Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода.
Происхождение и определение термина Романский стиль, его история возникновения
Только в начале 19-го века появилось определение “романский стиль”, когда возникла необходимость ввести определенные уточнения в историю искусства Средневековья.
До этого момента архитектурные стили имели общее название и обозначались термином “готика“. Сегодня готическое направление считается более поздним периодом, который приходится на 12-й век. Романский стиль, как термин, появился благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры. На этом фото отчетливо можно просмотреть особенности романского стиля:
Романский стиль за 10 минут. КроссКульт.
Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век
Характерные черты архитектуры, схема
Характерные особенности романской архитектуры
Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:
- Полуциркульные арки.
- Массивные стены.
- Цилиндрические, а также крестовые своды.
Пример схемы возведения сооружения представлен на рисунке сбоку.
Базилики и капители
В капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию. Иногда колонны заменяли пилонами – мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото, представленном сбоку. Строения отличались простотой геометрических форм, однако стены украшались всевозможными резными и рельефными скульптурами.
Романский стиль – это не просто общие особенности и определенные характеристики. Это целая эпоха, которую можно подразделить на два основных подвида:
- Замковый – небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами.
- Крепостной – боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.
Храмы, соборы и церкви
Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а порой и для жителей всего города. Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.
Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями в архитектуре – классицизму, готическому.
Этот стиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики:
- Благородство изысканных форм.
- Увеличение опорных столбов, а также высота постройки.
- Окна зданий увеличены в размерах.
- Тонкость скульптурной и резной работы.
Архитектурные здания Британии: отличительные элементы
Направление романского стиля в архитектуре относилось непосредственно к замкам. Внешняя специфика соответствовала практическим требованиям:
- Минимализм декора. Возведение замка внушительных размеров было непростой задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь.
- Каменная кладка. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант.
- Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно – полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.
Собор Святого Дэвида
Англия: готика и эпоха Средневековья в одном
Становление романской архитектуры в Англии непосредственно связано с нормандским завоеванием, хоть и заметны в работах отблески архитектуры раннего Возрождения. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Донжон – главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.
В 1077 годы был воздвигнут знаменитый Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра – Белая башня. Этот шедевр архитектуры и по сей день пользуется популярностью среди туристов.
Сооружения Европы: признаки романовского стиля в постройках
Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.
В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.
Германия: описание основных памятников
Вормский собор – ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия.
Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Лизены – вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.
Франция в шедеврах архитектуры – замки и крепости
Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики – в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).
Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера.
Испания
В романскую эпоху в Испании началось строительство замков-крепостей и городских укреплений . Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей, что можно наблюдать на примере кафедрального собора в Саламанке. В целом она определенно отличалась четкостью разграниченных объемов, целостностью завершенных частей и безупречностью форм.
Кафедральный собор в Испании
Италия
В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи – все эти элементы культуры в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия.
Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.
Скульптура
В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.
Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.
Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.
Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Поэтому главенствующее место в убранстве соборов занимала фреска. Разноцветные росписи ярким ковром покрывали стены нефов, поверхности сводов, аспиды и притвора.
В период 11-12 вв. впервые стали появляться витражи, которые располагались в оконных проемах капелл и аспиды. На ярких витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.
Интерьер
Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.
Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.
Пробковая подложка под линолеум – для чего она нужна и в каких случаях применяется.
Чем была отличительна Викторианская эпоха и каковы ее особенности, читайте тут.
Необычный дизайн кухни: https://trendsdesign.ru/home/kitchen/kak-dostich-neobychnogo-dizajna-kuxni.html
С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.
Видео-обзор на романский стиль и его особенности
Выводы
Романский стиль оставил за собой массивный отпечаток на дальнейшем развитии интерьера и экстерьера других эпох. Постепенно перетекая в готическое направление, все равно стиль остался основополагающим для готики и других архитектурных эпох мира. Хорошим примером стал маньеризм, как переход с одной исторической эпохи к другой. Если же вы больше приверженец нестандартных форм и хаоса, то вперед читать за авангард, как одну из ветвей искусства XX века.
Источник: trendsdesign.ru
Особенности романской архитектуры средневековья (кратко)
Романский стиль в культуре Средневековья появился примерно в X веке. Развивался этот стиль примерно 2-2.5 века, и в свое время он не имел определенного названия. Дано оно было намного позже, в XIX веке.
Романский стиль в архитектуре имеет множество особенностей, и в первую очередь это слияние опыта античной архитектуры и полезных для того времени строительных решений.
Характерные черты
Есть множество особенностей романского стиля, но обратить внимание стоит на те характерные черты, благодаря которым можно узнать этот стиль в архитектуре практически с первого взгляда:
1. Строения в романском стиле обязательно будут сделаны из камня. Именно опыт строительства из этого материала был перенят в Средневековье от античной культуры.
2. Для стиля характерно использование арок, в основном они полукруглые.
3. Массивные и толстые стены тоже были обязательной чертой романской архитектуры. В то время это было гарантией защищенности зданий. Такие стены очень сложно пробить даже при использовании таранов. Поскольку во время Средневековья было множество войн, в том числе и междоусобных, приходилось строить крепкие здания.
4. В архитектуре преобладают цилиндрические элементы, а также крестообразные строения и своды.
В романском стиле строили замковые, храмовые и крепостные здания. Для всех этих типов характерны общие черты, но каждый из них все же отличался.
Замковые постройки – это не только сами замки, но и жилые помещения, казармы высотой в несколько этажей, зачастую с округлыми стенами.
Крепости – это особый комплекс всех зданий. В первую очередь крепость отличало наличие массивных высоких стен. Они служили для защиты самого комплекса. Внутри стен было сразу несколько уровней, которые предназначались для различных видов войск. Например, в специальных маленьких окошках размещались наблюдатели, а также лучники.
На крыше стен крепости находились войны, отражавшие налеты с высоты и сбрасывающие всех, кто пытались забраться внутрь комплекса по стенам.
Крепости также отличались наличием опускающегося моста. Он служил переправой через искусственный ров. Сами комплексы строились на возвышенности, что служило преимуществом в обозрении.
Храмовые постройки тоже имели толстые стены и нередко окружались дополнительно крепостной стеной. Строили их такими для того, чтобы при нападении врага можно было в них укрываться.
Украшение фасадов скульптурой
Эта черта присуща романскому стилю, и о ней стоит поговорить немного больше, чем обо всех остальных. Почему она так важна? Все дело в том, что именно этот стиль отличается от других использованием скульптурных элементов для украшений самих зданий. В различных архитектурных направлениях до появления романского стиля такой практики не было, а все скульптуры могли украшать лишь территорию.
Скульптура в романской архитектуре стала использоваться только к XII веку, в конце популярности этого стиля. Позже на его смену пришла готика.
Скульптурой украшались стены строений, в основном фасады. Такие элементы могли располагаться совершенно по-разному: над проходами, окнами, на колоннах, вокруг арок и по углам зданий. Чаще всего скульптура встречалась на фасадах храмов и соборов, а композиция вне зависимости от вида строения была посвящена библейским историям и событиям, либо значимым сражениям.
Занимательно то, что нередко на скульптурах изображалась сама Вселенная, ее устройство. При этом редко эти изображения совпадали с реальностью, в основном был представлен божественный мир.
Фрески
Значительной особенностью романской архитектуры Средневековья были и фрески. Они выполнялись на батальную или библейскую тематики, при этом изображались не отдельные герои или события, а целые сцены, своеобразная история. Часто фрески покрывали все стены, иногда они имели продолжение и на потолке здания.
Еще один вариант изображения фресок – витражи. Они появились уже в то время, когда романтический стиль уже заменялся другими, но все же их можно назвать особенностью романской архитектуры. Витражи могли быть на всех окнах в помещении, при этом они изображали апостолов, героев или царей из Библии.
• Романский стиль долгое время относили просто к готическому, пока историки Европы не стали изучать архитектуру и искусство предков подробнее. Именно тогда этот стиль был выделен.
• Свое название романский стиль получил из-за того, что историки нашли связь его си стилем Римской Империи в период античности.
• Романская архитектура развивалась не только на европейском материке, в частности, в Германии, Франции, Италии и Испании, но и на территории всей современной Великобритании.
• Именно романская архитектура получила наибольшее распространение среди других Средневековых в художественных книгах и фильмах.
Опираясь на эти сведения, можно сказать, что романский стиль в архитектуре Средневековья – это весьма значительное направление, которое является не только продолжением античных архитектурных традиций, но и толчком к развитию многих других стилей, в частности, готического. Романский стиль можно смело назвать одним из основных стилей Средневековья, поскольку он по-своему оригинален. Некоторые основные элементы этого стиля применяют в архитектуре и до сих пор, в основном при строительстве коттеджей и частных построек.
Источник: www.istmira.com
25 умопомрачительных примеров романской архитектуры, которые должен увидеть каждый
Для архитектурного стиля, зародившегося в средневековой Европе, характерны полукруглые арки, которые отличаются от готических стрельчатых. Поскольку примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту, этот стиль зачастую рассматривается как первый пан-европейский архитектурный стиль со времен Римской империи. Помимо полукруглых арок, направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. С 6 по 10 век большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Мы отобрали для вас 25 самых умопомрачительных и впечатляющих примеров романского стиля в архитектуре, которые просто необходимо увидеть!
Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век
Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи.
Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век
С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.
Ротонда св. Лонгина, Прага. 12 век
Основанная в качестве приходской церкви в небольшой деревне возле Праги, она была почти разрушена в начале 19 века, но восстановлена позже.
Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век
Один из самых важных примеров романской архитектуры во Франции.
Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века
Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой.
Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век
Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году.
Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век
Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных, листьями и человеческими головами.
Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век
Фасад этого аббатства является примером ломбард-романского архитектурного стиля.
Собор Модены, Модена, Италия. 12 век
Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия.
Базилика Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды. 11 век
Здание считается примером различных архитектурных стилей, но преимущественно — романского.
Двери собора в Гнезно, Польша. 12 век
Бронзовые двери считаются одним из самых значительных произведений романского искусства в Польше. Они украшены барельефами, которые демонстрируют 18 сцен из жизни святого Войцеха.
Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год
Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду.
Андреевская церковь, Краков, Польша. 1079-1098 гг
Эта церковь была создана для оборонительных целей. Она является одним из немногих оставшихся примеров европейских крепостных церквей.
Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год
Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами.
Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век
Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу.
Базилика Сан-Исидро, Леон, Испания. 10 век
Среди наиболее заметных особенностей здания — арки, пересекающие трансепт и резной тимпан.
Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год
Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях.
Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг
Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами.
Собор Дарема, Англия. 1093 год
Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.
Замок Данноттар, Абердиншир, Шотландия. 15-16 век
Разрушенная средневековая крепость состоит из трех основных крыльев, установленных вокруг четырехугольника, и необычного сложного дубового потолка.
Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг
Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля.
Аббатство Вонхоцк, Вонхоцк, Польша. 1179 год
Аббатство признано одним из самых драгоценных памятников романской архитектуры в Польше.
Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год
Это один из старейших соборов в городе. Он окружен двумя квадратными башнями, поддерживаемыми контрфорсами и увенчанными куполом.
Санта-Мария-Маджоре, Венето, Италия. 11 век
Интерьер этого собора украшает восхитительная мозаика 9 века.
Кафедральный собор Сан-Никола-ди-Труллас, Италия. 1113 год
Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками.
Пусть ваши друзья увидят эти потрясающие постройки. Поделитесь с ними этим постом!
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru