Ещё пару десятилетий назад мы радовались любым нововведениям в компьютерной сфере и могли свыкнуться с любыми неудобствами программ. Сейчас каждый пользователь может высказать своё недовольство по поводу работы с сервисом. Одному будет не нравиться одно, второму ― другое.
Вместо того чтобы угодить всем, разработчики стараются сделать интерфейс и наполнение программ изменяемыми. И для такого подхода есть свой термин ― кастомизация. Итак, что такое кастомизация?
Что значит кастомизация
Кастомизация ― это внесение конструктивных или дизайнерских изменений в продукт под заказ конкретных потребителей. Это самое общее понятие, которое можно дать. Проще говоря, кастомизированный ― это продукт, созданный по индивидуальным потребностям покупателя. Пользователь сам решает, что ему не хватает в базовом продукте, и дорабатывает его сам или обращается за помощью к специалистам.
Яркий пример кастомизации ― изменение кроссовок. Очень популярно покупать какую-либо модель кроссовок и модернизировать её на своё усмотрение (менять цвет, наносить рисунки).
Если бы украшения были людьми!
Создание штучного товара для производства – очень невыгодное дело. Конечно, можно ориентироваться на богачей, но они и так чаще всего заказывают себе эксклюзивные вещи. Куда интереснее использовать технику кастомизации в товарах для среднего сегмента рынка. Для решения такого кейса была придумана массовая кастомизация (mass customization).
Это модульный подход к производству товаров и услуг. Чаще всего вы сталкивались с подобным при подборе мебели. Вот вы заходите на сайт мебельного магазина, выбираете понравившуюся вам модель кресла. И тут вам предлагают выбрать цвет и материал обивки, размер и форму ножек, цвет декора. По итогу созданное вами кресло может в корне отличаться от того, что вы увидели на сайте.
Разве что форма останется неизменной. Что для клиента, что для производителя ― это конструктор, из которого собирается продукт. Массовая кастомизация лежит между обычной массовой продукцией и эксклюзивом. Далее в наших примерах мы чаще всего будем иметь в виду именно массовую кастомизацию, так как о полном эксклюзиве в товарах средней ценовой категории говорить не приходится.
Появление интернет-магазинов дало сильный толчок к распространению кастомизированных товаров. Да, выбрать цвет обивки мебели и цвет шнурков можно было и раньше в офлайн-магазинах. Однако представьте, что вы потратили время на поездку в магазин, заказали вещь с определёнными параметрами, уехали домой и через некоторое время снова вернулись в магазин за заказом.
Ещё длиннее цепочка у производителя. Из-за таких сложностей массовая кастомизация была непопулярной. Всё изменило появление интернет-магазинов.
Интернет-магазины и расширение возможностей кастомизации
Значительно уменьшить цепочку заказа товара с индивидуальными доработками позволили интернет-магазины. Покупатель сидит на диване у себя дома, клацает мышкой по составляющим товара и меняет их внешний вид по своему усмотрению. Производитель получает заказ с комментариями клиента и производит продукт.
Клиент и производитель больше не должны тратить время на дорогу, чтобы обсудить детали заказа. Наличие офлайн-магазина теперь тоже не обязательно, что сокращает расходы на бизнес. И эти деньги можно потратить на производство индивидуальных заказов.
Интернет-маркетинг активно использует массовую кастомизацию, так как теперь коммуникация с пользователем происходит намного быстрее. Уже не обязательно создавать продукт до знакомства с потребителем. Куда проще создать отдельные составляющие, как конструктор, и дождаться клиента, который скажет, какие элементы он хочет видеть у вещи.
Есть множество примеров массовой кастомизации среди марок, производящих одежду и обувь, но нам кажется, что дальше всех в этом деле убежали фастфудные заведения, а именно, пиццерии и бургерные. Если вы зайдёте на сайт или в приложение Mcdonalds, KFC или Burger King, вы увидите, что при заказе бургера можно убрать почти все составляющие бутерброда или, наоборот, удвоить каждый ингредиент. То же самое и с пиццей. Что Papa John’s, что Dodo Pizza также предлагают убрать или добавить ингредиенты. Если вы с друзьями или со второй половинкой не можете решить, что заказать, то можно слепить две пиццы в одну и наслаждаться двумя вкусами.
Как видите, интернет-маркетинг развязал руки производителям. Теперь они могут предлагать больше видов кастомизации без ущерба процессу производства.
Задачи кастомизации в компьютерных технологиях
Задачи кастомизации в товарной сфере немного отличаются от целей кастомизации в IT. Когда потребитель покупает кастомизированные кроссовки, он думает не об удобстве, а в первую очередь о том, как он будет выделяться среди других пользователей кроссовок. За эксклюзив человек готов платить больше, поэтому на обычном рынке кастомизацию используют как маркетинговый приём, который позволяет значительно поднять ценник на товар. Также в сфере розничных продаж кастомизация может стать УТП (уникальным торговым предложением). «Конкуренты всех под одну гребёнку гребут, а мы учитываем интересы каждого», ― говорит глава маркетингового отдела.
В случае с IT-продуктами, кастомизация ― способ предоставить максимально удобный интерфейс. Каждый человек мыслит по-разному. Кому-то удобнее, когда меню справа, а кому-то слева. Одни люди предпочитают светлые тона в интерфейсе, другие ― тёмные. Создать идеальный интерфейс, адаптировать его для всех просто невозможно.
Создавать внешний вид для людей с определённым мышлением ― неэффективно. Во главе угла всё-таки остаются возможности программы, её функционал. Вот разработчики и решаются кастомизировать, создавать разные интерфейсы для программ, чтобы любой человек смог выбрать, что ему больше по душе.
Удобство может быть не только в интерфейсе, но и в наборе функционала. Программа 1-С предлагает различный набор возможностей в зависимости от размеров и задач компании. По сути, программа остаётся той же, но для разных заказчиков собирается разный набор возможностей.
Разница между кастомизацией и персонализацией
Наверно, исходя из вышеописанного может показаться, что между термином «кастомизация» и «персонализация» можно поставить знак равно, ведь и та и другая технология пытается подстроиться под требования конкретного покупателя. Но разница кроется в инициаторе изменения продукта.
Сначала разберёмся с персонализацией. Организация, которая предоставляет товар или услугу, изучает своего клиента и на основе его предпочтений предлагает ему специальные предложения и скидки. Если мы говорим о розничной торговле, то вам могут предложить персонализированные подарки при покупке товара на определённую сумму. В случае с IT-сферой вы можете предложить промокоды для постоянных клиентов на обслуживание серверов, привилегии при обращении в техническую поддержку. Как видите, сама организация предлагает пользователю плюшки.
При кастомизации клиент сам дорабатывает для себя продукт. Он сам определяет, что ему нужно, и сам делает доработки, опираясь на возможности.
Рассмотрим на примере электронной почты. Во многих почтовых программах вы можете менять фон интерфейса, ставить фильтры на письма, менять порядок элементов в меню. Каждая из таких настроек и есть кастомизация. Ещё один простой, но распространённый вариант кастомизации ― тёмная и светлая тема интерфейса. Такой выбор предлагают YouTube, VK, Яндекс.Браузер.
Каждый пользователь сам решает, какую тему выбрать, пусть с выбором сильно не разгуляешься. Для тех, кто знаком с панелями управления хостинга, вариант с темами можно встретить в cPanel. В настройках есть возможность выбрать одну из 5 вариантов тем интерфейса. Вот для примера две из них:
Плюсы и минусы внедрения кастомизации в интернет-маркетинге и IT
Из плюсов можно выделить:
- Удовлетворение потребностей большего количества пользователей. Для интернет-продавцов товаров будет проще привлечь большую аудиторию. Иногда всего лишь изменение цвета вещи может сильно расширить аудиторию. Например, обычная майка прямого кроя в белых и чёрных тонах может привлечь покупателей зрелого возраста, но если в товарную линейку добавить пару ярких цветов, можно привлечь подростковую аудиторию.
- Налаживание благоприятных отношений между организацией и клиентом. Клиенты замечают нововведения и расценивают их, как заботу о потребителях, чувствуют, что к их желаниям и потребностям прислушиваются. Особенно это работает с IT-продуктами.
- Возможность сбора информации о покупателе. Клиенты неохотно рассказывают о себе. Но когда они будут выбирать индивидуальные параметры продукта, вы сможете многое узнать о потребительском поведении. Также в процессе заказа или получении товара можно задавать дополнительные вопросы.
Минусы тут тоже найдутся:
- Дорого, дорого, дорого. Мы говорили выше, что эксклюзив нельзя создавать в среднем ценовом сегменте. Массовая кастомизация хоть и предлагает выбор по схожей для потребителя цене, однако товары-конструкторы всё же дороже обычного массового товара.
- Время производства кастомной модели больше. Серийное производство ― это чётко налаженный конвейер. Каждое действие сотрудника и техники рассчитано до секунды. Когда каждый товар создаётся индивидуально (даже если речь идёт о конструкторе), производство должно постоянно подстраивать свои процессы под заказ.
- Всегда будет бестселлеры и неликвид. Если у вас несколько цветов для футболок, всегда один цвет будет очень востребован, а другой придётся продавать на распродаже. Любители пиццы с перчиком халапеньо будут рады возможности добавить больше остроты, но вряд ли желающих такое сделать будет больше, чем любителей двойного сыра.
- Потребителя мучают муки выбора ещё больше. На некоторые покупки, даже не самые дорогие, клиенты решаются неделями. Когда выбор намного разнообразнее, времени, чтобы решиться на покупку, потребуется ещё больше.
Технологией массовой кастомизации пользуется всё больше и больше компаний, продающих разные виды продуктов. Это тренд в сфере продаж. Из-за этого возрастает конкуренция среди индивидуализированных товаров. Поэтому думать о том, стоит ли внедрять элементы кастомизации не приходится. Ответ определённо положительный.
Те, кто не задумываются о потребностях клиентов, в скором времени будут просто съедены более «дружелюбными» брендами. Любите и слушайте своих клиентов, и они полюбят вас.
Источник: 2domains.ru
Кастомизация — это простыми словами
Время чтения: 4 мин.
Современный потребитель становится всё более требовательным и придирчивым. Его уже не удивишь качеством товара, сервисом и обученным персоналом. Практически каждый хочет получить индивидуальный подход, поэтому поставщики услуг, использующие кастомизацицию, сегодня занимают лидирующие позиции на рынке. Мы расскажем, что это такое, и дадим полное определение термину.
Интересно! Понятие пришло в русский язык из английского. В дословном переводе customize означает «настроить». Нередко термин переводится ещё более буквально – «клиент», «потребитель». В последние годы он получил максимально широкое распространение.
Краткая информационная справка
Кастомизация – это, простыми словами, особый подход производителей, который предусматривает изменения массового продукта под запросы клиента. То есть речь идет об индивидуализации продукции с учётом всего того, что хочет получить потенциальный покупатель.
Индивидуализация может иметь разную реализацию. Но чаще всего имеется в виду дизайнерские или конструктивные корректировки. В первом случае клиент получает возможность изменить, к примеру, цвет изделия или рисунок на нем. Во втором изменения будут более масштабными – длина изделия, форма рукавов на одежде, толщина подошвы на обуви и не только.
Кастомизация может применяться абсолютно в любом сегменте. Она актуальна не только для производителей одежды либо обуви, но и для сферы услуг. Если говорить кратко, везде, где есть взаимодействие двух сторон – клиента и поставщика, возможна индивидуализация.
К примеру, в играх разработчик может оставить геймеру возможность самостоятельно менять сюжет или характеристики персонажей. В кафе владелец оставляет за посетителями право самим сформировать то или иное блюдо по списку ингредиентов. И подобных примеров огромное количество!
Но не путайте между собой персонализацию и кастомизацию – это абсолютно разные понятия. Первая предполагает предложение клиенту продукта, выбранного из имеющегося ассортимента, на основе его предпочтений. Говоря простыми словами, производитель или поставщик услуг собирает данные по потенциальному клиенту и подбирает то, что ему подходит больше всего. Но предложение по своим характеристикам остаётся массовым.
А вот кастомизация – это всегда создание продукта под себя. Он перестает быть массовым и приобретает те черты и свойства, которые необходимы клиенту. При этом для корректировки он использует не свои инструменты, а арсенал производителя. Это формирует личностное отношение к бренду.
Реализация
Рассуждая о кастомизации, важно понимать, что она реализуется двумя путями:
Первый подразумевает индивидуализацию вещей, которые уже имеются у клиента. Это может быть куртка, которая куплена уже лет 10 назад, или совершенно новые и скучные кроссовки – никакой разницы для специалистов нет. Если клиент отдаст им вещь и укажет диапазон изменений, то всё будет сделано в кратчайшие сроки. Реализовать идею кастомизации можно самостоятельно или через специальные ателье/офисы. Их относительно немного и услуги таких структур очень дороги, но при этом они очень востребованы.
Комплексная реализация индивидуализации проводится через производителя. Он организует оффлайн-ателье, которое будет обслуживать клиентов, корректируя вещи под них. Подобная идея уже взята на вооружение некоторыми крупными брендами. Более простой вариант – онлайн-конструктор, в котором ещё на стадии формирования заказа можно создать изделие под себя.
Клиент корректирует длину, форму, материал, объёмы и массу других моментов. Итоговое изделие не будет иметь аналогов, несмотря на то что производство относится к разряду массовых. Этот вариант активно используют локальные бренды, только завоёвывающие потребительский рынок.
Если рассматривать в процентном соотношении, то только около 10% крупных брендов против 80% локальных ориентированы на кастомизацию.
Несколько фактов из истории
Впервые о кастомизации заговорили в 70-х годах прошлого века. Компания ребят из Нью-Йорка занялась переделками джинсовых курток, которые тогда выпускали в Штатах огромными партиями и были полностью лишены индивидуальности.
С этого момента идея постепенно развивалась и трансформировалась, пока около 3 лет назад совершенно неожиданно для экспертов вырвалась в тренды и не сдаёт своих позиций до сих пор.
Изначально её поддерживали люди с высоким достатком, которые через внешний вид транслировали миру свой социальный статус. Чуть позже поклонниками кастомизации стали консерваторы. Среди них более 85% людей в возрастном диапазоне 35-49 лет придерживаются тренда на индивидуализацию. Судя по социальным опросам, до 93% потребителей называют кастомизацию решающим аргументом для совершения покупки.
Что еще нужно знать о кастомизации?
Специалисты называют кастомизацию удачным маркетинговым ходом. Она выступает в роли мощного мотиватора для совершения покупки. Бренд получает возможность без лишних затрат для себя привлечь целевую аудиторию и расширить её. В список покупателей попадают и самые требовательные представители ЦА, они готовы отдать большие деньги за индивидуальный товар, многое говорящий о них.
С точки зрения производства, индивидуализация тоже выгодна. Товар изготавливается на производственных мощностях под определенные характеристики, но при этом без изменений основы. Это позволяет не проводить перенастройки производственной линии. А значит компания ничего не теряет и не несет лишних затрат.
Некоторые бренды ставят кастомизацию под последующую персонализацию и апгрейд продукции. К примеру, на рынок выпущена модель платья. Компания предусматривает отшив с индивидуализацией, для чего создает онлайн-конструктор. Спустя некоторое время делается анализ продаж и выявляются наиболее частые изменения. На их основе видоизменяется само изделие и поступает в продажу уже обновленным.
Многие специалисты видят в современной кастомизации решение проблемы избыточного потребления. Они утверждают, что часто люди приобретают вещи, которые не совсем хорошо на них сидят. Это связано с тем, что стандартные размеры не в полной мере учитывают особенности и разнообразие фигур. Если большая часть брендов возьмет за основу своей деятельности кастомизацию в расширенном варианте – в конструктор загружаются параметры и интересующая модель, а через несколько часов клиент получает готовое изделие, идеально сидящее на нем, случайных покупок станет в разы меньше.
Кастомизация – это будущее сегмента предоставления товаров и услуг. Поэтому каждый желающий занять свою нишу на рынке должен учитывать этот тренд.
Источник: askonline.ru
ЧТО ТАКОЕ КАСТОМИЗАЦИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА
Мода всегда была сферой противоречивой. С одной стороны, одежда помогает нам искать себя и самовыражаться, с другой, следование трендам и fast fashion стирают границы между стилями, что делает нас однообразными и похожими друг на друга.
Когда сезонная мода стала набирать обороты, дизайнеры придумали новый способ, как одевать всех в свои вещи, но при этом помогать клиенту оставаться уникальным. Решение нашлось в кастомизации – индивидуализации той или иной вещи под конкретного человека.
Картина Эдварда Джона Пойнтера «Визит царицы Савской к царю Соломону» на сумке Hermes
Louis Vuitton Patches Bags — Фантазийные аппликации, которые добавляют эффектный штрих к знаковым сумкам Louis Vuitton
ИСТОРИЯ
Кастомизация действительно получила широкое распространение в последние несколько лет, однако этот тренд зародился еще в 70-е. Изначально персонализация вещей была прерогативой различных молодежных субкультур: первыми свои вещи стали самостоятельно обновлять хиппи.
Американские «дети цветов» украшали сумки, жилеты и джинсовки патчами, бусинами, различными вышивками и фирменным знаком своей субкультуры.
Параллельно с этим как раз развивалось панк-движение в Великобритании. Представителем этой субкультуры было буквально необходимо апгрейдить свои наряды: рвать футболки и джинсы, дополнять кожаные куртки шипами, разрисовывать их надписями и различными знаками.
Долгое время кастомизация считалась частью различных молодежных движений: творческим личностям, не принимающим мир таким, какой он есть, было необходимо выделиться из толпы.
А лучшим способом было как раз самостоятельно обновить купленную в магазине вещь, переосмыслить ее и перекроить на свой лад.
DIGITAL-РЕВОЛЮЦИЯ
Развитие интернета и социальных сетей полностью перевернули мир. Теперь каждый мог заглянуть в любой уголок земного шара, узнать о том, что носят люди где-нибудь в Австралии или Исландии, и в очередной раз убедиться в том, что мы как-то чересчур стали похожи.
Необходимость выделиться из толпы снова встала ребром: модным брендам теперь было недостаточно производить лишь стильную и удобную одежду. Клиент хотел получить историю, частью которой он мог стать. Что-то, что разделяло бы его взгляды и ценности и помогало проецировать их в мир. Эксклюзивность стала настоящим залогом успеха. Люксовый мир погрузился в эпоху кастомизации, bespoke и изготовления на заказ.
Стать обладателем новой сумки Dior – таким мало кого удивишь. А вот поучаствовать в создании собственной модели, выбрав цвет ручки, подкладку или материал – уже совсем другой разговор.
Сейчас многие люксовые бренды предлагают клиентам сервис по персонализации изделий. К примеру, совсем недавно по миру путешествовал Fendi Peekaboo Bar: в небольшом пространстве можно было собрать собственную модель культовой сумки Peekaboo, выбрав размер аксессуара, цвет корпуса и материал ручки.
То же самое можно было сделать с легендарными туфельками Колибри от Фенди.
В 2018 году Gucci запустили на официальном сайте функцию кастомизации сумок и кроссовок, которая получила название Do It Yourself («Сделай сам»).
Бренд предлагал дополнить покупку крупной буквой — инициалом, выбрав вид кожи и ее цвет.
Кастомизация быстро стала символом персонализации: главным трендом стали монограммы и инициалы при кастомизации обуви, сумок и аксессуаров.
Пожалуй, пальма первенства здесь определенно достается Dior. Французский дом моды персонализировал сумки Dior Book Tote and Diorcamp и разослал их главным модным инфлюенсерам и селебрити. А позже запустил и сервис для всех желающих: клиенты могли добавить свое имя и инициалы на культовые модели сумок бренда. Кто не захотел бы видеть свое имя на модном творении Dior?
Наоми Кэмпбелл, Негин Мирсалехи
Louis Vuitton также продвигали программу кастомизации своих изделий. Тестировали сервис Now Yours на кроссовках Run Away. Покупателям предлагалось выбрать цвет кожи и других материалов, а также украсить их инициалами.
Coach и вовсе дали возможность поклонникам марки почувствовать себя настоящими дизайнерами и создать собственную сумку почти с нуля. На сервисе Coach Create можно было выбрать форму сумки, цвет кожи, а также дополнить модель различными деталями и аксессуарами.
Интересно, что не только люксовые марки заинтересовались идеей кастомизации. Спортивные бренды, например, Nike, практикуют это тренд уже лет 20.
Levi’s, зная о всемирной любви к их джинсам, также дают возможность клиентам сделать любимую пару денима более уникальный и персонализированной, добавив на вещи патчи, нашивки и шипы. Levi’s Tailor Shop и Print Bar часто можно найти на различных фестивалях и других мероприятиях.
Некоторые компании и дизайнеры занимаются кастомизацией сумок других брендов. Особой популярностью среди fashion-гуру и селебрити пользуются сумки Hermes.
Главные ценители вкладываются в уникальные в своем роде модели, росписью которых занимаются известные художники и дизайнеры. Стоимость таких шедевров возрастает в разы.
К примеру, Hermes Birkin с нанесенной вручную репродукцией картины известного Джорджа Кондо, которую Кенье Уэст подарил Ким Кардашьян, обошлась в 1,3 миллиона долларов.
ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВАЯ МОДА
Еще один аспект популярности кастомизации – экологичность. Продление жизненного цикла вещей стало важной ступенью в развитии модной индустрии. Сюда же относится и возросший интерес к барахолкам и секонд-хендам, которые еще несколько лет назад ассоциировались с бедностью, а уже сейчас стоят во главе устойчивого развития.
Популярный среди молодого поколения российский бренд Roma Uvarov Design создает целые коллекции из вещей, которые находит в комиссионках и на блошиных рынках.
Roma Uvarov Design FW 19-20 Roma Uvarov Design FW 20-21
Подарить любимой вещи вторую жизнь, вместо того, чтобы поменять ее на новинку сезона, – такому тренду сейчас следует не только молодежь. Осознанное потребление проникло в умы разных поколений. Старые вещи, найденные на просторах секонд-хендов или в собственном гардеробе, люди самостоятельно перешивают, дополняют новыми деталями и носят как совершенно новые и самостоятельные. Для подобных целей существуют специальные платформы и ателье, которые помогут вам подарить вторую жизнь байкерской куртке из 80-х или винтажной сумке.
Ogcustom предлагает кастомизировать одежду, обувь и аксессуары.
А вот на сайте Bycustom вас научат персонализировать вещи самостоятельно.
А в рамках Антикризисного курса я подготовила для вас сборник идей по кастомизации «Очумелые ручки и вещи-франкенштейны», чтобы вы могли дать вторую жизнь надоевшим или вышедшим из моды вещам, а заодно получить море удовольствия и тотальный анти-стресс.
Следите за постами в VK, Блоге и Телеграм ШШ. И запишитесь в лист ожидания, чтобы приобрести курс по самой приятной цене!
Почему сегодня кастомизацию связывают с устойчивой модой? Тут можно увидеть много смыслов.
Ведь вещь, которую сделали ЛИЧНО для вас – это уже совсем другая история, правда?
Особенно сегодня, когда во всем мире расцветает дайвёрсити и философия, что каждый человек уникален. Так вот кастомизация это про то, что ваши вещи могут быть продолжением вас, отражать вас и говорить за вас вместо вас, а также использоваться экологично и многократно.
И у вас точно не поднимется рука отправить такую вещь в отставку (на свалку).
Кстати, на обложке этой статьи фото моей десятилетней косухи, которую я в прошлом году собственноручно расписала. И теперь – это моя любимая вещь.
Источник: www.shoppingschool.ru