Что такое гема украшение

г е мма, геммы, жен. (лат. gemma) (иск.). Драгоценный камень с вырезанными надписями или изображениями.

Энциклопедия моды и одежды

(лат. gemma ) — резной камень с изображением, выпуклым (камея) или углубленным (инталия); в древности Г. служили печатями, знаками собственности, амулетами, украшениями костюма.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

(лат.) — драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Античный мир. Словарь-справочник

(лат. gemma — глазок, почка на виноградной лозе)

драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выступающим (камея) изображением. Греки и римляне использовали их в качестве украшений, преимущественно как перстни-печатки.

Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог / Вступ. ст. и сост. О.Я. Неверова. Л., 1988; Неверов О.Я.

Геммы античного мира. М., 1983.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001)

ВСЕ ПРО САМОЦВЕТЫ |ЗАРАБОТОК | КАК ВСТАВИТЬ ПРИЗАМАТИЧЕСКИЕ, ПОТУСТОРОННИЕ, КИНЕТИЧЕСКИЕ САМОЦВЕТЫ

драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выпуклым (камея) изображением (см. Глиптика).

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Астрономический словарь

1) Драгоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности – печати, ныне – броши и перстни.

2) (альфа Северной Короны), звезда 2-й звездной величины.

Энциклопедический словарь

  1. (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.
  2. (? Северной Короны), звезда 2-й звездной величины.

Словарь Ефремовой

ж.
Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем
(выпуклыми или углубленными) изображением или надписью.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(лат. gemma; греч. λίθος) — кусок какого-либо так называемого твердого камня, полированный, с вырезанной на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на две категории: в одних изображение представляется углубленным, как в общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью камня в виде более или менее значительного рельефа. Г. первой категории присвоено итальянское название интальи (intagli, по-лат. gemmae exculptae, по-греч. άναγλίφα); вторые называются камеями (camei, g. ca elatae, греч. έντυπα).

Искусство резьбы на твердых каменьях, или глиптика, составляющее особую отрасль скульптуры, было известно еще в глубокой древности, и его технические приемы были исстари почти те же самые, что и в настоящее время, а именно заключались в том, что резчик, соображаясь с предварительно вылепленной из воска моделью, воспроизводил на камне ее изображение с помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых инструментов, напилков и колесиков. Для интальи, которые обычно играли роль печатей, употреблялись преимущественно сердолик и красноватый халцедон. Камеи служили, главным образом, принадлежностью женских уборов — вставлялись в перстни, носились в качестве амулетов, медальонов, аграфов, брошек, составляли своим соединением ожерелья и т. п.; для них предпочтительно брался оникс или разноцветно-слоистый агат, причем художник нередко пользовался этой разноцветностью для достижения не только скульптурного, но и живописного эффекта, вырезая рельеф, например, в белом верхнем слое камня и делая темный нижний слой фоном; иногда природа камня позволяла художнику придавать работе еще большую живописность, например на белом изображении, рисующемся на темном фоне, оставлять в известных местах куски самого верхнего, рыжеватого или красноватого слоя. Кроме вышеупомянутых каменьев, употреблялись для гемм и другие: яшма, аметист, топаз, рубин, ляпис-лазурь и т. д. Наконец, материалом служили подкрашенные, менее твердые камни и стекло (последнее вследствие легкости его отливки в форму распространило множество подделок под интальи и камеи), а в новейшую пору стали также служить некоторые морские раковины.

Читайте также:
Как приготовить украшения из темперированного шоколада шоколадная стружка

BVLGARI: 6 драгоценных КОЛЬЕ, от которых появляются мурашки

Возникновение глиптики относится к незапамятным временам, как о том свидетельствуют резные каменья, дошедшие до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикийцев и индийцев. Что это искусство было знакомо Греции еще в героическую эпоху ее истории, доказывается микенскими находками Шлимана.

Производство Г. усилилось у греков после мидийских войн и достигло высшего своего развития в век диадохов. Художники Эллады сначала ограничивались исполнением интальи, дальше которых не шел даже знаменитейший из резчиков IV в. до Р. Х., Пирготель, которому предоставлено было исключительное право гравировать портреты Александра Македонского.

Но столь простое искусство перестало удовлетворять роскошных преемников всемирного завоевателя, и это привело к изобретению и распространению камей. Знакомство с геммами, будучи заимствовано римлянами от этрусков, усилилось у первых после участившихся сношений их с Грецией.

Вкус к этим изящным изделиям распространился в Риме, особенно в конце республиканской эпохи и при первых императорах; но художники, занимавшиеся тогда глиптикой, были по большей части не туземные мастера, а греки. Из них более других прославился Диоскорид, работавший во времена Августа.

Среди многочисленных античных Г., сохранившихся до наших дней, самыми замечательными по своей величине и художественному достоинству считаются: 1) так называемый «Мальмезонский камей», или «камей Гонзага», хранящийся в Императорском Эрмитаже, в СПб. (оникс высотой в 0,15 м, представляющий грудные портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и жены, Арсинои, см. фиг. 1 табл.); 2) «Августовская Г.» в Императорском венском собрании древностей (сардоникс, с изображением обоготворенного Августа, восседающего на троне, рядом с богиней Ромой (см. фиг. 2 табл.); 3) «Тиверианский камей», в парижском Кабинете резных каменьев (агат, высотой в 0,32 м, с изображением в 20 фигурах семейства Августа и побежденных им народов (см. фиг. 3 табл.) и 4) «Брауншвейгский агат», в тамошнем музее (по-видимому, сцены таинств Диониса и Деметры, в 12 фигурах на 3 полях).

Читайте также:
Как покрасить украшения для торта

ГЕММЫ [Объяснение см. в тексте.]

С упадком античной цивилизации для глиптики, точно так же как и для прочих отраслей искусства, наступил продолжительный период застоя. Хотя Византия и продолжала производить Г., служившие преимущественно печатями или шедшие на украшение священных сосудов и разных предметов церковной утвари, однако достоинство их сильно понизилось; на Западе же для подобных целей пользовались во все продолжение Средних веков либо античными резными каменьями, либо византийскими продуктами и грубыми изделиями туземных мастеров.

Эпоха Возрождения вызвала замершее искусство снова к жизни и возвратила ему вместе с античным характером почти античное совершенство. Художникам этой эпохи приходилось, однако, гравировать на своих геммах не столько мифологические и аллегорические сюжеты, господствовавшие в греко-римской глиптике, сколько портреты современных лиц.

С тех пор резьба на твердых каменьях не переставала развиваться далее, следуя в своем движении за историческим ходом прочих отраслей искусства. Родоначальниками новейшей глиптики можно считать итальянцев Витторио Пизано (1368-1448) и знаменитого ваятеля Донателло (1383-1466).

Продолжателями их направления явились в XVI столетии между артистами Италии П. М. да Пешиа (процветавший в 1513-1521 гг.), М. дель Нассаро († в 1547 г.), Дж. Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495-1555) и многие другие таланты, отлично усвоившие себе античное направление и оживлявшие его непосредственным изучением природы.

Во Франции в эту же пору прославился в особенности Ж. де Фонтене, прозванный Кольдоре. Наступившее в XVII в. господство стиля барокко причинило в глиптике сравнительный застой, из которого, впрочем, она выступила в следующем столетии на широкую дорогу благодаря, с одной стороны, возбудившемуся снова уважению к принципам античного искусства, а с другой — распространившейся среди богатых и знатных людей охоте составлять коллекции резных камней (дактилиотеки).

Значительнейшие резчики Г. в XVIII столетии были итальянцы Ант. Пихлер (1697-1779) и его высокодаровитый сын Джованни (1734-1791), нюрнбержец И.-X. Дорш (1676-1732), шваб И.-A. Наттер (1705-1762), трудившийся в разных местах Европы и под конец своей жизни — в Петербурге, саксонец Г.-В. Теттельбах (1750-1813), англичанин H. Маршант (1755-1793), лучший из всех мастеров новейшего времени после Дж.

Пихлера, француз Ж. Гюе (1715-1793), его ученик Ж.-М. Симон (1749-1834) и К. Л. Лебрехт (1749-1827), главный медальер СПб. монетного двора, руководитель императрицы Марии Феодоровны в ее любительских занятиях медальерным делом.

В XIX столетии вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне артистические произведения этого рода резьба на твердых каменьях мало-помалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа которых наиболее выдаются Дж. Джирометти (1780-1851), работавший в Риме, Червара (там же), Берини (в Милане), Дж.

Читайте также:
Chopard ювелирные украшения отзывы

Каландрелли (в Берлине) и профессор тамошней академии художеств И.-K. Фишер (1802-1862). В настоящее время во многих пунктах Европы и Америки имеются более или менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм, составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам. Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполе, Вене, Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине. Ближайшее знакомство с техникой и историей резьбы на твердых каменьях можно почерпнуть из сочинений: J. Frischholz, «Lehrbuch der Steinschneidekunst» (Мюнхен, 1820); K. E. Kluge, «Handbuch der Ed e lsteinkunde» (Лейпциг, 1860), и Bucher, «Geschichte der technischen K ü nste» (Штутгарт, 1875; статья Г. Роллетта — «Glурtik»).

А. Сомов.

Источник: znachenie-slova.ru

Гематит – камень здоровья, и это железно!

Фото: Гематит камень

И какие только свойства не приписывают гематиту! От ран защищает, от бед охраняет, здоровье вместе с деньгами притягивает, вампиров отпугивает… Да и как тут не приписать? Кровавое название минерала ещё и не на то надоумит. Расскажем подробно об оставленной в мифах и науке красной гематитовой черте. Да и вообще о значении гематита, камня действительно вызывающего суеверный трепет.

Гематит: название, цвет и их объяснение

Фото: Гематит цвет и черта

Гематит чёрный, так отчего же название кроваво? Гема (др.-греч. ἁίμα) означает «кровь. Да и наш простой, не обученный древним языкам, мужик камешек этот не иначе, как «кровавиком» величал. Можно, конечно, сослаться на наличие железа в крови и составе минерала. Но ведь с химией у необразованных русских мужиков не очень-то было.

Зато с наблюдательностью ещё как!

Вот и подмечали, что тёмно-зеркальный в самых красивых своих образцах гематит, стоит лишь прочертить им по неглазированному фарфору или ещё какой светлой твёрдой поверхности, след за собой оставляет кроваво-красный. Да что там след. Хрупкий гематит нетрудно растолочь в мельчайшую пыль, а уж она-то не только фарфор, она всё кругом в кроваво-красный окрасит. А уж если в воду попадёт – батюшки-матушки, вода-то кровью стала!

На самом же деле никаких мистических ужасов в минерале нет. Гематит – это оксид железа Fe₂O₃. Добывают железо из гематитовых руд в том числе. Железо присутствует в человеческом организме. Оно то и придаёт запекшийся крови коричневато-ржавый оттенок.

Вот и все страшные кровавые тайны гематита.

Если уж искать символики в гематите, то приятней не кровавой, а сугубо положительной. Будьте здоровы! Как вот этот гематит. В смысле, сияйте и чтобы никакого малокровия!

Читайте также:
Как сделать коробочку своими руками для украшений

Гематит для мужчин

Фото: Мужской браслет из гематита.

Мужчинам без железа никуда! С этой истиной ни один мужчина не поспорит. Да и серовато-стальной цвет, коим наделяет гематит бусины, располагает к низанию из них брутальных мужских талисманов. К тому же у мужских браслетов, брелоков и прочих фенечек из гематита история древняя. Мужчина – потенциальный воин.

А воинская слава гематиту присуща издревле.

Отшлифованные до блеска кристаллики гематита напоминают зеркало, а зеркальным поверхностям свойственно отражать, угрозы жизни в том числе. Тем и объясняет камень-гематит свои магические свойства, что приписывают ему разные мировые культуры.

Греческие синтагматархи, таксиархи, дилохиты, лохаги, а вслед за ними и римские легионеры всех иерархических ступеней брали с собой в дальние походы гематитовые фигурки домашних божков. А то и необработанные кусочки камня, как оберег от всех воинских невзгод. Гематит зашивали в одежду, чтобы укрепить боевой дух.

Мол, железный камешек и волю своего владельца железной делает, и нервишкам не даёт расшалиться, страхуя от необдуманных шагов и неоправданного риска. Считалось, что камень отводит от своего владельца удары меча и не даёт стреле угодить в незащищённое доспехами тело. А если уж случилась такая неприятность, то гематит поможет остановить кровь и избежать нагноения раны.

Фото: Индеец в боевой окраске гематитовым порошком.

А вот воины-индейцы гематиту находили иное применение. Упомянутый выше гематитовый порошок – один из лучших минеральных пигментов. Он и теперь используется при изготовлении красок для всех нужд. Индейская боевая раскраска вся на основе природных пигментов, для красных тонов они применяли гематитовую пыль. Красный воин – храбрый воин: чем больше красного на лице, тем меньше у противников желания встретиться с храбрецом на тропе войны.

Гематит для женщины

Фото: Гематит украшения женские.

Но не будь женщина, женщиной, если она уступит мужчинам без боя право носить украшения из гематита, признав красивый блестящий камешек типично мужским талисманом. К тому же, гематит и дамам подаёт повод считать его своим. При всем своём железном составе гематит – очень хрупкий минерал. Он легко поддаётся полировке, а потом так же легко её теряет. А это, согласитесь, делает гематит камнем для женщины понятным и родным.

Фото: Гематит

Ну и, наконец, красивей всего в природе гематит проявляется, когда сростки его пластинчатых кристаллов образуют пышный каменный цветок: он так и называется «железная роза». Какая женщина откажется от столь восхитительного и совершенно натурального талисмана? Да она ему сама сотню символических значений придумает, лишь бы оставить за собой.

А ещё красавицы нынче на диетах, то бишь анемичные они, с дефицитом железа в крови. Так что железистый минерал им никак не помешает, ну хоть держаться за него при сильном ветре, чтобы не унесло.

Имитация гематита – благо прогресса

Фото: Бусины гематин.

И самое главное, что должно знать каждой рукодельнице. Натуральный гематит, как творческий материал, капризен, а от того достаточно дорог. Гематит, предлагаемый магазинами в виде доступных по цене бусин – это в основном не натуральный минерал, а его имитации. По внешнему виду, по весу от прототипа они почти не отличаются. А вот устойчивостью к ударам, трению и прочим испытаниям они обладают куда большей.

Читайте также:
Украшение на руку невесты сделать

Из имитаций гематита наиболее известен гематин – сплав стали с оксидом хрома (именно из него изготовлена большая часть всей модной бижутерии).

Встречается и керамическая имитация, так называемый «гемалайк». Историческая и магическая символика к таким бусинкам мало применима, зато они запросто могут служить символом прогресса, например, или ставшей доступной для всех роскоши.

Источник: handmademart.net

Камея. Стильное украшение с историей

Для начала разберемся в терминологии. Чем отличаются гемма, инталия и камея? Гемма — резное украшение из ювелирного камня или раковины. Для его создания может использоваться как камень одного цвета, так и камень с прожилкой — тогда свет изображения и фона будут отличаться.

Инталия и камея — это разновидности геммы. У инталии рисунок на гемме врезанный, а камеи — если выпуклый.

Именно камеи наиболее популярны.

Камея. Стильное украшение с историей, фото № 1Камея. Стильное украшение с историей, фото № 2Камея. Стильное украшение с историей, фото № 3

Немного об истории камеи

Эти украшения были распространены в Древней Греции и Риме. Их использовали в качестве застежек для плащей, шейных украшений и даже вставляли в перстни. Этот аксессуар также мог служить в качестве печатки и быть символом своего хозяина. Наиболее популярными сюжетами для камей в Древней Греции и Риме были амурные, мифические и религиозные, и политико-военные.

Самая известная гемма того периода — камея Гонзага. Это украшение сделана из трехслойного сердолика и изображает профили Птолемея ІІ Филадельфа и Арсинои ІІ. Сейчас хранится в Эрмитаже.

На территории Апеннинского полуострова мода на камеи не прекращалась никогда. Итальянские геммы много веков гремели на всю Европу и Азию.

В конце 17-того века появилась мода изображать своих близких на камеях, а в середине 18-того популярность приобрели и бытовые сюжеты. Сейчас в воображении многих людей камеи ассоциируются в блестящей Викторианской эпохой. В этот период эти украшения стали настолько модными, что их хотели носить абсолютно все, но не у всех были деньги для того, чтобы купить или заказать себе камею. Поэтому многие мастера продавали имитации камей из дерева, создавали росписи в виде характерных образов или делали украшения из бумаги. Позже сформировался особый вид портрета — художник создавал силуэт заказчика из на контрастном материале.

Камея. Стильное украшение с историей, фото № 4Камея. Стильное украшение с историей, фото № 5Камея. Стильное украшение с историей, фото № 6

С чем носить камею сейчас?

Чтобы создать современный и стильный образ, камеи стоит сочетать с лаконичной одеждой. Откажитесь от рюшей принтованных тканей. Лучше попробуйте добавить к камее-подвеске несколько милых цепочек с неброскими кулонами или сочетайте камею с серьгами из металла в цвет оправы.

Источник: www.livemaster.ru

Рейтинг
Загрузка ...