Сегодня тяжело представить Новый год без елки. Кажется, это вечнозеленое дерево было символом рождественских праздников всегда. На самом деле, в каждой стране этот символ появлялся в определенный период, а в России изначально елку никак не связывали с Рождеством. Она появилась сравнительно поздно, но быстро приобрела популярность среди знати. Как же ее украшали и что на нее цепляли?
Еловые ветви, как символ Нового года
Традиция использовать еловые ветви для украшения домов во время празднования Рождества появилась при Петре Первом. Он позаимствовал ее у немцев и на государственном уровне обязал использовать хвою для праздников.
Так, вернувшись из заграничной поездки 20 декабря 1699 года молодой царь, который был не чужд к иностранной моде, издал указ считать началом нового года 1 января. До этого праздник отмечали 1 сентября. Кроме этого, он повелел, чтобы на новогодние праздники люди украшали свои дома снаружи сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками.
Но если за границей такие ветки украшали сладостями и даже игрушками, в России такого не было. Кстати, больше всего царский указ был воспринят владельцами кабаков, которые крепили к фасадам и крышам своих заведений ели, и их было видно издалека. Из-за этого такие заведения вскоре начали называть «елки».
Не украшайте ёлку так. #новыйгод #елка #дизайнинтерьера
Но до того, чтобы вносить елку в дом и наряжать ее было еще очень далеко. Эта традиция пришла в Россию только через полтора века.
Как появилась елка в домах россиян?
Традиция вносить это дерево в дом была позаимствована у немцев. Такое рождественское дерево называли Weihnachtsbaum, а в украшенном виде оно обозначало «неувядающую благость». И впервые в России рождественское дерево появилось в домах петербургских немцев, в XIX столетии. Они, приехав в эту страну на постоянное проживание, не оставили своих традиций, поэтому в сочельник обязательно ставили в углу гостиной дома маленькую елочку. Ее закрывали покрывалом, которое в определенный час глава семейства снимал.
Немного позже традиция ставить елку была перенята дворянами. Для них это дерево стало символом богатства, роскоши, принадлежности к высшему обществу. Так, сначала елку поставила в своих личных покоях княгиня Александра Федоровна, которая затем стала императрицей. Она же первой провела праздник детской елки, организовав его в своем дворце для своих детей и племянниц.
Интересно, что императрица на такие праздники выбирала не одну, а несколько елок. Возле них располагались подарки. При этом, дерево использовалось дважды – в сочельник и на Рождество.
В этот период елки ничем не украшались, после праздников их было принято отдавать слугам. Если же на ветки что-то и цепляли, то это было определенным подарком.
Вплоть до 1840 года не было традиции устанавливать рождественскую елку. Она имела место только во дворцах высшей знати. Но с начала 1840-х годов этот символ Нового года начинает завоевывать народ. Так, в первых упоминаниях о нем сказано, что в кондитерских начали продаваться немецкие елки, которые были украшены сладостями, гирляндами и фонариками. Уже в середине 40-х годов обычай ставить елку в доме и наряжать ее стал очень популярным, ее можно было увидеть не только в дворцах, но и богатых домах.
Ёлочные игрушки мы всё это время вешали неправильно! Верёвочка не нужна!
Чем наряжали елку?
Изначально украшали елку в дореволюционной России по немецким традициям. Так, на ней можно было увидеть цветы, ленты, вызолоченные орехи, красные яблоки, виноград. Также прикреплялись к веткам свечи или же разноцветные фонарики. Кроме этого, елочку часто украшали разнообразными сладостями, часто использовалась верхушка в виде звезды, как символ Рождества.
К 1850-му году в России уже практически не использовались маленькие немецкие елочки. Ведь петербуржцы пытались выделиться и даже соревновались, у кого какая елка. Поэтому они выбирали больших и пышных вечнозеленых красавиц, а украшали их по богатому: дорогими тканями и даже драгоценностями (серьгами, перстнями, кольцами). Но никуда не делись и конфеты, фрукты, которые традиционно вешали на нижние ветки дерева.
В качестве украшения для елки служили и лоскуты разноцветной бумаги, а также игрушки и фонарики. Кроме этого, кондитеры ввели в моду наряжать дерево пирожными и пряниками, часто они продавали красавиц, которые уже были декорированы сладостями собственного производства.
Украшения для елки в дореволюционной России – символ зажиточности и благодатного света
В дореволюционной России такое новогоднее деревцо символизировало богатство хозяина дома. Поэтому нельзя было использовать украшения из прошлого года, а также елку нужно было обязательно обвешать дорогими подарками. А еще ее украшали яблоками, мандаринами, сухофруктами, медовыми пряниками. Восковые свечи традиционно зажигали на лесной красавице, а Вифлеемская звезда на ее верхушке была усыпана блестками.
Сияние елки было обязательным, ведь оно обозначало благодатный свет, который сходил на мир после Рождества.
Картонные игрушки на елке стали популярными только во второй половине XIX века. Люди начинают украшать елку транспарантами, гирляндами, китайскими фонариками. А ближе к XX веку начали использоваться особенные украшения – елочные шары и игрушки из стекла, проволоки, ваты и другого материала. На веточки елки обязательно раскладывали кусочки ваты, которые имитировали снег, а еще растягивали по ним нити серебряного и золотого дождика. А еще часто елку украшали живыми цветами, ставили их в вазах и возле самого дерева.
В дореволюционной России елку украшали самыми разными игрушками, дорогими тканями, драгоценностями и, конечно, сладостями. Она достаточно долгий период символизировала богатство дома, его зажиточность. Но вместе с этим принято было использовать Вифлеемскую звезду на верхушке, которая олицетворяла рождественское благословение, а множество огней от свечей или фонариков также означали нисходящее благословение для дома.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на наш канал и пишите комментарии.
Источник: dzen.ru
j_e_n_z_a
Рождество
Евангелие от Луки, глава 2, стихи 15-18
«Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.»
Как вечнозелёное дерево елка всегда обладала магической притягательностью как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими. Традиции украшения ёлки менялись в ходе европейской истории и сегодня представляют интерес как своего рода памятник культуры, как отражение нашего прошлого.
Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. Дерево считалось у древних народов Европы символом жизни и нередко украшалось фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А, например, римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса.
Альбрехт Дюрер, Адам и Ева
Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями. Кроме того, популярности «рождественского дерева» у христиан способствовали средневековые рождественские мистерии, одна из которых была посвящена истории об Адаме и Еве, и для изображения райского дерева, как правило, использовали украшенную красными яблоками ель.
Легенда о святом Бонифации и рождественской ели
По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился именно в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) — английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора (по другой версии — Одина). Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство.
Святой Бонифаций
Эта легенда имеет следующее продолжение: на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (на самом деле эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует собой конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.
По другой версии, с помощью хвойных деревьев, кроны которых имеют треугольную форму, св. Бонифаций пытался донести до язычников идею Троицы.
Рождественская ель XVI века: христианская символика
Для празднования Рождества в XVI веке европейцы стали всё чаще использовать вместо веток — распространенных, как уже было сказано, в языческой традиции — целые молодые деревья. Причем наиболее подходящими для этой цели были сразу же признаны именно хвойные деревья, поскольку они даже в начале зимы остаются зелёными и служат воплощением надежды на новую жизнь, на обновление природы.
Наиболее ранние документальные свидетельства, сохранившиеся в гуманистической библиотеке Селесты, рассказывают о том, что для украшения рождественских деревьев — которые именовались старонемецким словом Meyen — в тот период использовались яблоки. Эти ароматные и хрустящие красные яблоки по сей день известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.
Украшение ёлок на тот момент носило чаще всего официальный характер, поскольку эти деревья в основном устанавливали на площадях перед храмами, а также перед ратушей и зданиями цехов. Наряд зелёной красавицы состоял из двух символических элементов: во-первых, собственно яблок, которые напоминали о первородном грехе Адама и Евы, а во-вторых, гостий, или облаток (oublie), которые служили указанием на искупление грехов через жертву Иисуса Христа. В лицейской капелле эльзасского города Агено (Хагенау) (Haguenau) сохранилась фреска XV века, в которой эта символика находит визуальное воплощение в виде дерева, крона которого четко поделена по вертикали на две зоны: с одной стороны на ёлке висят яблоки, а с другой — облатки.
Бенжамин Зикс, рождественская гравюра 1826 года
После того как рождественские елки начали появляться в обычных домах, дерево сначала было принято подвешивать к потолочной балке, как ранее делали с «языческими» ветками. Через некоторое время ель стали помещать в небольшую кадку, наполненную песком и гравием.
Какие рождественские украшения были наиболее распространены в тот период, помимо, разумеется, вышеупомянутых яблок и облаток? С начала XVI века известно елочное украшение под названием Zischgold, которое изготавливалось из тонких металлических пластин или позолоченных полосок, что придавало праздничному убранству елки еще больше блеска.
Еще одним сходным видом елочных украшений является lametta — канитель, или «дождик», который во Франции принято именовать «волосами ангела» (cheveux d’ange). По некоторым сведениям, уже в XV веке лионские мастера изготавливали эти блестящие рождественские украшения.
Источник: j-e-n-z-a.livejournal.com
n_dank
Описание ёлочного убранства и рождественских традиций в литературе.
Иллюстрации 19 века.
1849 Deutscher Jugendkalender
Рождественская ёлка.
Der Weihnachtsbaum (Christbaum, Tannenbaum).
С незапамятных времён люди украшали свои жилища вечнозелёными растениями, которые воплощали собой жизненную силу. Например, римляне к новому году приносили в свои дома лавровые ветви.
Вечнозелёная ель была особо почитаемым деревом в Германии ещё до введения христианства. В дни зимнего солнцестояния древние германцы использовали её в ритуальных праздничных обрядах. Под новый год люди прямо в лесу выбирали деревце, зажигали на нём свечи, украшали его цветными лентами. Со временем появилась традиция приносить и наряжать ёлки или пихты прямо в доме.
К Рождеству по западной традиции в церквях оформлялись сцены райской жизни, ведь 24 декабря отмечался ещё и день памяти Адама и Евы. И сегодня в некоторых католических церквях Германии, помимо традиционной рождественской сцены поклонения волхвов, можно увидеть скульптуры, изображающие Адама, Еву, запретный плод и древо познания добра и зла. Порой наряженную ель рассматривают именно как символ райского древа.
Широко используется утверждение, что первое упоминание о новогодней ёлке относится к 1419 году, но оно не подтверждается достоверными источниками. Пекарь из Фрайбурга якобы развесил на дереве всевозможные конфеты, фрукты и орехи, которые после новогоднего праздника разрешили собрать детям (plündern durften- отдали на разграбление детям:)).
Многочисленные сообщения о рождественских ёлках поступали с середины 18 века. Гёте (Johann Wolfgang von Goethe) одним из первых упоминает о ёлке в эпистолярном романе «Страдания юного Вертера» («Die Leiden des jungen Werthers» 1774 год). Главный герой в воскресенье перед Рождеством посещает Шарлотту, которая готовит подарки своим младшим братьям и сёстрам.
20 декабря
В тот сaмый день, когдa Вертер нaписaл только что приведенное письмо к другу, в воскресенье перед рождеством, он вечером пошел к Лотте и зaстaл ее одну. Онa приводилa в порядок игрушки, которые приготовилa к прaзднику своим млaдшим брaтьям и сестрaм. Он зaговорил о том, кaк обрaдуются мaлыши, и припомнил те временa, когдa неожидaнно рaспaхнутые двери и зрелище нaрядной елки с восковыми свечaми, слaстями и яблокaми приводило его в невырaзимый восторг.
В XIX веке установленная в доме ёлка превратилась в традиционный атрибут празднования Рождества. Декором становились яблоки, орехи, крендели, бумажные розы и, конечно, горящие свечи. Пряники и бретцели украшали сахарной или шоколадной глазурью и разноцветными посыпками, сверху приклеивали декоративные картинки- ромолитографии, чаще всего изображавшие ангелов или рождественскую звезду.
Зеленый и красный- цвета символизирующие Рождество. Зеленый символизирует жизнь и надежду, красный напоминает о крови Христа, пролитой во имя спасения мира.
«Щелкунчик и мышиный король» («Nussknacker und Mausekönig» 1816) является хрестоматийным произведением. В канун Рождества, одержав победу над силами зла, главный герой уводит свою возлюбленную в благословенный Пряничный город. Сказка Гофмана стала самой популярной рождественской историей в России XIX века. История получила широкую известность благодаря балету Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», первая постановка которого состоялась в 1892 году.
Вот такого чудесного щелкунчика нашла, художник Ludwig Richter ( 1803 -1884) Der neue Kinderfreund Deutscher Kinderschatz 1846 год
А к рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился. Поэтому родители тут же заботливо убирали его подарок.
— Ах, что-то смастерил нам на этот раз крёстный! — воскликнула Мари.
Фриц решил, что в нынешнем году это непременно будет крепость, а в ней будут маршировать и выкидывать артикулы прехорошенькие нарядные солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ, но те солдаты, что в крепости, отважно выпалят в них из пушек, и поднимется шум и грохот.
— Нет, нет, — перебила Фрица Мари, — крёстный рассказывал мне о прекрасном саде. Там большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдёт к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном…
— Лебеди не едят марципана, — не очень вежливо перебил её Фриц, — а целый сад крёстному и не сделать. Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся.
И вот дети принялись гадать, что им подарят родители. Мари сказала, что мамзель Трудхен (её большая кукла) совсем испортилась: она стала такой неуклюжей, то и дело падает на пол, так что у неё теперь все лицо в противных отметинах, а уж водить её в чистом платье нечего и думать. Сколько ей ни выговаривай, ничего не помогает.
И потом, мама улыбнулась, когда Мари так восхищалась Гретиным зонтичком. Фриц же уверял, что у него в придворной конюшне как раз не хватает гнедого коня, а в войсках маловато кавалерии. Папе это хорошо известно.
Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков и сейчас расставляют их на столе; но в то же время они не сомневались, что добрый младенец Христос осиял все своими ласковыми и кроткими глазами и что рождественские подарки, словно тронутые его благостной рукой, доставляют больше радости, чем все другие.
Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени, и ёлка, залитая огнями и озарявшая всё вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева всё пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать! .. Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало её шёлковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон; она и любовалась им всласть, то и дело повторяя:
— Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице! И мне позволят, наверное позволят, в самом деле позволят его надеть!
Фриц тем временем уже три или четыре раза галопом и рысью проскакал вокруг стола на новом гнедом коне, который, как он и предполагал, стоял на привязи у стола с подарками. Слезая, он сказал, что конь — лютый зверь, но ничего: уж он его вышколит. Потом он произвёл смотр новому эскадрону гусар; они были одеты в великолепные красные мундиры, шитые золотом, размахивали серебряными саблями и сидели на таких белоснежных конях, что можно подумать, будто и кони тоже из чистого серебра.
Geissler P.C. Orig.Ill. zu Nussknacker und Mausekönig
«Щелкунчик и мышиный король»
1835 für Wiens Bürgerkinder zum Fixpunkt des Heiligen Abends
1835 Der Christtag. Ёлка могла быть наряжена и не одна, с подружками)
Ёли в Центральной Европе были достаточно редки, их покупку к празднику могли позволить себе только состоятельные слои населения, тем, кто победнее приходилось довольствоваться еловыми лапами. Против вырубки елей активно выступала церковь, являвшаяся в те времена собственником обширных лесных угодий. Только тогда, когда во второй половине 19-го века были созданы целые плантации еловых посадок, потребительский спрос на ёлки был удовлетворен.
В Лондоне ёлку ввела в моду королева Виктория (1819 — 1901), в 1840-ом году вышедшая замуж за принца Альберта. Als erster stellte Prinz Albert, der Ehemann von Königin Viktoria, im Jahr 1841 einen Baum mit Süßigkeiten, Nüssen und echten Kerzen im Königspalast auf.
Рождественская ёлка, начав своё путешествие в Германии, постепенно добралась до Голландии, Италии и России. Самые роскошные салоны Санкт-Петербурга и Москвы приняли её, как родную. В 1837 году жена наследника французского престола Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, лютеранка Елена Мекленбург-Шверинская (Herzogin Helene von Orleans), немка по происхождению, распорядилась установить рождественскую ёлку в саду Тюильри в Париже, но тогда традиция не прижилась. Позднее императрица Евгения(1826 — 1920) поддержала и распространила этот обычай.
Известно, что в 1832-ом году уроженец Германии профессор Гарвардского университета Karl Follen одним из первых нарядил ёлку в своём доме в Кембридже, штат Массачусетс.
MARTIN LUTHER Der Stahlstich von Carl August Schwerdgeburth, entstanden 1843, zeigt Martin Luther im Kreis seiner Familie am Christabend des Jahres 1536.
1536 год. Дом Лютера в Виттенберге. Семья собралась за праздничным столом, на котором стоит ярко освещенная Рождественская елка. В своё время из-за этой самой картинки, созданной в 1843 году, пошли слухи о том, что Мартин Лютер изобрел рождественскую ёлку. Но это неверно.
Мартин Лютер отвергал почитание святых Католической Церкви, почитание их мощей и поклонение иконам, и он также выступал против Святого Николая. Тем не менее, невозможно было так легко взять и отменить обычай дарить подарки в День Святого Николая. Обычное дело, хозяева дарили слугам одежду и другие полезные вещи. Даже семья Лютера следовала этой традиции.
Мартин Лютер пытался умалить роль Святого Николая, как дарителя подарков, в этой роли, по замыслу великого реформатора, предстаёт Christkind. Christkind — это младенец Иисус, но здесь речь не только о нём. По идее Мартина Лютера, Christkind — ребёнок-ангел, приносящий подарки на Рождество. Обычно его изображают со светлыми волосами и с ангельскими крыльями. И по сей день никто не может вразумительно разъяснить, сколько лет этому ребёнку и даже какого он пола:
Obwohl dieser Gedanke Luthers auch von der katholischen Kirche übernommen wurde, weiß bis heute niemand so recht zu sagen, wie alt dieses Christkind eigentlich ist und welches Geschlecht es denn hat.
Разносить подарки дело нелёгкое и ответственное, Christkind нуждается в помощи. И вот уже вновь Святой Николай одевает свою епископскую ризу и превращается в Вайнахтсмана (Weihnachtsmann).
Luther (1483-1546) mit seiner Familie am Christabend. Gemalt von B. B. Plockhorst. 1888.
Есть такая очень милая детская песенка о выпечке к Рождеству:
Musik und Text: Rolf Zuckowski
In der Weihnachtsbäckerei
gibt es manche Leckerei
Zwischen Mehl und Milch
macht so mancher Knilch
eine riesengroße Kleckerei.
In der Weihnachtsbäckerei
In der Weihnachtsbäckerei
Weihnachtsbäckerei nach Kögler, um 1880
На рождественской ёлке традиционно развешивали орехи, яблоки и рождественское печенье Zuckermännle в форме сердечек, звездочек и кренделей, а также символических животных: лошадей, кошек, собак, свиней, петухов и кроликов (например, свинья, как известно, символизирует счастье, заяц- плодородие, петух является предвестником света в начале нового года).
Вертеп. Weihnachtskrippe in Tirol Skizze von Franz Menter 1893
В стихотворении даётся описание зимы.
Дети побаиваются зимы и сурового Кнехта Рупрехта ( Knecht Ruprecht ), заметающего снегом все тропинки и дороги в лесу. Мороз демонстрирует чудеса мастерства, но от мороза делаются красными носы и замерзают ноги. Как же радостно видеть заснеженные поля и покрытый льдом пруд, какое удовольствие кататься на коньках, на санках и мастерить снеговиков. И наконец наступает Сочельник. Так хорош праздник, рождественский рынок, с киосками и фонариками, что хотелось бы, чтобы зима осталась навсегда.
Отец зовёт и дети, все, один за другим, бегут в гостиную, где стоит сияющее огнями дерево.
Это праздник! Ах, праздник наступил.
Забавно, эта же иллюстрация в изданиях 19 века преподносится по-разному:
– Der Striezelmarkt in Dresden (1851)
– Christkindlesmarkt in Nürnberg im 19 Jahrhundert.
Источник: n-dank.livejournal.com