Что такое женское украшение колт

древнерусское женское украшение 11-13 вв. — полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Парные колты привешивались к головному убору с двух сторон.

БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЛТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЛТ в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусское женское украшение 11-13 вв. — полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Парные колты привешивались к головному убору …
  • КОЛТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    древнерусское женское украшение 11-13 вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору. К. найдены в составе многих кладов на территории …
  • КОЛТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    др.-рус. жен. украшение 11-13 вв.- полая привеска, украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Парные К. привешивались к головному убору с двух …
  • КОЛТ в словаре Синонимов русского языка.
  • КОЛТ в Словаре русского языка Лопатина:
    колт, -а …
  • КОЛТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    колт, -а …
  • КОЛТ в Орфографическом словаре:
    колт, -а …
  • 1991.01.17 в Страницах истории Что, где, когда:
    В 17.02 на северо-западных территориях Канады заканчивается первый транстихоокеанский перелет на аэростате типа монгольфьер, который осуществили Ричард БРАНСОН и Пер …
  • 1991.01.15 в Страницах истории Что, где, когда:
    В 3.47 Ричард БРАНСОН и Пер ЛИНДСТРАНД на аэростате «Вирджин Оцука Пасифик Флайер» фирмы «Тандер энд Колт» поднимаются в воздух …
  • 1989.08.07 в Страницах истории Что, где, когда:
    Заканчивается первый чемпионат мира для дирижаблей-монгольфьеров (27.07-08.07-1989) в Люксембурге. В чемпионате приняли участие 17 дирижаблей. Первое и третье места поделили …
  • 1989.07.27 в Страницах истории Что, где, когда:
    Начинается первый чемпионат мира для дирижаблей-монгольфьеров (27.07-08.07-1989) в Люксембурге. В чемпионате принимают участие 17 дирижаблей. Первое и третье места делят …
  • 1988.06.01 в Страницах истории Что, где, когда:
    Пьер ЛИНДСТРАНД поднимается в воздух в Ларедо (штат Техас) на аэростате «Стратокуэст» фирмы «Тандер энд Колт» и устанавливает мировой рекорд …
  • РИДЖУЭЙ МЭТЬЮ БАНКЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ridgway) Мэтью Банкер (р. 3.3.1895, Форт-Монро, штат Виргиния), американский генерал (1951). Окончил военную академию Уэст-Пойнт (1917), командно-штабной колледж (1935) и …
  • ВОСЕМЬСОТ в Энциклопедическом словаре:
    , восьмисот, восьмьюстами и восемьюстами, восьмистах, числит, колт. Число и количество 800. II порядк. восьмисотый, -ая, …
  • ВОСЕМЬ в Энциклопедическом словаре:
    , восьми, восьмью и восемью, числит. колт. Число, цифра и количество 8. II порядк. восьмой, -ая, …
  • АРХЕОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ — А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ в Словаре Кольера:
    К статье АРХЕОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Период с конца 18 и вплоть до середины 20 в. был временем развития археологии по …
  • УКРАШЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    аграмант, акант, акротерий, антефикс, аплике, арабеска, бижутерия, браслет, брошка, брошь, букраний, бунчук, виньетка, висюлька, гарнитура, гордость, группетто, гутта, декорация, декорирование, …
  • КОЛТУННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • КОЛТУН в Словаре русского языка Лопатина:
    колт`ун, …
  • КОЛТУННЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • КОЛТУН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    колтун, …
  • КОЛТУННЫЙ в Орфографическом словаре.
  • КОЛТУН в Орфографическом словаре:
    колт`ун, …
  • КОЛТУННЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    колтунный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: колтун, связанный с ним. 2) Свойственный колтуну, характерный для …
  • КОЛТУН в Толковом словаре Ефремовой:
    колтун м. 1) а) Осложнение некоторых кожных болезней, при котором волосы на голове спутываются и слипаются в плотный ком. б) …
Читайте также:
Ворота как украшение города

Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы простолюдинки в Древней Руси

Источник: slovar.cc

Лунничные серьги и колты

Я рким типом украшений средневекового времени являются лунничные серьги и колты. Такая специфическая форма была широко распространена в различных регионах. Основной элементарной частью многих подвесных украшений является кольцо, а лунничная форма возникает от утолщения, утяжеления и сосредоточения декора в нижней части кольца. По мнению Н.П. Кондакова, общий прототип лунничных украшений происходит из Сирии и был воспринят Византией, Русью и народами Причерноморья, при этом на Руси и в Причерноморье разрабатывается не «культурный» византийский, а «варварский» вариант объемных лунничных колтов.

379503ad80e46057207096f9a71f9851.jpg

Тем не менее, древнерусские и причерноморские лунничные украшения оказались различны. Плоскостные лунничные серьги на Руси не распространились. Прототипами древнерусских лунничных колтов являются византийские, форма, орнаментика и эволюция тех и других очень сходны. Среди лунничных головных украшений средневекового Крыма различаются плоскостные серьги, носимые в ушах, и объемные колты, крепившиеся к головному убору.

slide-13.jpg

Предпосылкой перехода к колтам стала, вероятно, сложность и громоздкость парадного праздничного головного убранства знати. Разница в назначении отражается в форме и конструкции этих близких категорий. На колтах бывает оформлена полость для вкладывания тканей, пропитанных благовониями. Дужка колтов имеет устойчивое крепление на штифтах или шарнирах и вытянутую форму для крепления на рясенную ленту или цепь. Известны примеры таких украшений, крепившихся к головному убору на цепочках длиной до 13 см, снабженные также иглой для прикалывания к ткани.

Изображения повседневного женского византийского убора постоянно показывают ношение серег, что является ожидаемым продолжением античных традиций: женщина с зеркалом, египетский шерстяной ковер V–VI вв.; св. Екатерина Александрийская, миниатюра Минология Василия II, 986 г.; женщины и служанка, фрески церкви Св. Пантелеймона, Нерези, 1164 г. Лунничная форма серьги лучше отразилась на западноевропейских изображениях XI в.: одна из добродетелей на алтаре из церкви в Ваттербахе (Германия) около 1000 г.; королева Кунигунда, рельеф на алтаре, Базель (Швейцария), 1020 г.; Богородица на фреске церкви Сан Квертце де Пидрет, Каталония, Испания, XI в.

В VI в. лунничная форма серег становится одной из основных. Серьги выполнены в прорезной технике и литье. Из Херсонеса происходят простые кольцевидные серьги VII в. с утолщением центральной части внизу, переходящие к лунничной форме, показывающие путь образования лунницы. В это же время в Причерноморье и Средиземноморье известны и золотые объемные колты, некоторые, по мнению Н. П. Кондакова, были изготовлены специально для погребального убора. Украшения орнаментированы крупной филигранью, на них наблюдается стиль перегородчатой инкрустации стеклом, характерный для раннего Средневековья.

Читайте также:
Как сделать украшение ромашка

Аналогичные золотые подвески из женского погребения в Новопокровке (Восточный Крым), украшенные разноцветными стеклянными вставками, А. И. Айбабин связывает с культурой хазар и датирует концом VII – первой половиной VIII вв. Украшения имеют мощное штифтовое крепление к головному убору. Такие колты распространены у кочевых народов Северного Причерноморья и Крыма, возможно, и Поволжья, место производства их остается невыясненным, но очень вероятно следование византийской технологии. Этот вариант колтов, орнаментированных в ювелирной технике филиграни, вероятно, был выработан византийскими мастерами для убора варварской знати. Возможно, изделия такого уровня выполнялись на заказ в византийских мастерских.

золотые височные подвески.jpg

В IX–X вв. лунничная форма в Византии продолжает развиваться от плоскостных форм к объемным, тисненым. Некоторые украшения продолжали носить как серьги. Роскошные золотые экземпляры оформлены в техниках филиграни и перегородчатой эмали. Более простые серебряные украшения совмещают форму лунницы и грозди, плоскостность и объемность.

Около XI в. складываются лунничные колты, подвески к головному убору, более тяжелые и предназначенные как для украшения, так и для несения внутри корпуса благовоний, размещаемых во внутренней полости. К сожалению, датировка византийских украшений во многих случаях остается приблизительной и дискуссионной. Крымский материал, наоборот, обладает строгими стратиграфическими датировками, вытекающими из четкой хронологии крымских погребений. С византийской формой лунничных серег связывается группа крымских украшений, хорошо известных по находкам из гото-аланских могильников.

мог лучистое.png

Несколько пар серег найдено в могильнике у с. Лучистое в погребениях IX в. Серьги выполнены штампованием из одинарной пластины. На лицевых сторонах представлены различные композиции с образом птиц: парных или одиночных – павлин с распластанными крыльями, птица в профиль. В склепе 14 такая пара обнаружена в районе черепа, около височных костей зафиксированы остатки ткани. В некоторых случаях изображения не сохранились.

Не все серьги аналогичны византийским по орнаментации. Используется более простой геометрический орнамент, прорези. Есть упрощенные формы с тремя, а не с пятью шариками. Видимо, такие варианты являлись подражанием византийской форме.

В IX квартале северо-восточного района Херсонеса найдена бронзовая матрица для изготовления двусторонних лунничных украшений, скорее всего – колтов. Точной датировки данная находка, к сожалению, не получила. Матрица найдена на площади перед баней, входившей в комплекс дома, погибшего в XII–XIII вв. Ряд находок из помещений дома связывается с ювелирным производством.

Изображение лицевой стороны – распластанная птица (павлин) – хорошо соответствует паре серег из склепа 14 могильника Лучистое, выполненных по матрице с аналогичным изображением. Различными являются только некоторые детали изображения, например, штриховка перьев. В целом отмечается и стилистическая близость: геометризованное, несколько схематичное изображение.

Но, в отличие от серег, матрица предназначена для изготовления двухстороннего объемного изделия, возможно, для колта. На оборотной стороне матрицы находится четко организованное трапециевидное клеймо завитково-растительного орнамента в геометризованном варианте. Размер матрицы из Херсонеса также близок размеру серег из погребений.

Читайте также:
Какое украшение подойдет к платью трапеции

матрица.png

Вероятно, данная находка матрицы демонстрирует изготовление более сложных и продвинутых относительно плоскостных серег украшений, связанных с развитием той же византийской традиции лунничных изделий. Изображение сохраняется практически без существенных изменений.

Поэтому датировку аналогий из погребений – IX в. – можно рассматривать как ориентирующую, во всяком случае, как начальную хронологическую отправную точку для матрицы. Возможно, колты или украшения по данной матрице могли изготавливаться и позже, в IX – начале XI вв. Для этого времени на ювелирных украшениях характерен геометризованный стиль орнаментации.

Находка матрицы в средневековом Херсоне свидетельствует о работе мастерской в византийской традиции. Следует отметить, что среди древнерусских украшений нет близкой аналогии такому изображению павлина ни в технике черни, ни в технике эмали. Наиболее ранние древнерусские украшения в этих техниках можно относить ко второй половине XI в. Поэтому данная интересная находка дает важное промежуточное звено, демонстрирующее проявление развития византийских прототипов для украшений в Восточной Европе.

Источник: xn--80aajhqhktebqcvc2c9e6cj.xn--p1ai

Кольца и браслеты: ювелирные изыски средневековья

«Вот, молодежь, какая нынче пошла, чего только на себя не понавешают» – судачат старушки на лавочке, завидя очередную жертву с пирсингом в пупке и четырьмя сережками в ухе. Да, народ «отрывается», как может, хотя приблизительно тысячу лет назад предки украшали себя разными побрякушками не менее активно, чем сейчас.

Медное кольцо

И еще не каждый из современных клабберов и тусовщиков отважиться обшить всю свою одежду с ног до головы бубенчиками или вплести в волосы десяток – полтора металлических колец, а раньше так поступали вполне рядовые граждане. Только делалось это чаще не из жажды самовыражения, а по причине страха перед всякой потусторонней нечистью.
[hotplace-31]

Дружба народов

IX – XI века в местной истории время вообще интересное. На территории современной русской земли тогда мирно проживали представители как минимум трех народов – славяне, меря – родственники современных финнов и скандинавы – они же – норманны, они же – викинги. На небольшом пяточке смешались не только разные хозяйственные уклады и приемы ремесленников, но и религии.

Верования практически повсеместно были еще языческими – в наших землях христианство пробивало себе дорогу с большим трудом. Для средневековья это совсем не удивительно, ведь еще сегодня чуть-ли не каждый плюет через левое плечо, стучит по дереву и предпочитает обойти стороной черную кошку. Так в наших краях поселились и вполне серьезные боги вроде скандинавских Тора и Одина, славянского Волоса и божки поменьше – домовые да русалки. В общем, было, у кого попросить жениха хорошего и града на соседский огород.

Демоны

Но еще важнее было защититься от злых духов. Сделать это можно было по-разному – подковку над дверью подвесить от сглаза, специальный узорчик на посуде нацарапать, чтоб не отравиться. Роль самых сильных амулетов часто выполняли украшения. Именно их можно было всегда иметь при себе и не испытывать особых неудобств.

Мешочек с талисманами

Наиболее уязвимыми для злых духов, считались женщины и дети. О высокой детской смертности в стародавние времена слышали все. Поэтому ребенку старались или пришить на одежду бубенчики или привязать к пояску мешочек с амулетами – это могли быть бусинка, медальон или колечко, женщинам злые духи наиболее сильно могли повредить, лишив их возможности иметь детей.

Чтобы обезвредить темные силы, с ранних лет грудь будущей матери была усыпана украшениями. В дело шли привески, бусы, монетки. И конечно, старались защитить область живота – украшения-амулеты прикрепляли к поясу, пришивали прямо к одежде или на специальных шнурках опускали от пояса до уровня колен.

Читайте также:
Как сделать из бисера на шею украшение

Форма оберегов была самой разнообразной и имела большое значение. Металлические привески в форме полумесяца – лунницы, чаще носили молодые девушки. Луна почиталась и «отвечала» за плодородие. Очень популярны были амулеты в виде животных – коньков и уточек. В более древние времена эти животные считались священными, поэтому их изображения, надолго сохранили магическую силу.

Амулет в виде полумесяца

Кроме миниатюрных зверьков не менее часто носили украшения в виде уменьшенных копий бытовых предметов: ложечка гарантировала сытость, благосостояние и довольство, гребень защищал от болезней, ключ оберегал богатство. Вся эта роскошь при ходьбе гремела и звенела, а страшнее этих звуков ничего для нечисти не было.

Новобрачные, можете обменяться кольцами

Так звучала бы всем известная фраза в ЗАГСе, если бы время сохранило древнерусские названия привычных всем украшений. Только с 11 века известен термин «перстень», в значении украшения на пальце руки. Слово «кольцо» появляется с 13 века и в средние века встречается редко.

Браслет назывался «запястье» или «обруч», женские серьги – «ушники», пряжки и броши называли «сустугами». А вот слово «серьга», заимствованное из тюркских языков, употребляется только с 14 века в значении мужского ушного украшения.

Ясно, что, конечно же, не все ювелирные украшения являлись амулетами. Были и те, что носили только для красоты, или для обозначения статуса человека в обществе, его принадлежности к определенному племени. Кроме привычных браслетов и перстней существовали и такие украшения, подобных которым сейчас не найдешь, например, височные кольца.

Эти женские украшения вплетались в прическу или подвешивались на лентах к головному убору или кожаному или тканевому ремешку. У многих славянских племен височные кольца имели постоянную форму. В одном уборе их могло быть до двух десятков.

Литой металлический обруч

На шее носился плетеный или литой металлический обруч – гривна. Название этого украшения известно с 12 века. Одни исследователи считают ее чисто мужским украшением, другие универсальным, третьи женским. Интересно, что эти шейные гривны чаще находят в кладах, чем на раскопках поселений. По-видимому, гривны могли себе позволить носить только люди высокого происхождения и достатка.

В 16 веке в Московской Руси это украшение было обязательным в свадебном наряде женихов и невест.

Застежка для плащей

Фибула – застежка для прикрепления плаща. Их носили и мужчины, и женщины, по одной на плече. Место приметное, поэтому постепенно этот предмет перешел в разряд украшений.

Могли предки удивить и местом, которое пытались украсить. Конечно, до африканских племен нам далеко. Но в средние века представители финских народов, проживавших в наших краях, носили кольца на пальцах ног.

Читайте также:
Мягкая карамель для торта в домашних условиях для украшения

Мал золотник, да дорог

Известная пословица является одним из не многих свидетельств цены на украшения в средние века. Конкретных цифр очень мало. Золотник – мера веса сыпучих тел, равная 4, 1 грамма. В древней Руси часто использовалась ювелирными мастерами.

Колт звездчатый

В одной грамоте 12 века упомянуты 2 золотых колта. Колт – это парное головное украшение знатной женщины из драгоценного металла в виде диска диаметром 3-4 см., покрытого орнаментом или звезды, обычно полое. Внутрь колтов вкладывалась ткань, смоченная душистыми маслами. Цена, указанная в грамоте – пол гривны за штуку.

Гривной кроме шейного обруча в Древней Руси называли денежную и весовую единицу равную примерно 400 граммам серебра. Это значит, покупатель в 12 веке заплатил примерно по 200 граммов серебра за каждое миниатюрное украшение.

И все же основной заработок ювелиров составляли изделия из сплавов меди, олова свинца и цинка, находивших большой спрос у простых горожанок и жительниц окрестных деревень. Народ у нас был не богатый – поэтому для изготовления украшений использовались также стекло – делали браслеты и кольца и даже глина – для бус.

Медный браслет

С 12 столетия спрос на украшения возрастает, и ремесленники начинают работать на рынок, а не по индивидуальным заказам. Именно с этого времени в мастерских находят многоразовые каменные формы для литья украшений.

Когда ученые, проанализировали химический состав материалов, из которых были сделаны украшения, найденные на русской земле, выяснилось, что далеко не все из них были изготовлены местными мастерами. Сюда привозили изделия владимирцев, киевлян, новгородцев. Долгое время Русь вообще не имела своего сырья цветных металлов, месторождения были открыты только в 15 веке. До этого медь для изготовления самых простеньких украшений ввозилась, например, с рудников Швеции.

Раз в крещенский вечерок, девушки гадали…

[hotplace-32]
С древних времен сохранились некоторые магические приемы, связанные с кольцом. Например, все современные женщины знают, что нельзя сразу примерять чужое кольцо – заберешь грехи себе. Нужно сначала положить кольцо на стол, а потом надевать. Вот, что значит сила веры предков! Предлагаем на вооружение еще несколько «пережитков старины».

Если бросить кольцо на дорогу вслед надоевшему парню – он больше не вернется к тебе. Спрячешь свое колечко любимому под подушку – скоро женится на тебе.

Гадания по кольцу

А еще с помощью кольца можно гадать, естественно, на жениха. Делали это обычно, на Крещение (19 января по новому стилю):

В полночь Крещения, выйдя на крыльцо, нужно три раза повернуть кольцо, подаренное любимым, на пальце по направлению к себе.

Считалось, что такое действие “привернет” его любовь навсегда.

Гадание на верность. Взять обручальное кольцо и лить воск со свечи внутрь кольца: если воск вытечет за обод – супруг будет изменять девушке, а если оставался внутри кольца – попадется верный однолюб.

Надо взять обыкновенный стакан, наполнить его водой и опустить на середину дна обручальное кольцо. Затем посмотреть через воду внутрь опущенного кольца. Говорят, что так можно было увидеть лицо будущего жениха.

Источник: amuletobereg.ru

Рейтинг
Загрузка ...