Арабеска (итал. arabesco – арабский) – средневековый арабский орнамент комбинированного типа, сочетающий в себе растительные и геометрические мотивы (позднее только растительные). Очень часто в этот декор вплетается текстовая вязь. Особое распространение арабеска получила в эпоху Возрождения. Во времена увлечения античностью начала XIX века ошибочно отождествлялась с гротеской.
Этот тип орнамента отличают, прежде всего, очень высокие эстетические свойства и достаточная сложность композиций. Декор выполняется с использованием повторений, в основе которых лежит строгий математический расчет, одного или нескольких элементов узора. При этом один фрагмент часто вписывается в другой.
Такое композиционное решение практически исключает возможность применение фона. С одинаковым успехом арабески могут наноситься как на плоские, так и на выпуклые поверхности. Искусствоведы некоторых европейских стран придают арабеске более узкое значение сугубо растительного орнамента. В данном случае она выступает как антипод мореске (геометрическому орнаменту).
Подписывайтесь на магазин “Арабеска” @arabeska_hobby, если ищите идеи для вдохновения.
История развития арабески в Европе
Данный вид орнамента возник на арабском Востоке и получил особое распространение в Византии. В средние века, в эпоху расцвета готики и романского стиля он часто использовался в качестве декора для рукописных книг. В период сильного влияния мавританского искусства на итальянское (XIV – XV вв.) арабеска получила широкое распространение в майолике и орнаментальной гравюре. Особенно примечательными стал декор дворца Нерона Domus Aurea эпохи Ренессанса. На стенах этого здания имелось множество фрагментов росписей, содержащих арабески.
Своей кульминации развитие гротески эпохи Возрождения достигло в мастерских Рафаэля благодаря усилиям его ученика Джованни да Удине, который восстановил древние орнаменты Domus Aurea. Именно в таких мотивах была исполнена лепнина ватиканских лоджий. Арабески да Удине становятся основой ренессанской иероглифики. До XVIII века любые орнаментальные композиции не мыслились неким излишеством или украшательством. Скорее они были укоренены в эстетику ордеров, были частью целого, зачастую символьной.
Современное понимание орнамента как декора или украшения возникает только в классическую эпоху. В это время арабеска становится не просто иероглифом, а отражением некой свободной, творческой, «божественной» красоты. Зачастую она приобретает и совершенно мистический смысл. Подобные орнаменты, к примеру, использованы в четырех картинах Даниэля Рунге «Времена дня».
Арабески в этом произведении служат связующим звеном четырех главных идей. Очень часто этот вид орнамента в XVIII веке используется и для украшения готических соборов. На протяжении веков европейское искусство не раз обращалось к этому витиеватому и сложному виду орнамента. Очень примечательны, к примеру, арабески Обри Бердслея.
Источник: galamosaic.ru
Арабеска — это искусство, подчиненное правилам геометрии
Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Арабеска, фото которой представлены ниже, украшала практически любые поверхности.
Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров.
Особенности исламского искусства
На Востоке сложились особые условия для развития орнамента. Коран запрещал изображение животных и людей. Пророк Мухаммед подобным законом старался оградить народ от возможности обращения к языческим верованиям. Особенно строго это правило и по сей день соблюдается при украшении культовых предметов и зданий.
Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, геометрический орнамент и каллиграфию. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи. Цитаты из священных текстов, выписанные различными каллиграфическими стилями, украшали книги и стены мечетей. Часто в дополнение к ним рисовались и арабески, своими изгибами и завитками сходные с красивыми и причудливо изогнутыми буквами.
Восточная арабеска как геометрическое искусство
Запрет на изображение живых существ привел к тому, что мастера исламского Востока обратились к геометрии. Арабеска — это орнамент, состоящий из повторяющихся элементов, переплетенных между собой и расходящихся в разные стороны. Для него характерен четкий ритм, выверенный с математической точностью. Арабеска стала воплощением геометрии в искусстве.
Отдельный элемент представлял собой целый и законченный узор. Каждый следующий изящно переплетался с предыдущим, повторяя его и в то же время создавая нечто новое. Орнамент мог закончиться в любой момент — его целостность от этого не страдала. Это свойство способствовало повсеместному использованию арабесок. Узорами украшали стены, потолки и своды, ткани, ковры, металлические и глиняные изделия.
Особенности
Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Математический подход не лишил орнамент художественной ценности. Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. Цветы, бутоны, стебли и листья переплетались, создавая сплошной ковер или оставляя место для нового узора.
Отличительная черта исламского изобразительного искусства — так называемая боязнь пустоты. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона. Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца.
Арабеска как медитативный образ
Арабеска — орнамент ритмичный и завораживающий. При взгляде на повторяющиеся элементы легко утонуть в этом море переплетающихся узоров. И потому арабеска — это прекрасный инструмент для медитации. Она рассеивает особым образом внимание, заставляя забыть о суете внешнего мира и погрузиться в мир внутренний. Орнамент нередко был частью внутреннего убранства мечетей.
Здесь его медитативная функция помогала сосредоточиться на молитве, забыв о земных делах.
Арабеска в Европе
В эпоху Возрождения связи Европы с арабским миром значительно усилились. Вместе со многими другими знаниями из мусульманских стран сюда попали и художественные достижения Востока. Арабеска стала элементом изобразительного искусства Европы. Ее использовал в своих творениях Леонардо да Винчи. Мастер посвящал изрядное количество времени прорисовке затейливых узоров.
Орнаменты, похожие на арабески, присутствуют и на картинах Дюрера и Рафаэля. Многие мастера Возрождения и более поздних периодов черпали вдохновение в узорах, покрывавших мусульманские предметы искусства.
Неиссякаемый источник творчества
Арабеска (фото приведены в статье) завораживает и художников современности, и мастеров прошлого века. К ней обращались и модернисты рубежа XIX и XX столетий. Арабесками вдохновлялся Обри Бердслей, живший и творивший в конце позапрошлого века. Геометрия в виде изящных орнаментов была любима и датским художником-графиком М. С. Эсчером.
Сегодня арабеска — это узор, по-прежнему пользующийся популярностью. Сейчас чаще всего подобным названием обозначается растительный орнамент. Геометрический же узор носит имя «мореска». Орнаменты, напоминающие средневековые арабески, можно обнаружить на обоях и в украшении зданий, в работах графиков и ремесленников. Ими вдохновляются современные дизайнеры интерьеров и модельеры, создатели ювелирных украшений и декораторы.
Модные сегодня в изобразительном искусстве направления зентангл и дудлинг отдаленно напоминают об испещренных орнаментом арабских мечетях и коврах. Нетрудно в наше время найти и ткани, завораживающие своим рисунком. Причудливое переплетение растительных узоров, подчиненное единому ритму, — не что иное, как все та же арабеска, уходящая корнями в далекое Средневековье. Можно смело говорить, что теперь этот орнамент стал неотъемлемой частью мирового искусства, оставаясь в то же время характерной особенностью культуры мусульманских народов.
Источник: fb.ru
Техника декорирования керамики арабеска, технология создания
Статьи
Восток постоянно притягивает взгляды неравнодушных людей своими тайнами, загадками, легендами, необычной красотой.
Красота восточного искусства – это неиссякаемый фонтан. Постичь орнамент арабеска – это, как познать красоту Востока.
Происхождение слова арабеска
У слова «арабеска» смешанное происхождение. На испанском и итальянском языках это слово пишется arabesco, на французском – arabesque, а переводится одинаково – «арабский» или арабская роспись.
Термин арабеска зародился в Передней Азии, конкретнее – в Аравии. Эту территорию принято называть арабским Востоком, отсюда и сформировалось такое название орнамента, как арабеска.
Сегодня у арабески несколько значений, различные словари дают следующие определения термину «арабеска».
- Арабеска в керамике, архитектуре и живописи – это сложный узор, тип орнамента, состоящий из геометрических фигур и элементов растительного мира, происходящий от народов Ближнего Востока.
- Арабеской так же называют инструментальную композицию с причудливым мелодичным рисунком в основном импровизированного характера. Произведение обычно небольшое, но в нем органично переплетаются разнообразные элементы, такие как, смена интонаций, ритмов, темпа мелодии. Известным представителем данного направления является композитор – импрессионист Клод Дебюсси, а так же российский композитор Александр Лядов.
- Арабеской называют цветники-клумбы в садово-парковом искусстве, в котором произрастают затейливо переплетающиеся растения, высаженные по определенным линиям на фоне ровно стриженного зеленого газона. Издалека или сверху эта композиция создает определенный узор, напоминающий восточный орнамент арабеска. Так, ярким примером данных клумб служат газоны-арабески в Австрии.
- В русской школе классического танца арабеск (это слово употребляется именно в таком виде) – это одна из основных поз. Выглядит это следующим образом. Танцор стоит на одной прямой ноге, вторая нога отведена назад и вверх, она так же выпрямлена. Одна рука при этом вытянута вперед, вторая либо в сторону, либо назад. Корпус немного опущен вперед, спина прогнута. Вытянутые рука и нога способствуют уравновешиванию всего тела.
- Арабеска – одно из распространенных направлений немецкого романтизма.
Основные черты орнамента арабеска
Арабеска – своеобразный орнамент. Рисунок строится относительно одной или двух осей, или относительно центра.
Арабеска представляет собой сплошной узор «коврового» стиля.
Рисунок всегда насыщенный и плотный, он представляет собой сложный узор, состоящий в большинстве случаев из геометрических фигур, а так же растительных мотивов. Иногда в рисунок могут входить изображения животных, людей, необычных существ, а так же необычные арабские надписи.
Орнамент выстроен согласно строгого математического расчета. В нем постоянно повторяется один или несколько основных его элементов.
Фон в таком орнаменте практически полностью отсутствует.
Один узор плотно переплетается с другим, заполняя собой максимальную поверхность. Из-за такой особенности арабески европейцы прозвали этот орнамент «боязнью пустоты».
Настоящая восточная арабеска могла включать в орнамент и арабские буквы. Эти буквы были не понятны для европейского человека, так возник своеобразная разновидность арабески – орнамент куфического стиля.
Прервать и продолжить орнамент можно в любой его точке, при этом целостность рисунка не пострадает.
Арабеска всегда хорошо вписывается на любую поверхность и в любом размере, будь то керамические изделия, фасады зданий, ювелирные украшения.
С течением времени под орнаментом арабеска стали понимать любой сложный, изысканный, извилистый рисунок.
Арабеска не несет в своем содержании какого либо смысла. Арабеска формирует взаимосвязь и объединяет в единое целое разнообразные сферы. Арабеска в своей бесконечности стремится к совершенству. Это стремление нельзя остановить и придать какую-либо законченную форму.
Отдельные элемент арабески создают целый узор, они индивидуальны каждый в отдельности и гармонично сплетены воедино в нечто новом. Орнамент арабеска невозможно остановить и нарушить при этом его целостность, от разрыва арабеска не страдает, именно это свойство дало возможность применять арабеску практически повсеместно.
Арабеской с успехом украшают керамику, постройки, отделывают внутренние интерьеры, расписывают ковры и картины и так далее.
В затейливых переплетениях узора арабеска очень гармонично сочетаются и искусство, и математика, и сакральный смысл. Орнамент арабески свойственен в большей степени мусульманскому искусству.
Технология создания орнамента арабеска в керамике
В создании орнамента в первую очередь необходим очень четкий математический расчет для создания элементов композиции и для их последующего сплетения в единый узор.
Основными элементами арабески служат всевозможные геометрические фигуры – это круги, квадраты, ромбы, овалы, точки, зигзаги, ломаные и прямые линии, трапеции, звезды, спирали, треугольники, кресты, шести-, восьми-, десятиугольники и так далее. А так же элементы растительного мира – лепестки, веточки, стебли, бутоны, вьюнки, плоды и так далее.
Необходимо помнить, что каждый элемент узора имеет свое цветовое решение. В этом случае фон, как правило, отсутствует, потому что рисунок иногда на 100 % покрывает изделие.
Арабеска выполняется на любой поверхности, как ровной, так и выпуклой и вогнутой. При этом нет абсолютно никакой разницы в назначении композиции. Один и тот же орнамент может быть использован для ковра, керамики, одежды или украшения.
Выделяют два основных вида орнамента арабеска:
- узел или гирих;
- ислими.
Гирих – это непрерывный геометрический рисунок на сетке. В основе этого вида арабески лежит круг, который делится на отдельные части, вокруг которых формируется продолжение рисунка путем выстраивания других геометрических фигур. У каждой геометрической фигуры в этом рисунке есть конкретное место. Каждая фигура математически просчитана.
В основе ислими лежит растительный рисунок. В него очень гармонично вплетены разные компоненты флоры – листья, бутоны, соцветия и так далее.
Оба вида арабески могут включать в себя арабские буквы. Расположение букв рассчитывается математическим путем. А их написание – это конкретные геометрические линии.
Каждый знак арабески как бы располагается в определенном воображаемом круге, с определенным диаметром, равным размеру первой буквы арабского алфавита — алифе.
Единых требований для используемой цветовой палитры нет. У каждого узора она индивидуальная. Наиболее часто используются голубой и красный цвета и их оттенки. А так же оттеняют эти цвета белоснежным или золотистым.
Нанесение орнамента арабеска на керамическое изделие – очень кропотливый труд, требующий от художника большого мастерства и терпения. Но это и неограниченный простор для его творчества.
Сделать это можно несколькими способами. Но изначально необходимо придумать эпизод орнамента, если получится, то просто в вашем воображении, если нет, то лучше запечатлеть его на бумаге.
Нанести арабеску на керамику можно и рельефными и цветовыми методами декорирования.
Перенести орнамент можно при помощи трафарета. Изначально рисунок изготавливают на плотном материале, который послужит лекалом для перевода на изделие, делаются все необходимые прорези. Далее накладывается лекало на слегка подсохшую глину с небольшим усилием, рисунок отпечатывается на поверхности, лекало удаляют, далее ваша фантазия по раскрашиванию. Так, например, можно оформить внешнюю сторону блюдца. Узор получится еще и рельефным.
Можно нанести орнамент арабеска путем процарапывания, высушив предварительно глиняное изделие до кожетвердого состояния. Это кропотливый труд, который потребует усердия от мастера. Последующий обжиг закрепит рисунок, и можно будет переходить к раскрашиванию.
История возникновения и развития арабески
Зародившись на арабском Востоке, арабеска, нашла свое широкое применение в оформлении рукописных книг, так называемых манускриптах, в период средневекового романского и готического развития искусства.
Почему данный орнамент зародился именно на Востоке, спросите вы. Для этого были определенные предпосылки.
В государствах Востока Коран запрещает изображать людей и животных. Пророком Мухаммедом это было введено с целью не допустить зарождения среди народа идолопоклонничества и оградить тем самым свою веру от языческой веры. Ведь никто не в состоянии стать соперником Богу.
Стоит отметить, что и по сегодняшний день этот закон соблюдается, и особенно строго, если речь идет об оформлении сооружений и предметов культурного наследия.
Арабеска возникла, как ответная реакция на такой запрет. Все мастерства художников в такой ситуации выплеснулось в рождение таких причудливых узоров. Мастера смогли умело сплести воедино геометрические фигуры, элементы растительного мира, а так же каллиграфию.
В последующий период, с 14 по 15 века (в эпоху Возрождения) арабеска появляется и успешно развивается в орнаментах гравюр и росписях в итальянской майолике.
Именно в эту эпоху в значительной мере развиваются связи между Востоком и Европой. В Европу попадают восточные художественные произведения, в том числе и украшенные орнаментом арабеска. Европейские мастера стали уделять много времени созданию восточного орнамента.
В эпоху Возрождения арабеской стали называть более узкое понимание орнамента, только его растительное изображение, а геометрические фигуры в орнаменте называют мореской (мавританский рисунок). Эти названия сохранились по сегодняшний день.
В Турции принято называть орнамент арабеска «руми».
В Средней Азии понятие арабеска получило философский смысл и обозначает отчасти даже образ жизни и мысли.
Со второй половины 18 века европейцы, особенно после обнаружения удивительных раскопок в Италии и Помпеи, стали отождествлять орнамент арабеску с древнеримским орнаментом гротеском, которые оказались очень схожими между собой.
Самый высокий подъем орнамент арабеска достигла в работах великого итальянского художника Рафаэля.
Арабеска, как средство для медитации
Бесконечное ритмичное переплетение геометрических фигур и элементов растительного мира, просто завораживает. В этом море узоров легко утонуть.
Именно такой эффект дает возможность для медитации, глядя на орнамент арабеска. Созерцая его ваше внимание неосознанно рассеивается. Вы добровольно погружаетесь в свой внутренний мир, отрешаясь от всех внешних проблем.
Ведь не зря именно орнамент арабеска украшает интерьер мечетей. Арабеска отвлекает от земных хлопот и помогает сосредоточиться именно на молитве.
Арабеска как неиссякаемый фонтан для творчества
Арабеска завораживает своей оригинальностью не только мастеров прошлого, но и современных художников. Арабеска сегодня так же популярна, как и несколько веков назад.
Очень часто мастера различных направлений вдохновляются орнаментом арабеска в своих работах. Это и ювелиры, и модельеры, и художники-керамисты, и дизайнеры интерьеров.
Так в популярном сегодня направлении, как дудлинг и зентангл, можно увидеть в основе все ту же арабеску, уходящую своими растительными и геометрическими корнями в далекое Средневековье.
Повторяющийся орнамент геометрических фигур все чаще встречается в декоре одежды и постельного белья.
В восточных странах, где в основе создания декора лежат мировоззренческие ценности, глубокий смысл передают орнаменты и узоры. Наиболее ярким представителем восточного декора стала арабеска.
Орнамент арабески – это своеобразный образ вечной жизни. Это способ избежать пустоты. Арабеска – это движение, которое призвано привести к конкретному эстетическому виду фрагментированный хаос.
Источник: kovaleva.gallery