начинают осознавать себя единым народом. Происходит это постепенно».
б) «Каждый народ начинает осознавать свое единство не везде, а где — то в одном месте. С
этим местом связаны все его легенды, предания, мифы. Именно в этом мес те он начинает
понимать, что он отличается от других народов, что у него своя история, своя культура,
свой образ жизни, свой язык».
в) «Коренной народ есть потомки аборигенов, населявших данную территорию до того,
как она была завоевана или заселена иноземцами».
г) «Исследования этнографов показали, что культура коренного народа , как правило,
очень тесно связана с природными особенностями того или иного края. Жизнь коренного
народа обычно как бы слита с природой этого края, неотделима от него. Коренной народ,
его культура составляют одно целое с природой, с ее особе нностями».
6. Какие наиболее крупные народы проживают в Башкортостане?
____________________________________________________________________________
О материальной культуре жителей Костёнковских стоянок
____________________________________________________________________________
7. Назови 5 — 6 деятелей искусства и культуры, внесших вклад в развитие России.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Автор иконы «Троица»?
____________________________________________________________________________
9. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки
зрения представлений о добре и зле это —
a) 1) этикет б) эстетика в) этика г) этикетка
10. Основателем этики был древнегреческий философ:
а) Цицерон б) Гельвеций в) Софокл г) Аристотель
11. Что такое совесть?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12 . Чему посвятила свою жизнь великая княгиня Елизавета Федоровна после
убийства террористом ее муж а и почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Нравственный человек – это человек, поступающий по:
а) совести б) уму в) желанию
14. Назови символы России. Опиши все .
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7 класс. Изобразительное искусство. Город сквозь времена и страны Материальная культура прошлого
____________________________________________________________________________
15. Назови символы Республики Башкортостан. Опиши все .
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
16. Продолжи список. В семье ребенок учится
а) правилам поведения,
б) милосердию и любви к людям,
в) трудолюбию и самостоятельности…
г) _______________________________________________________________________ __
д) _______________________________________________________________________ __
1. Внесла ли религия свой вклад в культуру?
2. Что такое культура?
а) это материальные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории
б) это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей
в) это духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории
3. Назовите определение о коренном народе, которое дано в международных
документах.
а) «Каждый народ появляется на земле не сразу, проходят века и века, прежде чем люди
начинают осознавать себя единым народом. Происходит это постепенно».
б) «Каждый народ начинает осознавать свое единство не везде, а где — то в одном месте. С
этим местом связаны все его легенды, предания, мифы. Име нно в этом месте он начинает
понимать, что он отличается от других народов, что у него своя история, своя культура,
свой образ жизни, свой язык».
в) «Коренной народ есть потомки аборигенов, населявших данную территорию до того,
как она была завоевана или заселена иноземцами».
г) «Исследования этнографов показали, что культура коренного народа , как правило,
очень тесно связана с природными особенностями того или иного края. Жизнь коренного
народа обычно как бы слита с природой этого края, неотделима от него. Коренной народ,
его культура составляют одно целое с природой, с ее особе нностями».
4 . Что относится к материальной культуре? (смотри слова для справок )
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Слова для справок : украшения, верования, искусство, инструменты, пища, обычаи, песни,
театр, орудия труда, литература.
5 . Что относится к духовной культуре? (смотри слова для справок)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Слова для справок : украшения, верования, искусство, инструменты, пища, обычаи, песни,
театр, орудия труда, литература.
6. Нравственный человек – это человек, поступающий по:
а) совести б) уму в) желанию
7. Что такое совесть?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Основателем этики был древнегреческий философ:
а) Цицерон б) Гельвеций в) Софокл г) Аристотель
9 . Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки
зрения представлений о добре и зле это —
a) 1) этикет б) эстетика в) этика г) этикетка
10 . Автор иконы «Троица»?
____________________________________________________________________________
11 . Назови 5 — 6 деятелей искусства и культуры, внесших вклад в развитие России.
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
12. Какие наиболее крупные народы проживают в Башкортостане?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
13. Продолжи список. В семье ребенок учится
а) правилам поведения,
б) милосердию и любви к людям,
в) трудолюбию и самостоятельности…
г) _______________________________________________________________________ ___
д) _______________________________________________________________________ ___
14. Назови символы России. Опиши все .
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
15. Назови символы Республики Башкортостан. Опиши все .
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
16 . Чему посвятила свою жизнь великая княгиня Елизавета Федоровна после
убийства террористом ее муж а и почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверка контроль ной работы проводи тся на основе раз работанной систе мы
Максимальный балл за работу – 22.
Количество
Количество
Перевод балл ов в школьн ые отметки
количество б аллов
выполнения
Школьная отметк а
22 — 18 баллов
17 — 15 баллов
14 — 11 баллов
10 -7 балла
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Эффективные методы коррекции дисграфии и дислексии у учащихся ОВЗ начальной школы
- Картотека артикуляционных сказок
- Артикуляция звука Ф
- Классный час «75 летие Победы» 8 класс
- Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы «Моя улица»
- Презентация «Городской день здоровья»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 5-11-2019, 11:05 Контрольная работа «Работа над числовыми выражениями»
- 23-10-2019, 10:32 Контрольная работа по чтени. Входная работа
- 18-05-2019, 07:37 Контрольная работа «Работа. Мощность. Энергия»
- 29-12-2017, 12:01 Контрольная работа «Работа и мощность. Простые механизмы»
- 8-12-2017, 12:38 Административная контрольная работа «Работа с файлами»
- 23-01-2017, 11:25 Контрольная работа «Работа и мощность. Энергия» 7 класс
- 16-01-2017, 17:36 Контрольная работа «Работа и мощность»
- 21-05-2016, 20:31 Итоговая контрольная работа по ОДНК
Источник: uchitelya.com
Материальная культура
Под культурой в широком смысле понимается всё, что создаётся человеком: жильё, вещи, предметы быта, произведения искусства, духовные ценности, технологии производства. Все они необходимы для того, чтобы обеспечить комфортное существование людей. Культура делится на два вида. Узнаем, что относится к материальной культуре, какую роль она выполняет в обществе.
Понятие материальной культуры
Что такое материальная культура? Это все предметы и вещи, созданные человеком в результате материальной деятельности. Они несут определённую пользу: обеспечивают комфортное существование людей в условиях, не зависящих от природы.
Наши далёкие предки для того, чтобы выжить, смогли создать оружие, орудия труда, научились обустраивать быт. Так появилась материальная культура. Со временем технологии производства стали совершенствоваться, что способствовало распространению людей по планете. Благодаря этому в настоящее время даже в Арктике с её суровым климатом проживает значительное количество населения.
Проявления материальной культуры
Человек способен развиваться, создавать новые предметы, придумывать более совершенные технологии. Кратко познакомимся с тем, что входит в область материальной культуры.
- Для того, чтобы выжить в изменяющихся условиях, человек стал строить жильё. Примитивные здания и сооружения, которые можно отнести к материальной культуре, со временем стали совершенствоваться. В современном мире существуют миллионы промышленных предприятий, государственных учреждений, торговых и служебных помещений.
- В обществознании к материальной культуре принято относить орудия труда и инструменты, с помощью которых люди занимаются сельским хозяйством, строят дома, изготавливают разные вещи.
- Материальная культура включает в себя предметы быта и хозяйства, облегчающие нашу жизнь: посуду и бытовую технику, мебель, электронику.
- Средства связи сейчас являются необходимыми для людей вещами. За несколько последних десятилетий значительный прогресс в науке позволил создать новые модели телефонов и компьютеров, способствовал улучшению спутниковой связи, что позволило ускорить процесс обмена информацией.
- В понятие материальной культуры входят средства передвижения и транспортные пути. Примерами являются автомобили, поезда, самолёты, корабли.
- Говоря об определении того, что включает в себя материальная культура, следует упомянуть и технологии производства. От них зачастую зависят темпы развития человеческого общества. Без знаний и навыков, приобретённых за многие столетия, люди не смогли бы развивать все перечисленные области.
Материальная культура тесно связана с духовной. Строительство зданий, технический прогресс, появление средств связи стало возможным благодаря развитию науки, которая является составной частью духовной культуры.
Что мы узнали?
К материальной культуре относятся все предметы и вещи, созданные руками человека: здания и сооружения, транспорт и пути сообщения, средства связи, мебель, бытовая техника, одежда и обувь, технологии производства.
Источник: obrazovaka.ru
Составные элементы культуры
Данный урок расскажет о том, что такое культура материальная и духовная, какие роли она играет, что представляют собой религия, наука, образование и искусство для общества.
В быстроразвивающемся мире уже мало учиться только в рамках школьной программы, важно получать полезные знания, выходя за ее пределы
Создай себе задел на будущее, получай уже сегодня расширенный объем знаний и навыков по ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ онлайн
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади
Аристотель
План урока:
Особенности духовной и материальной культуры
Всю мировую культуру допустимо подразделить на три сферы:
- Материальная – все предметы, окружающие человека, которые он использует для удовлетворения потребностей. Деятельность человека основана на освоении и создании вещей.
- Духовная – нематериальные ценности, а также инструменты для их создания. Проявления духовной культуры – принципы, знания, навыки людей и так далее.
- Социальная – организация быта отдельной группой индивидов.
Разграничения между материальной и духовной культурой условны. Во-первых, они тесно взаимосвязаны. Например, невозможно нарисовать картину без краски, а она в свою очередь выступает предметом косвенно связанным с духовными ценностями. Во-вторых, в современном мире все большее количество вещей применяются для художественного отражения действительности. Например, существуют музеи, где экспонаты сделаны из мусора.
Роль духовной культуры в жизни общества
Духовная культура многогранна и проявляется несколькими направлениями. В частности: религия, наука, искусство, мораль.
Рассмотрим ключевые задачи данного направления культуры:
- Формировать представление о мире у людей;
- Дифференцировать ценности присущие конкретному обществу;
- Информировать социум о событиях, передавать знания и обмениваться ими;
- Приучение человека к нормам и идеалам соц. группы, в которой он воспитывается.
В структуру духовной жизни общества включаются:
- потребности – желание и нужда людей изучать и формировать ценности;
- деятельность – процесс создания объектов культуры;
- блага – результат действий, выраженный в образах, идеях или теориях;
- связи между индивидами.
Религия: определение, функции, мировые религии
Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:
- Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
- Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
- Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).
Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.
В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:
- Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
- Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
- Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
- Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
- Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.
Наука. Функции и методы научного познания
Наука представляет собой сферу деятельности людей, в рамках которой формируется система истинных знаний о мире. Целью науки является получение точных сведений о человеке, обществе и природе.
Наука является социальным институтом и включает в себя следующие компоненты:
- Субъектов – ученых, их знания и опыт – они формируют и систематизируют полученные знания языком понятным как для научного сообщества, так и для обычных людей.
- Учреждения и организации. В качестве примером отметим: РАН (Российская академия наук), ЮНЕСКО (учреждение организации объединенных наций по вопросам культуры), интернациональный союз астрономии и другие.
- Оборудование, используемое для изучения, например, лаборатории, космические станции.
- Язык, основанный на особых знаках и символах. Примеры: математические формулы, таблица Менделеева в химии и тому подобные.
- Методика исследования – наблюдение за явлениями, проведение экспериментов и так далее. Системность в науке играет ключевую роль.
К характерным чертам науки относятся:
- Универсальность – знание объективно, результат не зависит от человека, где бы и когда бы ни проводилось исследование, теории будут подтверждены. Например, вода закипает при температуре сто градусов, не имеет значения, проводят эксперимент в России или Австралии (при соблюдении идентичных условий проведения эксперимента).
- Гласность – достижения науки открыты для всего человечества. Например, появление электричества сразу упростило жизнь всех людей, проживавших в ту эпоху.
- Бескорыстие – в исследовании важно постижение истины, даже если она не привлекательна. Например, открытие возможностей атома поставило мир под угрозу ядерной войны, не смотря на то, что этот факт печален, отрицать его невозможно, как и договориться с элементом, не действовать разрушающим образом.
Рациональность в науке делает результаты исследований объективными, то есть независимыми от взглядов отдельного индивида.
Все современные науки допустимо подразделить на следующие группы:
- естественные – изучение природы и космоса, закономерностей явлений (астрономия, геофизика, антропология);
- общественные – изучение общества и человека, как социального существа (социология, политология, юриспруденция);
- гуманитарные – изучение различных проявлений творческой деятельности индивида (языкознание, история, литературоведение, логика);
- технические – изучение существующих законов физики и химии.
Как правило, отрасли науки связаны с направлениями деятельности людей. Например, комплексные отрасли юридической науки разделены в соответствии с отраслями права: административное, уголовное и так далее.
Науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Задача первой – систематизация, универсализация принципов и открытий. Что касается второй, то ее задача – применить на практике фундаментальные теории.
Базовые характеристики современной науки:
- рост количества научных дисциплин;
- увеличение числа ученых и людей, занятых в исследованиях;
- интернациональное изучение проблемных вопросов.
Итак, главные задачи и цели науки связаны с достижением истины и систематизацией существующих знаний.
Особую силу научные знания приобрели после НТР (научно-технической революции в середине двадцатого века). В рамках нескольких десятилетий произошел скачок в развитии техники. Последние шестьдесят лет характеризуются постоянным развитием научного знания.
Роль образования в современном обществе
Образование представляет собой процесс, в рамках которого происходит становление личности, за счет усвоения знаний, накопленных предыдущими поколениями. Основная цель образования – приобщение индивидов к нормам и ценностям социума, в котором они проживают.
К принципам современного российского образования относятся:
- сфера образования – одна из приоритетных среди направлений государственной политики;
- общедоступность среднего образования для всех граждан;
- гуманистический характер – жизнь, здоровье и достоинство человека первостепенны;
- светский (не религиозный) характер предоставления знаний, например, еще два века назад получить образование было возможно только при монастырях.
- все ученики обладают равными правами и обязанностями.
Сущность понятия «образование» связана с передачей знаний и навыков новым поколениям посредством специально созданных институтов общества.
Тенденции развития науки и образования, связанные с современной моделью образовательного процесса:
- Демократизация – возможность получить образование доступна гражданам России даже в самых удаленных уголках. Проект — открытая образовательная среда.
- Продолжительность образования – процесс становится длиннее в связи с появлением большего объема знаний и их доступностью.
- Гуманизация – интеграция в образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями на равных основаниях.
- Гуманитаризация – рост числа гуманитарных наук в рамках школьной программы.
- Интернационализация – международный характер учебы.
- Компьютеризация – внедрение передовых технологий в процесс обучения. Включает в себя современные технические средства обучения в образовательном процессе.
Таким образом, смысл понятия «образование» в современном мире приобретает новые акценты, связанные с общедоступностью и непрерывностью процесса обучения. А также новые формы организации образовательного процесса допускают получение дистанционных знаний.
- до школы – ясли и детский сад;
- школьное – три уровня (начальная, средняя и старшая школы);
- среднее профессиональное — колледжи, училища;
- высшее университетское – бакалавриат, магистратура, аспирантура и далее.
Не все указанные элементы структуры системы образования обязательны. В соответствии с Конституцией граждане обязаны получить основное общее (закончить девять классов). Базовые цели и задачи образования связаны с передачей ключевых накопленных знаний.
В зависимости от возможностей и предпочтений людей выделяют следующие способы получения образования: очно (стандартное регулярное посещение учебного заведения), заочно (периодическое присутствие на занятиях), экстернат (досрочная сдача экзаменов) и самообразование. Современные формы организации образовательного процесса зависят от учебного заведения и возможностей студентов.
Стратегическая цель государства в образовании – переход на западноевропейскую систему многоуровневого конкурса. Педагоги как субъекты образовательного процесса являются не столько носителями знаний, сколько должны привить интерес к их получению. В качестве главного результата образования ставится желание человека учиться дальше.
Искусство и его функции
Особенности современного искусства
Определение слова «искусство» предполагает отражение действительности посредством образов. Оно не стремиться к точности и достоверности информации и носит субъективный характер.
К базовым функциям искусства относятся:
- преобразовательная – изменяет общество и природу благодаря действиям;
- художественная – отражение мира;
- воспитательная функция искусства нацелена на формирование у молодого поколения чувств и стимуляцию эмоций;
- рекреационная – организация отдыха и досуга людей.
Современное определение термина «искусство» связано с указанными функциями и многообразием видов и форм.
Виды искусства представляют собой сложившиеся в рамках истории, формы проявления деятельности людей. К ним относятся:
- литература;
- музыка и танец;
- живопись;
- архитектура;
- театр, цирк и кино.
Эстрада как вид искусства представляет собой зрелищное сценическое выступление артистов.
К особенностям современного искусства относятся:
- Появление новых художественных форм, например, графика, в том числе и компьютерная, радио, искусство и тому подобное.
- Смешение жанров, например, в кинофильмах и музыке. В качестве частного примера можно привести фильм «Мстители», в котором есть элементы приключений, комедии, детектива.
- Отход от принятых ранее канонов [1] и импровизация [2] .
Виды современного искусства отвечают на запросы молодого поколения – они быстрые, яркие, наполненные смыслом.
Словарь
1. Канон – неизменная традиционная совокупность норм и правил.
2. Импровизация – вид искусства, который создается непосредственно перед зрителем; неожиданное творение.
Источник: 100urokov.ru