Шрифт – важная часть любого дизайна, его тон голоса и настроение. Правильно подобранные шрифты создают ощущение стиля, законченности и качества. С хорошими шрифтами любой дизайн выглядит более продуманным, а информация – уместной. В этой статье разберемся, какие бывают виды шрифтов и как с ними правильно обращаться. Но для начала немного теории.
Словарик
Термин «шрифт» часто используется в самых разных ситуациях, когда речь идет о дизайне. На самом деле в этой теме важны сразу три понятия: гарнитура, шрифт и виды шрифта. Чтобы не запутаться, разберем их все по порядку.
Гарнитура – это семейство шрифтов, которые отличаются по начертанию, но имеют единый стиль и настроение. Всем известные Arial и Garamond – это гарнитуры шрифтов, которые содержат в себе целый набор вариантов: жирные, полужирные, курсивные и другие шрифты.
Шрифт – это какое-то одно начертание в рамках гарнитуры, а ещё файл со специальным разрешением, который скачивается на компьютер и устанавливается в систему. Например, Arial Italic и Garamond Bold – это шрифты.
5 БЕСПЛАТНЫХ ШРИФТОВ С КИРИЛЛИЦЕЙ / НОВЫЕ ШРИФТЫ 2022 / ПОДБОРКА БЕСПЛАТНЫХ ШРИФТОВ
Чтобы было проще запомнить разницу, можно использовать такую аналогию: гарнитура – это фамилия, а шрифт – имя. Например, Helvetica – это просто фамилия семейства шрифтов, из которой непонятно, о каком именно шрифте идет речь. А Helvetica Neue Light – это точное имя шрифта.
Сделано в Canva
Начертания шрифтов – это то, с каким контрастом и наклоном нарисованы буквы. Чаще всего дизайнеры рисуют один шрифт в обычном, жирном, легком и курсивном варианте и их оттенках – легком курсиве или наоборот, супер-жирном обычном начертании.
Виды шрифтов – это большие группы гарнитур, которые объединили по общему признаку, например, шрифты для заголовков или декоративные шрифты.
Есть несколько способов классификации шрифтов, каждая из которых делит шрифты на группы по какому-то общему признаку. Например, в исторической классификации шрифты делят на группы по времени их возникновения. Ещё шрифты делят на группы рисунку букв, назначению и даже по настроению.
Итак, какие бывают виды шрифтов.
Виды шрифтов с засечками
Засечки, или серифы – это такие «подковы» у букв, благодаря которым шрифт выглядит более законченным и устойчивым. Раньше засечки помогали делать более качественный оттиск при печати в типографии и не изнашивать сами буквы. Сегодня считается, что засечки помогают чтению, так как взгляд цепляется за рисунок букв и слова не слипаются в кашу.
Засечки у шрифтов бывают разной формы: острыми плавными и скругленными, сильно или едва заметными. Источник: thegreatmoustache.com
Иногда такие шрифты еще называют антиквами – это историческое название, которое объясняет их происхождение: до 19 века все шрифты в мире были с засечками, а anticuus в переводе с латинского означает «древний».
1. Антиква старого стиля
Это собирательное название большой группы шрифтов, которые появились в эпоху Ренессанса в 15 – 17 веках. Такие типы шрифтов унаследовали некоторые свои черты из более ранней письменности от руки, которую использовали в книгах до изобретения книгопечатания.
Шрифты для дизайна мобильных приложений
Главная особенность антиквы старого стиля – это наклонные овалы у букв и несимметричные засечки. Пример такого шрифта – Abobe Garamond Pro. Текст, набранный им, сразу же обретает изысканный стиль и красивое книжное настроение.
Такой шрифт будет хорошо смотреться в оформлении деловых журналов и газет, в документах и на визитках.
Источник: dzen.ru
30+ бесплатных кириллических шрифтов для дизайна 2022
Шрифт — отличный инструмент, способный дополнить и украсить любой дизайн. А чтобы выбор был легким — мы подготовили подборку с лучшими кириллическими шрифтами, ниже представлены кириллические шрифты для бесплатного скачивания.
60 760 просмотров
1. Dance Partner
Dance Partner — это дисплейный шрифт, имеющий два стиля: основной и альтернативный. Первый был основан на известной реформе гражданского типа Петра Великого, второй был основан на схеме запоминания танцев того времени.
Задача состояла в том, чтобы переосмыслить исторический шрифт, заставить его танцевать. Для этого нужны альтернативные буквы, с помощью которых вы можете все изменить.
Дизайнер: Александра Арсентьева. Бесплатно для коммерческого использования. Дата создания: 2022
2. QuinqueFive
QuinqueFive — классический пиксельный шрифт. Когда дело доходит до оформления заголовков в видеоиграх или разработки дизайна технологической тематики. В Quinque Five есть что-то особенное: он вызывает у аудитории ностальгию и заставляет снова почувствовать себя ребенком.
3. Mont Blanc
Mont Blanc — семейство шрифтов Mont Blanc разработано Святославом Симовым, Викой Усмановой и опубликовано компанией Fontfabric. Mont Blanc содержит 18 стилей и вариантов семейного пакета. Появляется новый гигант шрифтов, последовавший за легендарным геометрическим представителем шрифтов без засечек — Mont. Автор — Svetoslav Simov, Vika Usmanova
Ростов — это простой геометрический шрифт — дань уважения домашнему городу дизайнера — Ростову-на-Дону с собственными причудами. Он поставляется с полным набором глифов, включая расширенную языковую поддержку.
Шрифт Vasek. Гарнитура содержит 1 файл и поддерживает 15 языков. Можно использовать в коммерческой и не коммерческой деятельности. Автор — Ilya Designgsta
Perun — это шрифт без засечек. Он получен из семейства шрифтов FreeUniversal и шрифтом SIL Sophia. FreeUniversal и SIL Sophia — это неогротескные шрифты, которые выполнены в стиле Университета Адриана Фрутигера.
Dzimaa — современный шрифт с засечками с этническими элементами.
8. Along Sans
Along Sans — Семейство шрифтов Along Sans s2, разработанное Ryul Davidson, имеет в общей сложности 20 различных стилей. Вы можете загрузить шрифт Along Sans s2 на свой компьютер или использовать его на своем веб-сайте.
9. Leo Hand
Leo Hand — бесплатный рукописный шрифт Leo Hand, поддерживающий латиницу и кириллицу.
Bowler — боулер дисплейный шрифт, предназначен для использования в больших размерах и эффективно работает в заголовках.
11. Alethia Pro
Alethia Pro — гротескный шрифт без засечек с высокой контрастностью во всех весах. Он был разработан для использования в качестве шрифта дисплея в различных редакционных проектах, таких как журналы или корпоративные брошюры, в качестве пары без засечек в стиле современного стиля.
Mak — экспериментальный контрастный шрифт, вдохновленный украинской музыкой с современным экспериментальным звучанием народных мотивов.
13. Dela Gothic One
Dela Gothic One — мощный, широкий гротеск с качественной прорисовкой всех символов. Полностью бесплатный.
14. Garcia Marquez
Шрифт Garcia Marquez относится к категории гротески. Гарнитура содержит 4 начертания.
15. MultiType Lines Columns
MultiType Lines Columns — Декоративный гротескный шрифт создан из вертикальных полос. Распространяется полностью бесплатно.
Автор — Ivan Damian Guerrero Cortes
16. Oceanic
Oceanic — красивый, крупный и изящный шрифт в стиле антиква. В архиве триал версия 6 гарнитур. Бесплатный для личного использования.
Автор — Ilya Naumoff
Создавайте свой уникальный дизайн с помощью бесплатного инструмента для UIUX дизайна Pixso — кросс-платформенный облачный сервис для ui ux дизайнеров по типу Figma, создан для эффективной работы дизайн-команд в режиме реального времени. Pixso поддерживает импорт файлов Figma, Sketch, Adobe XD, Axure. Пользователь может легко переключится из других инструментов на Pixso.
17. LEMON tuesday
LEMON tuesday — бесплатный сверх акцидентный шрифт, основанный на экспрессивной авторской каллиграфии от Дарьи Квон. Шрифт Lemon Tuesday относится к категориям рукописные, декоративные. Гарнитура содержит 1 начертание.
18. Despair Display Bold
Despair Display Bold — это смелый гротеск с узкими строчными, широкими прописными буквами и странной пунктуацией. Содержит только основные символы латиницы и кириллицы.
Шрифт Sreda относится к категориям антиквы, для текстов. Гарнитура содержит 1 начертание. Поддерживает 68 языков. Разработка шрифта Sreda велась Glenjan.
Age — декоративный шрифт, относится к категории гротески, для заголовков.
21. Anaktoria
Anaktoria — Grecs du roi был разработан Клодом Гарамондом (1480–1561) между 1541 и 1544 годами по заказу короля Франции Франциска I для исключительного использования Национальной Империей в Париже. Греческий язык в Akaktoria основан на современной версии Grecs du roi, подготовленной Миндаугасом Строкисом в 2001 году. Строчные латинские буквы происходят от заголовков в Первом издании Шекспира 1623 года. Скотт Манн и Питер Гитер подготовили современную версию для Шекспировского фестиваля в Иллинойсе в 1995 году. Кириллица была разработана так, чтобы соответствовать вышеупомянутым греческому и латинскому языкам. Шрифт охватывает список глифов Windows, расширенный греческий язык, различные типографские дополнения и некоторые функции открытого типа (числители, знаменатели, дроби, цифры в старом стиле, исторические формы, стилистические альтернативы, лигатуры, заглавные буквы) .
22. Frenchpress
Шрифт Frenchpress относится к категориям рукописные, декоративные. Гарнитура содержит 1 начертание. Поддерживает 58 языков. Имеет лицензию SIL OFL 1.1. Можно использовать в коммерческой и не коммерческой деятельности.
Разработка шрифта Frenchpress велась Yaroslava Sadomova.
Источник: vc.ru
Типографика: основные виды и характеристики шрифтов
Гармонично подобранный шрифт не только доносит информацию до аудитории, но и визуально дополняет проект. Ошибка в выборе шрифта может испортить впечатление и оттолкнуть зрителя от продукта, будь то афиша, вывеска магазина или кафе, упаковка товара, веб-сайт или приложение.
Интуитивно подбирать шрифты для проектов — мечта новичков и рядовая задача профессиональных дизайнеров. Чтобы из первой категории попасть во вторую, нужны годы тренировок и изучения типографики, насмотренность и теоретические знания о шрифтах.
Современная типографика предоставляет дизайнеру выбор из тысяч шрифтовых гарнитур. Рассказываем, как сориентироваться на первых этапах, чтобы найти подходящий шрифт.
Основные понятия типографики
Апертуры, засечки, начертания, стемы, арки, влития — от терминов, используемых в типографике, может закружиться голова. Особенно опасно погружаться в терминологию тем, кто только-только начинает знакомство со шрифтами.
Выдыхаем: многие из слов, используемых шрифтовыми дизайнерами, можно обойти стороной на первых шагах дизайна. Однако часть терминов полезно знать: так будет легче понять, на какие критерии смотреть при выборе шрифта.
Собрали мини-словарик терминов типографики.
- Шрифтовое семейство — набор разных шрифтов в одной гарнитуре. Шрифтовое семейство может включать разные шрифты по назначению, жирности и даже по стилю. Тут легко запутаться, потому что в русском языке мы чаще всего используем только одно слово — шрифт — для описания всех его разновидностей. Рассмотрим на примере: TT Commons Pro — это шрифтовое семейство, он же — гарнитура. TT Commons Pro Condensed — подсемейство, в которое входят разные начертания, или стили: тонкий (Thin), жирный (Bold), наклонный (Italic) и так далее. При этом словом «шрифт» мы по отдельности можем называть и TT Commons Pro, и TT Commons Pro Condensed, и TT Commons Pro Condensed Bold.
- Начертание — шрифт одной жирности. В шрифтовой гарнитуре может быть как 3 начертания, так и 9, от самого тонкого к самому жирному. Распространённые начертания: Thin, Regular, DemiBold, Bold. Еще начертания бывают прямые и наклонные, но об этом чуть позже.
- Засечки — это короткие дополнительные штрихи на конце основных элементов знака и перпендикулярные им.
- Кегль — так обозначают высоту символов шрифта, то есть размер по вертикали.
Какими бывают шрифты (классификация)
Единой классификации шрифтов, которой пользуются все дизайнеры, нет.
Можно разделять шрифты по историческим эпохам, в которые они появлялись, по визуальной форме, назначению. Остановимся на типах шрифтов, знание которых точно пригодится в современной типографике.
По назначению можно выделить акцидентные и текстовые шрифты.
Акцидентные — шрифты, которые иногда называют заголовочными, так как ими оформляют заголовки или выделяют броские надписи. Это выразительные шрифты, которые приковывают взгляд зрителя.
Текстовые — шрифты для набора текста, могут называться наборными. Это шрифты с более спокойным характером, с высокой читаемостью даже в мелких текстах. Хороший текстовый шрифт не отвлекает от чтения, выглядит цельно и приятно.
Стилей шрифтов много, остановимся на самых распространённых: гротесках, антиквах и брусковых шрифтах.
Гротески — группа шрифтов без засечек. Это универсальные шрифты, функциональные и чаще спокойные по характеру.
Антиквы — группа шрифтов с засечками. Это шрифты чаще с классическим, элегантным или консервативным характером.
Брусковыми называют шрифты с брутальными, мощными засечками.
Многие шрифты не попадают в конкретную группу и находятся на стыке стилей.
Характеристики шрифтов
Назначение шрифта или стиль — далеко не всё. Каждый шрифт обладает своим характером.
Характерность шрифта — то, что выделяет гарнитуру среди остальных. Особые визуальные приметы, пропорции, графические особенности.
Гарнитура может быть нейтральной по характеру, тогда сфера применения будет достаточно широкой, а может обладать выразительным характером: брутальным, технологичным, изящным.
Есть и другие характеристики, по которым шрифты могут отличаться: шириной, контрастом штрихов или букв, насыщенностью.
Начертания шрифтов
Каждое шрифтовое семейство или подсемейство состоит из определенного количества начертаний. В зависимости от стиля и вида шрифта, это значение может быть разным.
Обычно начертания разделяют по наклону и толщине. Один шрифт может включать в себя начертания разной толщины, которые при этом могут быть прямыми или наклонными. То есть, например, TT Norms® Pro Thin — это одно начертание, а TT Norms® Pro Thin Italic — другое.
Прямые начертания — основные. Такие шрифты используются чаще, поэтому они есть практически во всех шрифтовых гарнитурах.
Наклонные, или курсивные, начертания — шрифты, знаки в которых расположены под наклоном относительно прямых начертаний. Такие шрифты можно использовать для выделения текста или для оформления заголовков и цитат. Как правило, курсив создают в пару к прямым начертаниям.
Некоторые гарнитуры могут иметь только прямые начертания, например, некоторые декоративные шрифты с выразительным характером. Встречаются и шрифты, в которых есть только наклонные начертания. Рукописные шрифты — наглядный пример, ведь почерк человека, который такие гарнитуры имитируют, часто подразумевает наклон символов.
Как правило, в шрифтах одинаковый набор прямых и курсивных начертаний, то есть жирность курсивных начертаний соответствует жирности прямых.
По жирности начертания могут быть разными.
Можно выделить следующие группы начертаний:
- тонкие: Thin, ExtraLight, Light;
- нормальные: Regular, Normal, Medium;
- полужирные и жирные: DemiBold, Bold, ExtraBold, Black, ExtraBlack.
Выбор начертания зависит от задачи и сферы применения. Для печати крупных материалов, особенно афиш и плакатов, могут использовать жирные начертания, которые лучше выглядят в большом кегле. Выбор шрифта для логотипа зависит от фирменного стиля компании, а вот для набора текстового массива на сайте или в периодической печати чаще выбирают стандартные начертания, например, Regular или Normal.
Как определить хороший шрифт
Хороший шрифт — это гарнитура, подходящая проекту по характеру, ассоциациям и визуальному стилю. Любой шрифт может быть подходящий, если правильно его применять.
Плохих шрифтов не бывает, есть некачественные. С такими шрифтами сложно работать, так как набранный таким шрифтом текст не будет выглядеть гармонично, буквы могут наезжать друг на друга или, наоборот, быть слишком далеко. С подобными шрифтами невозможно работать, поэтому перед приобретением шрифта проверяйте его качество. Это можно сделать, скачав бесплатную версию, — такую возможность предоставляют многие студии.
Как подбирать шрифты
Сложно дать универсальную инструкцию по подбору шрифта, ведь дизайнеры тратят годы, чтобы научиться быстро выбирать необходимую гарнитуру.
Однако есть рекомендации, которые помогут выбрать подходящий шрифт.
1. Внимательно изучите характер шрифта, сравнивая его с позиционированием проекта. Например, если шрифт описан как «мягкий, плавный и воздушный», лучше выбрать его для компаний с таким же позиционированием, например, для бренда одежды, сшитой из натуральных тканей. Бренду в сфере IT такой шрифт вряд ли подойдёт, лучше подобрать что-то технологичное, а для банка или медицинской компании поискать более классический, традиционный шрифт со спокойным характером.
2. Тестируйте! Например, студия TypeType предоставляет триальные, то есть бесплатные, версии своих шрифтов для того, чтобы дизайнер мог примерить шрифт к проекту и решить, стоит ли покупать лицензию. Уточняйте про такую опцию у компании, выпустившей понравившийся шрифт, — часто крупные студии предоставляют бесплатные тестовые версии своим клиентам.
Как выбирать размер шрифта
Шрифт должен выполнять свои цели, то есть хорошо читаться — в случае с массивом текста, и привлекать внимание — в случае с заголовками.
На практике лучше протестировать несколько размеров, чтобы выбрать самый комфортный. Всё зависит от того, где применяется шрифт: в вебе или печатной продукции, в плакатах или в приложении, в книге или на вывеске магазина.
Сочетание шрифтов (шрифтовые пары)
Для каждого проекта лучше использовать не более двух шрифтов — это негласное правило типографики. Конечно, могут быть исключения, но разумнее использовать в дизайне шрифтовые пары.
Шрифтовая пара — это два шрифта, безупречно сочетающиеся друг с другом. Они могут смотреться выигрышно из-за схожести характера или, наоборот, быть привлекательными из-за визуального контраста.
Где скачивать шрифты бесплатно и за деньги
Новые шрифты выходят на площадки каждый месяц, и топы популярных гарнитур регулярно обновляются. Бесплатные шрифты можно найти на GoogleFonts, в таких агрегаторах как, например, dafont.com. Иногда шрифтовые студии сами выкладывают некоторые свои шрифты в бесплатный доступ — у TypeType такие тоже есть.
Самая большая коллекция коммерческих шрифтов представлена на площадке MyFonts, там же есть рейтинги самых востребованных гарнитур. Приобретать шрифты можно и напрямую у студий. Например, коллекция шрифтов TypeType регулярно пополняется и обновляется.
Программы для работы со шрифтами и текстом
Практически все современные программы для работы с графикой и текстами, с версткой или монтажом видео поддерживают современные шрифты.
Полезные ссылки: что почитать о типографике?
Познакомиться с классификацией шрифтов можно на сайте или в книге «Letter Fountain», Taschen.
Чтобы узнать, как создаются шрифты и по какой логике формируются гарнитуры разных стилей, прочитайте книгу Геррита Ноордзея «Штрих. Теория письма». Это классическое издание, которое будет полезно не только шрифтовым дизайнерам, но и тем, кто хочет лучше понять типографику.
Типографика может показаться сложной, но только издалека. Чем больше вы будете погружаться в изучение шрифтов, тем лучше будете понимать, как и какие шрифты лучше подойдут для ваших проектов.
Начинайте путь знакомства со шрифтами постепенно, постоянно пополняя знания и применяя их на практике.
Если у вас есть вопросы, будем рады ответить в комментариях.
Источник: habr.com