Цель : познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях современного Городца; формировать специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов- цветочные круги с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в розанах и купавках; вырабатывать у ребят способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративно – прикладного искусства; воспитывать аккуратность, внимание, точность. Оборудование урока: учебные таблицы, иллюстрации, шаблоны, акварель или гуашь, альбом, кисти, баночки для воды, палитра, пословицы (на доске): «Кистью писать – мастерство казать», «На то и руки даны, чтобы даром не болтались».
Историческая страничка Г ородец — город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж. Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой . Отсюда товары развозились по всей России. Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в деревнях, расположенных по реке Узол : Курцево , Косково, Хлебаиха . Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома – ставни, двери, ворота.
Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 14. «Городецкая роспись».
На изделиях Городца можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров. Все это украшено диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.
По народному поверью в ночь на Ивана Купалы расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы.
Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Легкие, уверенные мазки мастер наносит, не прибегая к подробной прорисовке предварительного контура всех элементов узора, кистью строится вся композиция узора. В течение многих десятилетий отрабатывались приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки.
Роспись из розанов и купавок может составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
Элементы росписи Розан Купавка Оживка Конь Птица
Розан Стилизованный цветок розы, шиповника, яблони. Основа цветка- большой круг Седцевина – маленький круг Лепестки — дужки Оживка
Купавка Стилизованный цветок Основа цветка – круг Оживка Сердцевина — круг Лепестки — серпики
Оживка (украшение) Оживка ( украшения) из точек капелек дужек усиков
Конь Символ силы и выносливости. Незаменимый помощник в хозяйстве и верный друг в бою . Шея – большая «капля» Голова и круп – маленькие «капли» Ноги – маленькие «капли» и дужки. Хвост – три мягких мазка. Грива Сбруя Оживка
Очень интересно мастера Городца передают птиц в своих росписях. Один и тот же силуэт туловища может превращаться в совершенно разных птиц с дивными хвостами, хохолками, крылышками.
Птица Птицы — это гонцы весны. В сказках птицы – символ радости и счастья. Сказочные герои искали жар – птицу. В песнях златоглавую птицу сравнивали с зарей. Капля и дуги – туловище птицы. Хвост – «рыбка» Украшения -перья Оживка в виде точек и капелек
Урок ИЗО в школе. 5 класс. «Городецкая роспись». Птица и цветы — школьная программа
Листочки в городецкой росписи очень разные по форме, размеру и всегда расположены группами. Они могут быть подчеркнуты с одной или двух сторон контурной линией и украшены тонкими мазками, усиками, точками.
Задание: Выполни в традиции городецкой росписи эскиз одного из предметов быта: разделочной доски, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Вопросы: Что отличает городецкую роспись от других народных художественных промыслов? Как удается цветом мастеру создать радостное настроение? Что является основным украшением городецких цветов и птиц? Какой прием может оживить изображение, сделать его праздничным, нарядным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городецкая роспись
1. Где и когда возник промысел2. Основные элементы росписи3. Три вида композиции.
разработка занятия по художественной росписи (городецкая роспись))
Данная разработка может быть использована на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Тема занятия: «Городецкий конь».
Городецкая роспись в фотографиях и картинках
Фотографии в альбоме «6. Городецкая роспись в фотографиях и картинках» zhital на Яндекс.Фотках.
Городецкая роспись / Раскраска
Фотографии в альбоме «5.Раскраска» zhital на Яндекс.Фотках.
Городецкая роспись / Раскраска
Фотографии в альбоме «4. Раскраска» zhital на Яндекс.Фотках.
Городецкая роспись / Комплект карточек
Фотографии в альбоме «3. Комплект карточек» zhital на Яндекс.Фотках.
Городецкая роспись / Искусство детям
Фотографии в альбоме «1. Искусство детям» zhital на Яндекс.Фотках.
Источник: nsportal.ru
Что является основным украшением городецких цветов и птиц 5 класс
ГОРОДÉЦКАЯ
РÓСПИСЬ
ГОРОДÉЦКАЯ
РÓСПИСЬ
Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.
Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.
Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.
Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.
Источник: www.culture.ru
Городецкая роспись по дереву
Городецкая роспись — народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.
История промысла
Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.
Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.
Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.
Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.
Цвета городецкой росписи
Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.
Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.
- Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
- Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
- Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.
Основные цвета по номерам
- Охра (#CC7722);
- Розовый (#FFC0CB);
- Красный (#FF0000);
- Голубой(#00BFFF);
- Синий (#964B00);
- Белый (#FFFFFF);
- Зеленый (#00FF00);
- Черный (#000000);
- Желтый (#FFFF00).
Элементы и мотивы городецкой росписи
Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.
Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:
- «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
- «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
- «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
- «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
- «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.
Мотивы «конь» и «птица»
Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.
Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.
Сюжетная роспись
Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.
Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.
На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.
В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.
Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.
Источник: schci.ru