Добровольная маркировка ювелирных изделий начала действовать в России в 2021 году. С начала 2022 года наличие идентификационного номера на бирке стало обязательным. В 2023 году представителей рынка ждут новые изменения.
Система маркировки товаров для ювелирных изделий
Важно уметь понимать, что контроль маркировки осуществляет АО «Гознак», а не ЦРПТ. Участники рынка работают с ГИИС ДМДК. ГИИС ДМДК — это информационная государственная система, которая обеспечивает прослеживаемость драгоценных металлов и камней, а также изделий из них на всех этапах оборота. Система ведёт учёт всех операций, которые осуществляются с драгоценными металлами и камнями. Сюда входят покупка, продажа, добыча, транспортировка и так далее.
Для того, чтобы поставить или снять на специальный учёт драгоценный металл или камень необходимо обратиться в ГИИС ДМДК. Если человек желает работать в данной сфере, то он обязан зарегистрироваться в государственной системе. Работать без этого нельзя, это карается законом. В информационной системе регистрируются:
Ювелирный магазин. Как открыть ювелирный магазин. Ювелирный бизнес
- производственные предприятия, ювелирные заводы;
- импортеры;
- мастерские по изготовлению эксклюзивных украшений;
- розничные магазины;
- ломбарды, скупки;
- комиссионные магазины;
- интернет-магазины.
Благодаря данной системе государство имеет возможность отследить движение ювелирного изделия от самой добычи драгоценного металла или камня до продажи конечного изготовления. Изделие на этом этапе должно иметь 16-значный УИН. Производитель может его получить при регистрации продукта в ГИИС ДМДК.
На основании уникального идентификатора формируется двумерный штрихкод (ШК) Data Matrix (DM), который должен быть размещен вместе с УИН на ярлыке.
Далее Data Matrix наносится на изделие в виде наногравировки.
Какие ювелирные изделия подлежат маркировке
Государство будет контролировать любые ювелирные изделия на каждом этапе оборота при помощи маркировки. Уникальный идентификационный номер содержит всю информацию о производителе, о месте добычи металла и камней, о составе и о характеристиках каждого кольца, браслета, цепочки и других ювелирных изделий. Для того, чтобы посмотреть посмотреть эти данные, нужно отсканировать двухмерный штрихкод на бирке.
- ювелирные украшения;
- драгоценные металлы (золото, палладий и платина);
- камни (алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды).
Речь идет только о ювелирных изделиях. В эту категорию входят кольца, серьги, цепочки, подвески и другие украшения. Их определяют, как изделия из драгоценных металлов и сплавов, в том числе с декоративной обработкой и вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения.
Важно уточнить: ГИИС отслеживает драгоценные металлы и ювелирные изделия из них с минимальной пробой:
- для золота — 333;
- палладия — 500;
- платины — 585.
Товар можно не маркировать, если проба ниже.
СРАВНИЛА СЕРЕБРО ИЗ БУТИКА И АЛИЭКСПРЕСС | Какая разница?
Если изделие весом менее 3 г, то УИН должен быть присвоен, но иметь физическую маркировку не обязательно.
Обязательна ли маркировка ювелирных изделий из серебра
На серебряных изделиях не требуется наносить наногравировки с DM. Но наличие УИН остаётся обязательным. Это касается украшений из серебра с пробой не ниже 800.
График внедрения обязательной маркировки ювелирных изделий в России
Введение маркировки ювелирных изделий изначально должно было быть введено в России с 1 января 2021 года, однако сроки несколько раз переносились, поэтому первый этап маркировки был запущен 1 марта 2022 года. Начиная с этой даты, каждый товар (за исключением остатков) должен получить свой УИН.
В настоящее время украшения маркируются только на бирках и ярлыках. Каждая этикетка должна содержать идентификационный номер, штрихкод и адрес сайта Пробирной палаты, где можно проверить подлинность ювелирного изделия.
Пока российское правительство не примет новые законы и постановления о маркировке ювелирных изделий, дальнейшее внедрение системы будет идти по графику:
01.03.2023 — До этой даты на бирки товарных остатков (изделий, которые уже были введены в оборот до 1 марта 2022 года и не имеют УИН) должны быть нанесены УИН и Data Matrix. Сведения о маркировке нужно передавать в госсистему. Если не сделать это до указанного срока, драгоценности без уникального номера и штрихкода нельзя будет продать.
01.03.2024 — Осуществляется физическая маркировка всех ювелирных изделий (кроме остатков). На поверхность изделия нужно наносить гравировку в виде DM. При этом штрихкод на бумажном носителе тоже остается (вместе с УИН) Участники оборота отправляют в госсистему сведения о количестве остатков. Для этого они используют данные инвентаризации по состоянию на 1 января 2022 года за вычетом товарных единиц, проданных до 28.02.2023
01.09.2024 — Требование по физической маркировке распространяется и на остатки. Полностью запрещается оборот товаров без УИН и гравировки DM. Разрешено только хранение продукции без маркировки.
При этом маркировка Data Matrix не влияет на обязательную маркировку в виде пробы и именника на ювелирных изделиях.
Матричный штрихкод, как и остальные клейма, наносит Федеральная Пробирная Палата (ФПП).
Порядок работы с маркировкой ювелирных изделий
Общий принцип работы ГИИС выглядит следующим образом:
- Импортёр или производитель заказывает идентификаторы и наносит их на бирки;
- Маркированные товары попадают в магазины.
При розничной продаже нужно отправить в систему УИН и информацию о том, что товар выбыл из оборота.
Для того, чтобы контрагенту проверить подлинность изделий от производителя, необходимо просканировать DM.
Обязательная маркировка распространяется не только на новые товары, но и на б.у. ювелирные изделия. Таким образом, ломбарды должны самостоятельно заказывать и наносить УИН на бирки перед тем, как реализовать товар. Комиссионеры маркируют все, что принято на реализацию от физлиц. Организации и ИП, передающие украшения на продажу, сами наклеивают штрихкод на бирки.
Как передавать информацию в ГИИС ДМДК
При отгрузке товара производители, дистрибьюторы и оптовики выполняют следующие действия:
- новому собственнику передаётся накладная, счет-фактура, или универсальный передаточный документ;
- в ГИИС отправляются сведения о продукции, количестве единиц в партии и номер УПД.
Для того, чтобы отправить информацию, предусмотрено два способа: личный кабинет dmdk.ru и товароучётная программа. Вариант с личным кабинетом подойдёт только в ситуации с низким товарооборотом. В случае крупного товарооборота рекомендуется интегрировать ГИИС с 1С. Этот способ удобен тем, что участникам рынка не придется дважды вводить информацию в учетной системе и в ГИИС.
Передача данных о розничных продажах в настоящее время возможна только через личный кабинет. В дальнейшем будет реализован один из механизмов отправки информации в ГИИС ДМДК:
- С помощью специализированного программного модуля. Принцип работы будет схож с УТМ для ЕГАИС.
- С помощью оператора фискальных данных. Порядок регистрации будет выглядеть так: продавец сканирует DM, формирует чек. Далее касса отправляет информацию о розничной продаже ОФД. Оттуда информация поступает в ГИИС.
Для того, чтобы автоматизировать процесс учёта маркированной продукции, рекомендуется использовать готовые программные решения. Для этого отлично подойдёт «1С:Розница 8. Ювелирный магазин» . Здесь имеется поддержка интеграции с ГИИС.
Что нужно для маркировки ювелирных изделий
Все юридически значимые действия с маркированной продукцией (ввод в оборот, передача прав, выбытие) в ГИИС должны быть завизированы усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Это может быть, например, ввод в оборот, передача прав или выбытие из товарооборота. Её оформлением занимаются все представители отрасли перед тем, как ставят на специальный учёт и регистрируются в dmdk.ru. В удостоверяющем центре ФНС руководители предприятий и ИП могут бесплатно получить УКЭП.
Для того, чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо установить специальную программу для криптозащиты и шифрования данных. В число таких входит, например, «КриптоПро CSP». Понадобится также специальный плагин для того, чтобы использовать УКЭП на страницах в интернете.
Так же вам понадобится:
- Зарегистрироваться в ГИИС и встать на спецучет (если вы только открыли свой бизнес). Вся процедура осуществляется удаленно.
- Подписать с АО «Гознак» договор на предоставление кодов маркировки.
- Подготовить ПО для работы с маркировкой: установить или обновить товароучетную систему, интегрировать ее с ГИИС.
- Приобрести 2D-сканер или ТСД со встроенным считывателем двумерных ШК. Эти устройства нужны для проверки Data Matrix на всех этапах товародвижения.
- Купить принтер этикеток. Производители и импортеры печатают наклейки с УИН и Data Matrix и наносят их на ярлыки. В некоторых случаях это делают и продавцы, например, если бирка была утеряна или повреждена. Для изготовления этикеток подойдет оборудование с прямой термической или термотрансферной технологией печати. Чтобы штрихкод на мелком ярлыке был четким и хорошо распознавался сканером, рекомендуем приобрести оборудование с разрешением не менее 300 dpi.
- Обновить прошивку онлайн-кассы до актуальной версии (розничным продавцам).
Физическая маркировка ювелирной продукции начнёт действовать с 1 марта 2024 года. Главной задачей для участников рынка на сегодняшний момент остаётся обеспечение на всех бирках УИН и ШК, а также постоянно отчитываться в ГИИС о каждом этапе товародвижения.
Источник: dzen.ru
Что меняется для ювелиров с переходом на ОСНО
С 1 января 2023 года производители и продавцы ювелирных изделий не смогут применять УСН и патент. Изменения внёс Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ.
В этом материале рассмотрим, как работают ювелиры сейчас и как повлияют нововведения.
Как платят налоги ювелиры в 2022 году
— компании с выручкой до 219,2 млн рублей в год и штатом до 130 сотрудников могут применять УСН. Они платят единый налог по своему выбору: либо 6% с дохода, либо 15% с разницы между доходами и расходами. Но ставку определяют власти каждого конкретного региона. Например, могут понизить её до 1% при оплате налога на «Доходах» и 5% при «Доходах минус расходы».
Или ставки могут быть выше, если ежегодный доход компании остаётся в пределе 219 млн, но выше 164, 4 млн рублей. Тогда ставки – 8% и 20% соответственно. При этом юрлица и ИП на УСН не платят НДС.
— ИП с выручкой до 60 млн рублей в год и штатом до 15 человек могут работать на патенте (ПСН). Они платят фиксированную сумму налога. В разных регионах может быть разная ставка, на усмотрение региональных властей. Чтобы понять, какой налог нужно будет заплатить ИП на патентной системе налогообложения в зависимости от региона, вида деятельности, количества работников – можно воспользоваться калькулятором от ФНС.
Почему всех ювелиров в обязательном порядке переводят на ОСНО
В пояснительной записке к закону обозначено несколько причин для смены налогового режима.
Первая причина – необходимость дать гражданам покупать драгоценные металлы и создавать сбережения без кредитных, валютных и прочих рисков. Для этого был отменён НДС 20% при покупке гражданами драгметаллов в слитках.
Как следствие из этого – недопущение производства ювелирки из слитков, приобретённых без уплаты НДС.
Вторая причина – желание создать равные условия для всех участников рынка ювелирных изделий. Одновременно с этим – исключение возможности дробления крупных компаний на более мелкие для ухода от уплаты налогов.
Третья причина – необходимость увеличить налоговые поступления в бюджет на 20−30 млрд рублей.
Что изменится в учёте при переходе на ОСНО
Налоги
- Юрлица придётся платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
- ИП будут платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.
Отчётность
ИП без сотрудников, работающему на ОСНО, нужно ежеквартально сдавать декларацию по НДС и ежегодно – декларацию 3-НДФЛ. ИП с сотрудниками на ОСНО сдают также расчёты 6-НДФЛ, отчёты в ПФР, единый расчёт по страховым взносам.
Из-за необходимости сдавать больше отчётности, возрастают риски штрафов – за несвоевременную сдачу или неправильное заполнение отчётных документов. За несданную вовремя декларацию штрафы от 5 до 30% суммы неуплаченного налога, но не менее 1000 рублей. Если ИП на УСН мог получить только 1 штраф в год, то ИП на ОСНО может получить уже 5 штрафов.
Чтобы сдавать отчётность вовремя и в нужной форме, организациям и ИП понадобятся сервисы для онлайн-отчётности в госорганы.
В сервисах для сдачи онлайн-отчётности от «Такском» есть все актуальные формы документов, а календарь бухгалтера напомнит, что и когда сдавать.
Что нужно для того, чтобы не нарушать закон
Кроме сервиса по сдаче отчётности, необходимо подготовить свою кассовую технику для работы на другом режиме налогообложения.
В большинстве случаев компании и ИП на УСН или патенте используют фискальный накопитель (ФН) на 36 месяцев. Но на ОСНО этот накопитель использовать нельзя, если вы продаёте товары, а не услуги. А в данном случае речь идёт именно о товарах – ювелирных изделиях. Поэтому если в кассе стоит ФН на 36 месяцев, его нужно заменить на ФН на 15 месяцев. Если был ФН на 15 месяцев, замена не нужна.
Также необходимо перерегистрировать ККТ (в любом случае, независимо от смены ФН). Система налогообложения меняется в ФНС и в настройках кассы. Это нужно, чтобы информация в чеках отображалась корректно.
Чтобы замена ФН и перерегистрация ККТ прошли без проблем и лишних трат, можно доверить вопрос специалистам ЦТО «Такском-Касса».
Я работаю на УСН и уже сдаю онлайн-отчётность через сервисы «Такском». Как мне сменить налоговый режим в вашем ПО?
Проверьте свой тарифный план: входит ли в ваш тарифный план возможность отправки отчётов, необходимых на ОСНО. Чтобы узнать информацию о тарифе – посмотрите на название вашего тарифного плана. Если в нём есть слово «Спецрежим» (предназначен для УСН и ПСН), то вам нужно его менять. Либо попробуйте в личном кабинете создать «1151006 Декларация по прибыли», являющийся обязательным для ОСНО. Если вы не можете создать этот отчёт, ваш режим не подходит для ОСНО.
Если ваш тарифный план не разрешает отправить определенные отчёты – смените его на любой тариф для компаний на ОСНО (например, Комфортный или Солидный).
Как сменить тарифный план в «Онлайн-Спринтере»?
Источник: taxcom.ru
Обязательная маркировка золота
Подключение производителей, импортеров и предприятий торговли к системе обязательной маркировки.
Маркировка золота «под ключ»
Организация и внедрение, ЭДО для маркировки, выпуск ЭЦП
Маркировка ювелирных изделий
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, постепенно пополняется. Драгоценные металлы и ювелирные изделия одними из первых попали в этот список, но определить порядок и технологию нанесения кодов маркировки долгое время не могли. Кто и как должен маркировать ювелирные изделия, когда маркировка станет обязательной и что нужно знать поставщикам и предпринимателям, читайте в статье.
Что такое маркировка ювелирных изделий
Маркировка предполагает нанесение на товары из золота, палладия и платины двумерных кодов DataMatrix, которые считываются сканером и содержат в себе полную информацию о продукте и о каждом этапе в рамках цикла перехода от производителя к розничному владельцу.
Внедрение маркировки призвано защитить покупателей от фальсификации и мошенничества. Государство стремится избавиться от теневого рынка и недобросовестного предпринимательства — как в области реализации синтетических подделок и контрабандного оборота, так и в плане завышения стоимости продаваемых украшений. Также маркировка позволяет получить полный доступ к информации и тем самым упрощает работу надзорных органов.
Сроки маркировки
Обязательная маркировка в ювелирной отрасли должна была стартовать в начале 2021 года, но участники рынка оказались не готовы к новым требованиям, и сроки пришлось перенести.
Новые сроки определены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2021 года № 270.
- о вводе в оборот;
- о передаче прав собственности от изготовителя (импортёра)
- оптовику или розничному продавцу;
Порядок маркировки
В отличие от других товаров, маркировку ювелирных изделий контролирует не ЦРПТ, а Гознак. Поэтому участники оборота ювелирной продукции будут работать с системой ГИИС ДМДК. Предоставлять уникальные годы маркировки также будет Гознак.
ГИИС ДМДК — Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как будет в целом выглядеть процесс маркировки ювелирных изеделий:
Производитель или импортёр заказывает у Гознака код для каждого изделия, наносит полученный код в виде этикетки на бирку и метки на самом изделии.
При передаче готового изделия дистрибьютору код считывают, и вся информация о перемещении товара передается в ГИИС ДМДК.
При розничной продаже кассир также сканирует код маркировки, информация об этом автоматически отправляется в ГИИС ДМДК, а ювелирное изделие исключается из оборота.
Подлежат маркировке золото, драгоценные камни, драгметаллы, а также изделия из них:
- алмазы (в том числе необработанные);
- рубины;
- бриллианты;
- сапфиры;
- изумруды;
- платиновый и палладиевый порошок;
- золотые монеты;
- золотые и платиновые ювелирные изделия.
Маркировка серебра и серебряных изделий пока не вводится. Требование об обязательной маркировке не распространяется также на изделия весом до 3 грамм.
Что такое ГИИС ДМДК
ГИИС ДМДК — это единая информационная платформа для взаимодействия участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, органов государственного контроля и надзора, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
С помощью ГИИС ДМДК обеспечивается взаимодействие участников оборота ювелирных изделий между собой и с контролирующими органами. Сведения о партиях товара в системе содержат подробную опись и идентификаторы. В случае необходимости контрагенты могут обратиться к системе и получить акт сверки.
По данным системы можно формировать статистические и справочные отчёты.
Для участия в маркировке ювелирных изделий необходимо зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и получить доступ к личному кабинету. Для регистрации необходимо выполнить ряд требований системы, в том числе установить электронную подпись.
«Астрал-ЭТ» — надёжная электронная подпись для любых целей, в том числе для работы с государственными информационными системами.
Что нужно для маркировки ювелирных изделий
Для участия в системе маркировки необходимо:
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП). Это можно сделать в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомцифры РФ.
Получить в ФНС справку об отсутствии задолженностей.
Зарегистрироваться в системе ГИИС ДМДК.
Подготовить оборудование для работы с маркировкой: кассу с ПО и фискальным накопителем, которые работают с маркировкой, 2D-сканеры для считывания кодов маркировки, принтеры этикеток для печати кодов маркировки на бирки. Нанометки на ювелирные изделия наносит Федеральная пробирная палата: для этого ничего покупать и настраивать не нужно.
Стать членом ассоциации автоматической идентификации ГС1 РУС.
Подписать с Гознаком договор на предоставление кодов маркировки в виде кода DataMatrix.
Для работы с КЭП потребуется дополнительное программное обеспечение:
- криптопровайдер КриптоПро CSP — обеспечивает шифрование и безопасную передачу заверенных данных;
- веб-браузер Спутник, Яндекс.Браузер или Chromium-gost;
- КриптоПро ЭЦП Browser plug-in — программа для использования подписи на веб-страницах.
Также участникам оборота ювелирных изделий потребуется оборудование для нанесения меток и автоматизации учёта:
- Онлайн-касса — для автоматизации расчётов с покупателями. Касса передаёт в ГИИС информацию о продаже, после чего код выбывает из оборота.
- Сканер 2D-кодов — для считывания штрихкодов на транспортных упаковках, ярлыках, сертификатах, паспортах и других носителях во время приёмки, отгрузки, инвентаризации на складах и в торговых залах.
- Принтер этикеток с кодами Data Matrix — для печати этикеток на готовую продукцию, материалы и складские остатки.
- Терминал сбора данных (ТСД) — для любых операций на складах, где требуется учёт по штрихкодам. Терминал считывает информацию в коде, сохраняет её в своей памяти, а также отправляет в товароучётную систему.
Как работает маркировка на разных этапах оборота ювелирных изделий
Для каждого участника рынка есть свой алгоритм действий.
Добывающая компания:
- формирует сырьевые партии;
- отправляет запрос на коды и маркирует каждую упаковку;
- отгружает маркированное сырьё.
В зависимости от проекта, отгрузка может осуществляться на адрес аффинажного предприятия, обработчика в рамках давальческой схемы, либо конечному изготовителю — в этом случае происходит смена собственника.
Производитель:
- получает сырьё;
- создаёт полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего изготовления украшений;
- отправляет их на апробирование в ФПП;
- производит украшения;
- снова отправляет в ФПП на проверку;
- заказывает коды маркировки и наносит на этикетки.
При регистрации полуфабрикатов в учётной системе обязательно указывают информацию о партии сырья, использованной для их изготовления.
Переработчик-изготовитель украшений:
- получает от собственника груз, прошедший процедуру маркировки;
- изготавливает изделия, соответствующие предъявляемым требованиям;
- отправляет их на апробирование в ФПП;
- заказывает для каждого изделия отдельный код и размещает его на бирке и на упаковке для дальнейшей транспортировки.
Аффинажное предприятие
Аффинаж — это очистка драгметалла от примесей, что в конечном итоге повышает его ценность. Такая услуга не предусматривает перехода права собственности. В рамках маркировки предприятия, участвующие в цикле обработки:
- очищают сырьё;
- полностью или частично производят обратную отгрузку в адрес владельца.
Владелец, в свою очередь, подтверждает факт получения аффинированного драгоценного металла и вносит информацию об этом в ГИИС ДМДК.
Оптовики и скупщики:
- регистрируют смену собственника после получения ювелирных украшений от изготовителя;
- делят продукцию для последующего распределения по розничным магазинам.
Розничный магазин:
- принимает товар от контрагентов;
- фиксирует в учётной системе переход права собственности;
- при продаже конечному покупателю сканирует код маркировки, нанесённый на бирку.
В итоге сведения поступают из онлайн-кассы оператору фискальных данных (ОФД), который, в свою очередь, сообщает в ГИИС ДМДК о выводе изделия из оборота.
Ломбарды реализуют украшения, которые не были выкуплены собственником или которые были у него изъяты. Ломбард подаёт заявку на получение маркировочных данных и наносит их на изделия. При этом продавать украшения можно как оптом, так и в розницу — с одновременным исключением украшений из оборота.
Куда наносить коды маркировки
Обычно украшения содержат два оттиска:
пробу — в ней закодирована информация о составе и объёме драгметалла
«именник» — в нём содержатся сведения о производителе
Теперь к ним добавятся ещё два идентификатора:
с 1 марта 2022 года — бирка или ярлык-книжка с уникальным идентификационным номером и штрихкодом Data Matrix
с 1 марта 2023 года — наногравировка в виде Data Matrix, которую будут наносить лазером на каждую составную часть ювелирного изделия и на все драгоценные вставки.
Нанометку будет наносить Федеральная пробирная палата (ФПП) вместе с пробой. Гравировка невидима человеческому глазу, её размер составит 0,8×0,8 мм.
С помощью специального приложения на смартфоне покупатель сможет отсканировать штрихкод на бирке и получить подробную информацию об изделии.
Как и когда маркировать остатки ювелирных изделий
Для ювелирных остатков, выпущенных до начала обязательной маркировки, действуют особые правила.
- До 15 января 2022 года оптовики, магазины и другие участники рынка должны внести в ГИИС сведения об остатках драгметаллов, камней и готовой продукции по состоянию на 1 января 2022 года.
- До 1 апреля 2022 года нужно провести повторную инвентаризацию и внести актуальные сведения с учётом проданных товаров с 1 января по 31 марта.
- С 1 сентября 2022 года на всей «ювелирке», заявленной в качестве остатков, должны быть коды маркировки. С 1 марта 2023 года продажа ювелирки возможна только с метками. У участников отрасли будет год, чтобы поставить гравировку на все остатки.
- С 1 марта 2024 года изделия без нанометки нельзя ни продавать, ни держать на балансе.
«Астрал.ЭДО» — новый сервис для электронного документооборота. Подходит для работы с информационными системами, в том числе для взаимодействия с ГИИС ДМДК. Оставьте заявку , и наш специалист свяжется с вами.
Продукты по направлению
Комплекс решений по отслеживанию товаров от производителя до конечного потребителя
Онлайн-касса для малого и среднего бизнеса любой сферы деятельности
Источник: astral.ru