Что символизирует крест в украшениях

Гуляев, А. С. Символическое значение нательного креста в православной традиции / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 746-748. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11364/ (дата обращения: 03.05.2023).

От самого Крещения мы носим на груди крест. Кресты мы видим в руках священников, в росписях храмов и на куполах церквей, на могилах наших предков. Крест считается защитой от дьявола и оружием спасения, освященным Христовой Кровью и Телом Христа. [1] Кресты и иконы среди всех христиан почитают только католики и православные.

Существует множество причин, по которым люди носят крест. Кто-то видит в кресте красивое ювелирное изделие, кто-то использует его как талисман, приносящий удачу, кто-то отдает таким образом дань моде. Так же есть и те, для кого нательный крест, одетый при крещении, является символом бесконечной веры. [4]

Материал, из которого изготовлен крест, имеет свое толкование. Так, например, крест изготовленный из дерева символизирует райское Дерево Жизни. По словам Иоанна Дамаскина: «. как через древо вошла в мир смерть, так и через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение». Серебро символизирует целомудрие и чистоту.

Крест в украшениях. Религиозный символ или модный аксессуар? Разбираемся.

Золото является символом истины: оно не обманывает и не изменяется. Крест из камня означает самого Христа, так говорили ветхозаветные пророки. В то же время камень символизирует твердую веру. [2]

Крест стал сакральным знаком еще в глубокой древности. С ним были связаны различные легенды, мифы, обряды, суеверия и ритуалы. Он являлся составной частью орнаментов, основой при строительстве храмов и жилищ, чеканился на монетах.

Изображения креста появились еще задолго до христианства в разного рода скульптурах тайного и религиозного значения по всему миру (Ассирия, Финикия, Египет, о. Пасха, Тибет, языческая Скандинавия, Китай и Япония, древние государства Америки, Индия). Крест является самым известным в истории человечества знаком и уже более двух тысяч лет считается всемирным символом христианства, где сопрягается с образом великой жертвы Иисуса Христа. При этом следует различать общий символизм креста для всех религий и крест, представляющий собой символ христианской муки. Общее значение креста — это соединение материального и духовного, земного и небесного, видимого и невидимого. Часть вертикальная часть креста трактуется как ось мира, а поперечная — горизонт. [1]

Знак креста считался одним из важнейших символов, выражающих пространство, окружающее человека со всех сторон. Так крест впервые упоминался у древних земледельцев энеолита. Крест помещали внутри солнечного круга, желая тем самым обозначить повсеместность света, распространяемого им. Таких сторон было четыре.

До сих пор в нашем языке сохранились выражения «со всех четырех сторон», «пустить на все четыре стоны». Ставшая символом повсеместности крестообразность сказалась также на декоративных и заклинательных орнаментах.

Читайте также:
Украшения для альбома своими руками

Древние египтяне были первым цивилизованным народом, широко использующим кресты. В египетской традиции крест с кольцом (анх) символизировал жизнь и богов. В Вавилоне крест был символом Анну — бога небес. В бывшей колонии Вавилона, Ассирии крест, заключенный в кольцо, считался атрибутом бога Солнца — Ашшура.

Тот факт, что символ креста до появления христианства использовался в различных формах языческого поклонения силам природы, подтверждают многочисленные археологические находки. У тенгриан, например, крест был символом покорности и наносился на лоб краской или в виде татуировки. В Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. Крест и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. [2]

На Руси почитание креста было очень велико. В XVII веке европейские путешественники утверждали, что русские не делают ничего не перекрестившись. На дорогах устанавливали поклонные кресты, ими же венчали врата городов. На Руси ходить без нательного креста считалось большим грехом. О злых и бессовестных людях говорили, что «креста на них нет», а клятве и слову не носящего креста человека не доверяли. [1]

Полный Богословский энциклопедический словарь дает следующее определение: «крест наперсный — носимый на груди то под одеждой, то поверх нее». В этом определении главным является местонахождение креста. Грудь — это вместилище сердца, священная часть тела. Недаром древние византийские кресты называли энколпионами (от греч.) — носимый на сердце, на груди.

Обычай сокровенно носить крест под одеждой является самым распространенным с древнейших временно и до наших дней. На Руси такой крест назывался нательником. Обычай давать каждому новокрещенному нательный крест для постоянного ношения возник только в Русской Церкви. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, крест является символом крестного пути.

Главным при ношении креста поверх одежды, открыто, становится символизм христианского служения. Нося крест открыто, человек показывает, что вся его мирская деятельность является служением Христу и совершается под знамением Креста. Таким образом, носимые поверх одежды нательные кресты подчеркивали принадлежность к епископскому сану.

В Русской Церкви их носили только митрополиты и Патриарх. До петровской эпохи нательные кресты являлись обязательными предметами царского и княжеского облачения. Они символизировали христианский характер мирской и духовной власти и богоизбранность.

Рис. 1. Символ креста в царском облачении

Поверх доспехов воины одевали на грудь параманные кресты, которые являлись духовной броней и благословляли на ратные подвиги. Основоположником такой традиции был Константин Великий. Именно он первым приказал изображать знамение креста на доспехах и щитах.

Рис. 2. Параманные кресты на доспехах воинов

В мирской среде, однако, существовала традиция ношения креста поверх одежды в женском ювелирном уборе. Это объясняется защитной и эстетической функцией креста.

Читайте также:
Украшения для лучших подруг своими руками

Ношение креста поверх одежды в России получило наиболее широкое распространение в XVII веке. В это время крест выставлялся на всеобщее обозрение как непобедимое оружие веры. Апостол Павел говорил: «а я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Галат.:6.14). Этими словами часто украшали оборотную сторону русских нательных крестов XVII в. Другая особенность этого века заключалась в том, что после времен смуты в обществе возникла ностальгия по древнему благочестию. Этот этап находит выражение в церемониальном и церковном искусстве.

Сегодня символическое значение креста толковать сложнее. Это связано с тем, что современная эстетика — это весьма субъективная наука, а защита в настоящее время воспринимается как что-то магическое. В христианстве, как и в древних сакральных культах, красота была выражением духовного мира, а защита являлась результатом гармоничного соединения сложной структуры мира и человека.

Существует древний обычай связанный с нательным крестом — «крестование» — устанавливаемое через обмен крестами побратимство. После такого обмена женщины становятся крестовыми сестрами, а мужчины крестовыми братьями.

Наиболее полезно и правильно для христианина носить нательный крест под одеждой, так как соединение происходит только между крестом и человеком. В случае открытого ношения креста появляется третий участник — мир. В христианском мире получалось гармоничное соединение с крестом мира и человека. В современном же мире ношение креста поверх одежды требует от человека особых духовных качеств и ответственности. Крестное знамение и нательный крест являются только внешней частью того, что должно быть в сердце христианина: веры, смирения и упования на Господа.

Сегодня чаще всего крест поверх одежды можно встретить в женском наряде. Это заслуживает уважения в том случае, если это благочестивое искреннее желание возродить древнюю традицию и построить свою жизнь по заповедям Божьим. Но в любом случае следует помнить об опасности осквернить святыню. И конечно, недопустимо легкомысленно носить крест как обычное светское украшение, ибо в этом случае мы невольно нарушим третью заповедь: «Не приемли имени Господа Бога Твоего всуе». [3]

Крест давно прижился в православии, став его духовной основой. Возникнув задолго до существования Руси, крест вошел в ее культуру и религию, постепенно из символа смерти став символом вечной жизни. Крест искупает все прегрешения людей, а руки Христа, распростертые на кресте, напоминают верующим о том, что Он собрал воедино все народы и искупил первородный грех каждого.

Так именно в русском православии в наибольшей степени произошло превращение креста из орудия казни в объект почитания и символ искупления. Такое превращение свидетельствует о внутренней оптимистической природе русского человека. Чтобы не происходило с ним, какие бы испытания не ложились на его плечи, в глубине души он всегда смотрит в будущее с надеждой.

1. История развития формы креста // Золотые Купола. — Ярославль: Блажин Ярослав Золотые Купола, 2009–2011. — Режим доступа: http://www.golddomes.ru

Читайте также:
Как разместить украшения на стене

2. Крест // Википедия: Свободная электронная энциклопедия.- 2014.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

3. Федоров Ю. А., О ношении нагрудного креста // Ю. А. Федоров // Юрий Федоров. — СПб.: Юрий Федоров, 2004. — Режим доступа: http://www.feodorov.ru

4. Шуляк С., Отличие православного креста от католического / С. Шуляк // Русская Православная Церковь. Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. — М.: 2014. — Режим доступа: http://hram-troicy.prihod.ru

Основные термины (генерируются автоматически): крест, нательный крест, ношение креста, одежда, Русь, гармоничное соединение, грудь, знамение креста, Русская Церковь, символ креста.

Источник: moluch.ru

Украшения с крестами – самая интересная новинка сезона

Украшения с крестами – самая интересная новинка сезона

Если в прежние времена украшения использовались для наглядной демонстрации статуса, вероисповедания или материального благосостояния, то сейчас мы живем во времена, когда вещи-символы, в том числе и религиозные, не всегда напрямую ассоциируются с их первоначальным значением. Из сакральных объектов они превратились в том числе и в декоративные элементы, которым каждый – в своем гардеробе или в интерьере – может придать собственный смысл. Яркий пример этой трансформации – украшения с крестами, которые все еще хранят свою историю важнейшего для христианской культуры символа, но могут быть без каких-либо оскорбительных побуждений прочитаны по-разному.

В современной истории моды с крестами часто работали марки Christian Lacroix и DolceGabbana посвятили этому религиозному знаку практически всю коллекцию бижутерии в сезоне осень-зима 2013 – кресты на цепях и в ушах моделей казались такими огромными и роскошно декорированными, как будто на самом деле принадлежали собранию какого-нибудь национального музея. История повторилась в последней коллекции марки haute couture, только на этот раз кресты были и на мантиях из золотистой ткани, и в украшениях, в том числе и на бархатной ленточке как новый вариант модного ожерелья-ошейника.

DolceGabbana Haute Couture, осень-зима 2016

Dolcehttps://sunmag.me/tsennosti/18-11-2016-ukrasheniya-s-krestami-samaya-interesnaya-novinka-sezona.html

Религиозные украшения в готическом ювелирном искусстве

В готический период законодателем и регулятором «золотых» тенденций являлась церковь. Именно поэтому, в более позднее время основное использование золота и золотых украшений приобретает церковную направленность. Церковь всячески пыталась регулировать производство, а основным местом изготовления ювелирных украшений становятся церковные мастерские. Нужды королевских особ покрывали собственные мастера. Однако начиная с XIII века, создаются гильдии мастеров-ремесленников, в том числе и золотых дел.

Монополия церкви в раннем готическом периоде вполне объяснима тем, что большая часть финансовых возможностей была сосредоточена в «руках» церковников. Таким образом, церковь стала основным заказчиком ювелирных изделий.

Возрастающая популярность церкви привела к тому, что религиозные символы вошли в обиход большинства ювелирных изделий готического периода. Теперь ювелирное украшение выполняло не только функцию украшения и утилитарную, но и демонстрировала религиозные чувства их владельца. Религиозная тематика внедрилась во все виды ювелирных украшений. Встречались золотые аграфы с эмалями на сюжеты евангелия, подвески с изображением Марии и младенца Христа.

Читайте также:
Ювелирные украшения одевают или надевают

Крест — как символ готических ювелирных украшений

Крест в средневековом искусстве всегда был основным символом. Крестами были наполнены готические храмы, крест был атрибутом духовенства, в светском искусстве крест – символ духовности.

Церковь использовала крест как символ веры и объединения, в готический период изменила образ Христа. Основным посылом изображения Христа стали страдания. Тема мученичества должна была усмирить прихожан, а значит уменьшить количество сопротивляющихся церковному правлению. Исходя из того, что в церковных «руках» были сосредоточены большие богатства, роскошь и излишество в церковной атрибутике соответствовала всем канонам времени.

Условно кресты готического периода можно разделить на храмовые алтарные и (условно) светские нательные.

Храмовые кресты могут быть представлены крестами-реликвариями и алтарными.

Крест-реликварий представляет собой определенного рода хранилище, чаще мощей святых почитаемых церковью. Готический крест-реликварий наследует традиции ДПИ романского периода, выраженные в простых геометрических формах. Однако форма готического креста не выглядит массивно, за счет повторения декоративного оформления готического храма.

Орнаментальными узорами в технике тиснения, чеканки или филиграни покрыто все тело креста. Цветные камни повторяют многоцветие готических витражей. За счет вытянутой конструкции создается ощущение, что крест стремится ввысь. Членение на ярусы характерное для готических соборов нашло отражение и в крестах. Тело креста полое, изготавливалось из тонких золотых пластин, или фольги.

Крест-реликварий. XIII в.Крест-реликварий. Франция, Лимож. 1180-х гг. Крест-реликварий. Германия, Нижняя Саксония. XII в.

Алтарные кресты изготавливались из дерева, покрывались золотыми пластинами, или медью, в этом случае медь золотили. Символически алтарный крест знаменует Голгофу с распятием, поэтому на кресте основное место относится алтарные кресты изображению Христа. Крест мог быть выполнен в традиционной технике перегородчатой эмали. Изображался не только Христос, но и религиозные сцены. Кресты, украшенные эмалями лиможских мастеров, отличались наличием глубокого синего фона и достаточно условным изображением.

Цветные алтарные и реликварные кресты с уверенностью напоминают цветные стекла витражей, используемые в готических соборах. Кроме того в более поздний готический период накладки в виде крестов могли иметь сильно стилизованный вид, повторяя растительный орнамент характерный для светских украшений, однако отсылающий к главному художественному элементу готического храма – окну-розе.

Крест процессионный. Франция, Бонневаль. XIII в.Крест процессионный. Испания. Вторая половина XV в.Медный процессионный крест. Италия.</p><p> XV в.Крест процессионный. Англия. XV в.Витраж

Религиозное кольцо

Распространение в средние века и в период готики получили епископские, пастырские или светские кольца с церковными символами.

Светское кольцо с церковными символами имело схожесть с обычным готическим кольцом, с той разницей, что вместо романтических символов или гербовых отметок основным элементом были религиозные элементы, а любовные надписи заменялись церковными текстами.

С Х века при вступлении в должность епископ или пастырь получали отличительное епископское кольцо. Такое кольцо одевали на перчатку правой руки. Внешний облик такого кольца представлял собой шинку с нанесенной гравировкой, центральное место отводилось камню кабошоны, или нескольким камням. Позже на кольцах стали появляться папские регалии, таким образом, кольцо служило отличительным символом высшего духовенства.

Епископальное кольцо. Франция. XII в.Епископальное кольцо Кольцо с сапфиром. Англия. XIV в.Епископальное кольцо.</p><p> Франция. XIII в.

Простые религиозные кольца не имели столь «сакрального» смысла и отличались меньшей помпезностью. На шинке кольца, выполненной из металла, как правило, располагалась надпись с восхвалениями богов, центральное место занимал камень, чаще сапфир или аметист.

Читайте также:
Что такое квантовые украшения

Золотой перстень Золотое кольцо-амулет. XIV в.Печатка

Примером такого кольца является средневековое кольцо 13-14 вв. выполненное из желтого золота. Центральным элементом является синий сапфир в огранке кабошон, закрепленный в массивный глухой четырехугольный каст. Шинка кольца украшена симметричными четырехлистниками с рядом поперечных канавок. На кольцо нанесена гравировка с благодарностью Святой Марии.

Кольцо было найдено в XX веке в графстве Саффолк, Англия. Небольшое по весу кольцо (3,53 грамма) должно было призывать к защите Пресвятой Девы Марии.

Золотое кольцо-посвящение. Англия. XIII-XIV вв.

Высшее руководство страны также имело свои отличительные символы. Одним из таких знаков отличия можно назвать перстень Людовика IX. Золотое кольцо правителя XIII века в настоящее время находится в Лувре. Кольцо украшено внушитеного размера драгоценным камнем четырехугольной формы с вырезанной геммой. На шинке кольца располагается цепь геральдических лилий (символов власти) выполненной в технике чеканки.

Перстень Людовика IX. XV вв.

Корона

Еще одним символом власти и исключительным видом ювелирных украшений была корона. Корона была символом власти короля, но также преподносилась в дар наиболее влиятельным местам религиозного назначения.

Корона раннего средневековья чаще состояла из массивных пластин соединенных в обруч. Корона готического периода имеет внешне облегченную конструкцию, стремящуюся ввысь. Всем своим декоративным украшением корона напоминает структуру и ажурность готического храма. Обилие цветных камней, которыми был украшен этот вид ювелирных украшений, все более напоминают стекла цветных витражей.

Готические короны диктуют тенденцию к усложнению и реалистичности художественного отображения, что свойственно для всего периода поздней готики.

Наилучшим примером готической короны можно назвать корону дочери Карла IV Анны Богемской. Изготовленная английскими ювелирами приблизительно в конце XIV века, корона имеет открытую форму обруча.

Основными декоративными элементами короны являются вертикальные зубцы с крестообразными завершениями, чередующиеся с элементами ниже, завершающимися геральдическими лилиями. Золотая корона была признаком полной роскоши, в ее украшении использовали все самые лучшие драгоценные камни. Так корона щедро украшена крупными рубинами и сапфира, изумрудами и бриллиантами. Кроме того жемчугом и эмалью.

Корона Анны Богемской. 1370-1380 гг.

Еще одной похожей короной является дар Людовика доминиканским монахам в Льеже. Корона-реликварий XIII в. изготовлена из серебра покрытого золотом. Корона имеет более раннее происхождение, чем английская корона Анны Богемской, и это отчетливо проступает в ее строении.

Корона также имеет открытую форму обруча, но при этом нижнее основание выглядит тяжеловесно, состоим из металлических платин украшенных самоцветами и орнаментами с изображением дубовых листьев. Выступающие элементы в форме геральдических лилий приземисты. Однако на короне присутствует малая пластика в виде золотых ангелов с книгами и свитками в руках. Кроме декоративного значения ангелы имеют и другое предназначение, – они служат маскировкой соединительных элементов металлических пластин. Корона является реликварием, и хранила в себе реликвии Страстей Христовых.

Корона-реликварий. Долина Мааса. Около 1260-1280 гг.


/SHARE POST —>

  • ← Изумрудные украшения Элизабет Тейлор
  • Изумруд в украшениях российских ювелиров →

Источник: jtrend.ru

Рейтинг
Загрузка ...