухо для предохранения от грыжи. Серьга была и магическим оберегом, и знаком мужского пола ребенка, так как девочки носили две сережки. Переставал человек носить украшения только после смерти. В отличие от Египтян в Древней Руси существовал запрет класть украшения умершего в гроб, иначе «они превратятся в змей и обовьются вокруг шеи и ушей».
В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном деле. В этот период можно отметить культуру кельтов, франков и германцев. К 8 в. н.э. мужчины, носили украшенное камнями оружие, кольца с камнями, используемые в качестве печатей. Использовать кольца в качестве печатей начали еще древние римляне и греки.
Изучая произведения ювелирного искусства можно понять, что нового привнес данный этап в общую культуру человечества.
На смену средним векам приходит эпоха Возрождения. Украшения того времени несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе. На смену им пришли украшения в стиле барокко, создаваемые с конца XVI и вплоть до середины XVIII века в той же самой Европе.
Барокко родилось в конце XVI столетия в Италии, но вскоре охватило Францию и большинство стран Европы. Драгоценности этой эпохи отличались особой декоративностью и помпезностью. В моде были дорогие кольца с рубинами и изумрудами, крупные броши с множеством драгоценных камней.
Со временем пышные и симметричные украшения барокко сменились на изящные, с хорошо обозначенным орнаментом украшения в стиле рококо. Изделия этого стиля отличаются изысканностью и тонкостью линий.
Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов. Появляется качественно новый критерий красоты украшения: его соответствие личности носителя, удобство и комфорт владельца. Благодаря моде на глубокое декольте особой популярностью пользовались бриллиантовые колье.
В эпоху романтизма (конец 18-середина 19 веков), с развитием технологий и ростом уровня жизни, украшениями стал интересоваться и средний класс. Отличительной чертой являлось не только наличие драгоценных камней, но и сложная работа ювелиров. Именно в этот период появляются всемирно известные ювелирные бренды такие, как Tiffany https://www.livemaster.ru/topic/74986-istoriya-ukrashenij» target=»_blank»]www.livemaster.ru[/mask_link]
Модные ювелирные украшения конца 18-х – 20-х годов XIX века
В состав практически всех парюр – полных комплектов украшений 19 века входили гребни, которые носились женщинами на макушке или затылке. Выступающая прямоугольная часть гребня украшалась узорами, которые выполнялись в виде зигзагов, бантиков, дут, инкрустированных драгоценными камнями или жемчугом.
Особой популярностью пользовались гребни, изготавливаемые испанскими мастерами. Они имели черепаховые или металлические зубцы, а верхняя часть украшалась камеями, камнями, окруженными искусно выполненными узорами из золота.
Тиары
Тиара в эпоху правления Наполеона являлась одним из самых популярных ювелирных украшений. Их изготавливали в виде лавровых венков, усыпанных бриллиантами с вкраплениями рубинов. Также тиары выполнялись ювелирами других не менее изысканных форм, и в большинстве случаев эти ювелирные изделия украшались подвесками из различных драгоценных камней и жемчуга грушевидной формы.
Модны были тиары, исполненные по мотивам эллинистического дизайна. Их отличала выступающая часть надо лбом, от которой тиара начинала сужаться к краям. Не меньшей популярностью у дам той эпохи пользовались бандо, которые они носили надо лбом. Они украшались кластерами драгоценных камней или камеями.
Бандо могли использоваться в качестве отдельного украшения или в комплекте с гребнем выполненным в едином стиле. Для украшения причесок использовали также ривьеры, выполненные из бриллиантов.
Парюры и полупарюры
Парюры и полупарюры – полные и неполные комплекты украшений изготавливались ювелирами тех времен из драгоценных и полудрагоценных камней: топазов – розовых и желтых, аквамаринов, оливинов, аметистов, грантов, сердоликов и даже полосчатых агатов, стоимость которых была доступна для многих.
Выбранные для изготовления камни вставлялись в высокохудожественные оправы, выполненные в виде лепестков или розеток. Парижская мода на ювелирные украшения быстро распространилась в другие страны, где также пользовались популярностью аметисты и топазы, и держала устойчивую популярность до 40-х годов 19 века.
Серьги
В наполеоновскую эпоху были в моде удлиненные серьги, состоящие из 1-3 плоских элементов, выполненных в какой-либо геометрической форме или в виде камеи, которые размещались друг над другом. Этот же стиль использовался для изготовления сережек-пуассард, петельные застежки которых проходили по всей их длине.
В особо торжественных случаях дамы использовали необычайно красивые серьги, выполненные в грушевидной форме. Они изготавливались из жемчужин, форма которых напоминала грушу, либо из бриллиантов, которым при помощи огранки придавалась грушевидная форма.
Ожерелья
Ожерелья тех времен – это длинные или короткие золотые цепочки, выполненные простым или художественным плетением. Они соединялись между собой драгоценными камни, заключенными в легкие оправы, камеи, римские мозаики или инталии. Небольшой длины ожерелья носили на шее, а удлиненные варианты через плечо. Ожерелья, выполненные в этом стиле, были в моде до конца 19 века.
На особо торжественные мероприятия ожерелья из бриллиантов одевались парами. Для их изготовления использовались бриллианты огранки «роза» и состояли они из несколько цепочек бриллиантов разной длины.
Броши
Характерными формами для брошей конца 18 – начала 19 века являлись полумесяц, солнце и звезды. Бриллианты заключались в закрытие оправы, что придавало изделиям плоский вид. Для этого же периода характерно изготовление брошей в форме банта, которые инкрустировались бриллиантами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие украшения, как правило, пришивались к платьям дам.
Довольно часто броши выполнялись из пластин синей эмали в форме «многоугольника» или «маркиза», которые украшались в центре монограммами, цветами, узором-урной из бриллиантов, а по краю бриллиантами органики «валик» или «роза». В этот же период пользовались популярностью броши, изготовленные в виде колосьев и различных цветов.
Характерны для наполеоновской эпохи и броши в виде ветви лавра, однако в отличие от последующих эпох они выполнялись без достижения натуральности.
Подвески
Подвески эпохи наполеоновского классицизма в основном выполнялись в форме креста, который инкрустировался драгоценными камнями. Как правило, крест украшал ожерелье, изготовленное из таких же камней. Мальтийские кресты впервые появились в начале 19 века, и стали чрезвычайно популярны в Англии. Такие кресты украшались бриллиантами, и использовались в качестве подвесок и брошей.
В период с 30-40х годов 19 века их стали носить в качестве украшения во многих странах. Пользовались популярностью и памятные подвески, лицевая часть которых украшалась миниатюрой, а тыльная имела отделение, где можно было хранить прядь волос.
Браслеты
Начало 19 века характеризовалось изготовлением браслетов в форме полосок из золотых ячеек с филигранной застежкой. Наибольшей популярностью пользовались браслеты, которые состояли из ряда соединенных друг с другом при помощи тонких цепочек камей, инталий, римских мозаик и драгоценных камней, а также браслеты, состоящие из нескольких рядов цепочек, имеющих различное плетение, которые по центру или на застежке украшались камеей, инталией или драгоценным камнем в оправе.
Браслеты, для изготовления которых использовались бриллианты или другие драгоценные камни, отличались строгими геометрическими формами. Запястья модниц тех времен украшали сразу несколько браслетов, и они могли быть выполнены в разных стилях. Мода на такие браслеты держалась до 60-х годов 19 века.
Кольца
В начале 19 века самыми модными считались незамкнутые кольца, состоящие из двух полос золота спаянных между собой и украшенных искусно выполненными листьями. Не меньшей популярностью пользовались кольца, выполненные в форме цветка-кластера, в центре которого находился крупных размеров камень, или камень, ограненный в форме «маркиза».
Также кольца украшались камеями, вставлялись которые в золотой ободок, имеющий правильную форму. Не редкость были и кольца с овальными или эллиптическими пластинами из синей эмали, которые в центре украшались узорами, выложенными из бриллиантов. Формы и виды колец стойко держались в моде до конца 19 века.
Пряжки
На поясах и бантах платьев дамы тех времен носили пряжки, которые также могли изготавливаться в качестве сувениров и не использовались по назначению. Они отличались небольшими размерами, и были овальной или круглой формы. В большинстве случаев пряжки украшались жемчугом, камеями, топазами, аметистами, однако были и пряжки, выполненные из одного золота.
Источник: www.jevel.ru