Художественный термин «Фреска» (по-итальянски «свежая») описывает метод живописи, при котором цветные пигменты смешиваются исключительно с водой (без использования связующего), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (поверхность).
Поверхность, как правило, представляет собой оштукатуренную стену или потолок. Жидкая краска впитывается штукатуркой, и по мере высыхания штукатурки пигменты удерживаются в стене. Перед нанесением краски художник обычно делал подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.
Монтаж фрески. Весь процесс работы. Фреска. Поклейка фрески. Фреска на стену. Современная фреска
Виды фрески
Существует три основных типа фресковой техники: Буон или истинная фреска, Секко и меццо-фреска. Буон фреско, наиболее распространенный метод фрески, включает использование пигментов, смешанных с водой (без связующего), на тонком слое влажного, свежего известкового раствора или штукатурки (интонако). Пигмент впитывается в стену, как описано выше.
В отличие от этого, живопись secco выполняется на сухой штукатурке и поэтому требует связующего средства (например, яичной темперы, клея или масла) для прикрепления пигмента к стене, как в знаменитой настенной живописи, известной как «Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи. Меццо — фреска предполагает нанесение краски на почти, но не совсем сухую интонацию, так что пигмент лишь слегка проникает в штукатурку. К 1600 году это в значительной степени заменило фрески буона на фресках и потолках.
История фресок
Фреска практиковалась еще в 2000 году до н. э. минойцами во время цивилизации Крита бронзового века. Знаменитые настенные фрески критского буона включают в себя «Тореадор». Ранние фрески также были написаны в Марокко и Египте, причем египетские художники предпочитали метод секко для своих надгробных росписей.
Фресковые росписи также были распространены в греческом искусстве, а также в этрусской культуре и в римском искусстве (напр. Помпеи, Геркуланум), где они были в основном выполнены в стиле фрески буона. Раннехристианское искусство в Риме, особенно в катакомбах, также отличалось фресками. Действительно, этот стиль был популярен среди художников по всему древнему Средиземноморью и в Турции. Кроме того, ранние образцы буддийского фрескового искусства, выполненные между 200 годом до н. э. и 1100 годом н. э., были обнаружены в пещерах Аджанта и храме Брихадисвара в Индии.
Византийские религиозные фрески
Восточно — православное искусство, особенно русская средневековая живопись, в значительной степени опиралось на фресковые настенные росписи в своих церквях и соборах, чтобы проиллюстрировать сцены из Библии. Экспонентами были Феофан Грек (1340-1410); Андрей Рублев (1360-1430) (фрески в Благовещенском соборе Москвы и Успенском соборе во Владимире); и Дионисий (1440-1502) (ответственный за фрески в Ферапонтовом монастыре).
Эта форма христианской средневековой живописи, оказавшая сильное влияние на готическое искусство, была вытеснена школой итальянской живописи до Ренессанса (1300-1400), членами которой были Симоне Мартини (1284-1344), Ассизи (1317) — Амброджо Лоренцетти (1285-1348), Палаццо Пабблико, Сиена) — и, конечно, флорентийский Джотто (около 1267-1337), в частности, его Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Плач Христа (1305) в часовне Арены, Падуя.
Итальянский Ренессанс
Именно в эпоху итальянского Возрождения фресковая живопись достигла своего апогея, за исключением Венеции, которая была слишком сырой. художники 15 века по всей Италии использовали фресковые техники, в частности, для своих религиозных картин в соборах и церквях. Три самых известных примера фресковых росписей эпохи Возрождения включают: (1) фрески часовни Бранкаччи (1424-28) работы Мазаччо во Флоренции, например, Дань (1425-7) и Изгнание из Райского сада (1426-7); (2) фрески Сикстинской капеллы (1481-1541) Боттичелли, Перуджино и других и, конечно, Микеланджело, например, ранняя фреска Перуджино «Христос, вручающий ключи святому Петру» (1482). (3) Комнаты Рафаэля (1508-20), украшенные Рафаэлем, в Ватикане: например, Афинская школа (1508-11) в Строфе делла Сегнатура (Комната подписи).
С уходом искусства эпохи Возрождения и появлением маньеризма народный вкус стал отдавать предпочтение большой живописи маслом на холсте и гобеленам, что ограничивало использование фрески верхними областями стен и потолков. Но посмотрите фрески в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции работы Якопо Понтормо (1494-1556). К мастерам этого типа архитектурных, иллюзионистических, фресок относятся: Мантенья (1430-1506) и Корреджо (1489-1534) — в частности, его необыкновенное Успение Пресвятой Богородицы (Пармский собор) (1526-30).
Барокко
От Болонской школы живописи, возглавляемой Аннибале Карраччи (1560-1609), известной фресками Галереи Фарнезе (1597-1608), до ослепительной квадратики Андреа Поццо (1642-1709), через таких художников, как Гверчино (1591-1666), Пьетро да Кортона (1596-1669) и Лука Джордано (1634-1705), эпоха барокко была последним периодом, когда живопись в грандиозной манере ассоциировалась со средой фрески. Одной из последних великих фресок был Константин, приказавший уничтожить языческих идолов (1648, Латеранский баптистерий) Карло Маратты (1625-1713). Ко времени великого художника эпохи рококо Тьеполо (1696-1770) фреска в целом пришла в упадок, хотя его величественные фрески вюрцбургской резиденции (1750-3) были поздней кульминацией.
В течение 19 века двумя известными фресковыми художниками были Теодор Шассерио (1819-56) и Пюви де Шаванн (1824-98), оба из которых создали несколько выдающихся украшений для города Парижа.
Мексиканская фреска эпохи Возрождения (1920-1930-е годы)
Диего Ривера (1886-1957), Дэвид Альфаро Сикейрос (1896-1974) и Хосе Клементе Ороско (1883-1949) были тремя величайшими участниками так называемого мексиканского ренессанса фресок, который привел к крупному возрождению фресковой живописи. К северу от границы в Соединенных Штатах художник-социал-реалист литовского происхождения Бен Шан (1898-1969) также был успешным художником-фрескистом, на его имя было написано несколько проектов в области общественного искусства.
Источник: www.risunoc.com
Что такое фреска и как её пишут
Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью.
А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно.
Как создаются фрески
- Сначала специальные краски наносят на влажную стену.
- После высыхания рисунок покрывают специальной кальциевой пленкой, чтобы защитит краску, в противном случае пигмент может осыпаться.
- Переделать или исправить фреску нельзя, поэтому у художника есть только один шанс на хорошую работу. В противном случае придется снимать слой штукатурки и воспроизводить все целиком.
- На создание шедевра есть один день, пока известь не застынет.
Фресковая живопись
Мы можем полюбоваться фресками еще на античных памятниках монументальной живописи. Но популярны фрески были и для украшения жилых домов, в основном, знатных и богатых людей. Во время эпохи Возрождения фрески приобрели особую популярность. Они украшали дворец герцога Людовика Гонзага, над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо. Интересно, что людям нравилось изображать на фресках дома быть своей семьи. С XVI в . в Италии распространилась « чистая » фреска (« буон фреско «) без применения темперы . При этом верхний слой грунта ( интонако ) в этом виде фрески наносился только на тот участок , который живописец рассчитывал закончить до его высыхания . Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII — XVIII вв . В XIX в .
В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы.
Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками.
Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится.
Самые известные фрески
Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512. Источник: dic.academic.ru
Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область Источник: dic.academic.ru
Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя Источник: https://dic.academic.ru
- Умерло ли церковное искусство?
- Искусство: современное, светское, церковное?
Мастер-класс по созданию фрески
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru
Красивые фрески в интерьере гостиной, прихожей и других комнат квартиры
Техника фресковой живописи с давних пор является ведущей техникой стенных росписей. Она получила распространение со второго тысячелетия до н. э., с периода Эгейское искусства. Наивысшего расцвета достигла в античной художественной культуре, когда применялись многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли.
Доступные исходные материалы: известь, песок, окрашенные минералы и условная простота, долговечность техники обусловили востребованность фресковых полотен в античном мире. С первых веков нашей эры картины, технически схожие с фреской, начали появляться в Индии, Средней Азии. Средневековая фреска зародилась в Древней Руси, Византии, (10-12 вв. и 14-17 вв.), когда свои работы создавали такие мастера, как Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
Фресковую живопись разрабатывали в Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и прочих странах. Значительного подъема данное искусство достигло в творчестве художников эпохи Возрождения в Италии, здесь можно назвать Микеланджело, Рафаэля, Джотто, Мазаччо, а также Леонардо да Винчи, с его прославленной работой «Тайная Вечеря».
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Знаменитая фреска да Винчи “Тайная вечеря”
В XIX столетии к искусству фрески обращались мастера в Германии, а также некоторые представители модерна, например, Ф. Ходлер в Швейцарии. В ХХ веке работали в технике фрески Боргонцони в Италии, Диего Ривера в Мексике. Фресковая роспись сохраняет популярность и в наши дни. Хотя люди уже не верят безусловно в обязательную мистическую силу изображений, находящихся в доме, художественное оформление интерьеров остается актуальным.
Что такое фреска
Фреска — техника живописи по свежей (сырой) штукатурке, разведенными на чистой или известковой воде красками. При этом картина становится прочной и долговечной. Грунтовка и закрепляющее вещество представляют собой одно целое: известь. Краски не осыпаются: от воздуха на поверхности образуется прозрачный слой нерастворимого известкового карбоната, который закрепляет и сохраняет пигменты.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Изящная настенная роспись в классической гостиной
Поверхность фрески — гладкая либо зернистая, штукатурка может быть также двух типов: «грунтовка» и «штукатурка». В первом случае это смесь песка с известью, во втором — смесь извести, мелкого песка и мельчайшей мраморной пыли. Помимо самой фрески, с древности существует роспись по сухой штукатурке: мастер Ченнини различал собственно фреску: живопись по сырой штукатурке.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Процесс создания фрески
И технику, представленную в трактатах — античные мастера завершали изображение «по сухому» при помощи темперы, поверхность античной фрески подвергалась полировке горячим воском.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Античная фреска из города Помпеи
С XVI столетия в Италии появилась «чистая фреска» либо «буон фреска», без темперы, когда применялись 2-х слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец планировал закончить на протяжении дня или двух. Этот способ впервые упоминается в трактате того же Ченино Ченнини (1437): мастер должен был начать и завершить работу до того, как высохнет известь, иначе придется удалять соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Поэтому техника фрески требует быстрой и уверенной работы.
Виды техник
Техника «а секко» представляет собой живопись по сухой штукатурке красками, с добавлением различных связующих веществ: яйцо —в темперной живописи, масло, клей, известковая вода. При методе под названием «а меццо-фреско» происходит наложение красочного слоя на сырую или вновь увлажненную основу, при этом слой не может проникнуть глубоко.
Способ «фреско-секко» представляет собой живопись известковой водой по известковому же раствору, с добавлением гашеной извести и речного песка. Палитру цветов при этом можно расширить, если добавить казеин. Клеевая либо казеиновая живопись была популярна в средние века и в античности. Следует также упомянуть античную технику «стукко-люстро», применяемую, чтоб изобразить мраморные колонны. При этом использовали мраморную пыль, смешанную с известью, что схоже с техникой фрески.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Современная фреска с колоннами в интерьере столовой (гостиной). Визуально помещение выглядит больше.
Поверхности под фрески, оштукатуривание
- Трепел;
- Диатомит, пемза;
- Гипс.
Бетонные плоскости из обычных цементов без специальной подготовки не годятся для использования под роспись из-за известковых солей, выделяемых из цементных растворов. Не подходят и поверхности из шлакобетона, содержащие сернистые соединения. В этом случае штукатурка изолируется от поверхности специальной сеткой или керамическим слоем. Поверхности из природного камня, известняка, туфа и песчаника хороши для фресок, но перед оштукатуриванием должны быть обработаны для более качественного сцепления со штукатуркой.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Античная настенная фреска в зоне для чтения
Роль и тематика фрески в интерьере
Пространство, украшенное настенной росписью, приобретает индивидуальность, узнаваемость. Эффектными полотнами оформляют разные комнаты, в особенности — предназначенные для приема гостей. Фреска в интерьере гостиной способна придать этому помещению оригинальный и статусный вид, подчеркивая предпочтения и вкусы человека, живущего в доме. В интерьере фреска выполняет ту же роль, что и произведения живописи, делая дизайн помещения нестандартным. Такое оформление удачно сочетается с интерьерами как в классическом стиле, так и в современном.
Источник: dg-home.ru