В девятнадцатом веке были свои представления о приличиях. Например, целый день все только и делали, что переодевались, даже не выходя из дома — по крайней мере, в среде дворянства и городского среднего класса. В течение дня и ночи предполагалось несколько видов одежды — в отличие от рабочего класса, крестьянства и купцов, у которых одежда делилась только на обычную, праздничную и, в некоторых странах, траурную.
Почему дома вообще надо было весь день переодеваться?
Во-первых, за отсутствием душа и дезодоранта, с запахом боролись в том числе тем, что постоянно меняли нижнее бельё — льняное бельё отлично впитывало пот, оставалось просто скинуть использованное и надеть чистое. А раз уж всё равно менять бельё, то нетрудно заодно и одежду сменить. Во-вторых, постоянная смена одежды позволяла носить её дольше, соблюдая притом весь бытовой “церемониал”, утверждающий и подтверждающий социальный статус человека.
То есть, надо было подчеркнуть, что человек имеет возможность менять одежду по обстоятельствам, но при этом на деле беречь эту одежду. Только императрица Мария Фёдоровна могла позволить себе с утра облачиться в парадное платье и в нём и пить, и есть, и стоять у токарного станка. Остальным приходилось с одеждой обращаться бережно. Часть требований этикета, на самом деле, традиционно направлены на то, чтобы сберечь костюм от пятен и истирания.
Как на самом деле выглядели динозавры и другие интересные факты для самых умных
Домашнее платье.
Утро — время для своих
Только у единиц в былые времена вообще бывало время “на себя”. Люди жили большими семьями, со слугами, чаще, чем мы сейчас, заглядывали друг к другу ради поддержания социальных связей — ведь телефона и интернета для этого не было. О том, чтобы ходить дома в костюме Адама и Евы, и речи быть не могло — как и о том, чтобы просто донашивать изношенную одежду для публичных появлений.
Для утра были свои особенные виды одежды. В ней должно было быть можно показываться людям, но — не всем. Утренние визиты были для близкого круга друзей и родни.
Женщинам рекомендовалось простое, скромное, не слишком стесняющее движения платье. Считалось, что с утра даже богатая дама так или иначе занимается своим хозяйством или детьми. Если женщина сама с утра наносила визит, то не изменяла правилу о скромности и простоте: невежливо, приходя в гости, выглядеть наряднее хозяйки.
Домашние платья были самыми простыми по крою и неяркими по цветам.
Утро для большинства дам “праздного сословия” начиналось притом поздно. Завтрак мог приходиться на двенадцать (и являться на него посторонним считалось неприлично), так что утренний визит мог прийтись на час, а чаще — на три часа дня, ведь после завтрака у всех есть дела и необходимость привести себя в порядок.
У мужчин в качестве одежды для утренних визитов очень быстро стала популярна визитка (отсюда и название). По сути, поначалу это был просто костюм для утреннего моциона — длинный пиджак, который, однако, не стеснял движения и возможности ездить верхом благода вырезу снизу спереди и довольно свободному покрою. Мужчинам сначала просто удобно было сделать вид, что зашли они между делом, после прогулки верхом, а потом этот “спортивный стиль” просто прижился, и наездника человек в визитке уже больше не изображал.
Вставные челюсти и яд: 7 шокирующих требований викторианской моды, которые вас ужаснут!
Визитки со временем стали носить вообще весь день.
Дома у обоих полов в какой-то момент стал очень популярен широкий, длинный халат, которым можно было равно надёжно прикрыть нижнее бельё и защитить от возможных пятен одежду, надетую на случай, если кто-то зайдёт — чтобы не переодеваться. Мужчины носили шлафрок, женщины — капот. В какой-то момент при визите знакомых и шлафрок перестали снимать с домашней одежды. Мужчины часто носили халат весь день — да, в девятнадцатом веке шуток про домохозяек в халатах бы не поняли, это было мужской особенностью.
Надо понимать, что халаты эти обычно выглядели если не роскошно, то довольно нарядно, и к тому же по зимней погоде отлично заменяли пальто, которое внутри дома порой носить очень хотелось, но вроде было неуместно — для этого халату делали тёплую подкладку.
Домашней одеждой для мужчин считались также короткие курточки до талии — долгое время обтянутый брюками мужской зад считался зрелищем не очень пристойным, и его старались прикрыть длинными полами сюртуков, мундиров и фраков. Понятное дело, что дома можно было дать себе послабление и показывать брючный зад всем домашним. Многим в России и Восточной Европе, впрочем, нравилось больше сочетать курточку с шароварами — и некоторая оригинальность образа есть, и ягодицы не обтянуты.
Капот могли надевать поверх белья или накидывать на домашнее платье.
Вечер
Поскольку обедали довольно поздно, то сразу за “утром”, с промежутком на приём пищи и короткий отдых после, шёл “вечер”. Вечером даже дома предполагалось одеваться строже: не обо всех визитах заранее предупреждали, и хозяева всегда должны были быть готовы к явлению гостей. Наносить визиты в “спортивной” визитке уже тоже было нельзя.
Дамы одевались ярче и светлее, мужчины надевали фраки или сюртуки. Под сюртук был надет жилет, добавляющий мужскому торсу строгости и элегантности. Шейный платок даже дома был обязателен — волосатая мужская шея считалась зрелищем порнографическим.
Несмотря на то, что вечером мужчина часто менял халат на фрак, он часто оставался в чисто домашнем головном уборе — курительной шапочке. Расшитая шапочка была популярным подарком от жены мужу и от дочери — отцу. Она должна была спасти волосы от того, чтобы они впитывали запах сигаретного дыма, а зимой ещё и грела, если своих волос было недостаточно.
Женщины с той же целью (защитить волосы от запахов и не мёрзнуть) повязывали дома чепцы. Вечером чепец на волосах могла оставить только пожилая женщина. Зато, если даме хотелось вечером утеплиться, она могла накинуть на плечи шаль — домашних курточек, как для мужчин, увы, не предусматривалось большую часть девятнадцатого века.
Курительная куртка.
Кстати, хорошим тоном считалось для мужчины перед курением сменить домашний фрак на курительную куртку и удалиться в специальное помещение. Некоторым было лень потом переодеваться обратно, и они ходили по дому в курительной куртке. Она отличался простотой кроя — без фалд и вырезов, довольно свободная — но её часто замысловато расшивали.
На рукава и лацканы нашивался скользкий атлас, чтобы пепел не прилипал. Впрочем, ходить в такой куртке считалось не очень-то опрятно, ведь она передавала запах обивке мебели. Если шлафроки расшивали “под восток”, то курительные курточки часто оформляли “в венгерском духе” — с нашитым лапками шнуром.
Ночь
Никому бы в девятнадцатом веке, кроме совсем уж оригиналов, не пришло бы в голову спать нагишом. Дело не только в стыдливости — как раз многие полагали, что для полового акта стоит раздеться полностью — дело в постоянной опасности пожара в домах девятнадцатого века. В любой момент могло понадобиться выскочить на улицу.
Хорошо бы, чтобы в этот момент на тебе была хотя бы ночная рубашка. Ради тепла некоторые одевали поверх ещё один вид халата, попроще шлафрока, например, архалук, и так спали. Дамы часто держали возле кровати большую шаль — чтобы, если придётся выбегать, закутаться — и для скромности, и для здоровья. Голову и мужчины, и женщины могли прикрывать специальными головными уборами, чтобы “сохранять” волосы.
Вообще мужской одежде в XIX веке уделяли внимание чуть ли не больше, чем женской: Длинные ногти, корсеты и другие тайны мужского туалета настоящих денди XIX века .
Источник: dzen.ru
Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья
Пятый век в Европе ознаменовался падением Римской империи и новым укладом жизни. Произошел раскол общества, образовались крепостные и феодалы. Культура пребывала в упадке, а главным фактором стала земля и права на нее.
Крестовые походы, начавшиеся в XI веке, способствовали появлению новых торговых путей и развитию различных ремесел. Все это дало толчок образованию новых городов и формированию городской культуры. Что носили в Средневековье? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.
Основные характеристики средневекового костюма
Костюм эпохи Средневековья отражал социальный статус человека, принадлежность его к определенной прослойке общества, сословию.
Во время раннего Средневековья ткани производились в поместьях феодалов из льна, шерсти, иногда в них добавляли пеньку. Богатые феодалы могли себе позволить шелковые наряды, приобретенные у заморских купцов.
Цвет средневековой одежды являлся некой символикой. Так, к примеру, красные одеяния надевали палачи. Желтых оттенков в одежде старались избегать, поскольку они считались цветами ненависти и измены. Черный олицетворял не только скорбь и потерю близкого человека, но и вечность. Белый цвет был связан с чистотой тела и души, невинностью, а также добродетелью.
Голубой являлся цветом нежности, а золотой считался символом энергии Бога и Святого Духа.
Большую популярность у знати приобрел зеленый цвет, который связывали с воплощением райских садов, а также считали символом надежды.
Отличия костюма бедных и богатых
Фасоны средневекового периода не отличались каким-либо разнообразием, покрой платьев и костюмов богатых и бедных представителей этой эпохи различался лишь используемыми тканями. Но богатые феодалы и знать всячески старались выделиться, используя при этом расшитые драгоценными камнями пояса, дорогие благородные ткани и иные украшения.
Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных состояла из костюмов в серых, черных или коричневых тонах. Края костюмов богатых обрамлялись декоративной каймой, эта кайма зачастую оформлялась пластинами из драгоценных металлов и камней. Вся одежда богатых людей Средневековья была украшена разнообразными орнаментами, отделана мехом.
Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
Как одевались девушки в Средневековье? В раннюю средневековую эпоху представительницам прекрасной половины человечества запрещалось демонстрировать свою красоту, поэтому женская одежда представляла собой свободные костюмы, под которыми не было видно очертаний тела. Волосы женщины полностью убирали под чепчик, а на лице не должно было быть никакой краски.
Кроме того, красивой считалась та представительница прекрасного пола, которая имела вытянутое лицо, высокий лоб и смиренный взгляд. В те годы многие женщины для того, чтобы лицо казалось вытянутым, сбривали волосы возле лба, а также брови. Наличие выступающей груди считалось признаком женщин из народа, а аристократкам полагалось быть худыми и совершенно плоскими.
Женский наряд раннего Средневековья
Одежда Средневековья женская характеризуется прямыми линиями и простым покроем. У женщин были полностью закрыты руки, ноги, шея и грудь. Влияние церкви просматривалось и в фасонах одежды, которые совершенно скрывали все очертания фигуры. В это время женщины носили далматику и покрывала.
Женский костюм состоял из нескольких слоев: на тело надевалась длинная туника с узкими рукавами, которая называлась котт, а поверх нее — еще одна туника такой же длины, но уже с широкими и более короткими рукавами, носившая название сюрко. Она напоминала по крою пончо. Нижняя туника также надевалась не на голое тело, а на специальную полотняную рубаху – камизу.
Эти туники выглядели как трапеции, которые расширялась к низу, а верхняя часть прихватывалась поясом. Линия талии верхней туники была завышена.
Верхней одеждой представительниц прекрасной половины человечества в эту эпоху был удлиненный плащ, скроенный в форме полукруга.
Мужская одежда раннего Средневековья
В этот период мужчины также облачались в две туники (камизу и котт). Камиза изготавливалась из цельнокроенной ткани и имела удлиненные рукава, а туника котт производилась из дорогих материалов и имела более короткие рукава или вообще не имела таковых, она всегда подпоясывалась.
В начале Средневековья мужчины носили короткие рубашки, туники, а в середине девятого века в моду вошли длинные туники, почти до земли. Короткие туники оставались прерогативой лишь юношей и простолюдинов.
В качестве верхней одежды мужчины в эпоху Средневековья также использовали полукруглый плащ, который имел застежку на правом плече.
Изменения в женском костюме в романский период
В двенадцатом веке тунику сюрко стали драпировать в области живота, особенно это касалось нарядов беременных женщин, поскольку в эпоху войн и разгула болезней Европа катастрофически нуждалась в пополнении населения и беременные удостаивались особого почета.
Верхнее платье стало более узким, облегающим талию, оно имело шнуровку в виде лент по бокам или на спине. А вот юбка стала расширяться благодаря вшиваемым клиньям, которые образовывали красивые широкие складки. Это платье имело длинные рукава, зачастую доходившие до земли, а вот пояс утратил свою первоначальную роль и стал исключительно декоративным элементом, который теперь располагался на бедрах.
Верхней женской одеждой Средневековья все так же оставались плащи-мантии, которые теперь имели яркие расцветки. Внутренняя сторона такого плаща подбивалась контрастной тканью, а в холодное время – мехом.
Женщины облачались только в длинные платья (блио), закрывающие все тело, от шеи до самого низа. Поверх блио надевался узкий жилет, который и выступал элементом украшения, и способствовал поддержанию груди. Жилет украшала вышивка и отделка галуном.
Костюм рыцаря
Основой костюма средневекового рыцаря являлась кольчуга, которая надевалась сверху кафтана из войлока. Кольчуга состояла из тесно сплетенных стальных колец. Перчатки и чулки рыцаря также делались из стальных колец.
Чтобы защититься от солнца и непогоды, рыцари надевали поверх кольчуги сюрко. Меч и щит были неотъемлемыми частями рыцарского костюма, благодаря которым рыцарь мог отражать удары в бою. Голову защитника венчал круглый шлем.
Снаружи щита был изображен герб владельца, это могло быть животное или мистический персонаж. В конце двенадцатого века на щиты стали наносить феодальные гербы, которые затем становились фамильными.
Также неизменным атрибутом рыцаря была его борода, она была разделена на несколько прядей, которые иногда были обвиты золотым шнурком.
Мода Средневековья: готический период
В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:
- преувеличенно длинные рукава;
- неудобные, мешающие любым действиям одежды;
- туфли с длинными носами;
- головные уборы различных причудливых форм.
Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.
Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.
Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.
Женский готический костюм
Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.
В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.
Теперь женские платья обтягивали фигуру, начиная от плеч и заканчивая областью немногим ниже талии, придавая женщине изящество. Рукава верхней туники напоминали по форме колокол, а нижней — ниспадали почти до земли.
В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.
Разновидности платьев готического периода
Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.
В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.
Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.
Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.
Головные уборы
Зачастую головной убор женщинам заменяла замысловато повязанная вуаль или покрывало из легкой ткани, которое скрывало прическу. Способ повязки покрывала указывал на настроение его обладательницы: если оно прикрывало лицо, то женщина находилась в печали, а если располагалось только на голове, то она имела хорошее расположение духа.
Мужской костюм в период готики
Готический период ознаменовался появлением в мужском гардеробе штанов-шоссов, которые представляли собой своего рода чулки, по отдельности пристегивающиеся к специальному поясу. Такие штаны плотно облегали ноги, а спереди имели своеобразный гульфик в виде кусочка ткани, тоже прикрепляемый булавками или тесемками.
Мужчины также в качестве верхней одежды использовали упелянд, который мог быть длиной как до колен, так и до земли. Также в качестве верхней одежды средневековые мужчины надевали пурпуэн, который представлял собой очень узкий кафтан с выпуклостью в области груди. Благодаря ему талия становилась узкой, а плечи — привлекательно широкими.
В более позднем готическом периоде гардероб мужчин пополняется жакетом, который представлял собой укороченный вид одежды с подчеркнуто узкой талией и расходящимся от нее подобием пышной юбки. Рукава жакета были с прорезями для рук и ниспадающими концами.
Какую одежду надевали в средневековой Руси?
Одежда средневековой Руси для знатных особ была такая же, как и у европейских аристократов. Мужчины же из народа облачались в льняные рубахи и штаны из грубого полотна – порты. По краям рубаха украшалась разнообразными орнаментами и изображением символов-оберегов, а подпоясывалась она шнурком, а в праздничные дни – расписным поясом.
Женщины облачались в простые длинные платья и сарафаны прямого кроя из таких же грубых тканей, а под низ надевалась длинная льняная рубаха. Замужние женщины поверх платьев надевали паневу, представляющую собой юбку из нескольких отрезов ткани, подол которой был щедро декорирован.
Источник: www.syl.ru
Что носили наши предки 1000 лет назад: Самая древняя модная одежда, найденная археологами
Одежда – это предмет быта, который используется человеком с самых древнейших времен. Считается, что Homo sapiens начал одеваться от 80 000 до 170 000 лет назад. Интересно, что некоторые привычные нам предметы гардероба имеют невероятно древнюю историю. В некоторых случаях самые старые найденные археологами образцы не сильно отличаются от современных.
Носки
Этот предмет одежды описан еще Гесиодом. По словам поэта, в VIII веке до нашей эры древние греки носили на ногах нечто похожее на современные носки, назывались они «piloi» и были сделаны из спутанных волос животных. Одни из самых старых носков, найденных археологами, относятся к гораздо более позднему периоду – IV-V веку нашей эры.
Эта пара, удивительно хорошо сохранившаяся, была раскопана в могильнике древнегреческой колонии, расположенной в центральном Египте. Носки предназначались для ношения с сандалиями, поэтому имеют разделенный на две части носок. Кстати, к 1000 году н. э. носки в Европе стали символом богатства и носили их только дворяне, простые люди обходились портянками.
Вязаные носки 300—499 годов, найденные в Египте в конце XIX века.
Штаны
Самый древний образец этой одежды, обнаруженный археологами, датируется примерно X веком до н.э. То есть самым старинным брюкам на свете уже три тысячи лет. Эта находка была сделана при раскопках захоронения Янхай в Китае. Ученые считают, что в древности брюки стали распространяться как удобная одежда для верховой езды и воспринимались греками и римлянами как одежда варваров.
Древняя пара брюк возрастом 3300 лет была найдена в гробницах Янхай в Западном Китае в 2014 году
Платье
Старейшее платье, известное сегодня, имеет возраст более 5 тысяч лет. Этот образец, называемый «платье Тархан» был найден в 1900-х годах в египетской гробнице. Достоверно определить его возраст удалось только в 2016 году с помощью современного анализа.
Найти хорошо сохранившийся образец древнейшей одежды – огромная удача для археологов, поэтому данное платье является уникальным источником данных для исследователей. Ученые предположили, что оно предназначалось для молодой стройной девушки из богатой семьи, так как модель украшена многочисленными складочками, на рукавах была сделана сложная плиссировка, в общем и современная модница, вероятно, была бы довольна. О длине платья говорить сложно, та как юбка, к сожалению, не сохранилась.
«Платье Тархан» пролежало в гробнице 5 тысяч лет
Бюстгальтер
История этого предмета женского туалета также насчитывает несколько тысяч лет, известно, что нагрудные повязки носили еще женщины в древних царствах — Египте, Греции и Риме. Ученые считали, что в средние века в Европе этот удобный аксессуар был забыт, его заменили тяжелые и жесткие корсеты. Тем большим было удивление специалистов, когда в 2012 году в австрийском замке Ленгберг, расположенном в земле Тироль, археологи обнаружили самый древний сохранившийся бюстгальтер. Это изделие датируется примерно серединой XV века, и его крой удивительно похож на современный.
Самый древний сохранившийся бюстгальтер имеет возраст около 500 лет
Обувь
Обычно «добычей» археологов становятся предметы быта, изготовленные из камня, керамики или металла. Любые другие природные материалы – дерево, трава и ткань в обычных условиях не хранятся больше нескольких сотен лет, поэтому находки древнейших образцов волокон всегда являются очень ценными. Пещера Форт-Рок на территории штата Орегона в США преподнесла ученым настоящий подарок. Под слоем вулканического пепла археологи нашли «законсервировавшиеся» и сохранившиеся благодаря уникальному стечению обстоятельств многочисленные образцы сандалий, сплетенных из коры полыни. После проведения радиоугольного анализа исследователи испытали настоящий шок – находке было не меньше 10 тысяч лет!
Сандалии, сплетенные из полыни, возрастом в 10 тысяч лет – самый старинный образец обуви, найденный археологами
Так что эти плетеные «тапочки», очень напоминающие русские лапти, на сегодняшний день являются самыми старыми образцами обуви. Удивительно, что изготовлены они из такого непрочного материала, но при этом пережили тысячелетия. Образцы самой старой кожаной обуви, найденные в пещере Арени-1 на юго-востоке Армении, почти в два раза «моложе», им приписывают возраст 5,5 тысяч лет.
Туфли из Армении возрастом в 5,5 тысяч лет – самая древняя кожаная обувь
Украшения
Судя по этой находке, украшать себя люди начали раньше, чем носить одежду. Самый старинный предмет, который, по заключению экспертов, древние люди надевали на себя для украшения, — это набор орлиных когтей, обнаруженный в 2015 году при вскрытии древнего могильника в Хорватии. Когти явно имеют следы полировки, на них есть порезы и выемки для натяжения, все это говорит о том, что перед нами – старинные украшения, которые, скорее всего, соединяли в ожерелье или браслет. Возраст их удивил исследователей – находка пролежала в земле примерно 130 тысяч лет! До этого открытия самыми старыми считались просверленные ракушки, найденные в Израиле и Африке, им примерно 100 тысяч лет.
Самое старинное в мире украшение – орлиные когти со следами обработки, возраст 130 тысяч лет
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru