В этой статье вместе с Кафебижу вы узнаете об украшениях Викторианской эпохи.
Викторианская эпоха (1837–1901) была временем великих перемен с точки зрения технологий, политики, искусства и моды. Это был период появилось электричество, разработана концепции ванной комнаты в помещении, появляется фотография.
Благодаря технологическому прогрессу, расширению торговли и росту среднего класса, ювелирное производство достигло небывалого уровня по сравнению с предыдущими периодами истории.
Викторианская эпоха названа в честь английского монарха королевы Виктории, которая правила 63 года и 7 месяцев. Как монарх, которого любили, она оказала глубокое влияние на все от политики до моды, включая ювелирное искусство.
Собственные украшения и стиль королевы Виктории повлияли на мир. Она очень любила украшения и носила их в изобилии на протяжении всей своей жизни. Она даже сама разработала несколько предметов, чтобы подарить их родным и друзьям.
С точки зрения стилей ювелирных изделий, есть три отличительных периода, на которые следует обратить внимание в викторианскую эпоху, которая повлияла на производство ювелирных изделий в США и Европе.
Викторианский стиль в интерьере: история, примеры и особенности стиля
Романтический период (1837-1860)
В начале викторианского периода на ювелирное производство повлияли древние сокровища и стили Средневекового периода и Ренессанса. Золото было основным материалом, а основа украшений — драгоценные и полудрагоценные камни.
В начале 1800-х годов камеи, вырезанные из драгоценных камней, считались довольно редкими. В этот период на свет появляются камеи-раковины, которые становятся очень популярными. Их изготавливали вручную, как правило, итальянские ремесленники. Поскольку ракушку было легче вырезать, чем камень, такие украшения были более доступны по цене и весьма популярны.
Ниже кулон в золотой оправе, украшен головой Геркулеса и окружен бриллиантами и жемчугом, создан примерно в конце 18-го начале 19-ого века.
Союз королевы Виктории и принца Альберта сыграл важную роль в формировании дизайна. Ювелирные изделия стали не просто красивыми, они стали символизировать любовь, романтику, дружбу и веру.
Ювелирный дизайн часто включал в себя тайное значение привязанности. Украшения содержали несколько драгоценных камней, установленных таким образом, что первая буква каждого имени драгоценного камня означала сообщение о любви. Например, алмаз, изумруд, аметист, рубин, изумруд, сапфир и топаз будут обозначать «самый дорогой».
Многие изделия украшены сердечными или цветочными мотивами, змеями (которые имеют отношение к вечной любви и вечности), крестами и якорями (которые напоминают надежду). Этот красивый и нежный цветок — брошь Викторианской эпохи, 19-й век.
Медальоны на память и миниатюрные портреты были популярны в Викторианский период. Говорят, что из всех драгоценностей сама королева Виктория хранила медальон в форме сердца, в котором была прядь волос принца Альберта (кстати, об этой подвеске мы писали в статье “ Шармики — история маленькой подвески ”), а также сапфировая и бриллиантовая брошь, которую он подарил ей перед свадьбой.
Как выглядеть по-королевски: УКРАШЕНИЯ В ВИКТОРИАНСКОМ СТИЛЕ
Ниже сложный комплект ювелирных изделий, также 19-ого века. Имеет много миниатюрных портретов и, несомненно, был драгоценным подарком на память для его владельца.
Одним из наиболее интересных видов украшений, которые носили в начале викторианской эпохи, были украшения из волос. Человеческие волосы были плотно сплетены и составляли часть ожерелий, браслетов, брошей и серег.
Человеческие волосы не теряют вид и имеют химические свойства, которые помогают сохраняться в течение долгих лет. Волосы использовались в качестве мемориальных или траурных украшений. В этой броши Викторианской эпохи из волос можно увидеть переплетенные пряди в центре украшения.
Великий период (с 1861 по 1880 год)
После неожиданной смерти принца Альберта в 1861 году королева Виктория впала в глубокую депрессию и скорбь. Теперь ее можно видеть только в черном наряде и особых украшениях. Фактически она носила черное всю оставшуюся жизнь.
Королева Виктория вновь оказывается влияние на ювелирные украшения в этот период. Многие украшения были мрачными, приглушенными, темного цвета. В плане ювелирного дизайна возрождались ренессансные и готические стили. Драгоценные камни, используемые для изготовления украшений, это камни темных оттенков, такие как гагат (один из любимых материалов королевы Виктории), оникс, черное стекло и темно-красный гранат.
Траурные украшения были представлены в прошлом веке, но они стали по-настоящему модными только в викторианскую эпоху. Ниже приведен пример траурных украшений — черной броши.
Эстетический период (1880-1901)
В поздний викторианский период стиль ювелирных украшений снова смещается в сторону милого романтизма, но в меньшем масштабе и более легкой форме. Ювелирные украшения были деликатными, менее формальными и несколько причудливыми.
Среди украшений полумесяцы, звезды, насекомые, рептилии и животные. За это время в Южной Африке были обнаружены алмазы, что породило целый бум алмазных украшений. Другими драгоценными камнями, которые были популярны в этот период, были яркие сапфиры, перидот и шпинель.
Источник: dzen.ru
Величественные украшения в викторианском стиле
Викторианский период в истории Англии можно считать одним из самых значимых (1837—1901 гг). Это период царствования королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии Виктории. Это период расцвета науки, религии, развития инфракструктуры, строительства железных дорог.
Отсутствие значительных войн (за исключением Крымской) позволило стране интенсивно.
В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма.
Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепивший консервативные ценности и классовые различия.
Виктория (Александрина Виктория) пробыла на троне более 63 лет — больше, чем любой другой британский монарх. Первое имя — Александрина было дано ей в честь ее крестног — русского императора Александра I.
Викторианская эпоха совпала с промышленной революцией и периодом наибольшего расцвета Британской империи.
Многочисленные династические браки её детей и внуков укрепили связи между королевскими династиями Европы и усилили влияние
Великобритании на континенте (её называли «Бабушкой Европы»). Виктория жила счастлива в браке со своим кузеном принцем Альбертом, у них было 9 детей, но в возрасте 42-х лет она овдовела и последующие 40 лет правила в статусе вдовствующей королевы.
Она глубоко скорбила по поводу утраты мужа, всю оставшуюся жизнь носила черное платье и по утрам раскладывала его вещи, а вечером убирала их. Написала две книги воспоминаний о муже. Вела уединенный образ жизни.
Эта трагическая любовная истроия нашла свое отражения и в ювелирных украшениях. Вся Англия сочувствовала молодой королеве. В моду вошли черный, лиловый, бордовый цвета.
Медальоны с портретами, камеи, филигрань. Викторианский стиль представлял собой смешение элементов из целого ряда стилевых направлений: романского стиля, готики, рококо, классицизма, ампира, включая арабески и азиатские мотивы.
Украшений было много, однако единства в них не было. В начале правления королевы Виктории популярны были золотые украшения, в средний период, когда она овдовела, в ходу были ювелирные изделия с черными камнями — ониксами и др.
Жесткие моральные нормы английского общества, препятствующие свободному общению мужчин и женщин, способствовали распространению символизма и сентиментализма в украшениях.
Например, сердца, голубки, купидоны – символы любви еще со времен средневековья, морской якорь – знак надежды, змеи, захватывающие свой собственный хвост, символизировали вечную любовь.
Что интересно, цвет камня выбирался не случайно, первые буквы его названия соответствовали имени возлюбленного.
Из за эклектики, царившей во всем: в архитектуре, интерьере, экстерьере и украшениях — викторианский стиль подвергался резкой критике со стороны художников и творческих людей своего времени, однако, в наши дни, это один из самых популярных стилей. Из антикварных камей наиболее ценны белые на черном фото агатовые или ониксовые. А из сердолика, сардоникса и раковин доступны по цене, но тоже могут выглядеть очень достойно. Кроме того, антикварные камеи начала и середины XX века, сделанные из стекла или другой имитации камня — это совсем не те камеи (ширпотреб) из пластики, которые можно сейчас встретить на каждом углу.
На фото примеры работ в Викторианскоим стиле. Работы не мои, и я точно такие делать не планирую. Фото дано, просто, для примера.
Готовлю коллекцию украшений в Викторианском стиле. Это будут ювелирные украшения с антикварными камеями в серебре или в наполненном золоте, а, возможно, что и в винтажной бронзовой оправе (?) и серебрянные кольца с камнями, выполненные в филигранной технике. Планирую успеть подготовить к продаже коллекцию до Нового года. Поэтому ни за какие-либо индивидуальные заказы сейчас не берусь.
Источник: www.livemaster.ru
Викторианский стиль: королевская эпоха в украшениях
Правление королевы Виктории в Англии растянулось на десятилетия. Харизматичная монархиня сформировала особую моду на украшения. Характерные, узнаваемые вещи тех лет сегодня часто попадают на рынок, что делает викторианский стиль актуальным и двести лет спустя.
Королева Виктория правила 63 года, из которых почти тридцать пришлось на затяжной траур. «Примеряться» к этой роли она начала ещё в 1950-х, первый раз облачившись в чёрное на кончину кузена. В 1960-х последовало сразу несколько смертей: сначала скончалась мать, затем страстно любимый супруг принц Альберт, что привело к многолетнему трауру. Викторию называли «виндзорской вдовой», она крайне редко появлялась на публике. Что не мешало ей коллекционировать украшения и задавать моду на них. Сначала стиль королевы перенимали при дворе, затем он становился популярным в народе, а вскоре распространился и за пределы страны.
Траур
Во многом викторианский стиль определила именно траурная тематика. Отсюда выбор популярных цветов с доминантной чёрного. Скорбь по ушедшей любви отразилась на востребованных мотивах. И даже на модных камнях: появился целый ряд новых, о которых раньше не знали или не использовали.
К тому же появились целые направления, заданные этой стилистикой: например, украшения, сплетённые из волос любимых. Большое влияние на ювелирное искусство эпохи оказывали и археологические открытия, а также увлечение натурализмом, основанное на теории Чарльза Дарвина, и распространение машинного, массового производства. Так, именно викторианскую Англию можно считать родиной бижутерии.
Сентиментальные и мемориальные украшения
Викторианский стиль – это прежде всего сентиментальные украшения с любовной символикой. Ключевыми украшениями эпохи стали так называемые мемориальные. Например, медальоны, украшенные живописными миниатюрами с портретами супругов, возлюбленных и детей, с обратной стороны которых было сделано отделение для локона волос любимого человека.
Были и браслеты такого плана (тут уже могла быть целая семейная галерея), и фермуары (центральный элемент украшения с двойной функцией: это и застёжка, и декор). У королевы был такой медальон с локоном любимого мужа и браслет с прядями волос девятерых детей. Украшения, сделанные, в том числе, из волос, стали характерной приметой эпохи. Интересно, что создавали их не только профессиональные ювелиры, но и светские дамы, для которых это стало модным хобби. Наряду с локоном в медальоне могли быть целые миниатюры с неким сюжетом (например, букет или нечто вроде пейзажа), сделанные из волос разного цвета (тут чаще использовали конский волос), или даже полноценные украшения из волос, например, в виде браслетов плотного плетения.
Символизм
Сентиментальные настроения определяли и модные мотивы. Во всём зашифровывались символы. Особенной популярностью пользовались украшения с деталями в виде якорей, сердец, купидонов, сплетённых рук и змей. Часто делали кольца со змеями, кусающими свой хвост: закольцованная форма считалась символом вечной любви (таким было обручальное кольцо самой Виктории).
Якорь символизировал надежду. Изображение сердца или амуров – всеобъемлющую любовь. Сплетённые руки – верность. Интересно, что выбор мотивов часто сказывался и на моде на те или иные материалы. Например, стали делать много украшений с бирюзой, – потому, что цвет бирюзы и её пластические возможности позволяли хорошо передавать кожу змеи.
Материалы
Моду на материалы задавала и сама королева. Так, в период самого глубокого траура она увлеклась украшениями из гагата, прессованного угля. В 1860-х как раз открыли его залежи в Йоркшире. Виктория, а за ней и весь свет, стали носить подвески, серьги, кулоны, вырезанные из гагата (а люди попроще – из его стеклянной имитации, так называемого французского гагата). До сих пор в Англии во время самого строгого траура предписывается носить как раз такие.
Другой пример – так называемые шотландские агаты. Прогуливаясь по побережью недалеко от своего замка Балморал в Шотландии, Виктория нашла кусок жёлто-коричневого агата и попросила оправить его в брошь. Что стало отправной точкой для целой плеяды «шотландских» украшений эпохи.
Кресты
Одним из немногих украшений, дозволявшихся в траур, стал крест. И драгоценности с различными изображениями крестов прочно вошли в моду на десятилетия. Так, дама могла носить ожерелье с центральным элементом в виде мальтийского креста из гагата или драгоценную подвеску на цепочке с модным крестом «а-ля Жанетт»: крест обвивает змей, а сам он крепится к сердцу.
Memento more
Траурная тематика могла воплощаться и в более мрачной форме. Так, в моду вошли украшения в стиле memento more, напоминающие о бренности бытия. Это кольца или подвески с изображениями черепов и костей, увядающей природы или даже гробового камня.
И, конечно, цветы
Более жизнерадостные варианты романтической символики были связаны с языком цветов и камней. Например, набор камней в кольце мог нести глубокий смысл. Самый популярный вариант – кольца с выстроенными в ряд разноцветными драгоценными камнями, по первым буквам которых складывалось слово Regard, «почёт».
Смотрите также
10 ювелирных шедевров Эрмитажа
Выбирались определенные цветочные мотивы. Неожиданно на пике популярности оказались… незабудки, как символ чистой, невинной любви.
Насекомые
Увлечение природными мотивами носило и более приземлённый характер. Ювелиров ценили за их умение как можно более достоверно изображать цветочные букеты, насекомых или птиц. Иногда этот интерес обретал и довольно экстравагантный характер. Так, характерными для викторианского стиля стали украшения с… насекомыми. Ультрамодными были, скажем, ожерелья с покрытыми лаком жуками.
Историзм
Наконец, викторианская эпоха, длившаяся больше полувека, знала увлечение не одним историческим стилем и, соответственно, техникой. Многое определялось едва ли не главным увлечением эпохи – археологией. Последовательно прошла мода на Ренессанс, античность, Средневековье.
Отсюда волны интереса к различным эмалям, микромозаике на манер древнеримской, филиграни, как в украшениях из греческих некрополей, готическим мотивам. Также сменялась мода на всё экзотическое: от арабского побережья Африки, Магриба, до Японии и древней Ассирии с её ярким, самобытным искусством, мотивы которого стали повторять в украшениях. В середине века снова стали популярны камеи (их часто носили в брошах). Но теперь уже их вырезали на раковинах или ониксе. Особенно славились такими изделиями итальянцы.
Массовость
Наконец, наряду с подлинными ювелирными шедеврами викторианская эпоха дала миру первый масс-маркет. С развитием промышленности и повсеместным внедрением станков стало возможным «клепать» (штамповать) не только сталь, но и золото.
Благодаря чему появилось множество более бюджетных брошей, подвесок, медальонов и браслетов с траурной, сентиментальной или исторической тематикой, которые могла себе позволить любая дама. Нарождающийся средний класс подогрел интерес к такой демократичной продукции. Появилась и первая бижутерия, когда вместо камней и вовсе использовали их имитации: из синтетики или огранённого стекла. Причём некоторые вещи на волне того, что они были новыми и необычными, становились ультрамодными: вроде украшений из вулканита, лавы (ещё один любимый материал украшений королевы).
Избыточность
Викторианская эпоха при всей своей сентиментальности никогда не отличалась скромностью. Украшений носили много и самых разных. Дама могла быть буквально увешана крупными, заметными ожерельями, цепочками, брошами, браслетами. За что уже в начале XX века (Виктория скончалась в 1901-м) моду тех лет стали яро критиковать и от противного подались в аскетизм (но лишь временно).
Подпишитесь на нашу рассылку
Еженедельный дайждест о ювелирном искусстве.
Источник: chk-jewelry.ru