Что это за украшение удмурты

Для историков орнамент удмуртский представляет собой неиссякаемый источник изучения этого необыкновенного и самобытного народа. Ведь мастерицы вкладывали в свои узоры душу, они отображали все, что их окружало: традиции, культуру, предметы быта. Орнамент тесно переплетается с особенностями удмуртов как нации, их замкнутой лесной жизнью и творчеством.

Особенности

Удмуртский орнамент возник еще задолго до появления отдельной нации. Но изучать его начали только с конца 18 — начала 19 веков. Экземпляры более раннего периода практически не сохранились. Первым исследователям особенностей удмуртской культуры было непривычно видеть на тканях яркие сочные цвета. Практически все удмуртские узоры и орнаменты выполнены красными или черными нитками, коричневыми или золотыми.

Преобладание пестрых оттенков объясняется очень просто. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они воплощали в своих рисунках. Ритм цвета придает движение узорам, наполняет их жизнью и радостью.

Удмурты (рассказывает Ольга Урасинова)

орнамент удмуртский

Мотивы орнаментов

На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Наиболее распространен в вышивке силуэт водоплавающей птицы. Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.

Мотив водоплавающей птицы обязательно присутствовал на рукаве свадебной рубахи девушки. Позднее он начал выглядеть как крылья утки.

удмуртский орнамент

Символика цветов

Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю – красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир – черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской республики.

Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой красный треугольник, под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Удмурты | Ижевск

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Читайте также:
Могут ли приставы забрать украшения

удмуртский национальный орнамент

Звериные орнаменты

Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие, а на головном уборе невесты вышивали лошадь, желая счастливого семейного пути.

Другим популярным образом является медведь. Его чаще всего изображали без одного пальца. Такая традиция берет начало с ритуалов погребения шаманов. Когда умирал уважаемый человек, у него отрезали большой палец, который хранили в семье для благословения богов.

Солярные мотивы и свастика

Удмурты тесно ассимилировали с пермяками. Начиная с этого периода, орнамент удмуртский начинает приобретать солярные мотивы. Сначала различные изображения солнца используются в резьбе по дереву, изготовлении украшений, а позже переходят в вышивку.

Самым важным солярным мотивом является свастика. Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль – отгоняла злых духов — и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи.

Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом). Первый был обязательным элементом узора свадебного платка невесты, а второй всегда присутствовал на головных уборах женщин.

удмуртский народный орнамент

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

удмуртские узоры и орнаменты

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Источник: fb.ru

1. Калмез пужы — узор калмезов

Калмез пужы — это изображение креста. Предположительно, изначально крест был родовым знаком калмезов, территориальной группы удмуртов, занимавших территорию вдоль реки Кильмезь и её притоков. Расселившись на юг и восток, калмезы стали базой для формирования субэтнической группы южных удмуртов, однако знак креста получил распространение и у удмуртов, живших севернее.

2. Вало-вало — двухголовый конь, солярный знак

Мотив двухголового коня связан с солнечным культом: в удмуртском фольклоре встречается упоминание крылатых огненных коней, выходящих из воды. Повернутые в разные стороны головы символизировали восход и закат солнца.

Наряду с толезё и некоторыми другими знакам, вало-вало означал верхний мир, подвластный Инмару — главному божеству удмуртского пантеона.

3. Пужым — сосна/ель

Удмурты обитали в лесной местности, поэтому деревья имели важное значение в их системе ритуалов и представлений о мире. Культы ели, сосны и берёзы получили наибольшее развитие: каждое из этих деревьев соотносилось с богами верхнего, среднего и нижнего миров.

Читайте также:
Что такое акцентные украшения

4. Писпу пужы — древо жизни / мировое древо

Образ мирового древа, пронизывающего все три мира — верхний, средний и нижний — встречается в культурах многих народов мира. В удмуртской вышивке этот символ чаще всего можно видеть в углах головных платков «сюлык», которые девушки надевали сразу после свадьбы.

5. Чӧж бурд – крылья утки

Ещё один персонаж финно-угорской мифологии – утка, ныряющая в первозданный океан и приносящая в клюве кусок земли, из которого впоследствии возникает суша. Символ «чӧж бурд» и его производные является распространенным мотивом удмуртской вышивки.

Техника орнамента

Стремление удмуртов к красоте выражалось в украшении тканых изделий узорами, выполненными в разных техниках. Старинные вышивки удмуртов на нагрудниках, головных повязках и рукавах представляли сплошную ковровую зашивку холста, с непросвечивающим фоном и рельефным узором, сделанным по счету ниток. Вышивка выполнялась часто без канвы и без пялец.

В удмуртской вышивке представлены все виды счетной вышивки — это набор, крест и гладь. В XX веке широко стали использоваться свободные швы. Удмуртские мастерицы знали и умели использовать 20 различных швов вышивки.

На поздних удмуртских нагрудниках (муресазь) — вышивка заменилась на более простую аппликацию из фабричных тканей, но вкрапления из вышитых яркой цветной шерстью сохранились.

Удмурты делятся на две большие группы — северные и южные. В одежде различия между группами прослеживаются в цветовой гамме. На севере преобладают более спокойные тона, часты сочетания белого, красного, синего и красного, синего и коричневого, зелёного. Всё многоцветье орнаментальных мотивов проявляется в одежде и тканых изделиях южных удмуртов — здесь можно встретить яркие розовые, зелёные, жёлтые, оранжевые узоры и розетки.

В одежде северных удмуртов особенно много вышивки. Для украшения одежды северные удмурты использовали косой и прямой стежки с очерченным контуром. Основная цветовая гамма вышивки — терракотово-красный, контур узора всегда очерчивался черной нитью, на полотне есть небольшие вкрапления из синих, желтых, зеленых нитей.

Также у северных удмуртов можно встретить и другие виды швов: стебельчатый, петельный, набор, счетная гладь, крест, косичка, строчка-перевить и роспись.

Оригинальной и уникальной является техника «шитье по выдергу», которая характерна для особой группы удмуртов — калмезов. Вышивку располагали по подолу платья, на головных полотенцах, рукавах.

У южных удмуртов с конца XIX века получает распространение вышивка крестом. Она представлена на нагрудниках, на полотенцах, фартуках, коврах. В некоторых районах вышивка крестом вытеснила другие швы и стала наиболее распространенной техникой. Узоры, выполненные крестом, часто копировали у русского населения из альбомов или с узоров, размещенных на покупных тканях.

Постепенно вышивка практически исчезает из костюма южных удмуртов и повсеместно заменяется узорным ткачеством. Для ткачества орнаментов применяли различные техники — браную, закладную, переборную, выборную.

Тканые узоры выполняются разноцветной шерстью, которую либо получали от домашних овец, либо покупали. Наряду с шерстью, начиная с 1930-х годов пользовались покупными хлопчатобумажными нитками, называемыми местным населением «досталь» или бумажными.

Благодарим за помощь в подготовке статьи Марию Токареву, научного сотрудника «Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда».

1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу. Москва, 1951.
2. Вышитая одежда удмуртов XIX–XX вв. Сост. Е. Н. Котова. Ленинград, 1987.
3. Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск–Ленинград, 1973.
4. Лебедева С. Х. Удмуртская народная вышивка. Ижевск, 2009.
5. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006.
6. Семенов В. А. Удмуртский народный орнамент. Ижевск, 1964.
7. Токарева М. Рукопись статьи «Узор толэзё — орнаментальный символ Удмуртии» и описания предметов с удмуртскими орнаментами (материалы, переданные Национальным музеем Удмуртской Республики имени Кузебая Герда).
8. Удмурт пужыос/Удмуртские узоры. Сост. Е. Д, Клевцур. Ижевск, 1994.

Читайте также:
Единственное украшение дома композитора это рояль

Составители статьи: Елизавета Березина, Валентина Богданова.

Источник: ornamika.com

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Леди-Хобби

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Женские

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Мужские

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Читайте также:
Украшения из конфетных фантиков своими руками

Детские

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Традиции украшении одежды и тканей

У удмуртов было развито ткачество, их полотна высоко ценились на рынке. В народе относились к производству одежды, как к искусству. Женщины с подросткового возраста учились ткать и вышивать удмуртские народные орнаменты.

Для различных праздников у каждого удмурта должен был иметься специальный наряд с определенными узорами. Только сорочек у одной женщины могло быть более 20.

орнамент удмуртский

Полотенца, покрывала, мужская и женская одежда, изготавливаемые из собственных тканей, богато украшались вышивками. Яркие насыщенные цвета удмуртских орнаментов в домашнем интерьере, на полотенцах, скатертях делают жизнь более праздничной.

В народе всегда относились бережно к сохранению традиций. Особенный смысл придавался узорам, используемым для украшения одежды.

Каждый род составлял уникальные композиции, наполненные особым смыслом, связанным с образом жизни и характером занятий. Кроме того, они имели гербы, геральдические знаки, из рисунка которых что-то добавить или убрать мог только старший по роду.

Сейчас уже не в каждый семье помнят, какое послание оставили им предки, но свято чтят и берегут традиции.

Праздничные одеяния

Праздничный мужской удмуртский костюм – белая рубаха с вышитыми красными нитями, идущими полосками вдоль рукава, по вороту, подолу изделия. Брюки шились из черной ткани или синей. Пояс делали широким в красном цвете или пестрым. Одежда для молитв – рубашка нательная и белый кафтан изо льна прямой спереди, приталенный сзади.

Костюм удмуртской девушки для свадьбы был преимущественно белым. Праздничный кафтан шился из плиса, украшался тесьмой. Свадебный сюлык (белая расшитая холстина) вышивался черной нитью, декорировался кистями по бокам.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Национальный костюм удмуртов

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще — синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой — валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями.

Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

Читайте также:
Как называется украшение на шею плотно прилегающее

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами. Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

Женский удмуртский национальный костюм

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн.

Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Источник: hobbylaby.ru

Рейтинг
Загрузка ...