Стилю больше ста лет, а он до сих пор остается одним из самых востребованных. Все благодаря чистым линиям и лаконичным дизайнам, которые гармонично вписываются в современные тенденции. Поэтому сегодня браслет 1920-х годов может смотреться не менее элегантно, чем аналоги от современных ювелиров. Давайте посмотрим, что изменилось со временем, а что осталось прежним.
Почему «ар-деко»?
Такое название стиль получил по мотивам Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes), прошедшей в 1925 году в Париже. Именно там свои работы в стиле ар-деко представили мастера и ювелирные дома, чьи имена в будущем стали неразрывно связаны с этим направлением: Cartier, Van Cleef https://dzen.ru/a/Y34h-fGE1jbz4N87″ target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]
Украшения в стиле ар деко: ювелирный конструктивизм
В начале 20 века, примерно к 20-м годам общество постепенно отказалось от уходящего стиля ар нуво с его витыми линиями и блеклым колоритом. Поздний ар нуво, названный «модерном», порадовал укреплением геометризма. Вместо крылышек фей ювелиры начали изображать крылья аэропланов. На два года поиски стиля прервала Первая мировая война, но период между двумя мировыми войнами стилю ар деко принадлежит полностью. Желающим познакомиться с этим стилем можно посмотреть фильм «Великий Гетсби».
Art Deco: ЮВЕЛИРНЫЕ ШЕДЕВРЫ в стиле Art Deco
В 1920-х годах появилась мода «гарсон», когда модные парижанки коротко стригли волосы и укорачивали юбки, отказывались от рукавов. Вместо вечерней роскошной «брошь-кисти» днем носили искусственный жемчуг в виде бесконечной нити или бусы из камней. В моду вошли тяжелые пояса и браслеты на запястьях и на предплечьях. Новинкой стала двусоставная брошь, запирающаяся клипсовым замком, которой закалывали модные полупальто с рукавами в три четверти – «труакары».
Наручные часы, заменившие привычное исполнение на цепочке в это время начали входить в обиход и произвели настоящий фурор. Их выпускали разнообразных форм, богато и изящно декорировали.
Таким образом во Франции возник, а затем утвердился во всей Европе и США стиль ар деко (написание в русском варианте арт деко не совсем правильно, поскольку в Art Deco буква t не читается).
Стиль ар деко в ювелирном искусстве
В период конструктивизма настоящей музой ювелиров стала технократия, которая и определила основные черты украшений того времени – прямые углы и линии, геометрические формы, окружности, открытая «типографическая» расцветка. Стиль Art Deco имел вполне конкретную задачу – между двумя мировыми войнами создать миф о том, насколько роскошно жило «потерянное поколение».
Ар-нуво и Ар-деко. Рассказ о стилях.
В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, что пробудило интерес к Египту. Линию украшений в египетском стиле открыла фирма Картье. Это были нефритовые подвески с алмазами и рубинами, изготовленные из дымчатого кварца скарабеи, на крылья которых пошел голубой фаянс.
В эпоху ар деко возникли постимпрессионизм, сюрреализм, экспрессионизм, вкусы людей формировали дягилевские сезоны в Париже. Все это дополняло зрелище появляющейся новой техники. Сын знаменитого в прежнюю эпоху ар нуво художника-ювелира Жоржа Фуке, Жан фуке создавал свои работы в стиле, который отличался от всех и от всего. Его работы – сохранившиеся в собраниях Нью-Йорка и Парижа браслеты и броши из слоновой кости действительно ни на что не похожи. Это – чистой воды кубизм, мотив авангарда начала двадцатого века.
Другой ювелир из Парижа, Раймон Тамплие выпускал своеобразные «небоскребы» — платиновые серьги с проявлением конструктивистских идей. Геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» Тамплие украшал японским лаком или яркой эмалью. Ювелиров Жана Фуке и Раймона Тамплие можно считать настоящими «гостями из будущего».
Ювелирный Дом Картье, взявший ар деко за основу
В 1920 – 1930-х годах Дом Картье выпускал изделия, в которых четко видно становление нового стиля. Прежде всего Картье начал использовать простые формы и композиции в виде кругов и сегментов, которые считал наиболее «женственными». Далее им были освоены и иные фигуры. Свои украшения из горного хрусталя, перламутра, нефрита, оникса с четкими простыми силуэтами украшались бриллиантами и другими драгоценными камнями с тщательным подбором цветовой гаммы.
Но затем мастера, работавшие в Доме Картье, освоили «белый ар деко», соединив бриллианты и белую платину с черной эмалью и черным ониксом. Так родился из черных и белых пятен особый мотив «шкура пантеры», который был использован и при создании наручных часов. Благодаря «белому ар деко» обогатилась не только фирма – произошло становление всего нового стиля.
На цветном фоне в то время исполняли броши в виде корзин с цветами или ваз с фруктами, собранные из сапфиров, рубинов, изумрудов. Для украшений в стиле ар деко был очень характерен мотив корзины, наполненной цветами.
В 1925 году в Париже прошла выставка современной промышленности и декоративных искусств, ставшая подлинным триумфом Дома Картье. Французские ювелиры Сандоз, Фуке, Ван Клиф, Деспре, Мобуссен и другие показали, как рождается эстетика новейшей эпохи. Парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный высшему обществу, получил золотую медаль.
Эпоха ар деко и ювелирные технологии
Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс в 1935 году придумали невидимую закрепку для драгоценных камней. Вытачивались канавки в рубинах, сапфирах и бриллиантах, камни прилегали друг к другу вплотную, металл полностью покрывался. Благодаря этой новинке фирма «Ван Клиф и Арпельс», а за ней и остальные начали создавать в стиле ар деко настоящие шедевры.
К 30-м годам украшения в стиле ар деко стали массовыми, поскольку и в европейских странах, и в Америке начали создавать вещи, доступные широкому кругу покупателей. Это были броши-клипе из бриллиантов, сотуары (от французского«porter en sautoire» — носить через плечо) и браслеты, где небольшими бриллиантами подчеркивались орнаментальные линии четких плоских узоров. В антикварных магазинах можно и сегодня встретить много подобных украшений.
Во всем мире период господства стиля ар деко продлился между Первой и Второй мировыми войнами. Но его образный строй и используемые приемы оказались настолько универсальными, что и по сей день смотрятся ярко и современно.
Источник: www.silver-mania.ru
Весь этот джаз: 100 лет украшений в стиле ар-деко
Никакой другой период не оставил столь значимого следа в истории, как эра ар-деко. Эта чудесная эпоха декаданса, кутежа на фоне «сухого закона», ослепительных коктейльных вечеринок и пышного гламура, которая длилась больше четверти века – с 1908 до 1935 года – оказала глубокое влияние на общество и коснулось всех проявлений прекрасного – ювелирного искусства, моды, дизайна интерьеров, архитектуры, искусства и технологий.
Название «ар-деко» связано со знаменитой Международной выставкой декоративных искусств и художественной промышленности (Exposition Internationale des Arts Décoratifs Industriels et Modernes), которая прошла в Париже в 1925 году. Легендарная выставка, организованная французскими властями и объединившая в себе новый модернистский стиль с мастерством и лучшими материалами, занимала площадь в почти 60 акров в центре Парижа и считается местом рождения движения ар-деко. В ходе выставки стиль ар-деко, который в то время называли «модерн», привлек всеобщее внимание и стал источником вдохновения для создания целого ряда культовых ювелирных украшений.
Век спустя мы хотели бы отпраздновать столетие украшений в стиле ар-деко и вспомнить важнейшие вехи того периода, пропитанного модернизмом, экспериментаторским духом и яркими цветами.
Эстетика украшений ар-деко
Термин «ар-деко» относится к эстетике визуального и декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами. Ее отличают характерные элементы, среди которых чистые геометрические линии, необычные сочетания цветов и стилизованные декоративные элементы. В архитектуре примерами стиля ар-деко служат сужающиеся небоскребы – Крайслер-билдинг и Эмпайр-Стейт-билдинг, а в мире ювелирного искусства он проявился в геометричных формах и эффектных цветовых решениях.
Наряду с этими классическими изделиями в стиле ар-деко появлялись и более экзотические украшения, вдохновленные путешествиями дизайнеров в отдаленные уголки планеты. Они свободно заимствовали из других культур и, по словам Эмили Барбер, директора Bonhams Jewellery в Великобритании, совершили своего рода революцию в дизайне 20-го века: «Они соединили египетские, ассирийские, персидские, индийские, японские, греческие и китайские мотивы. На выходе получились потрясающие украшения, подкупающие своей обманчивой простотой, а на деле это были одни из самых сложных и безупречно выполненных ювелирных изделий 20-го века».
Первопроходцы ювелирного стиля ар-деко
На протяжении этой эпохи продолжалось соперничество двух знаменитых французских домов, чьи украшения ар-деко считались лучшими образцами этого стиля. Период между двух войн был золотым веком для Cartier, ведь именно тогда они выпустили свою легендарную коллекцию Tutti Frutti. Она была создана в 1920-х годах и вдохновлена индийскими приключениями Жака Картье, который вместе со своим братом Пьером помог Дому добиться ошеломительного успеха. Для коллекции они использовали гравированные сапфиры, рубины и изумруды из Индии. «В тот период Cartier удалось очень прочно закрепиться на мировой ювелирной сцене, – говорит Сара Данкан, глава ювелирного направления в Chiswick Auctions. Украшения от Cartier считаются одними из лучших творений в стиле ар-деко».
В 1920–30-е годы ювелирный дом Van Cleef Arpels для создания формы и текстуры отдельно взятого изделия. Даже металл, из которого выполнены украшения, можно считать инновационным. «Браслеты были сделаны не из платины, главного драгоценного металла того времени, а из золота с палладиевым покрытием, – говорит Барбер. – Оно было дешевле платины, а в сочетании с центральными полудрагоценными камнями свидетельствовало о том, что дизайн начинал цениться выше стоимости материалов».