Методическое руководство к стандарту ассоциации «Гильдия ювелиров России» СТО 52818945-1-2016
ЗАЧЕМ РАСКРЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЮВЕЛИРНЫХ ВСТАВКАХ?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2015 N 994) «об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана следующая информация:
«VII. Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней
64. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно- цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).
Золото на барахолке, с Жекой занюхнули духи на 900 чистыми
При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным».
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ?
До настоящего времени отсутствовали стандарты, определяющие единообразные правила раскрытия информации о ювелирных вставках. С целью укрепления доверия потребителей к ювелирной промышленности Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» было принято решение о разработке отраслевого стандарта, определяющего единые отраслевые правила раскрытия информации, которые были бы понятны специалистам и потребителям, и которые были бы гармонизированы с международными правилами раскрытия информации.
Стандарт «Ювелирные вставки. Правила раскрытия информации»
СТО 52818945-1-2016 разработан Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» и утвержден решением Совета Ассоциации 8 сентября 2016 г. В стандарте Гильдии ювелиров России установлены правила раскрытия информации, приведена терминология, классификация по происхождению материалов, из которых изготовлены вставки, порядок маркировки природных камней и искусственных продуктов, в том числе облагороженных.
Основные правила раскрытия информации изложены в соответствии с рекомендациями Международной ювелирной конфедерации (CIBJO) с учетом действующего законодательства в Российской Федерации.
ЮВЕЛИРНАЯ ВСТАВКА — ЧТО ЭТО?
Ювелирные вставки — это любой огранённый камень, изготовленный из различных материалов, как природных, так и искусственных, предназначенный для использования в ювелирных изделиях или произведениях искусства. Неогранённые камни (кристаллы сырья) относятся к ювелирным вставкам в случае, если они закреплены в ювелирное изделие и являются неотъемлемой частью данного изделия. Все ювелирные вставки, по происхождению материала из которого они изготовлены, подразделятся на природные камни и искусственные продукты.
Золотой гарнитур с рубинами. Золото 585 пробы. Ювелирные украшения
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ?
- Раскрытие информации это — действия продавца, направленные на то, чтобы полностью информировать покупателя о товаре, до или во время окончательной продажи, посредством предоставления всей имеющейся у него (продавца) информации. Данная информация призвана обеспечить возможность правильного выбора товара покупателем.
- Раскрытие информации производится двумя способами: письменно в коммерческих документах и на ярлыках изделий, а так же устно при продаже.
- Полная информация (т.е. вся имеющаяся информация о товаре) предоставляется продавцом независимо от стоимости товара, от того продан товар или только презентуется, от того запрашивает клиент данную информацию или нет.
- При письменном раскрытии вся информация должна быть написана одинаковым шрифтом, т.е. символами одинакового размера и цвета, как и название камня. Не допускается использование звездочки рядом с названием вставки, согласно которой покупатель должен обратить внимание на информацию, расположенную внизу страницы, где приводится объяснение того, что продукт является облагороженным природным камнем или искусственным продуктом.
- Полное устное раскрытие проводят с использованием ясной и понятной терминологии, доступным клиенту языком до завершения продажи.
КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЮВЕЛИРНЫХ ВСТАВКАХ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗМЕЩЕНА НА ЯРЛЫКЕ ИЗДЕЛИЯ?
- наименование вставки;
- информация об облагораживании драгоценных камней (способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня);
- классификационные характеристики драгоценных камней;
- информация о происхождении искусственных продуктов;
- масса и количество камней
НАИМЕНОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ КАМНЕЙ (КАК ПРАВИЛЬНО?)
Наименование природных камней должно быть минералогическим или правильным коммерческим наименованием минерала.
В таблице приложения А стандарта приведены правильные коммерческие наименования наиболее распространённых природные минералов, горных пород, органогенных веществ, и их разновидностей. Данные минералогические и коммерческие наименования одобрены и рекомендованы CIBJO (Всемирной ювелирной конфедерацией).
минералы, горные породы и органогенные вещества
Источник: uvelir.info
Вставки в ювелирные изделия
Ювелирные украшения можно украшать камнями: драгоценными и полудрагоценными. Также в качестве вставок используются искусные подделки из менее дорогих камней и стекла, имитирующих самоцветы. Качество искусственных камней, полученных синтетическим путем, настолько возросло, что в настоящее время по своим свойствам они не уступают многим самоцветам.
Классификация ювелирных камней
Ювелирные камни классифицируются по ряду признаков. К ним относятся такие как твердость, прозрачность, окраска, блеск, частота распространения в природе, долговечность, рыночная стоимость.
Первая группа — Ювелирные (драгоценные) камни:
I порядок: алмаз, изумруд, синий сапфир, рубин;
II порядок: александрит, благородный жадеит, оранжевый, желтый и фиолетовый сапфир, благородный черный опал;
III порядок: демантоид (хризолит), благородная шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, лунный камень, родолит, красный турмалин;
IV порядок: синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, циркон (гиацинт), берилл, бирюза, аметист, хризопраз, гранат, цитрин, благородный сподумен.
Вторая группа — Ювелирно-поделочные камни
I порядок: раухтопаз, гематит-кровавик, янтарь, горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин;
II порядок: агат, цветной халцедон, гелиотроп, розовый кварц, иризирующий обсидиан, обыкновенный опал, Лабрадор и другие непрозрачные иризирующие шпаты.
Третья группа — поделочные камни:
Яшмы, гранит, окаменелое дерево, мраморный оникс, обсидиан, гагат селенит, флюорит, цветной мрамор и др.
Драгоценные камни
Алмаз — твердый, бесцветный, износостойкий, часто имеет оттенки коричневых, желтоватых, реже голубоватых, сиреневых и других тонов. Очень редко встречаются цветные алмазы и черные алмазы. Ограненный алмаз называют бриллиантом.
Изумруд — ярко-зеленый камень, твердый, но очень хрупкий, химически стойкий, имеет сильный стеклянный блеск. После огранки изумруд чаще всего имеет прямоугольную и квадратную форму; огранка ступенчатая, иначе изумрудная. Применяется как вставка в ювелирные изделия.
Синий сапфир — корунд, окрашенный в синие цвета окисями титана и железа. Цвет от бледно-голубого до темно-синего различных оттенков. Очень тверд, химически стоек, имеет алмазный блеск.
Рубин — корунд, красных цветов. Цвет его колеблется от розового до ярко-красного. Блеск — от алмазного до стеклянного. Химически стоек. Рубин гранится различными огранками: бриллиантовой, смешанной, ступенчатой, кабошоном.
Используется для вставок в золотые изделия.
Ювелирные камни
Александрит — является разновидностью хризоберилла. При искусственном освещении он красно-фиолетовый, при дневном становится темно-зеленым.
Благородный черный опал — разноцветный камень с черной основой. Он может сочетать в себе темно-синие, темно-серые и темно-зеленные оттенки, иногда серовато-черные. Опал глубокого черного цвета встречается очень редко. Темная основа делает камень непрозрачным или полупрозрачным. Благородные виды опалов отличаются радужным переливом цветов.
Источник: studbooks.net
Ювелирные изделия — то ли я покупаю?! Часть 3: ювелирные вставки — драгоценные камни
В прошлых публикациях я коснулся вопросов, касающихся именного клейма мастера и пробы на ювелирном изделии .
Сегодня я хочу поговорить о вставках, используемых при изготовлении ювелирнгых изделий.
Читая описания ювелирных изделий, все время натыкаешься на слова «натуральный драгоценный камень», «природный драгоценный камень». Многие покупатели предпочитают иметь ювелирные изделия с натуральными природными камнями-вставками. Поэтому при покупке – продаже ювелирных украшений часто задают вопрос: «А это натуральные камни?» И это действительно большая проблема — какой это камень на самом деле.
Чтобы разобраться в этом вопросе, неплохо представлять себе, какие ювелирные вставки вообще бывают, и какие используются в ювелирных украшениях.
1. Имитация драгоценных и полудрагоценных камней.
Имитация внешне напоминает природный камень, но в остальном не имеет с ним ничего общего. В основном имитация — это окрашенное стекло. Такая вставка может быть ограненной, а может иметь форму кабошона. Имитация может быть любого цвета и оттенка, может быть прозрачной или глухой (непрозрачной).
В том, что вставка в изделии стеклянная, нет ничего плохого, она даже может быть больше, ярче, чем натуральный камень, и она всегда существенно дешевле, чем натуральный камень. В целом ряде случаев эти качества — большой плюс. Главное, чтобы при продаже продавец не вводил покупателя в заблуждение и сказал ему, что вставка — это имитация.
Пример ювелирной вставки – имитации
2. Искусственный драгоценный и полудрагоценный камень.
Такой камень создан не природой, а технологом на заводе, поэтому он называется «искусственным» или «синтетическим» камнем. Синтетический материал копирует природный аналог. Это настоящий камень, а не аморфное стекло. По структуре и свойствам он полностью совпадает с камнем, найденным где-нибудь в природе.
Отличается искусственный камень от природного лишь тем, что он не «родился в недрах», а полностью произведен человеком. Современные технологии позволяют воспроизводить практически любой драгоценный и полудрагоценный камень. По качеству (наличию дефектов) синтетические камни лучше природных, так как растут в стабильно-благоприятных условиях.
По стоимости они дороже стеклянной имитация, но существенно дешевле природных камней за счет того, что их можно производить промышленным способом в больших количествах.
Существуют синтетические материалы, не имеющие природных аналогов (например, разноцветные фианиты, разработанные в ФИАН (Физический институт Академии Наук СССР) в 1970 – 1972 гг. на основе кубической модификации окиси циркония и гафния). По цвету фианит может имитировать практически любой природный камень.
3. Облагороженные натуральные природные камни.
Это уже действительно камни, добытые в природе (в карьере или из россыпи). Определение «облагороженные» означает, что в своем первоначальном виде они были невзрачны или неярки и их товарная ценность была невысокой. Словом, их надо было как-то обработать, чтобы они приобрели более товарный вид (проще говоря, стали покрасивее). Классический пример — танзанит.
Добытый из земли танзанит, в основном, светлый, неяркий и часто непрозрачный камень. Только после облагораживающего отжига при 400-650°C танзаниты становятся сине-фиолетовыми, такими, какими вы их знаете. Практически все танзаниты проходят такой отжиг. Это значит, что танзанит на 100% облагороженный камень.
Танзанит до облагораживания
Танзанит после облагораживания
4. Натуральные необлагороженные природные камни.
С этими камнями все просто и понятно: добыли «в природе» (в карьере, из месторождения или из россыпи) и потом без каких-либо облагораживающих процедур (например, нагревов или облучений) обработали для вставки в ювелирное изделие.
Надо отметить, что цены на такие камни могут варьироваться очень сильно в зависимости от их цвета, массы, дефектности, месторождения, где они были добыты. Например, бледно-розовые рубины из Шри-Ланки оцениваются в 10-15 долларов за карат, а стоимость темно-красных рубинов из Бирмы может превосходить 10 000 долларов за карат.
Так могут выглядеть рубины из Шри-Ланки
Бирманская рубиновая тиара Елизаветы II , здесь рубины точно натуральные и самого высокого качества.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что ничего плохого в имитации, искусственных и облагороженных камнях нет. Просто продавец должен четко информировать покупателя, какие именно вставки использованы в его изделии. Когда у меня по каким-то вопросам, связанным с камнями, нет достаточной информации (например, покупателя интересует месторождение, где был добыт камень), я могу направить его непосредственно к продавцу, у которого я купил этот камень, или к геммологу для выяснения интересующих покупателя вопросов.
Сейчас во многих магазинах (я имею в виду не только «Ярмарку мастеров») продается большое количество изделий с разнообразными камнями-вставками по относительно небольшой цене. Покупая такие изделия, надо иметь ввиду:
— цена камня, как правило, возрастает по цепочке: имитация — искусственный камень — облагороженный натуральный камень — необлагороженный природный камень:
— вставка в ювелирное изделие проходит длинный путь. Цепочка этапов выглядит примерно так: добыча камня — обработка камня — продажа камня ювелиру — создание украшения — продажа его ювелиром в магазин — продажа конечному покупателю.
Конечно, какие-то этапы могут быть сокращены (например, добыча и обработка делается одними руками). Или могут появиться дополнительные этапы (например, может добавиться перевозчик камней). Представляете, сколько людей задействовано, и ведь на каждом этапе каждому участнику нужно заработать! (Не могут же они все работать ради подарка для вас.)
А теперь прикиньте, какова должна быть цена камней на самом первом этапе, чтобы в самом конце показаться вам не очень большой.
Если для вас не имеет значения, натуральный камень или синтетический, облагороженный он или нет, а в ювелирном изделии для вас главное — внешний вид, красота, броскость, выбирайте украшение по внешнему виду и носите его с радостью!
В следующей публикации я попытаюсь дать некоторые свои советы по выбору ювелирного украшения для тех, кому важны «происхождение» и «родословная» украшения, одним словом то, что по-английски называется pedigree.
Источник: www.livemaster.ru