Что представляет собой искусство украшения стен и потолков то есть фреска

Фреска, фресковая живопись (Fresco painting)

Художественный термин «Фреска» (по-итальянски «свежая») описывает метод живописи, при котором цветные пигменты смешиваются исключительно с водой (без использования связующего), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (поверхность).

Поверхность, как правило, представляет собой оштукатуренную стену или потолок. Жидкая краска впитывается штукатуркой, и по мере высыхания штукатурки пигменты удерживаются в стене. Перед нанесением краски художник обычно делал подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.

Фрески Камеры Дельи Споси (итал. Camera degli Sposi Фреска Страшного суда (1536-41). Сикстинская капелла. Работы Микеланджело

Монтаж фрески. Весь процесс работы. Фреска. Поклейка фрески. Фреска на стену. Современная фреска

Виды фрески

Существует три основных типа фресковой техники: Буон или истинная фреска, Секко и меццо-фреска. Буон фреско, наиболее распространенный метод фрески, включает использование пигментов, смешанных с водой (без связующего), на тонком слое влажного, свежего известкового раствора или штукатурки (интонако). Пигмент впитывается в стену, как описано выше.

В отличие от этого, живопись secco выполняется на сухой штукатурке и поэтому требует связующего средства (например, яичной темперы, клея или масла) для прикрепления пигмента к стене, как в знаменитой настенной живописи, известной как «Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи. Меццо — фреска предполагает нанесение краски на почти, но не совсем сухую интонацию, так что пигмент лишь слегка проникает в штукатурку. К 1600 году это в значительной степени заменило фрески буона на фресках и потолках.

Триумф святого Игнатия (1691-4) в Сан-Игнацио, Рим. Лучшая фреска Квадратичной формы католического контрреформационного искусства 17 века

История фресок

Фреска практиковалась еще в 2000 году до н. э. минойцами во время цивилизации Крита бронзового века. Знаменитые настенные фрески критского буона включают в себя «Тореадор». Ранние фрески также были написаны в Марокко и Египте, причем египетские художники предпочитали метод секко для своих надгробных росписей.

Фресковые росписи также были распространены в греческом искусстве, а также в этрусской культуре и в римском искусстве (напр. Помпеи, Геркуланум), где они были в основном выполнены в стиле фрески буона. Раннехристианское искусство в Риме, особенно в катакомбах, также отличалось фресками. Действительно, этот стиль был популярен среди художников по всему древнему Средиземноморью и в Турции. Кроме того, ранние образцы буддийского фрескового искусства, выполненные между 200 годом до н. э. и 1100 годом н. э., были обнаружены в пещерах Аджанта и храме Брихадисвара в Индии.

Читайте также:
Как лепить из глины тарелочки для украшения

Византийские религиозные фрески

Восточно — православное искусство, особенно русская средневековая живопись, в значительной степени опиралось на фресковые настенные росписи в своих церквях и соборах, чтобы проиллюстрировать сцены из Библии. Экспонентами были Феофан Грек (1340-1410); Андрей Рублев (1360-1430) (фрески в Благовещенском соборе Москвы и Успенском соборе во Владимире); и Дионисий (1440-1502) (ответственный за фрески в Ферапонтовом монастыре).

Фреска в церкви Спаса Преображения Новгорода (1340-1410). Феофан Грек

Эта форма христианской средневековой живописи, оказавшая сильное влияние на готическое искусство, была вытеснена школой итальянской живописи до Ренессанса (1300-1400), членами которой были Симоне Мартини (1284-1344), Ассизи (1317) — Амброджо Лоренцетти (1285-1348), Палаццо Пабблико, Сиена) — и, конечно, флорентийский Джотто (около 1267-1337), в частности, его Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Плач Христа (1305) в часовне Арены, Падуя.

Итальянский Ренессанс

Именно в эпоху итальянского Возрождения фресковая живопись достигла своего апогея, за исключением Венеции, которая была слишком сырой. художники 15 века по всей Италии использовали фресковые техники, в частности, для своих религиозных картин в соборах и церквях. Три самых известных примера фресковых росписей эпохи Возрождения включают: (1) фрески часовни Бранкаччи (1424-28) работы Мазаччо во Флоренции, например, Дань (1425-7) и Изгнание из Райского сада (1426-7); (2) фрески Сикстинской капеллы (1481-1541) Боттичелли, Перуджино и других и, конечно, Микеланджело, например, ранняя фреска Перуджино «Христос, вручающий ключи святому Петру» (1482). (3) Комнаты Рафаэля (1508-20), украшенные Рафаэлем, в Ватикане: например, Афинская школа (1508-11) в Строфе делла Сегнатура (Комната подписи).

Фреска Перуджино

С уходом искусства эпохи Возрождения и появлением маньеризма народный вкус стал отдавать предпочтение большой живописи маслом на холсте и гобеленам, что ограничивало использование фрески верхними областями стен и потолков. Но посмотрите фрески в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции работы Якопо Понтормо (1494-1556). К мастерам этого типа архитектурных, иллюзионистических, фресок относятся: Мантенья (1430-1506) и Корреджо (1489-1534) — в частности, его необыкновенное Успение Пресвятой Богородицы (Пармский собор) (1526-30).

Читайте также:
Что за украшение парюра

Барокко

От Болонской школы живописи, возглавляемой Аннибале Карраччи (1560-1609), известной фресками Галереи Фарнезе (1597-1608), до ослепительной квадратики Андреа Поццо (1642-1709), через таких художников, как Гверчино (1591-1666), Пьетро да Кортона (1596-1669) и Лука Джордано (1634-1705), эпоха барокко была последним периодом, когда живопись в грандиозной манере ассоциировалась со средой фрески. Одной из последних великих фресок был Константин, приказавший уничтожить языческих идолов (1648, Латеранский баптистерий) Карло Маратты (1625-1713). Ко времени великого художника эпохи рококо Тьеполо (1696-1770) фреска в целом пришла в упадок, хотя его величественные фрески вюрцбургской резиденции (1750-3) были поздней кульминацией.

В течение 19 века двумя известными фресковыми художниками были Теодор Шассерио (1819-56) и Пюви де Шаванн (1824-98), оба из которых создали несколько выдающихся украшений для города Парижа.

Мексиканская фреска эпохи Возрождения (1920-1930-е годы)

Диего Ривера (1886-1957), Дэвид Альфаро Сикейрос (1896-1974) и Хосе Клементе Ороско (1883-1949) были тремя величайшими участниками так называемого мексиканского ренессанса фресок, который привел к крупному возрождению фресковой живописи. К северу от границы в Соединенных Штатах художник-социал-реалист литовского происхождения Бен Шан (1898-1969) также был успешным художником-фрескистом, на его имя было написано несколько проектов в области общественного искусства.

Источник: www.risunoc.com

Что такое фреска и как её пишут

Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью.

А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно.

Как создаются фрески

  • Сначала специальные краски наносят на влажную стену.
  • После высыхания рисунок покрывают специальной кальциевой пленкой, чтобы защитит краску, в противном случае пигмент может осыпаться.
  • Переделать или исправить фреску нельзя, поэтому у художника есть только один шанс на хорошую работу. В противном случае придется снимать слой штукатурки и воспроизводить все целиком.
  • На создание шедевра есть один день, пока известь не застынет.
Читайте также:
Как нарезать клубнику для украшения

Фресковая живопись

Мы можем полюбоваться фресками еще на античных памятниках монументальной живописи. Но популярны фрески были и для украшения жилых домов, в основном, знатных и богатых людей. Во время эпохи Возрождения фрески приобрели особую популярность. Они украшали дворец герцога Людовика Гонзага, над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо. Интересно, что людям нравилось изображать на фресках дома быть своей семьи. С XVI в . в Италии распространилась « чистая » фреска (« буон фреско «) без применения темперы . При этом верхний слой грунта ( интонако ) в этом виде фрески наносился только на тот участок , который живописец рассчитывал закончить до его высыхания . Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII — XVIII вв . В XIX в .

В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы.

Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками.

Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится.

Самые известные фрески

Фреска. Микеланджело.

Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512. Источник: dic.academic.ru

Фреска. Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область

Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область Источник: dic.academic.ru

Фреска. Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя

Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя Источник: https://dic.academic.ru

  • Умерло ли церковное искусство?
  • Искусство: современное, светское, церковное?

Мастер-класс по созданию фрески

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Красивые фрески в интерьере гостиной, прихожей и других комнат квартиры

Екатерина Глущенко

Техника фресковой живописи с давних пор является ведущей техникой стенных росписей. Она получила распространение со второго тысячелетия до н. э., с периода Эгейское искусства. Наивысшего расцвета достигла в античной художественной культуре, когда применялись многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли.

Доступные исходные материалы: известь, песок, окрашенные минералы и условная простота, долговечность техники обусловили востребованность фресковых полотен в античном мире. С первых веков нашей эры картины, технически схожие с фреской, начали появляться в Индии, Средней Азии. Средневековая фреска зародилась в Древней Руси, Византии, (10-12 вв. и 14-17 вв.), когда свои работы создавали такие мастера, как Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

Читайте также:
Что такое украшение иризация

Фресковую живопись разрабатывали в Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и прочих странах. Значительного подъема данное искусство достигло в творчестве художников эпохи Возрождения в Италии, здесь можно назвать Микеланджело, Рафаэля, Джотто, Мазаччо, а также Леонардо да Винчи, с его прославленной работой «Тайная Вечеря».

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Знаменитая фреска да Винчи “Тайная вечеря”

В XIX столетии к искусству фрески обращались мастера в Германии, а также некоторые представители модерна, например, Ф. Ходлер в Швейцарии. В ХХ веке работали в технике фрески Боргонцони в Италии, Диего Ривера в Мексике. Фресковая роспись сохраняет популярность и в наши дни. Хотя люди уже не верят безусловно в обязательную мистическую силу изображений, находящихся в доме, художественное оформление интерьеров остается актуальным.

Что такое фреска

Фреска — техника живописи по свежей (сырой) штукатурке, разведенными на чистой или известковой воде красками. При этом картина становится прочной и долговечной. Грунтовка и закрепляющее вещество представляют собой одно целое: известь. Краски не осыпаются: от воздуха на поверхности образуется прозрачный слой нерастворимого известкового карбоната, который закрепляет и сохраняет пигменты.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Изящная настенная роспись в классической гостиной

Поверхность фрески — гладкая либо зернистая, штукатурка может быть также двух типов: «грунтовка» и «штукатурка». В первом случае это смесь песка с известью, во втором — смесь извести, мелкого песка и мельчайшей мраморной пыли. Помимо самой фрески, с древности существует роспись по сухой штукатурке: мастер Ченнини различал собственно фреску: живопись по сырой штукатурке.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Процесс создания фрески

И технику, представленную в трактатах — античные мастера завершали изображение «по сухому» при помощи темперы, поверхность античной фрески подвергалась полировке горячим воском.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Античная фреска из города Помпеи

С XVI столетия в Италии появилась «чистая фреска» либо «буон фреска», без темперы, когда применялись 2-х слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец планировал закончить на протяжении дня или двух. Этот способ впервые упоминается в трактате того же Ченино Ченнини (1437): мастер должен был начать и завершить работу до того, как высохнет известь, иначе придется удалять соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Поэтому техника фрески требует быстрой и уверенной работы.

Читайте также:
Как почистить серебряные украшения фольгой

Виды техник

Техника «а секко» представляет собой живопись по сухой штукатурке красками, с добавлением различных связующих веществ: яйцо —в темперной живописи, масло, клей, известковая вода. При методе под названием «а меццо-фреско» происходит наложение красочного слоя на сырую или вновь увлажненную основу, при этом слой не может проникнуть глубоко.

Способ «фреско-секко» представляет собой живопись известковой водой по известковому же раствору, с добавлением гашеной извести и речного песка. Палитру цветов при этом можно расширить, если добавить казеин. Клеевая либо казеиновая живопись была популярна в средние века и в античности. Следует также упомянуть античную технику «стукко-люстро», применяемую, чтоб изобразить мраморные колонны. При этом использовали мраморную пыль, смешанную с известью, что схоже с техникой фрески.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Современная фреска с колоннами в интерьере столовой (гостиной). Визуально помещение выглядит больше.

Поверхности под фрески, оштукатуривание

  • Трепел;
  • Диатомит, пемза;
  • Гипс.

Бетонные плоскости из обычных цементов без специальной подготовки не годятся для использования под роспись из-за известковых солей, выделяемых из цементных растворов. Не подходят и поверхности из шлакобетона, содержащие сернистые соединения. В этом случае штукатурка изолируется от поверхности специальной сеткой или керамическим слоем. Поверхности из природного камня, известняка, туфа и песчаника хороши для фресок, но перед оштукатуриванием должны быть обработаны для более качественного сцепления со штукатуркой.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Античная настенная фреска в зоне для чтения

Роль и тематика фрески в интерьере

Пространство, украшенное настенной росписью, приобретает индивидуальность, узнаваемость. Эффектными полотнами оформляют разные комнаты, в особенности — предназначенные для приема гостей. Фреска в интерьере гостиной способна придать этому помещению оригинальный и статусный вид, подчеркивая предпочтения и вкусы человека, живущего в доме. В интерьере фреска выполняет ту же роль, что и произведения живописи, делая дизайн помещения нестандартным. Такое оформление удачно сочетается с интерьерами как в классическом стиле, так и в современном.

Источник: dg-home.ru

Рейтинг
Загрузка ...