Что символизирует штурвал на украшении

С древних времен люди наделяли многие явления и предметы дополнительным сакральным смыслом. Такая символика присутствовала на талисманах, украшала дома, аксессуары и предметы одежды. В этом материале мы собрали восемь интересных символов, которые отражают одно из самых лучших человеческих чувств — счастье.

1. Стрекоза

Это насекомое — символ счастья для коренных жителей Америки. Среди индейских племен Нового Света стрекоза являлась олицетворением изменений, чистоты и счастья.

Это связано с тем, что стрекозы проводят большую часть молодости под водой, а взрослыми становятся уже на суше. Такая метаморфоза воспринимается как символ наступившей зрелости, освобождения от негативных эмоций и мыслей, которые возникают на пути к счастью.

2. Феникс

Предания и легенды об этой птице есть в культуре разных народов. Например, в древнем Египте ее называли Бенну. Чтили этот символ и древние греки. Упоминания о Фениксе есть в мифологии Японии, Китая и Руси.

Феникс сгорает, чтобы снова возродиться из пепла. Он отождествляет сложный жизненный путь человека на пути к счастью, в котором приходится улыбаться вопреки сложностям и идти к своей цели через невзгоды и трудности.

58.МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА РУЛЯ.

3. Синяя птица

Этот символ счастья известен в России, а еще Европе и Китае и других уголках мира.

В мифологии индейцев она олицетворяет духа в образе животного, который символизирует наступление нового дня. А во французских преданиях является предвестником счастья.

Этот символ прочно укоренился в культуре благодаря многим европейским писателям и поэтам XIX века. Среди них был Моррис Метерлинк, выпустивший пьесу «Синяя птица» в 1905 году. Впоследствии пьеса стала сказкой, которая до сих пор издается и пользуется популярностью.

4. Ландыш

Упоминания о ландышах можно встретить в мифах и легендах разных народов. Древние греки считали, что этот цветок создал бог Аполлон, чтобы его девять нимф могли ходить по земле Монпарнаса, не опасаясь повредить свои ноги, по ковру, наполненному благоуханием и цветами.

Читайте также:
Кафебижу украшения своими руками

А в Великобритании ландыш стал символом счастья благодаря тому, что эти цветы любила королева Виктория и другие члены ее семьи. Королевская преданность этим цветам продолжается до сих пор. В 2011 году Кейт Миддлтон выбрала именно ландыши для своего свадебного букета.

Также в английском фольклоре говорится, что когда святому Леонарду Сассекскому удалось убить своего противника-дракона, эти цветы расцвели в память о его победе везде, где была пролита драконья кровь.

А еще когда-то ландыш использовали в качестве защитного оберега, люди верили, что он способен отогнать злых духов.

5. Две золотые рыбки

У приверженцев индуизма, буддизма и других ветвей этих мировоззрений символом счастья являются две золотые рыбки. Они ассоциируются со свободой, миром, гармонией. Это связано с наблюдением, что в природе рыбы плавают в больших водоемах, не боясь опасностей, которые таятся в их водах и на глубине. Сохраняя свой разум в покое, подобно золотым рыбкам, человек может обрести счастье.

Что означают моряцкие татуировки

Именно две рыбки, как символ счастья, были выбраны не случайно. Они олицетворяют две главные священные реки индуизма: Ганг и Ямуна.

6. Корабельный штурвал

В древнем Риме штурвал корабля часто изображали рядом с богиней веселья Летицией, чье имя происходит от слова laeta. Оно означает «счастье», а также «процветание» и «успех».

Штурвал, как символ счастья, был выбран вовсе не случайно. Среди римлян считалось, что счастье и успех их империи лежит в их способности направлять ход событий в нужное русло и господствовать над другими. А этого они добивались с помощью своих кораблей.

7. Подсолнух

Подсолнух, как символ вызывает множество положительных ассоциаций, включая теплоту и счастье. Вероятно, виновато его сходство с солнцем, которое во многих культурах является отражением добра и благодати.

Кстати, для художника Ван Гога этот цветок тоже был отражением короткого периода оптимизма в его жизни. В то время он восторженно ждал прибытия в город Поля Гогена, которым восхищался, и написал картину «Подсолнухи». В наши дни она хранится в токийском Национальном музее западного искусства.

8. Колибри

В древних преданиях, например, в мифах майя и ацтеков, колибри были священными птицами. Инки считали их посланниками Бога, который дарил счастье и радость тем, кто в него верил.

Читайте также:
Самое главное украшение чистая совесть кто сказал

Так же в восточной культуре колибри воспринимают как отождествление созидания и знак, что необходимо распространять вокруг себя радость и красоту.

Источник: heroine.ru

Морская тема. Винтажные брошки штурвал корабля.

ШТУРВАЛ (рулевое колесо, руль кормчего, кормило власти) — одна из древних эмблем, встречающаяся уже в раннее средневековье. Изображалась как колесо с ручками (двумя или несколькими) и означала эмблему руководства, управления. Эта эмблема и связанное с ней значение, несомненно, происходят от солнечного колеса как символа божественной власти (ручки -остатки, рудименты лучей) и лишь позднее стали соотноситься с рулевым колесом судна.

1 (550x550, 227Kb)

2 (700x507, 187Kb)

Значение брошки штурвал таково: человек сам выбирает свой жизненный путь, сам несет ответственность за свои поступки и готов к любым поворотам судьбы. Еще одна значение брошки штурвал, менее распространенное, – это любовь к приключениям, странствиям и склонность к перемене мест.

4 (354x354, 62Kb)

Штурвал, обвитый канатами или с якорем – это символ того, что человек придерживается выбранного пути, несмотря на отягчающие жизненные обстоятельства. Несмотря на то, какое изображение штурвала выбрано – реалистичное или фантазийное, эта брошка является символом свободолюбивых натур, стремящихся доминировать в жизни.

5 (570x527, 163Kb)

6 (644x700, 321Kb)

7 (686x700, 344Kb)

8 (300x300, 66Kb)

9 (550x550, 160Kb)

10 (236x361, 51Kb)

11 (700x402, 291Kb)

12 (236x354, 56Kb)

антиквариат, винтаж, коллекции

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник: www.liveinternet.ru

Царей держава и ангелов слава

Мы привыкли к тому, что на крестах изображено распятие… Поначалу же русские крестики поражают разнообразием форм и изображений.

Так, под одним из экспонатов выставки, проходившей в сентябре-2019 в нижегородском Крестовоздвиженском монастыре, читаем: «Крест нательный. Великомученик Никита, побивающий беса. Медный сплав. Литье. XIV–XVI век».

Когда-то Никита побил беса своими веригами и стал одним из самых любимых святых на Руси.

Прочь суеверия

«Второе тысячелетие нательного креста» — так называется экспозиция. Здесь можно увидеть крестики с XI века и по сей день. Собрал все эти древние и современные святыни директор Выксунского дома-интерната для престарелых и инвалидов Артем Ледяев. Вернее, он их нашел. Сам лично.

В нашей Нижегородской области: в земле, на полях и полянках, на лесных опушках.

Артем Владимирович много лет участвует в поисковом движении, вместе с единомышленниками выезжает на мес­та боев Великой Отечественной, разыскивая останки солдат, не вернувшихся с войны. А между экспедициями он выходит с металлоискателем на просторы нашей области. Наметанный глаз может определить, где могли быть поселения.

Читайте также:
С чем надеть красные украшения

Или полянка между двумя деревнями, куда местные жители выходили на гулянья, на кулачные бои. Дела это все беспокойные — вот и теряли, случалось, наши предки свои нательные крестики. Также и в поле: веревочка у пахаря перетерлась, крест и упал.

— Создавая экспозицию, я главным образом думал о том, что эта часть родной истории многим практически не знакома, — говорит Артем Ледяев. — Ведь порой наши сограждане лучше знают мифы Древней Греции, чем историю русского православия. Но я довольно долго не решался оформить находки в коллекцию. К сожалению, у нас бытует множество суеверий.

Говорят, нашел нательный крестик — брать нельзя: чужой крест (то есть жизненные испытания) на себя берешь. По этому поводу я всегда рассказываю такую историю. Мальчик нашел крестик и принес отцу показать. Тот отнесся отрицательно: чужой крест и так далее. А мальчик в ответ: «Я спас этот крестик.

Он меня сам попросил» — «Как?» — «Я его подобрал, перевернул, а на обратной стороне написано: «Спаси и сохрани». Я так и сделал. Такая вот притча. Но нужно понимать, что мы не ведем поиски на местах археологических памятников. а копаем максимум на штык лопаты, глубже металлоискатель не берет.

Ставрография

В коллекции Артема Ледяева около 500 крестов. О них посетителям выставки в монастыре каждый день рассказывала социальный работник дома-интерната Елена Рудницкая.

— Существует целая наука — ставрография, которая изучает историю креста и его иконографию, — объясняет она. — Первое упоминание о нательных крестах на Руси содержится в Новгородской летописи 1071 года. Документ середины XII века «Вопрошания Кирика» позволяет утверждать, что к этому времени ношение крестов уже было распространено.

Нательные кресты домонгольской Руси были весьма разнообразными. Вероятно, самыми первыми крестами-тельниками, появившимися в Киеве, были равносторонние каменные крестики, именуемые корсунчиками. Их находят на территории всех древнерусских княжеств. К сожалению, пока таких экземпляров в нашей коллекции нет.

Читайте также:
Нужно ли хранить бирки от украшений

При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются не ранее XIV века, а формирование классического русского восьмиконечного креста завершается только к началу XVII столетия.

Татаро-монгольское нашествие стало трагедией для Руси, но и под игом у нас строились храмы, писались иконы, отливались кресты. Крупным центром их производства в XIV–XV столетиях становятся Тверь и Старица. Тверские кресты не были такими разнообразными, как домонгольские. Но можно выделить несколько типов, самым характерным из которых является небольшой прямоконечный крест с изображением Михаила Архангела на обороте и Распятия, Неруко­творного Спаса или Никиты Бесогона на лицевой стороне.

Наиболее распространенными в XV–XVI столетиях стали наперсные (носившиеся на груди поверх одежды) кресты довольно большого размера (как правило, 8,4х5,6 см), имитировавшие домонгольские энколпионы — двустворчатые крес­ты-складни. На лицевой стороне этих двусторонних крестов изображалось Распятие с предстоящими. В верхнем медальоне помещалось изображение Святой Троицы, в нижнем — святого Никиты Бесогона, на оглавии — образ Спаса Нерукотворного. На обратной стороне в центральной части — образ Богородицы «Знамение» в ромбе с символами евангелистов или ростовое изображение пророка Илии в боковых медальонах. Такие двустворчатые кресты к началу XVII века превратились в обычные двусторонние кресты с теми же изображениями.

Процветшие и огненосные

На рубеже XVII–XVIII столетий в русской храмовой архитектуре возникает новый стиль — московское барокко. Проявилось оно и в нательных крестах. На одном из стендов — так называемый крест-штурвал. В народе так называли, и не обязательно его носили моряки. Просто в середине, на перекрестье, было некое подобие круга, напоминающее штурвал.

Эти кресты богато украшены. Здесь мы уже видим цветную эмаль.

Наиболее ярко узорочье барокко проявляется в так называемых «процветших» и «огненосных» крестах. В первом случае крест становится зримым символом райского Древа Жизни. Во втором — символом Воскресения, которое этимологически родственно славянскому глаголу «кресати» — высекать огонь. «Процветшие» кресты украшались узором из листьев и стеблей. Огненосные кажутся объятыми языками пламени.

Читайте также:
Кто занимался изготовлением разных изделий от оружия до ювелирных украшений в истории

К концу XVIII столетия обмирщение церковного искусства проявилось в крайнем оскудении иконографии нательных крес­тов. Развитие орнаментальности сопровождалось устранением изображений святых. На нательных крестах XVIII и XIX столетий почти невозможно найти образ Богородицы или ликов святых. В то же время начинают распространяться крестики с изображением Распятия, которые в предыдущее столетие были на Руси почти забыты.

У каждого крестика есть ушко, куда вставляют гайтан. У одного оно уже, у другого шире. Или одна сторона тоньше другой. Этому есть причины. Если отверстие большое, то крест носили долго, и он мог годами протираться гайтаном, если узкое — значит, быстро потеряли. Теряли нательные крестики и в XX столетии, теряют, к сожалению, и сейчас.

Подтверждение тому — находки Артема Ледяева, находящиеся на стендах и рассказывающие нам о величии Креста Господня, который, как поется в эксапостиларии, «красота Церкве, царей держава и ангелов слава».

Пусть будет музей

Желающих посетить выставку оказалось много. Кроме прихожан монастыря приходили студенты вузов и техникумов, школьники, преподаватели, просто интересующиеся люди.

Необычная коллекция прибыла в Нижний Новгород благодаря игумении Филарете (Гажу), настоятельнице Крестовоздвиженского монастыря. Она побывала однажды в Выксунском доме-интернате, где была выставлена коллекция Артема Ледяева, и пригласила его сотрудников устроить выставку и в обители. Тем более престольный праздник был уже не за горами. Артем Владимирович с удовольствием согласился.

Рядом со стендами, привезенными из Выксы, можно увидеть экспонаты, которые предоставила для выставки настоятельница обители. Эти кресты матушка привози­ла из паломнических поездок, из разных святых мест. Например, здесь точная копия креста царя-мученика Николая II, который он имел при себе, находясь в заключении.

— Крест — великая святыня, — говорит игумения Филарета. — Выставка посвящена кресту именно как великой христианской святыне. Не как произведению искусства, части материальной культуры, а именно святыне. Очень бы хотелось, чтобы в будущем в нашей обители появился музей, посвященный Животворящему Кресту. По крупицам мы уже собираем экспонаты.

С Божией помощью, с миру по нитке… Вот и сегодня принесли крест, вчера — складень старинный. Будем рады, если кто-то еще пожертвует святыни для нашей экспозиции.

Источник: www.mdregion.ru

Рейтинг
Загрузка ...