Старославянские обереги имели разные виды и формы, а делали их в основном женщины или волхвы. При создании в них закладывалась сила, способная уберечь от колдовства и нечистой силы.
С приходом христианства на Русь славяне не утратили веру в защитные обереги. Они продолжали наносить сакральные символы на одежду, украшения и даже на своё тело.
Фактрум знакомит с самыми действенными амулетами, при помощи которых наши предки отпугивали злых духов и чертей.
Вышивка как оберег от колдовства
Наряду с защитой от нечистой силы славянские обереги были направлены и на защиту от порчи и сглаза. Чтобы уберечь своих родных от этого, девушки вышивали на одежде обережные знаки. Их значение менялось в зависимости от формы. Так, вышитая на белой рубахе спираль могла защитить от любых потусторонних сил, так же как и крест внутри круга.
Вышитый красной нитью полумесяц охранял от направленной на человека тёмной ворожбы, несущей болезни и несчастья. Этим же свойством обладал и символ колоса, и древа жизни.
Славянские обереги и их значение | SUNLIGHT
Вышивку обычно делали на вороте рубахе, так она была ближе к сердцу. Украшали вышивкой и очелья, и пояса, а также рушники и постельное бельё. Считалось, что вышитые обережные знаки на подушке защитят спящего на ней от кошмаров и визитов нечистой силы, их насылающей.
Древнерусские обереги для дома
Родной дом для славян был всем. Ещё во время начала его строительства под будущий порог закладывали ладан или мелкие камушки с нанесёнными на них символами-защитниками. Охране дома от злых сил посвящали много времени, уделяя особое внимание окнам. Древние славяне считали, что именно через окно, каким бы маленьким оно ни было, в дом может проникнуть «нечистик» и набедокурить.
Именно поэтому на Руси украшали окна резными наличниками. Во время работы над деревянным кружевом обычно читали заговоры на хорошую жизнь в новом доме. И для защиты от бесов, мешающих жизни, обычно в центре навершия окна изображали полудиск с несколькими лучами, расходящимися в стороны. Флюгеры на венце избушек в виде петуха или коня также являлись оберегами древних славян от злых сил.
А одним из главных оберегов для защиты от нечистого считался веник, изготовленный из крапивы. Его размещали на крыльце дома, повесив ручкой вниз. Согласно поверьям, таким образом веник отгонял злых мавок и кикимор от дома. Нередко веник-оберег бросали вслед человеку, пришедшему в дом с дурными намерениями.
Для того, чтобы в дом не могли проникнуть злые духи и не могли зайти ведьмы, вокруг него высаживали красные маки. А чтобы защитить всё село от злых духов, на въезде в него устанавливали фигурку из тиса.
Славянские куклы-обереги
Испокон веков славяне верили, что сразу после рождения человек не имеет защиты от злых духов. Незащищённого ребёнка «нечистики» могли выкрасть и подменить на полено. Поэтому ещё до рождения ребёнка его мать и её родственницы занимались изготовлением оберегов.
Чаще всего главной защитницей младенца от сглаза становилась маленькая куколка. Этот славянский оберег уберегал не только от порчи, но и отгонял возможные болезни. Обычно у такой куклы не было лица, вместо него был вышит символ коловрата. Над колыбелью ребёнка также вешали куклу «Божье око» , оно притягивало к себе внимание входящего, и тот забывал о своих злых намерениях, если он пришёл с ними. А сшитые куклы-лихоманки прогоняли из избы все болезни и беды.
Височные подвески снова в тренде. Женские славянские украшения.
Славянские украшения-обереги
Нашим предкам было известно, что громкий звон отгоняет нечистую силу. Поэтому на девочек надевали маленькие колокольчики, а девушки и женщины носили височные кольца с несколькими подвесками. Но чаще всего славянки носили лунницы — полумесяцы, изготовленные из костей животных, железа или дерева.
Лунницы украшались символами, отгоняющими от продолжательницы рода могущую навредить нечистую силу. Также лунница скрывала носящую её женщину из поля зрения ночных духов. А браслетами из кости или металла девушки скрепляли широкие рукава своей одежды, чтобы через них не проникла навья сила.
Мужчины чаще всего носили в качестве оберега иглу, браслеты или подвески. Иглы, спрятанные на изнанке одежды, помогали защититься от проклятий и злых духов. А подвеской, сделанной из клыка медведя или волка, воин мог отпугнуть как видимых, так и невидимых врагов. Мужские браслеты были широкими, надевая их, мужчина говорил сакральные слова: «Не дай мне стать жертвой нечистого, не дай пасть от слова дурного…»
Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал ! Спасибо 🙂
Источник: dzen.ru
Орнамент, серьги и меха: какие обереги использовали славяне в традиционном костюме
Большинство людей при виде традиционных русских нарядов удивятся их ярким краскам. Также их удивит непохожесть этой одежды и украшений на то, что мы носим сейчас. Но самое главное отличие этих нарядов от современных состоит в том, что они являлись настоящими оберегами и защищали тех, кто их носил.
Материал для одежды
Не любая одежда способна защищать и оберегать. Чтобы она была именно такой, она должна быть сделана только из натуральных тканей. Наши предки считали, что особыми сберегающими свойствами обладают те наряды, которые сделаны своими руками или сшиты родными и близкими. Особенно сильными в смысле оберегов нарядами считались те, которые сделаны из крапивы.
Ведь ее нужно было сначала сорвать своими руками, затем просушить, помять, вычесать, сделать из крапивы пряжу. Из нее нужно было сделать ткань, из которой и шили одежду. Все это нужно было делать, не боясь ожогов. Только тогда одеяние становилось поистине волшебным. Так как сделать из крапивы весь наряд было проблематично, то чаще всего из нее изготавливали лишь браслеты, пояса да очелья, надеваемые на голову.
Также считалось, что магическими свойствами обладает и одежда, сделанная из шерсти и льна. Наши предки верили, что она защищает от нечисти и злых духов.
Расположение оберегов
Большой силой обладала не сама одежда, а специальные узоры на ней. Размещались они всегда в определенных местах:
- На головном уборе узоры вышивали на висках или лбу, чтобы человек чувствовал связь с Богом.
- На горловине носили обереги, чтобы закрыть горло, дабы через него в человека не проникли злые духи, а его душа не смогла покинуть тело.
- Обереги на груди и спине нужны были для того, чтобы закрыть от всякого зла сердце, являющееся источником жизни и любви.
- Обязательно вышивали узоры на поясах. Их носили сразу несколько (на каждом слое одежды). Самым красивым был верхний из них, который будто выставлялся напоказ, приманивая хороших людей и отгоняя злых.
- На рукавах и подоле узоры вышивались в точках соприкосновения человека с окружающим миром, защищая его от злых мыслей и наветов.
Каждому свой оберег
Как сейчас есть отдельно одежда мужская, женская и детская, так и в старое время, обереги тоже были разные:
- Дети носили в качестве оберега лишь одежду, сшитую из нарядов отца и матери. На одежде вышивали специальный знак «Русский крест», объединяющий силы обоих родителей.
- Юноши до определенного возраста не носили особые обереги. Они надевали лишь вышитую рубаху, а из украшений носили браслет, перстень либо подвеску.
- Девушки, которым нужно было выйти замуж, носили расшитые яркие наряды и серьги, венец, очелье или височные кольца, которые открывали Родник, отвечающий за их связь с Богом.
- Женщины, которые вышли замуж и собирались рожать или недавно родили дитя, носили самый яркий наряд с несколькими поясами, вышитыми узорами матушки-земли, а также головной убор, который скрывал их волосы.
- Мужчины-воители обязательно носили оберег в виде подвески, форма которой напоминает оружие. Также украшали такой подвеской своего коня, чтобы защититься в бою.
- Больше всего оберегов носили жрецы, которые надевали длинные рубахи до самого пола и подпоясывались яркими поясами.
Защитная одежда
Отдельно стоит упомянуть, что обереги носили в основном крестьяне, а купцы, бояре и члены царской семьи просто старались одеваться с особым шиком. Зато крестьяне и жители деревень надевали русские костюмы, которые укрывали их от нечисти да дурного глаза. Основой защитного наряда как у мужчин, так и у женщин была длинная (до самого пола) рубаха, сшитая из льна или конопли. Сверху на нее женщины в южных регионах надевали сарафан или шерстяную юбку. На Севере носили сарафан с рубахой, душегреей и кокошником.
Также обязательно подол женского наряда подшивался холстом. В него вставляли иголки или булавки, которые были призваны защитить представительниц прекрасного пола от нежеланного внимания мужчин. А в особо важные моменты женщины и мужчины надевали обрядовую одежду, которая лежала почти все время в сундуках и доставалась лишь в тот момент, когда должно было случиться важное дело — посев, жатва либо строительство дома.
Вышитый орнамент
Не каждая вышивка считается оберегом. Чтобы она обладала волшебной силой, вышивать нужно было специальные геометрические орнаменты. Они были не очень сложные, поэтому повторить их мог любой. Все эти узоры передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. При этом их значения оставались прежними. Форма линий означала следующее:
- прямые — земля;
- волнистые — вода;
- крест — огонь;
- ромб, круг либо квадрат — солнце.
В защитный узор частенько встраивали изображения людей, животных и растений. Самым сильным среди них считался орнамент, на котором изображено пышное дерево с птицами, сидящими на нем. Оно символизировало древо жизни, от которого напрямую зависела жизнь человека. Также в узор вплетали и изображение матушки-земли в виде красивой женщины, на руках которой сидят птицы.
Защитные украшения
Но не только одежда считалось оберегом. Магической силой наделялись и различные украшения, которые тогда носили не столько для красоты, сколько для защиты.
Особо мощными среди них считались бусы из янтаря или ракушек, так как они были сделаны из подводного материала. Кроме того, оберегающей силой обладали ожерелья с крестом, дающее связь с Богом, и ожерелья с клыками животных, защищающее от укусов зверей.
Также волшебными свойствами наделяли подвески и серьги, которые делали из серебра, бронзы и меди. Чаще всего их изготавливали в виде круга или колеса, что олицетворяло поклонение солнцу и луне. Создавали такие украшения и в виде бытовых предметов (ложек, ключей, ковшей), которые привлекали в жизнь человека богатство, достаток и изобилие. А подвески и серьги с бубенчиками носили для того, чтобы отгонять злых духов, которые боялись их звона и не могли подступиться.
Оберегающий красный пояс
В традиционных русских нарядах особое значение уделялось красному поясу, которым подпоясывались и мужчины, и женщины. Его ваяли из шерсти, льна или конопли. Подвязывали таким поясом нижнюю рубаху, юбку, сарафан либо штаны. Самый верхний пояс был самым широким. К нему всегда прикрепляли то, что в быту может пригодиться — сумку, кошель или нож.
Зато самым сильным всегда считался нижний пояс, на котором иногда даже вышивали целые молитвы. Этот пояс никогда не снимали. Считалось, что такой поясок создает магический круг и оберегает владельца от злых сил.
Пояс-оберег использовался и в брачной церемонии. Жених надевал пояс-сеточку из шерстяных ниток прямо на голое тело. Он защищал молодого человека от лихих духов. Жениха и невесту вместе обвязывали поверх одежды широким красным пояском. Считалось, что он убережет новобрачных от колдовства и свяжет их вместе на всю жизнь.
Шубы-обереги
Важным защитным свойством обладали тогда и шубы, которые шили из меха соболей, лисицы, песца, горностая, овчины. Шились они не так, как сейчас, а мехом внутрь. Они символизировали достаток и изобилие. Такие шубы всегда передавались по наследству и были частью свадебного обряда.
На них всегда усаживали молодых во время свадьбы, клали их на порог дома, когда молодожены его переступали. Это сулило новой семье богатство и плодовитость.
На следующий день после свадьбы жена надевала свою самую лучшую и красивую шубку и шла вместе с мужем к колодцу за водой, к которому потом сбегалась вся деревня. Это было нужно, чтобы крестьяне познакомились с девушкой еще раз, так как сейчас она уже не незамужняя селянка, а солидная дама — жена!
Источник: fb.ru
Одежда со славянской вышивкой — Оберег!
История вышивки обращается еще к нашим предкам славянам, которые верили, что одежда дана не просто для скрытия тела, но и заключает в себе сильную энергетику и часть вселенского воздействия растений, природных явлений и других форм влияния на человека. В мировоззрении славян сформировались целостные системы со знаками и символами, которые защищали домашний уют от потусторонних сил, привлечение успеха в дом и личного благополучия. Даже вышивки на постельном белье считались не просто украшением, но и сильным оберегом, по такому же принципу оформлялись предметы быта, оружие, одежды и многое другое. На каждом обережном символе имелось покровительство славянских богов и наделенность магической силой.
«Не учись безделью, а учись рукоделию!» — главный девиз древних славян. Даже дочерей с детства приучали шить и вышивать и передавали навыки из поколения в поколение. К свадьбе девушка должна была подготовить (сшить) себе приданое и тем самым показать будущему мужу свои умения и таланты.
На сегодняшний день мало кто думает о вышивке на вещах, скатерти, рушниках знаках и символах, которые направлены не только на формирование общего дизайна и концепции, но и на оберегание от неблагоприятных тяжелых обстоятельств. Раньше, как утверждается историками, вышивка носила обязательный характер, вышивали для детей, для мужей, отправлявшихся на войну. Совокупность всех славянских знаков представляла собой определенный код, силу, которые придавали человеку отвагу, честность, мудрость и здоровье.
Вороты на манжетах, подолы и горловины обозначались охранительным узором, который передавался от одного поколения к другому, и каждый предмет предусматривал конкретное действие. По учениям древних славян украшения с орнаментом из большого количества цветов нитей отображался на тех частях одежды, через которые темные силы могли бы попасть в тело человека.
- Волны — мощь воды, условный знаковый компонент образования жизни, способность адаптироваться к неизвестной ситуации.
- Звёзды — символ небесного огня, разумных решений.
- Кресты – формы преград на дороге ко злу, его отвращение, символичные компоненты закрытости.
- Круговые формы — знаки плодородной земли, изобилия еды, символ женского представления в природе.
- Квадратные формы, формы ромба, поделенные крестом на несколько частей, — вспаханные поля. С точками внутри — засеянные поля. Символичные компоненты земли.
- Крады (решетки) — символичные компоненты огненной мощности, жертвенных или погребальных костров.
- Колокресы (кресты в кругах) — символичные компоненты солнечной системы.
- Роги изобилия — символичные компоненты финансового благополучия.
- Спирали — формы знаков мудрых моделей поведения. Если цвет красны, черный или синий — мощнейший отвращающий знаковый компонент для любой нечисти.
- Треугольники — формы знаков человечности и личностной структуры.
Наилучшими защитными от сглаза предметами полагались хлопковые нити. Шелковые элементы и вставки помогали в тяжелых жизненных случаях. Шерсть защищала человека, который столкнулся со злом. Труд по вышивке шерстью отображался на вещах в области шеи, сердца, солнечного сплетения, низа живота. Лен подразумевает умиротворяющее действие и достаточно хорошо взаимодействует в сочетании с древним символическим изображением солнца, различных видов птиц и звезд.
Вышитые заботливыми руками вещицы по традициям брались в дальнее путешествие и следование, чтобы заключенные в оберег признаки добра, заботы и любви согревали, защищали от темных сил, напоминали о родном доме, родителях и детях.
И сегодня, используя вышивку-оберег, можно создать мощнейший талисман для везения, удачи и защиты от негативного воздействия.
У древних славян также присутствовали своды древних правил и регламентов о том, как формировать узоры на операциях по вышивке-оберегах. Осуществлять процессы рукоделия важно было только в нейтральной тихой обстановке, с приятными воспоминаниями о человека, для которого создавался направленный на оберег символ, и исключительно по собственному желанию. Особую силу имели вещи, сформированные от близких родственников: матери, бабушки, сестры или жены. Супружеская связь сильна только тогда, когда в семье царили чувства гармонии, любви и взаимопонимания. А вот для себя направленный на оберег символ не советовалось.
Материалы для создания вышивок с направленными на оберег знаками подбирались по рекомендациям их натуральных ниток, хлопковых, шерстяных, льняных. Цветовые гаммы необходимо было приводить в соответствие с настроением узорных объектов и спектров, которые обрамлялись для защитной функции. Операция по вышивке не предполагала наличие узелков, плохо влияющих на символические обереги. Эта методика применялась при вышивке крестиком.
В работах применялись параметры лунного календаря — древние славяне веровали, что положение Луны оказывает влияние на различные аспекты категории жизненных циклов. К примеру, детский направленный на оберег символ вышивается в период растущей луны, в первых четвертях циклов, для взрослых — во вторых и третьих стадиях. Начинать работу по принципу: на растущую луну вышиваются с целью повышения чего-либо (дохода), а на убывающую — наоборот на уменьшение. Не разрешалось было создавать несколько направленных на оберег символов одновременно — лучше исполнять их одну за другой. Дамы не садились шить направленные на оберег символичные компоненты в период женских дней — переносили работу на другой день.
Подразумевалось, что все славянские знаковые символичные компоненты могут обладать собственными силами, потому что насыщены богами магическим замыслом, а во взаимосвязи знаков появлялись целостные метафорические письменности — мощнейшие направленные на оберег узоры отображались для удачи, счастья и на любви. К примеру, рушники с вышитым Алатырем защищали дом от ссор и разногласий.
В результате можно сделать вывод, что комплексная комбинация из различных знаковых узорных объектов и оберегов тесно связаны с кровными и духовными цепями и скрепами, основанными на женском начале.
Самыми мощными считаются обереги, изготовленные собственными силами, так как непосредственно в наших мыслях, добрыми отношениями и заботе рождаются те взаимодействия, которые защищают от проблем и приносят людям удачу.
Знаков для изготовления узорных объектов с помощью вышивки — не счесть, и это еще одно подтверждение того, насколько творческими, умелыми в разного рода искусствах и духовно совершенными были наши предки — древние славяне, а их, в свою очередь научили этому белые боги, любившие свой народ и позаботившиеся о его будущем. Но об этом — в следующий раз.
Источник: www.livemaster.ru