Что используют для производства украшений

Содержание

Существуют отдельные технологии производства ювелирных украшений — для массового и ручного изготовления. Когда-то давно все ювелирные изделия производились только индивидуально, ручным способом. Результатами работы ювелиров прошлых веков можно насладиться в художественных музеях и личных коллекциях. Индивидуальные технологии, которыми пользовались ювелиры для изготовления украшений, требовали длительного времени и огромных вложений труда. Но зато все кольца, серьги и колье были непохожи друг на друга и совершенно особенны.

К сожалению, те времена далеко позади, и сейчас основная масса ювелирных изделий производится по массовым технологиям. Основные «массовые» способы изготовления ювелирных изделий следующие:

  • литьё,
  • штамповка,
  • прокатка,
  • волочение (получение нитей для цепей и подобного рода изделий).

Литьё ювелирных изделий — самая применяемая технология производства

Ювелирное литьё, как правило, проводят так: несколько десятков восковых моделей – как шашлык на шампур – собирают и припаивают на один толстый стержень. Получается ювелирная «ёлка», которую аккуратно формуют в специальную глину и запекают.

Для качественного литья ювелирных изделий необходимо, чтобы глина спеклась и высохла равномерно, без единой трещинки, а после вытопился и вытек весь воск. Цель – получение формы с пустотами. Далее тщательно перемешанный сплав выливают в форму. После всё остужают, размачивают и удаляют глину и достают уже готовую ёлку в металле. Изделия с неё «обкусываются».

Читайте также:
Что такое лимитированные украшения

Теперь на сцену приглашаются монтировщики (разумеется, ювелирные).

Отливаемые по данной технологии производства ювелирные изделия чаще всего состоят из нескольких деталей. Их скрепляют монтировщики. Части собираются вместе и спаиваются в одно целое, кольца подгоняются до нужного размера, зачищаются огрехи литья и в целом изделию придаётся товарный вид. Если монтировщик не подвёл, то и украшение в процессе носки не развалится.

Ювелирное литьё: шлифовка и полировка изделий

До того, как в изделие вмонтируют камень, украшение шлифуют и полируют. Шлифовка выравнивает профиль поверхности. Полировка (на мягком войлоке) придаёт поверхности зеркальный блеск.

Галтовка – совмещение полировки и шлифовки. Изделия полируют, перемешивая их в барабане с абразивом. Составы абразивов варьируются от скорлупы ореха до высокотехнологичных пластиков. Хотя качество изделия при галтовке получается ниже, чем при последовательном полировании и шлифовании, этот метод достаточно быстр и дёшев. Большинство украшений массовой технологии производства (серебряные изделия, штампованные золотые изделия и недорогие украшения фианитовой группы) обрабатывают только галтовкой.

Закрепка камней в украшениях после литья

Украшению с камнями необходима их закрепка. Закрепщик устанавливает камни в пазы и запаивает так, чтобы они не выпадали. Камни, в большинстве своём, весьма хрупки. Они могут в процессе закрепки не выдержать нагрузок и сколоться. Для дешёвых фианитов это не беда, но скол крупного бриллианта может сильно… огорчить.

Не удивительно, что предприятия, как правило, не работают с камнями заказчика, а закрепщик должен быть истинным асом.

Автоматизированные технологии изготовления ювелирных изделий

Чем тщательнее выполнены все этапы, тем лучше изделие на выходе. И тем оно дороже. Если цена работы превысила стоимость материалов, покупатель начинает «бастовать». Поэтому ювелиры прибегают к автоматизации производства.

Скажем, ручная вязка цепей – дело крайне рутинное. Ювелир тянет золотую проволоку необходимой толщины, нарезает звенья и приступает к плетению. Работа будет дороже золота. Но существуют (маэстро, — музыку!) цепевязальные станки. Они создаются под разные типы плетений и могут вязать цепочки сразу из нескольких видов проволоки.

Стоимость машинного часа намного ниже, чем человека, а скорость работы выше. Цепи вяжут десятками метров, нарезают на куски нужной длинны и отправляют в продажу.

Технология штамповки ювелирных изделий: еще быстрее и дешевле

Штамповка украшений – ещё один способ массового изготовления ювелирных изделий. Он применяется чаще всего для плоских форм. Лучший пример – крестики, ладанки и медальоны. Из пластины металла прессом по форме выдавливаются готовые изделия, которые после минимальной обработки уже готовы к продаже.

Лить можно и с камнями!

И немного про литьё с дешёвыми камнями. Не каждая модель ювелирного украшения годна для этого метода. Камни вставляются в сами восковки при формировании ювелирной ёлки. После обжига формы в глине – камни должны остаться внутри, и когда заливается металл – вставки оказываются закреплёнными сразу. Со стержня — в галтовочный барабан и всё, изделие готово.

Читайте также:
Безель в украшениях это

Процент брака не малый, но дешевизна производства позволяет не обращать на него внимания.

Проверка изделий перед покупкой

Держа в руках украшение, отметьте: чисто оно выполнено, или небрежно; крепки ли звенья и замочки; плотно ли закреплены вставки. Взгляните на пломбы и пробу. Имеющему глаза – почему бы не увидеть.

Источник: zegold.ru

Три источника и три составных части ювелирки

Сергей Галанин

Три источника и три составных части ювелирки

Доктор технических наук, профессор кафедры технологии художественной обработки материалов, художественного проектирования, искусств и технического сервиса Костромского государственного университета, профессор по специальности «техническая эстетика и дизайн», академик Российской Академии естественных наук (РАЕН), член-корреспондент Российской инженерной Академии (РИА), академик Академии технической эстетики и дизайна, член Союза дизайнеров Российской Федерации, заслуженный изобретатель Костромской области, кавалер орденов М. Перхина и Ф. Бирбаума мемориального фонда К. Фаберже, автор 22 патентов России и авторских свидетельств СССР, автор более 350 научных публикаций и книг, в том числе по ювелирным технологиям и дизайну.

Другие публикации эксперта:

Сакральный треугольник – дизайн, материалы, технология. Для многих связь между этими понятиями очевидна, ну а некоторые считают, что полет фантазии дизайнера нельзя ничем ограничивать. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Ювелирный дизайн бывает разным, и, соответственно, различны и его задачи.

Первый вид – прорывной. Он встречается весьма редко, так как талантливых, харизматичных и, если хотите, гениальных дизайнеров можно пересчитать по пальцам на одной руке. Они открывают новые горизонты, могут изменить взгляд на привычные вещи, в определенной степени диктуют моду на украшения, задают направления развития дизайна. Гениальному дизайнеру все равно, как будет воплощено в материале начертанное им украшение. Он выше этого.

Второй – эксклюзивный. Он достаточно распространен, так как ювелиры-индивидуалы и многие ювелирные фирмы работают над единичными украшениями и над их коллекциями. Такие изделия можно разбить на три основные группы. Первые – выставочные, основной задачей которых является поразить, эпатировать публику, показать полет фантазии.

Эргономика таких изделий часто не выдерживает критики, и они не предназначены для постоянной носки. Часто к этой группе относятся подиумные вещи, предназначенные для модных показов. Вторые – выставочно-имиджевые. Как правило, выполнены из самых дорогих материалов, с использованием эксклюзивных драгоценных камней индивидуальной огранки.

В них часто экспериментируют с новыми материалами, покрытиями, технологиями и конструкциями. Стоимость изделий второй группы сверху ничем не ограничена. При создании украшений первой и второй группы дизайнер правит бал – его задумки должны воплощаться в жизнь без особых изменений любой ценой. Третьи – выполненные по пожеланиям конкретного заказчика. В этом случае дизайн и стоимость определяет заказчик-покупатель, иногда и не сильно искушенный в веяниях моды и не обладающий изысканным вкусом.

Читайте также:
Как сделать голубей для украшения

Третий – дизайн серийных ювелирных изделий. Он самый распространенный, его разработкой заняты тысячи проектировщиков, работающих сейчас, как правило, с использованием компьютерных 3D-программ. В этом случае дизайн определяется маркетологами фирмы или коллективным разумом группы по приемке и утверждению эскизов.

Дизайн зажат в узкие рамки обеспечения невысокой себестоимости изделия, технологических возможностей конкретного производства, потребностей или диктата рынка. Современный грамотный проектировщик таких изделий обязательно должен представлять (а лучше знать) технологические приемы изготовления проектируемого им изделия. Иначе при воплощении в материале будут возникать определенные проблемы, которые могут привести к тому, что реальное украшение будет принципиально отличаться от задуманного, причем не в лучшую сторону. Здесь уже доминируют технологии и материалы, а не дизайн.

В настоящее время появляется много новых материалов, расширяющих возможности дизайнеров. Они требуют новационных технологий обработки. В то же время прогрессивные дизайн-идеи становятся локомотивом развития материалов и технологий.

Рассмотрим ряд примеров.

1. Разработка технологии нанесения цветных гальванических покрытий сплавами золота явилась серьезным шагом вперед. До недавнего времени для создания многоцветных изделий приходилось компоновать элементы из сплавов золота разных цветов (желтого, розового, белого, зеленого и т.д.). Или различными методами соединялись разнородные металлы различных оттенков (золото, серебро, платина и др.). Теперь, нанеся локальное гальваническое покрытие на необходимый участок поверхности, можно получать желаемое многоцветие гораздо проще. А использование стилогальваники позволило дополнительно упростить процесс локального нанесения гальванических покрытий.

2. Мода на особенные цвета золота потребовала, с одной стороны, разработки новых «цветных» сплавов на основе золота, а с другой стороны, создания сложных электролитов и технологий для осаждения сплавов золота различных диковинных оттенков – лимонного, персикового, голубого, а также черного родия и рутения.

3. Создание автоматизированного оборудования и специальных электролитов дало возможность гальванопластического формирования изделий из сплавов золота 16 и 18 карат. До недавнего времени гальванопластические изделия изготавливались из осадков чистого золота.

4. Использование электрохимического полирования и фактурирования с использованием импульсных токов позволяет декорировать и придавать блеск сложнопрофилированным труднодоступным для абразивного инструмента поверхностям. Это позволяет проектировать и создавать изделия с такими поверхностями.

5. Применение лазерного раскроя и сборки изделий значительно расширило горизонты ювелирного дизайна. Появилась возможность относительно дешевого формообразования объемных ажурных сложнопрофильных изделий. Образовался новый класс доступных по цене украшений, при изготовлении которых разрешилась проблема избыточного веса, невозможности прополировывания и фактурирования внутренних поверхностей. Изделия, как оригами, формообразуются из развертки, выкраиваемой из тонколистового полированного проката.

Читайте также:
Украшение для серебристой машины

6. Использование технологии 3D-прототипирования для «выращивания» полимерных моделей сложной формы для последующего «прямого» литья (литья без использования резиновых или силиконовых пресс-форм) дало возможность изготовления целого класса изделий литьем целиком, что ранее было недоступно. Такие изделия раньше либо создавались вручную, либо собирались из мелких деталей.

7. Технология формирования полимерных эмалей холодного или ультрафиолетового отверждения составила серьезную конкуренцию горячим ювелирным стеклоэмалям за счет простоты нанесения и сравнительной дешевизны.

8. Так называемые «нанокерамические» покрытия. При всей агрессивной, не всегда обоснованной рекламной кампании по их продвижению в ювелирную отрасль, а также ряда ограничений по внешнему виду и технологии нанесения они также смогли завоевать своего потребителя.

Рассмотрим кратко, как дизайн, материалы и серийность изготовления изделий определяют технологию их изготовления.

Основные технологии при производстве ювелирных изделий делятся на формообразующие и декорирующие. Наиболее распространенных формообразующих технологий не так уж и много: ручное изготовление, литье, литье по выплавляемым моделям (в том числе и так сейчас называемое «прямое»), штамповка, фрезерование, лазерный раскрой, электроэрозионный раскрой, гальванопластика, 3D-выращивание из металлических порошков (SLM-технология). Декорирующих намного больше, к ним относятся не только полирование, фактурирование поверхности и формирование на ней рельефа, надписей и рисунков различными способами, но и нанесение всевозможных металлических и неметаллических покрытий, формирование конверсионных декоративных пленок.

Есть золотое правило технолога: у каждой технологии есть своя оптимальная область применения. Нет и не может быть технологических приемов, позволяющих изготовить одинаково производительно с низкой себестоимостью любые ювелирные изделия.

Для каждого украшения необходимо подбирать свою уникальную технологическую цепочку формообразующих и декорирующих операций в соответствии с дизайном, конструкцией, используемыми материалами и серийностью изготовления. Штамповка выгоднее всего для крупносерийного и массового производства, так как в этом случае окупаются затраты на изготовление дорогостоящей технологической оснастки.

Ручное изготовление нерентабельно при любом тиражировании изделий. Любые 3D-технологии возможны от единичного до любого серийного производства. Штамповать лучше плоские изделия, гальванопластика диктует определенный дизайн изделиям, они должны обладать сглаженной поверхностью без острых углов и поднутрений. Фактурировать сложнопрофильные ажурные поверхности лучше бесконтактными способами – химическим, электрохимическим, лазерным.

Необходимо также упомянуть и возможность проектирования украшений определенного дизайна под конкретные технологии их изготовления. Пример – использование высокопроизводительных турбогалтовочных машин для полирования поверхности ювелирных изделий.

Читайте также:
Чем почистить украшения из кости

Ни для кого не секрет, что в таких машинах эффективнее всего обрабатываются изделия относительно простой формы, без выступающих деталей, поднутрений, сеток, острых и прямых углов. Причем изделия должны быть относительно больших партий, примерно одинакового веса и формы, выполненные из одного материала.

Первыми такие машины в ювелирной промышленности стали использовать итальянские фирмы. И изделия итальянцы стали проектировать авангардного дизайна, позволяющего использовать указанные выше формы при крупносерийном производстве. Дешево и выгодно. А когда российские производители стали массово закупать турбогалтовочное оборудование для встраивания в технологическую цепочку изготовления изделий «российского» дизайна (большое количество камней и кастов, сложные формы, поднутрения, выступающие элементы, мелкоячеистые сканные сетки и др.), возникало множество проблем, которые пришлось решать конкретным российским технологам.

Так прослеживается неразрывная связь ювелирного дизайна, материалов и технологии изготовления. Некоторые моменты могут показаться спорными, но моей задачей было подтверждение постулата: проектировщик ювелирных украшений, не знающий, как и из чего будет изготавливаться задуманное им изделие, в современном производстве профнепригоден.

Источник: expojeweller.ru

Какие существуют способы изготовления

Какие существуют способы изготовления ювелирных изделий в нынешнее время ?

Способы изготовления ювелирных изделий

Способов изготовления ювелирных изделий много. По технологическому признаку ювелирные изделия можно разделить на монтированные, филигранные, литые.

К монтированным относят изделия, изготовленные вручную, а также с использованием штампованных или литых деталей, чеканных или сканных элементов.

Филигранные (сканные) — изделия, изготовленные вручную из гладкой или крученой проволочной заготовки.

Литые — изделия, полученные отливкой в форму с незначительной ручной доработкой. Литые изделия могут имитировать любую технику исполнения (ажур, филигрань и т. п.).

Прессованные и станочно-сборные — изделия, полученные при помощи различных станков с незначительной ручной доработкой, например, обручальные кольца, цепи, кресты.

О способах изговления ювелирных изделий предлагаемых нашими мастерами Вы сможете прочитать в разделе «Изготовление изделий»

Читайте так же.

Цвет золота в ювелирных изделиях

Цвет золота в ювелирных издели. Jul 23, 2015 !—>

Цвет золота в ювелирных изделиях — Ювелирное золото представлено в виде различных сплавов следующих цветов:…

Что значит брак у бриллианта

Что значит брак у бриллианта. Jul 23, 2015 !—>

Что значит брак у бриллианта. Согласно техническому условию огранки бриллианта, качественный камень не…

Для чего гранят природные камн. Jul 23, 2015 !—>

Для чего гранят природные камни? Огранкой камням придают искусственную форму, которая выявляет их достоинства,…

Обращаем Ваше внимание на то, что информация на сайте несет исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации

Котировки драгоценных металлов по ставкам Центрального банка Российской Федерации на
01.06.2022

Источник: uveliroff.net

Рейтинг
Загрузка ...