Что такое зооморфные украшения

Для человека животные всегда были неотъемлемыми слагаемыми его мира. Не случайно первыми рукотворными творениями людей, получившими статус искусства, были наскальные рисунки животных.

Со времен древнего каменного века — палеолита — мужскую и женскую одежду украшали орнаментом, нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте, как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в изобилии населявших окружающий мир.

В захоронениях финно-угорских народов, населявших русский Север и просторы Западной Сибири уже в эпоху неолита (III—II тысячелетия до н. э.), археологи во множестве находят так называемые шумящие подвески геометрической формы и подвески, изображающие зверей и птиц. Первоначально они возникли как непременная деталь шаманского наряда — парки, помогающая шаману в общении с духами.

Но позднее они выходят в широкий мир и становятся элементом одежды, главным образом женской, и благополучно доживают до наших дней. Модницы Финляндии и сегодня носят традиционные «шелестящие» украшения, не ведая об их исконном смысле. А они несли в себе некую сакральную, магически-охранительную идею. Их изучением и дешифровкой ныне занимаются археологи и искусствоведы. Однако истинное значение древних украшений и по сей день до конца не раскрыто.

Плоские зооморфные украшения Европейского Севера эпохи средневековья (X-XIV вв.)

Шумящие украшения, как выясняют археологи, изучая материальную культуру разных народов, были чрезвычайно широко распространены в мире. Шум, издаваемый ими, с незапамятных времен считался оберегом, защитой от внешних вредоносных сил. Недаром у народов Кавказа до нашего времени сохранился обычай на свадьбах стрелять в воздух и бить в барабаны.

Сибирские шаманы при общении с духами «семи миров» используют бубен, который считается «кораблем» колдуна. Или такой пример. В одном из шаманских погребений X—XI веков были найдены фрагменты деревянных ковшей, служивших, видимо, для ритуальных возлияний, с краями, обрамленными обоймицами с колечками и шумящими монетовидными привесками. Их магическое значение в данном случае очевидно: они должны были своим звоном защищать от злых умыслов содержимое сосудов.

Среди финно-угорских женских украшений также известны браслеты с подвижными звенящими колечками по центру пластины браслета. Четыре из них найдены в Новгороде в слоях XII — первой трети XIII века. А вот в погребениях восточного и южного побережий Чудского озера их оказалось особенно много.

В юго-восточной части северной Руси, в областях, контактных с финно-уграми, встречается уже иная разновидность шумящих браслетов — с ушками по краям для крепления колечек. Финно-угорские женщины носили и перстни с шумящими бубенчиками. Подобные украшения-амулеты на открытой руке женщины должны были оградить своим звоном хозяйку от злых духов и недобрых чар. Подобных примеров можно привести много.

Шумящие подвески изготовлялись, как правило, в виде утки или коня-оленя, либо это были привески в форме утиных лапок или бубенчиков. Кстати, изображения утки появились на русском Севере очень давно еще в эпоху неолита, видимо, уже тогда утка была промысловой птицей.

Читайте также:
Как сделать украшение на елку из фруктов

Коп 2022 Зооморфные украшения финно-угров.

Вероятно, уже на заре человечества складывается миф об утке-демиурге, то есть прародительнице мира. Этот сюжет нашел, например, свое отражение в мифологии карел и коми. «Уточка» — один из самых популярных эпитетов, вносящихся к девушке или женщине в карело-финнском эпосе «Калевала». Согласно его повествованию, утка снесла яйца на коленях Матери Вод, и из них возникает мир:

Не погибли яйца в тине И куски во влаге моря. Но чудесно изменились И подверглись превращенью: Из яйца, из нижней части, Вышла мать-земля сырая; Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный; Из желтка, из верхней части, Солнце белое явилось; Из белка, из верхней части, Ясный месяц появился; Из яйца, из пестрой части, Звезды сделались на небе; Из яйца, из темной части, Тучи в воздухе явились. Bapенов А. Утка, конь-олень — шелестящие обереги // Наука и жизнь. 1999. № 11. С. 63.

Штампованные изображения уток историки находят на предметах неолитической керамики II тысячелетия до н. э., встречают уток и высеченных на кремне. Бронзовые полые изображения водоплавающих птиц были популярны у волго-камских народов и у населения Приладожья с VI по XIV век н. э. Постепенно эти изображения распространяются на все большей территории.

Второе по значению место занимают изображения сакрального лося-оленя; позже его сменили фигурки коня. В «Калевале» речь идет о лосе Хийси — хозяине леса и представителе подземного царства Туонелы (эпос называет его «жеребенком Хийси»). Его связь с духами очевидна, да он и сам, как повествует эпос, мог стать оборотнем.

Особенно хорошо известны филигранные бронзовые олени-коньки из мерянских, мордовских и марийских могильников VI—XI веков. Как считает археолог Л. А. Голубева, подвески эти изготовляли девочки-подростки, когда готовились к свадьбе. В наиболее ранних подвесках лосиная (или оленья) сущность преобладает: на голове животного изображаются рога.

И лишь на более поздних подвесках вместо рогов появляются уши, подчеркивая конский облик фигурки. Форма подвесок на оберегах мерян — все те же утиные лапки и бубенчики. На спине фигурок часто можно увидеть концентрические круги — символ животворящего Солнца.

Итак, изображение коня появляется позже лося-оленя, и появляется оно вместе со скотоводством, которое к тому времени здесь утвердилось. Судя по археологическим данным, скотоводство начало развиваться на Севере с появлением Дьяковской культуры раннего железного века (VII век до н. э. — VII век н. э.). Позднее у финно-угров возникает обряд погребения, когда вместе с умершим хоронят и коня.

Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток славянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке. Как считают мифологи, образ солнечного коня был занесен на Север индоевропейцами. Достаточно вспомнить коней бога Гелиоса и квадригу Аполлона, также бога Солнца. Наиболее ранние свидетельства об индоевропейцах на севере Восточной Европы относятся к бронзовому веку (Фатьяновская культура, II тысячелетие до н.э.). Вероятно, именно этот народ принес сюда земледелие и скотоводство.

Читайте также:
Украшение сердца из пенопласта своими руками

Любопытно, как не сразу образ лося-оленя уступил место образу священного коня. Например, в погребениях Пазырыкских курганов на Алтае (V—III века до н.э.) были открыты конские погребения, но с деревянными оленьими рогами и кожаными масками: конь все еще продолжает как бы исполнять роль лося-оленя. И еще долгое время народная память сохраняла поверья, связанные со священным оленем. Так, в Подмосковье вплоть до недавнего времени считалось, что после Ильина дня (2 августа) уже нельзя купаться в водоемах, поскольку «олень в воду помочился».

В XII — начале XV века на севере Руси были распространены подвески иного типа, чем те, о которых речь шла выше, — полые коньки. Этот тип украшений-амулетов наследует художественный принцип более ранних, литых по восковой модели полых подвесок-уточек. Доказательство налицо.

Коньки как бы сохраняют водную сущность: по их нижнему краю проходит рельефная волнистая линия, символизирующая воду. Во множестве их изготовляли в Новгороде, здесь найдены четверть всех известных амулетов такого рода и остатки ремесленных мастерских, в которых их производили. Находят их и на Ижорском плато (земля финно-угорского народа Водь и Ижора), и в костромском Поволжье. Полые коньки-подвески — это, по всей видимости, идеологическое и художественное взаимодействие двух культур — финно-угорской и славянской.

Изначально все виды подвесок с изображением животных делались с одной головой. И лишь со временем начинают преобладать двухголовые варианты — на две стороны света («тяни-толкай»). Традиция эта восходит еще к эпохе неолита. В 1954 году археолог А.М.

Раушенбах при раскопках неолитической стоянки Николо-Перевоз нашла роговую пластину с двумя утиными головами, обращенными в разные стороны, в пластине есть отверстие, за которое ее подвешивали или крепили. Возможно, это деталь шаманского наряда эпохи неолита. Сегодня найденная подвеска — в экспозиции Государственного Исторического музея в Москве.

Двухголовость — отражение представлений о «дихотомии» — двойственности мира. И одним из проявлений такой двойственности древнего мировоззрения было делестианское время (стороной дьявола). Во всяком случае, двухголовые подвески — это защита «на все стороны света», на все случаи жизни как в мире духов, так и в мире людей.

Древнерусские шумящие подвески делали не только в виде утки и коня-оленя. Среди них можно найти изображения баранов, барса, петуха, бобра, медведя и других зверей. В конце XIV—XV веков бронзовые подвески выходят из обихода. Трудно сказать, с чем это было связано. Однако, согласно мнению историка Е.И.

Горюновой, их место заняли более дешевые вышивки и ткачество. Причем часто вышивки располагались в том же самом месте, что и бронзовые амулеты. Например, орнамент на платье марийской женщины так и назывался «сторож груди» — «чызе орол».

Читайте также:
Елочные украшения из эпоксидной смолы своими руками

Важны были и части таких привесок — лапчатые привески к амулетам. Человеческая кисть руки, конечность животного издавна считались символом защиты — оберегом. Наскальные изображения человеческой руки есть еще на палеолитических пещерных рисунках.

Но даже в более позднее, христианское, время Богоматерь Оранта, например, всегда изображалась с поднятыми руками, ладонями к зрителю — жест защиты, благословения. Защитную функцию выполняли и камни — «следовики», то есть с отпечатками кисти рук наиболее почитаемых в XIII—XVII веках святых. На свадебных турецких коврах вплоть до начала XX века ткачи изображали ладони — знак охранения будущей семьи. До настоящего времени считается, что конская подкова приносит счастье.

Такое же значение имели и утиные лапчатые привески на средневековых подвесках-амулетах. Изображение утиных лапок как элемент орнамента встречается на лепной керамике из Белоозера, использовалось оно и в качестве штампика на глиняных грузиках для сетей. На Северной Двине их изображали на обрядовых санях для масляничного катания с гор даже в первой половине XIX века.

Таким образом, звериные финно-угорские подвески-амулеты — это украшения со сложным значением, они были призваны защищать от внешних сил как своим обликом, так и шумом-шелестом. Они словно вели разговор с духами того лица, кто носил такие украшения. Недаром славяне считали финнов большими колдунами. Все подвески были связаны с культом плодородия и благосостояния (в погребениях подвески чаще всего находят в области груди или тазовых костей — женского лона).

Изображение утиных лапок — излюбленный элемент орнамента. Он встречается и на керамических изделиях, и как штампик на глиняных грузилах для рыбацких сетей.

Источник: studbooks.net

Зооморфные украшения

Зооморфные украшения — ювелирные изделия и бижутерия, имеющие мотив животных. Например:

  • Кольцо в виде обхватывающего палец паука
  • Кольцо-доспех (на весь палец) в виде когтя
  • Кольцо в виде змеи, кусающей свой хвост (алхимический символ)
  • Кулон в виде головы волка
  • Кулон с изображением сцены охоты хищников на добычу
  • Браслет с рельефом рыбьей чешуи
  • Обхватывающие серёжки в виде драконов

В отличие от элементов фурсьюта, эти предметы — не способ выглядеть как звериный персонаж. Даже изделия, уподобляющие носителя животному — например, кольцо-коготь — декоративные и не претендуют на правдоподобие. Часть из них предназначена для ношения в повседневной жизни, часть — более экзотичны и подходят только соответствующей обстановке или эксцентричным персонам.

Подобные украшения носят не только те, чьё самоопределение связано с животными. Часто они являются выражением жизнеутверждающего природного мотива (так же, как носят платья с цветочным узором) или убеждений (например, принадлежности к культуре индейцев или беспокойстве об охране природы). Готическая культура тяготеет к символике пауков, летучих мышей и змей.

Брутальные украшения также кроме черепов используют змей, скорпионов и волков. Некоторые украшения носят фанаты: например, фанаты фэнтези и эльфов любят светлые лесные мотивы. Наконец, носителю может просто нравиться образ того или иного животного.

Некоторые подобные украшения выпускаются серийно, но многие — создаются мастерами на заказ, разово или ограниченными сериями.

Читайте также:
Украшения из розового кварца своими руками

См. также

Источник: ru.wikifur.com

Зооморфный орнамент в полосе на одежде

Зооморфный орнамент – так называемая «дань уважения», отдаваемая миру человеком. Известны такие композиции ещё с древних времён. Со временем они приобретали определённую трактовку символов. Она являлась отражением выражения конкретных стремлений и пожеланий человека. Зооморфный орнамент всегда являлся частью народного творчества.

Нанося изображения со зверями на различные предметы, человек как бы просил их о покровительстве.

Зооморфный орнамент – своеобразное обращение к духам

Итак, подробнее. Зооморфный орнамент всегда являлся так называемым обращением к всевозможным духам. В одежде очень часто использовались образы домашних животных, таких как петух, собака, бык или конь. Дикие хищники также присутствовали в изображениях. Среди них – кабаны, медведи, волки.

Встречались и мифологические существа – например, грифоны, морские чудовища, единороги, огнедышащие змеи и т. д. Изображая животных, люди старались привлечь их на свою сторону, просили у них защиты в таком неприветливом мире.

зооморфный орнамент

Каждое животное было наделено определёнными качествами, характеризующими их главные черты и привычки. То есть умный, как сокол, или сильный, как медведь. Человек хотел отобразить эти свойства на своих собственных личных качествах.

Изначально отличались изображения довольно примитивным характером. Внимание акцентировалось на внешнем контуре и выдающихся частях тела. Выделялись по большей мере крылья, зубы и рога. В цветовой гамме преобладали те тона, которые соответствовали внешнему виду животного.

Реальность и фантастика

Зооморфный орнамент всегда привлекал и продолжает привлекать людей. Его также называют «звериным», ведь он содержит их изображения. На сегодняшний день мастера намного точнее изображают мелкие детали животных, чем это делалось в старину. Им приходится проявлять немало терпеливости при работе. Даже самая мелкая неточность способна превратить изображаемое животное в мифическое существо.

Впрочем, часто мастера сочетают в своих орнаментах фантастику с реальностью. Окаймляя такими изображениями изделия, они придают им особую привлекательность, загадочность, оригинальность. Одним словом, одежда, украшенная зооморфным орнаментом, впечатляет многих ценителей ярких деталей и стиля. От таких нарядов просто невозможно оторвать свой взгляд.

зооморфные мотивы в орнаменте

Вышивка

Зооморфный орнамент с кошками, лошадьми, зайцами, рыбками, лягушками, петухами, совами, голубями, кукушками, мухами, бабочками, пауками, летучими жуками – очень часто встречающиеся элементы декора на одежде. При этом очень часто используется вышивка. Мастера великолепно выполняют свою работу, вкладывая в неё своё собственное видение выполняемого узора. Иногда в самых разных необычных сплетениях встречаются бараньи рога, рыбья чешуя, бычьи глаза, волчьи зубы и т. д. Однако при этом сохраняются и традиционные требования к общей композиции.

На характер орнаментальных мотивов немалое влияние оказывают различные вышивальные швы. На Украине, например, известно более ста техник, некоторые из которых характерны для определённых этнографических районов страны. В свою очередь, некоторые из них встречаются также в русских и белорусских вышивках.

зооморфный орнамент древнего египта

Китайские орнаменты

Если уж говорить о различных странах, то зооморфные мотивы в орнаменте – украшение, очень широко распространённое в Китае. Особое внимание здесь уделяется драконам.

Дракон вообще является символом счастья в Восточной Азии. Поэтому в Китае так часто и используются такие орнаменты. Изображаться они могут в очень причудливых формах, с кроличьими глазами, коровьими ушами, длинными усами, змеиным телом, покрытым чешуёй, четырьмя тигровыми лапами и орлиными когтями.

Читайте также:
Как инвестировать в золотые украшения

Но, как бы ни были изображены драконы, облик их смотрится очень величественно, сурово и воинственно. Не зря в Древнем Китае орнаменты с драконами украшали одеяния императоров. На сегодняшний день свою популярность узоры сохранили.

зооморфный орнамент в полосе

Фантастический Феникс

Зооморфный орнамент в полосе смотрится очень красиво и стильно. Изображаются на них самые разнообразные животные. В том числе, как уже упоминалось выше, и фантастические. Например, Феникс, живущий, по легенде, в красной пещере.

Изображается птица с большим крылом, пышным хвостом и гребнем на голове. Она имеет горло ласточки, петушиный клюв, змеиную шею, рыбий хвост, журавлиный лоб, утиную голову, черепашью спину и драконью расцветку. Перья Феникса разноцветные – чёрные, синие, красные, белые, жёлтые. Символизируют они верность, знание обрядов, пристойность, долг и человеколюбие.

Фениксами нередко расшивают женские платья и халаты. При этом могут использоваться серебристые и золотистые нити.

Хищники

Таким образом, многие животные изображались на одежде, олицетворяя определённые человеческие качества. Зооморфный орнамент Древнего Египта, например, очень часто включает мудрых, себялюбивых, самостоятельных, независимых кошек. Эти животные считались священными, потому и встречаются довольно часто. Впрочем, сегодня орнаменты с кошками встречаются сплошь и рядом.

зооморфный орнамент с кошками

Помимо этого мелкого хищника в орнаментах используются и более крупные существа. К примеру, тигры, олицетворяющие свирепость, отвагу, суровость, властолюбие и силу. Кроме того, тигр символизирует военную доблесть и отвагу. В Китае тигр является также защитником от злых сил и покровителем. Потому даже детские шапки новорожденных украшались «тигриным» орнаментом.

Вышиваются на одежде также и львы. Это могут быть отдельно взятые головы или львиные тела целиком. Такие украшения одежды смотрятся очень изысканно, по-настоящему царственно.

Журавли как символ долголетия

Композиция зооморфного орнамента в полосе в разных странах нередко может включать в себя определённые общие символы. Одним из таковых является, к примеру, журавль. У многих народов он считается символом долголетия. Это неудивительно, ведь журавль является птицей-долгожителем. Жизнь его длится около 60 лет.

Выражения «журавлиный возраст», «журавлиное долголетие» существуют не просто так.

Одним словом, использование изображений зверей распространено на сегодняшний день достаточно широко. Это могут быть орлы и львы, кентавры и грифоны – самые разные реалистичные и фантастические животные. Ими украшают не только всевозможные аксессуары и предметы интерьера, но также и одежду. Звериные мотивы на полосе отличаются друг от друга цветовой гаммой, размерами, способами выполнения.

композиция зооморфного орнамента в полосе

Немалой популярностью пользуются орнаменты с изображением птиц. Куропатки, павлины, лебеди часто украшают различные предметы гардероба. Райские птицы, клюющие ягоды, тоже не редкость.

Одним словом, зооморфный орнамент – красивый декор для вашей одежды. Если вы хотите выглядеть стильно, модно, ярко, оригинально – обратите внимание на такое украшение своих нарядов. Даже не сомневайтесь в том, что окружающие оценят ваш внешний вид и образ по достоинству.

Источник: fb.ru

Рейтинг
Загрузка ...