Что могут символизировать украшения

Для многих народов мира символика имеет большое значение. И у всех она толкуется по-разному. Но есть символы, которые одинаково истолковываются независимо от места расположения.

Рассмотрим несколько примеров по символике бусин.

Украшения из бусин в виде насекомых:

  • Если украшение из бусин создано в виде бабочки, то оно символизирует чистоту души, бессмертие, возрождение и воскрешение. Умение к перевоплощению и перерождению этого четырехкрылого насекомого, появляющегося в земном мире из обычной гусеницы. Стоит отметить, что символика бусин относится и к изделиям, созданным из бусинок, и отдельно к бусинам, как к фурнитуре. То есть, чистоту души и возрождение символизируют бусины в виде насекомых. Это могут быть подвески и даже шармы.

ЧТО ЛЮБИМЫЕ УКРАШЕНИЯ МОГУТ О ВАС РАССКАЗАТЬ? СИМВОЛИКА УКРАШЕНИЙ!

  • Другое насекомое, как пчела является многосторонним символом. Это воплощение мудрости, изобилия, старательности и прилежания. Увидев один раз, какой в пчелиной семье порядок, экономность и благоразумие, в голову приходят чистые мысли о человечестве.
  • Божья коровка из бусин принесет в душу спокойствие, защищенность и сытость. Недаром дети, играясь с насекомым, просят ее полететь на небо и принести хлеба.

Бижутерия из бусин в форме птиц:

  • Сова-птица премудрости и смерти. Народы Греции считали, что в дневное время суток она призывает к мудрости и познанию. А ночью сова символизирует грусть, одиночество, несчастье, беду, тьму. Раздвоенность образа этой птицы у каждого человека истолковывается по-своему.
  • Облик орла в мифологии ассоциируется с солнцем. В связи с чем, эту птицу наделили отвагой, властью, горделивой осанкой, царским величием.

Бусины в образе животных:

  • Лик собаки, являющийся другом человека, воплощает в себе доброту и верность, чуткость и зоркость, искреннюю преданность и повиновение.
  • Слон является олицетворением мудрости, силы и благоразумия. На индийском и африканском континентах он является знаком власти царя зверей. Он символизирует благородство, прозорливость, интеллектуальные способности, толерантность. Кроме этого, это священное животное наделено символами верности, миролюбия, долголетия, процветания и счастья.

Что означают символы в ваших украшениях?

  • Фигурка дельфина-это символ моря, его могущества, раздолья, защищенности и скорости, благородства и любви. Образ 2-х дельфинов, глядящих в противоположные стороны света, показывают противоречивость мироздания. А вид двух дельфинов вместе означает, что существует золотая середина между противоположностями и символизирует равновесие. Дельфин, держащий якорь — знак здравомыслия.
  • Образ волка имеет двоякую символику. С одной стороны — это доблесть и предзнаменование победы. С другой стороны, по русским преданиям считалось, что в волчьем обличье приходят покойники. В средневековье облик волка имел значение проницательности и недоверчивости. В народных сказаниях есть рассказы о людях, которые превращаются в волков или похожих существ. Их называют вервольфами. Если они укусят или поцарапают какого-то человека, то он превратится в оборотня.

  • В эпоху феодализма образу кошки приписывались силы зла и тьмы. Хотя, по легендам Египта, богиня египетской религии Бастет была блюстительницей дома и семейного очага. Кошка в Египте считалась священным животным. В мифологии стран Скандинавского полуострова кошка следовала за богиней Фреьей. Она также являлась покровительницей любви, плодородия и домашнего очага. Символ кошки придаст семье крепости и любви. Образ кошки в украшениях из бусин будет служить талисманом, оберегом и источником целительной энергии. Ведь кошка — животное, сохраняющая баланс.
Читайте также:
Украшения из бумаги сделать бабочки

Мифические создания в бусах:

  • Существо единорог-загадочное животное. С древних времен его описывали жители Индии и Китая. Рассказывали о сходстве с телом и головой коня, покрытым белой шерстью, и имеющим один спиралевидный рог во лбу. Единорог вызывает чистоту чувств и олицетворяет целомудрие, изящество и доброту. Ассоциируется с невинностью. Многие жители Индостана верят, то единорог был на самом деле, только его истребили из-за рога с целебными свойствами.

  • Украшение из бусин в виде дракона описывается во многих религиозных преданиях разных народов мира, начиная от Европы до Азии. Символика с изображением дракона объединяет в себе дух и материю. В культуре Китая дракон-это скрытые знания, мудрость, сверхъестественная сила, божественная сила перемен и перевоплощений, бесконечность. Дракон в Китае считался символом императорской власти с одной головой, извергающей из пасти пламя. А в европейских притчах дракон имел много голов и крылья, считаясь кровожадным существом.
  • Мифическая птица феникс из греческой мифологии очень любима рукодельницами, и превосходно смотрится в украшении из бусин. Считается символом раннего христианства. Феникс проживал долгую жизнь и, умирая, испепелял себя и воскресал из пепла, начиная новую вечную жизнь.

При изготовлении украшений из бусин можно применить не только вышеописанные символики. Можно придумать личные символы и вложить в них потаенный смысл.

Источник: www.luciastonesspb.ru

Драгоценные украшения, которые передавались из поколения в поколение

Диадема_кокошник.jpg

Диадему «Кокошник» сегодня можно увидеть в первозданном виде в Алмазном фонде Кремля (о Сокровищах Алмазного фонда читайте здесь). Любопытно, но прообразом диадемы был лавровый венок – символ славы и триумфа. В 18-19 вв . мода на этот аксессуар повсеместно вошла среди знатных модниц Европы.

Диадема принадлежала Марие Федоровне , супруге императора Павла I . Впоследствии именно в ней шли под венец императорские жены рода Романовых , так украшение передавалось по наследству. Общий вес бриллиантов составляет 1000 карат. В центре — редкий бриллиант нежно-розового цвета.

Венчание_Николая_и_Александры_Репин.jpg

И.Е. Репин «Венчание Николая II и Александры Федоровны» (фрагмент)

«Владимирская» тиара

«Владимирская» тиара состоит из 15 колец с бриллиантами, пересеченных между собой, в каждом из которых жемчужная подвеска. Это еще одно украшение, которое принадлежало представителям династии Романовых, а точнее супруге великого князя Владимира Александровича, брата Александра III, Марие Павловне.

Мария_Федоровна.jpg

Мария Павловна, супруга великого князя Владимира Александровича, во Владимирской тиаре

Волею судьбы, многие фамильные драгоценности рода Романовых сегодня находятся в королевских сокровищницах по всей Европе, а также в частных коллекциях. Причиной тому стала революция, после которой украшения «разошлись» по всему миру. Вот и это прекрасное украшение – «Владимирскую тиару» – можно увидеть теперь на королеве Англии Елизавете II .

Необычной и непростой была судьба Владимирской тиары. Так она названа в честь князя Владимира Александровича, который заказал в 1890 году это украшение на свадьбу для своей невесты, будущей княжны Марии Федоровны. После революции вдова князя Владимира Александровича была выслана в Кисловодск, а позже и вовсе вынуждена была эмигрировать в Европу. Все драгоценности и деньги она надежно спрятала в своем фамильном особняке на Дворцовой набережной (Владимирском дворце) еще до революции.

Уже находясь в Европе, Марие Федоровне очень хотелось вернуть свои сокровища. Но как это сделать? На помощь пришел ее друг, британский экономический курьер, разведчик Альберт Стопфорд , которому она подробно объяснила, где именно спрятаны драгоценности.

Тайно, под видом женщины, Стопфорд проник во дворец и выкрал все сокровища. А дальше беспрепятственно, пользуясь своим дипломатическим положением, вывез бриллианты и передал их Марие Федоровне. Драгоценности были завещаны княгиней своим детям. Владимирская тиара досталась дочери Елене , которая была супругой греческого принца Николая . Через некоторое время Елена продала (а по некоторым источникам подарила) тиару своей доброй знакомой королеве Англии Марии Текской (бабушке королевы Елизаветы II). Таким образом, в 1953 году , эта тиара досталась нынешней королеве Англии по наследству от бабушки.

Читайте также:
Мужчина должен дарить украшения

Мария_королева.jpg

Виктория Мария Августа Луиза Ольга Паулина Клаудина Агнесса Текская во Владимирской тиаре

На разных фотографиях тиара выглядит по-разному: то на ней жемчужные подвески, то изумрудные, а то и вовсе без подвесок. Не удивляйтесь! Подвески съемные. В первоначальном варианте был жемчуг, но новая хозяйка Мария Текская приказала сделать еще и изумрудные подвески, которые, как ей казалось, больше подходили к ее гардеробу.

Елизавета.jpg
Елизавета_без_подвесок.jpg

Сегодня на Елизавете II мы можем видеть оба варианта, а также она носит тиару без подвесок. Очевидно, что это украшение — одно из самых любимых у английской королевы.

Изумрудная тиара Жозефины

Изумрудная_тиара_Жозефины.jpg

Как же любили монархи баловать своих возлюбленных! Еще одно потрясающее украшение – тиара с изумрудами, принадлежащая первой супруге Наполеона Бонапарта Жозефине Богарне . В тиару, выполненную из серебра и золота, вставлены крупные изумруды разных геометрических форм. Эта тиара также, как и другие украшения, осталась у Жозефины, несмотря на её развод с императором.

В парюру (комплект), кроме тиары, также входили колье, серьги и брошь. Сын от первого брака Эжен де Богарне , которому досталась тиара по наследству, подарил ее своей дочери Евгении , а та, в свою очередь, завещала драгоценность сестре, супруге короля Швеции Оскара I Жозефине . Так сегодня изумрудную тиару и другие украшения набора можно увидеть у королевы Норвегии Сони.

Соня_королева_Норвегии.jpg

Королева Норвегии Соня в тиаре и остальных украшениях из парюры Жозефины

Брошь «Ягодки» Жаклин Кеннеди

Ягодки_брошь.jpg

Зрительные образы Жаклин Ли Бувье , супруги 35-го президента Соединенных Штатов Джона Кеннеди , до сих пор считаются стильными и женственными. Её наряды имели успех во всем мире, ей подражали многие модницы. Стиль первой леди, прозванный в народе «стиль Джеки» , был сдержанным и элегантным, и она умела мастерски подчеркнуть свой наряд неброскими деталями. Несмотря на то, что женщина могла себе позволить всевозможные дорогие украшения (а их у нее было достаточно), часто она дополняла наряд простыми аксессуарами, которые смотрелись сдержанно и стильно. Например, Жаклин часто дополняла свой образ солнцезащитными очками или нитками жемчуга (даже искусственного!).

А драгоценности леди выбирала, не по количеству карат в камнях, – в первую очередь, она ценила универсальность и оригинальность.

Ягодки_на_Жаклин.jpg

Жаклин Кеннеди с брошью «Ягодки» на пальто

Многие украшения в коллекции Кеннеди были подарены супругом. Посмотрите на брошь «Ягодки» («Berry Pin»). Это украшение было подарено Жаклин супругом на рождение их сына Джона в 1960 году. Две клубнички, украшенные рубинами и бриллиантами, – это два ребенка семейной четы: ягодка побольше символизировала трехлетнюю дочь Кэролайн , а поменьше – новорожденного Джона-младшего . Создавала украшение известная компания Tiffani .

Жаклин Кеннеди очень любила эту брошь. Сейчас драгоценность принадлежит ее дочери Кэролайн. А увидеть «вживую» брошь «Ягодки» можно на выставке в президентской библиотеке им. Джона Ф. Кеннеди в Бостоне.

Кольцо с сапфиром принцессы Дианы

Кольцо_Дианы.jpg

Диана_после_помолвки.jpg

Скромную леди Спенсер выбрали в качестве кандидатуры на роль супруги принца Чарльза еще в 16 лет. В 19 девушку ждал сюрприз: жених предложил выбрать из нескольких десятков колец то, которое бы она хотела получить в качестве помолвочного. Диана выбрала не самое дорогое: кольцо из белого золота с сапфиром в 12 карат и 14 бриллиантами.

Читайте также:
Стоит ли покупать украшения с муассанитом

Диана Фрэнсис Спенсер незадолго до свадьбы

После гибели «Леди Ди», так называли принцессу Уэльскую в народе, сыновьям Уильяму и Гарри позволили взять что-то в память о матери. Уильям взял золотые часы, которые подарил принц Чарльз на 20-летие Дианы, а Гарри то самое кольцо с сапфиром.

Кольцо_на_Кейт.jpg

Когда после 9 лет отношений принц Уильям решил сделать предложение Кейт Миддлтон , брат отдал кольцо Уильяму, чтобы он преподнес фамильное украшение невесте в качестве помолвочного.

Кэтрин в кольце принцессы Дианы

В 2011 году все внимание СМИ было приковано к свадьбе принца Уильяма и Кейт. Но еще за год до этого события на руке у Кэтрин заметили помолвочное кольцо Дианы. Теперь герцогиня Кембриджская носит это кольцо, не снимая. Возможно, когда-нибудь легендарное кольцо перейдет ее дочери, принцессе Шарлотте или будущей невестке?

Традиция передавать ювелирные изделия по наследству существует и не у столь знатных и обеспеченных особ. Среди изделий Софийской мастерской есть такие, которые можно будет также оставить своим потомкам. Например, крест «Царский».

Крест_царский.jpg

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что носить чужой крест нельзя. Но это не так. Кресты издревле передавались по наследству.

Также в наших магазинах есть изделия, которые существуют как бы вне времени, — по внешнему виду они напоминают старинные изделия. Такие символы тоже могут стать семейной реликвией, которую будут носить многие поколения.

Источник: www.sofija.ru

Символика материалов в церковном искусстве

Православный храм

Символический смысл в церковном искусстве имеют не только изображения, но и цвета, и материалы. Разные виды драгоценных и поделочных камней, металлы, различные породы дерева, цвета и оттенки — все это составляет своеобразную азбуку, пользуясь которой, мудрый художник может придать своему произведению глубокий смысл.

Металлы

Золото – «царь» драгоценных металлов и, соответственно, указывает на Царя Неба и земли — Бога, на Его Благодать — Божественную энергию, действующую в мире. Золото не подвержено коррозии, оно практически не меняет цвета со временем — и этим своим свойством говорит о неизменности Божества, Его бессмертии, неподвластности времени, а также о неизменности истины Православной веры. Красота золота, его блеск становятся образом Славы Создателя. Они указывают и на сияние Небесного Царствия, к которому призваны люди. Поэтому из золота или позолоченного металла нередко изготавливают богослужебную утварь, архиерейские панагии, наперсные и нательные кресты, образки и т.п.

Архиерейская панагия с позолотой

Евхаристический набор из серебра

Серебро — металл благородный, но уступающий золоту по своей ценности и качествам. Так и человек является величайшей драгоценностью мироздания, но не может сравниться со своим Создателем. Серебро не ржавеет, но темнеет со временем, особенно, если его не чистить. Так и душа человека: она всегда останется образом Божиим, однако, не заботясь о своем очищении, покрывается «окалиной» греха. Впрочем, как серебро можно почистить, так и человек, пока душа его находится в теле, способен покаяться и силой Божией возвратить себе чистоту и свободу от страстей.

Позолоченное серебро символизирует чистую человеческую душу, осененную Божественной благодатью – именно поэтому из серебра с позолотой так часто делают нательные и наперсные кресты и образки.

Медный змий Моисея

Медь — из этого металла на Руси часто изготавливали нательные кресты и иконки, причем вовсе не всегда из-за отсутствия возможности выполнить их из более дорогих материалов. Издревле считалось, что медь — особый металл: целебный, которого боится нечистая сила. Причиной такого поверья могло стать повествование Ветхого завета о медном змее: когда евреи во время странствия по пустыне согрешили, Бог попустил напасть на них ядовитым змеям, а Моисею повелел изготовить из меди большого змея и повесить его на столбе. Те из ужаленных, кто с верой в Бога и молитвой смотрел на медного змея, исцелялись. Медный змей был одним из прообразований Христа, повешенного (распятого) на Крестном древе ради исцеления человечества, которому принес смерть древний змий — соблазнитель-диавол.

Читайте также:
Украшения модного дома это

Драгоценные камни в церковном ювелирном искусстве имеют символическое значение, восходящее к Священному Писанию Ветхого и Нового Завета.

Христос именует Себя краеугольным камнем (Мф. 21, 42, Мк. 12, 10, Лк. 20, 17), напоминая слушателям о словах из Псалтири: «Камень, который отвергли строители, сделался главой угла» (Пс. 117, 22).

Краеугольный камень – тот, который скрепляет собой все здание: убери его – и все рухнет. Напоминанием об этом символе является драгоценный камень, который иногда помещают в средокрестии крестов – как наперсных, так и нательных, а также используемых в убранстве храма. Камни, которые располагаются на четырех концах креста, указывают на четырех евангелистов: Матфея, Марка, Иоанна и Луку.

Облачение ветхозаветного первосвященника

В Ветхом Завете, в книге Исход, приводится указание Бога украсить облачение первосвященника двенадцатью драгоценными камнями, которые означали двенадцать колен (родов) Израиля.

В Апокалипсисе приводится символическое описание Небесного Иерусалима, основания стен которого «украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист» (Откр. 21:19–20). Некоторые толкователи, например, святитель Андрей Кесарийский, сопоставляют эти камни с христианскими добродетелями, присущими двенадцати апостолам, другие – определяют значение камней как указание на свойства самого Христа, приобрести которые призван каждый верующий. Древние названия упомянутых в Апокалипсисе драгоценных камней переводятся на современный русский язык следующим образом: яспис – яшма или нефрит, сапфир – лазурит, халкидон – гранат, смарагд – изумруд, сардоникс – разновидность оникса, сардолик – сердолик, вирилл – берилл, иакинф – гиацинт; названия таких камней как аметист, хризолит, топаз, хризопраз в переводе не нуждаются.

В применении к свойствам Спасителя значение драгоценных камней может быть таково:

Наперсный крест серебряный с украшениями

яшма – искупление грехов,

сапфир – чистота души,

гранат – стремление к истине,

изумруд – доброта,

оникс – устремленность к Богу,

сердолик – готовность отдать Свою кровь за Церковь,

хризолит – Божественная красота,

берилл – смирение,

топаз – честность,

хризопраз – непримиримость ко греху,

гиацинт – царское достоинство,

аметист – совершенство.

Золото, жемчуг, драгоценные камни в Апокалипсисе становятся символом Божия величия и духовных добродетелей — и это придает глубокий смысл их применению в церковном искусстве и благоукрашении. Но в этой священной книге есть и противопоставление духовного богатства греховной мирской роскоши.

С описанием Небесного Иерусалима соседствует повествование о “великой блуднице”, под которой толкователи понимают образ некоего города, государства — какой-то человеческой цивилизации, насквозь пропитанной пороком и противопоставляющей себя Творцу. «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых». (Откр. 17, 4-6). Таким образом, драгоценные камни и металлы — как и все, сотворенное Богом, — могут послужить прославлению Творца, а могут — сделаться орудием удовлетворения страстей и пороков.

Читайте также:
Как сделать украшение для торта в силиконовой форме

Панагия с иконой Богородицы, украшена белыми и голубыми камнями

Интересно, что в древнем ювелирном искусстве камни не гранили – для каждого из них создавали каст особой формы, подходящий именно для него. Исследователи видят в этом особый символический смысл: указание на неповторимость и безусловную ценность каждой человеческой личности.

Символическое значение, присваиваемое драгоценным камням, как правило, зависит от их свойств: так, алмаз (бриллиант) рассматривается как символ духовной твердости, стойкости и чистоты, любой красный камень (рубин, гранат, шпинель и т.п.) может служить указанием на Кровь Христову, голубой или синий (сапфир), а также идеально прозрачный (бриллиант, горный хрусталь, кварц) – напоминать о чистоте Приснодевы Марии и вообще о добродетели целомудрия, а также о чистоте как свободе души от какого бы то ни было греха.

Камень вообще (в том числе обычный, строительный) может символизировать твердую веру, а также верующих людей. Христос сравнивает человека, строящего свою жизнь на вере и добродетели, с тем, кто возводит дом на прочном каменном основании. А в книге Ерма «Пастырь» приводится образ строительства здания Церкви из камней, каковые есть души христиан.

Жемчуг есть знак чистоты, целомудрия, святости. Недаром именно белоснежным жемчугом расшивали мастерицы ризы для икон Божией Матери, плащаницы Спасителя и Пречистой… В то же время, драгоценная жемчужина является напоминанием о Царствии Небесном — в соответствии с притчей Спасителя о человеке, который нашел на поле жемчужину и, чтобы приобрести ее, продал все, что имел, дабы приобрести это поле и сделаться ее владельцем. «Бисер» (жемчуг) веры — сокровище души христианина.

Перламутр — близок по символическому значению к жемчугу. Из этого материала нередко вырезали кресты и образки.

Элемент резного иконостаса

Дерево в церковном искусстве всегда напоминает о Древе Креста Господня. Поэтому из него нередко изготавливают и священнические наперсные кресты, и нательные крестики. Также из дерева вырезают параманные кресты, носимые под одеждой монашествующими.

Особое значение в православной символике имеют такие породы дерева, как кедр и кипарис, из которых, по Преданию, и был сделан Крест, на котором распяли Спасителя. Эти породы дерева не гниют, что приближает их по символическому значению к золоту. На Руси священной считалась и древесина можжевельника — благодаря своему терпкому аромату и бактерицидным свойствам.

Мастера, создававшие из дерева кресты и миниатюрные образки, часто стремились передать в своих работах ту же символику и эстетику, что и ювелиры их времени, работавшие с металлом. Так, сделанные из березы тельники полировали до серебристого блеска, благодаря чему они начинали напоминать по виду металл; на резных крестах делали резные изображения, зачастую не уступающие по детальности проработки и сложности сюжетов литью. Деревянные нательные крестики часто носили те, кто не мог приобрести металлический — но этим применение древесины в создании личных святынь отнюдь не ограничивается. Иначе не создавались бы кресты, где дерево комбинируется с металлом, обрамляется серебряным окладом, либо покрывает фон на меднолитом кресте. Из этих примеров видно, что дерево ценилось само по себе — как напоминание о Кресте Христовом и, вероятно, за свои эстетические качества.

Источник: ortox.ru

Рейтинг
Загрузка ...