Что является основным украшением городецких цветов и птиц какой

Городец — ворота в заволжский край, в прошлом край дремучих лесов и непроходимых болот, глубоких оврагов и прихотливо извивающихся речек, край, овеянный древними легендами. Основан Городец был в 1152 году Юрием Долгоруким и служил крепостью для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества. Люди были отрезаны от остального мира, деревушки стояли далеко одна от другой, и реки были единственным способом сообщения.

В XVII веке в заволжских лесах появились бежавшие старообрядцы, солдаты и ремесленники с вековыми навыками в разных ремёслах. Расположение Городца на большой полноводной реке, близость Макарьевской (Нижегородской) ярмарки, малые наделы и неплодородная земля способствовали развитию промыслов и торговли. Богатые леса служили постоянным источником сырья.

В XVII веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества, пряничные доски. На берегу Волги располагался щепной ряд (торговля деревянными изделиями).

Городецкие птицы

Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решёта, яркие городецкие донца прялок — необходимых женских орудий, так как фабричные ткани были дороги. Донце (часть, на которой сидела пряха, оно же служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна, а из неё вытягивалась пряжа) делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи.

Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу, напоминая вышитое полотенце, сама конструкция его была придумана для этого. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью, донца были нарядными, красочными, расписными.

Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Почти в каждой семье занимались их изготовлением. Многие работали в избе целыми семьями. Отец или старшие сыновья вырубали топором форму и долбили головку — подставку под гребень.

Выглаживали поверхность донца фуганком сыновья помладше. Жена и младшие дети занимались наклейкой головок на донце.

До середины XIX века изготовление «белья» для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку (копыл, или копылок), служившую подставкой для гребня, который делал головку прялки похожим на гребешок птицы. Во второй половине XIX века «копылок» стали вырезать отдельно и приклеивать. Никита Краснояров стал изготавливать первые донца с контурной и скобчатой резьбой, в которой применил не только плоские, но и полукруглые стамески. Новшество породило особый — городецкий стиль резьбы. Эти приёмы позволяли делать резьбу более разнообразной.

Неувядаемая красота Городецкой росписи. Украшения. Обзор изделий мастеров.

Весной, когда разливалась река Узола и начинался ледоход, воды сметали даже могучие деревья. Затонув, древесина дуба становилась более плотной и приобретала красивый чёрно-синий цвет. Мастера Мельниковы добывали дуб из реки, раскалывали, сушили в тени, оберегая его от влаги и ветра, чтобы он меньше трескался.

Использовали, как правило, сердцевину древесины с более красивой текстурой. Её кололи на тонкие, разные по ширине дощечки, вырезали фигурки людей и коней. Мелкие кусочки дуба пускали на шкантики — деревянные гвоздики.

На подготовленной лопасти раскладывали вырезанные фигурки — кони около деревьев, кареты, всадники и барыни на прогулке, лучистые розетки, окружённые цветами и листьями. Вставки мастер обрисовывал, стамесками и киянкой выдалбливал углубления для фигурок, вставлял их в углубления, прикреплял шкантиками, зачищал.

Вставки из тёмного морёного дуба рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали донце в декоративное панно. После этого контурной линией наносили сопутствующие мотивы, и скобчатыми выемками дополняли рисунок. Копылок украшали с одной стороны конём, с другой — птицей.

Знаменитые городецкие донца из осины, инкрустированные морёным дубом, украшались одновременно скобчатой и контурной резьбой. Для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего так украшались ковши, солонки, вальки для выколачивания и рубели для глаженья белья, игрушки, шкатулки, прялки, детали ткацких станков.

Скобчатая (ногтевидная) резьба относится к плосковыемчатой. Она не получила широкого распространения и довольно редка, поскольку необходимая для этого полукруглая стамеска появилась намного позже ножа и мало использовалась, поэтому имелась только в доме профессионального мастера. Элементы скобчатой резьбы можно встретить на прялках, пряничных досках и на остальных изделиях из дерева, в основном, в сочетании с другими видами резьбы. Чем плотнее и твёрже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей.

Читайте также:
Как покрыть украшение серебром

Скобчатая резьба нередко служила декором резьбы объёмной. Её можно встретить на скульптурно обработанных деталях ткацкого станка, на сосудах в виде животных — коня и утицы. На богородских игрушках она незаменима там, где нужно имитировать, например, узоры на одеждах сказочных персонажей.

Контурная резьба служила дополнительным элементом украшения донец. Например, ноги коней выполнялись контурной резьбой, а туловище и хвост — инкрустацией. Птицы, собачки, гуси, иногда кавалеры и барышни позже выполнялись контурной резьбой с подкраской отваром коры деревьев или соком ягод.

Контурная резьба имеет графическую основу и требует художественного вкуса, понимания условности и выразительности изображения. Линия (прорезка) — основное выразительное средство контурной резьбы.

Свободное владение инструментом и художественный вкус позволяли мастерам создавать на дереве выразительные композиции, а подкраска вносила дополнительную привлекательность донцам. Пользовались подкраской очень тактично. Краски из природных красителей не яркие и поэтому не забивают, а дополняют резьбу. Контурной резьбой с подкраской украшался также ткацкий станок и особенно набилка, деталь, за которую ткачиха во время работы бралась рукой.

Контурную резьбу с подкраской с конца XIX века постепенно вытеснила роспись по дереву, взяв многие элементы резьбы, такие как всадники на лихих конях, барышни в пышных юбках, птицы и цветы. Изображения изменились в связи с изменением техники, но остались приёмы обобщённой трактовки мотивов и образов. Живописные изделия превзошли более скромную графичную контурную резьбу.

Возникновение расписных донец датируют серединой XIX века. Резчики начали подцвечивать резьбу соком ягод и кореньев, позже красками для росписи. Подкрашивали светлое дерево основы, и даже вставки из чёрного дуба. Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, которое превратилось в известную на весь мир Городецкую роспись по дереву.

В 1870 году в село Косково из Городца приехал иконописец Николай Иванович Огуречников. Он научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например иконописного коня Георгия Победоносца. Эти мотивы и дошли до наших дней, и Городецкую роспись можно увидеть на различных современных изделиях. Кроме донец, расписывали поставки (поставцы), солонки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки и многое другое.

Особой известностью пользовались плотницкие деревянные игрушки, отличавшиеся красотой и нарядностью. Здесь делали коней, запряжённых в возок и тройкой в карету. Городецкие «упряжки» достигли необычайной декоративной выразительности. Необычайно популярны были конь-качалка и петух-качалка. Деревянные игрушки были очень дешёвыми, поэтому их изготовляли в больших количествах.

Необходимость удешевить товар заставляла отказываться от деталей, что придавало игрушке лаконичность и своеобразие. Подлинное искусство игрушки, воплотившее в себе как традиции и обычаи народа, так и его чаяния и настроения сегодняшнего дня, отличается и подлинной декоративностью.

Здесь делали и особый вид кукол — плоских с лицевой стороны и объёмных с другой. Типажи их очень разнообразны: детские персонажи, девушки с кошками, влюблённые пары, строгие староверы, разряженные мещане. Мастера-игрушечники применяли в работе только топор и нож, а позднее и несложные стамески. Раскрашивали игрушки клеевыми и анилиновыми красками кистью или просто окунали в горшочек с краской.

Другим шедевром народного творчества являются резные пряничные доски. Это специфическая форма резьбы существовала во многих местах центральной России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искусством. Этими досками формовали лицевую сторону пряников, отсюда и название «печатные пряники».

Пряничные доски резались из хорошего выдержанного материала (берёза, груша, липа). Они выполнялись в контррельефе с применением оригинальной мелкоузорной выемчатой резьбы. Изображения были необычайно разнообразными: древние образы птицы павы, сирина, коня, древа жизни. А также сказочные дворцы-хоромы, всадники с саблями, павлины, рыбы, а позднее пароходы и паровозы. Местные пряничные резные доски являются великолепными образцами декоративно-прикладного искусства и хранятся в собраниях многих музеев страны.

Городец с давних пор славится и «глухой» резьбой по дереву, создаваемой топором и долотом. Плотники украшали резьбой борта судов, которые во множестве строились на Волге. Мастерство удивляло самого Петра Великого, он вызывал их на постройку военных кораблей в Преображенское.

А по распоряжению графа В. Орлова городецкие крепостные плотники-корабелы отправлялись на работу в его сибирские вотчины. С кораблей резьба перешла на дома зажиточных крестьян. У резчиков-корабелов были специфические отношения с водной стихией, предполагающие символическую систему охраны судов. У каждого корабля был свой гений, не дающий сгинуть в пучине вод — «берегиня».

Читайте также:
Елочные украшения из парчи своими руками

Её резное изображение чаще всего располагалось на носу корабля, а борта украшались своего рода «охранными грамотками». Берегиня-фараонка — женщина с рыбьим или змеиным хвостом (русалка, нимфа, рыба, змея, крокодил, лягушка — существо, связанное с землёй и водой).

Были и райские сказочные птицы — сирины и алконосты, добродушные львы и многие другие мифологические сюжеты с включением различных надписей и дат. В основе глухой барельефной резьбы лежит растительный орнамент в сочетании с изображениями русалок-берегинь. Традиции современной городецкой глухой резьбы по дереву идут от старинной домовой резьбы, которые перешли с корабельного декора в бытовой и стали основой нижегородской резьбы по дереву — очень своеобразного явления в архитектуре народного жилища и в декоративном искусстве. Карнизные доски домов, наличники окон и ворота, пилястры и навесы стали украшаться корабельной резью. Резчики полагались только на своё художественное дарование, а инструментами были только топор, стамеска и долото, которыми плотники и резчики владели изумительно, создавая непревзойдённые образцы глухой резьбы в виде высокого барельефа на толстых досках или брусьях, вытесанных топором из цельного бревна.

Узорами глухой резьбы покрывались светельчатые (итальянские) окна, наличники, ворота. Во многих деревнях городецкого района почти все дома были украшены глухой резьбой, словно тонким кружевом. Резьбой обрабатывались орудия крестьянского труда, шкафы, киоты, столы, скамьи, домашняя утварь, пряничные доски, шкатулки, панно, оклады икон, мелкая скульптура и другие вещи.

Уникальны буфетные шкафы (или «резная горка»). На углах шкафа изображали своеобразное древо жизни, в резных консолях — персонажей мировой истории, главные действующие лица — государи. В такой резьбе тоже много символики: львы, птицы, кони-фараонки (русалки). Любая птица (в том числе двуглавый орёл) символизирует Первоматерию, содержащую три начала — сущность, субстанцию и форму.

В городецкой резьбе воплощалась богатейшая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградной лозы, с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастические цветы, которых нет в природе. Над художественной резьбой по дереву работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили. Складывалась орнаментика, разрабатывались способы и приёмы художественной обработки дерева.

Характерная черта Городца — солидные каменные сооружения соседствуют c деревянными домиками или даже с обычными деревенскими избами конца XIX — начала ХХ века, простыми, но с богатейшим резным узорочьем. Резное убранство построек и принесло главную славу Городцу.

Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на фронтонах зданий, на причалах и карнизах домов, и резьба не повторяется, на каждом доме она имеет свой сюжет.

Сегодня избы, украшенные городецкой резьбой, кажутся сказочными теремами. Здешняя домовая резьба (карнизная, фронтонная и резьба по очелью, интерьерная) многочисленна и богата на сюжеты. Интересен на наличниках образ фараонки-берегини: тело посередине разделено надвое простирающимися налево и направо двумя хвостами (двойная ртуть). Она крылата и держит в руках предметы, о назначении которых остаётся лишь догадываться.

На очелье наличника можно увидеть также безымянное существо в сарафане и шляпе, что в русской традиции недопустимо (и в язычестве, и в старообрядчестве, и православии). Это тоже смешение женского и мужского, вероятно, скоморох, своего рода языческий юродивый. В правой руке у него посох, в левой — музыкальный инструмент, напоминающий лютню, а может быть колба, из которой валит дым, достигая пасти находящегося справа льва, кусающего собственный хвост (символ единства материи). Львиная грива извивается языками, напоминающими огонь.

На очелье изображали и борющихся льва и змею, что олицетворяет борьбу противоположностей: мужское и женское, сухое и влажное начала. Вырезали на наличниках и фараонки. Например, одна держит кольцо, в котором находится маленькая фараонка (первая рождает вторую). Так же изображали и двух змей.

Мастера прошлого, частично известные, но в большинстве безымянные, оставили нам в наследство огромное богатство — прекрасные образцы «глухой» домовой резьбы, пряничной контррельефной и контурной резьбы, которой можно и нужно не только любоваться, но и изучать, сохранять и развивать.

Источник: xn--k1abfdfi3ec.xn--p1ai

Традиционные композиционные приемы в Городецкой росписи

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись.

Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

Читайте также:
Как сочетать часы и украшения

«Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного — трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.

«Гирлянда» — это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписыватьсяв круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели .

«Ромб» — один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки.

Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи .

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций.

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна .

На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах.

Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам, и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера, огромные окна и круглые столы .

Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь используются более яркие. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Читайте также:
Как правильно написать слово украшение

Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола.

Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти .

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части.

В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные — собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж .

Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие.

Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора.

Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (подмалёвка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др.

На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Источник: mcoip.ru

История русских народных художественных промыслов

Яркие, радостные краски городецкой росписи никогда не спутаешь ни с какими другими.

Городецкая роспись – один из традиционных декоративных промыслов России, а если точнее – Поволжья.

История

Родиной городецкой росписи является Поволжье – сёла и деревни Нижегородской области. Вначале там расписывали прялки. Сейчас некоторые не знают, что это такое. Расскажем. Прялка – это такое приспособление, на котором в давние времена пряли нити.

Ручная прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, где сидит пряха.

Вот так выглядела ручная прялка

Сначала прялки украшали резьбой, потому что всегда приятнее работать на красивом инструменте. Потом резьбу начали подкрашивать, а ещё позже резьбу упразднили, а прялку стали просто расписывать.

И вот такие расписные прялки продавали на нижегородской ярмарке. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.

Но почему же тогда роспись называется «городецкой»?

Такое название появилось примерно в 1930-х годах, т.к. постепенно именно Городец стал главным рынком сбыта расписной утвари окрестных сёл и деревень. Кроме того, Городец с давних пор славился резьбой по дереву, там проживало больше всего умельцев, работавших с деревом. Лес в этих краях всегда был под рукой. Достаточно было топора и долота, чтобы делать красивые резные вещи.

Ещё в те времена, когда Пётр I создавал русский флот, каждый корабль обязательно украшался деревянной резьбой. Важно было не только заявить о военной мощи России, но и о художественных талантах её жителей.

Но когда строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей, мастерам пришлось искать новое применение своему таланту. Они стали вырезать ложки, миски и чашки, изготавливать орудия труда, в том числе донца для прялок. Донце прялки – это сиденье, во время работы оно не видно, но когда после работы пряха вешала его на стену – оно становилось украшением. Вот поэтому так тщательно расписывали эту часть прялки.

Читайте также:
Дизайнер ювелирных украшений кто это

Прялку сейчас можно увидеть в музее. И там же можно проследить путь изменения и усложнения украшений: простая резьба заменялась инкрустацией, а затем росписью.

В 1879 г. в деревню Курцево из Городца пригласили иконописца Огуречникова – он должен был обновить живопись местной церкви. Он и помог местным умельцам освоить живописные приёмы иконописи: научил их способам наложения слоев красок, «оживки» белилами – всему тому, что придает живописи законченность и выразительность. Так и развивалась городецкая роспись донцов, гребней, веретён, пока не появились фабрики по производству мануфактуры. И теперь уже все эти приспособления стали не нужны.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (2005)

На фабрике «Городецкая роспись» до сих пор работает иконописная мастерская. Эта икона создана с использованием городецкого орнамента.

Мастера художественной росписи находили применения для своего творчества: писали иконы, расписывали предметы утвари. Но постепенно промысел приходил в упадок. К началу XX в. он прекратил свое существование.

А как сейчас?

С 1930-х годов городецкая роспись начала постепенно восстанавливаться. Открылась мастерская живописцев. В 50-е годы образовалась артель. В 1960 г. была создана фабрика «Городецкая роспись», которая действует до настоящего времени. Пять художников (Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В.) – лауреаты премии имени Репина.

В художественной мастерской Городца опытные мастера обучают учеников.

Как создаётся городецкая роспись

Городецкая роспись – это роспись по дереву. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. Для росписи используется большое количество кистей (беличьих, колонковых, плоских из мягкого волоса для подмалёвка и других) разных размеров – для разных видов работ, а работа над сложным городецким изделием может продолжаться несколько дней. Кисти для работы размещают на специальных деревянных подставках.

Кисть художник держит строго вертикально, упираясь мизинцем в поверхность изделия.

В городецкой росписи существуют свои особые приемы изображения цветов, гирлянд, букетов, вазонов с цветами, животных и птиц, человеческих фигур и др. Городецкий художник обычно пишет без предварительного рисунка, его мазок всегда точен.

Роспись выполняется в два этапа: «подмалевок» и «оживки». Цветы – в три этапа.

Сначала на изделие наносится фон (одновременно это и грунтовка). Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна – «подмалёвок». Для «подмалёвка» используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком (краска тёмно-красного цвета) – хвосты птиц, голубым и розовым – подмалёвки цветов, зеленым – крылья птиц и листья.

Выполнение подмалёвка – простой прием, он доступен любому человеку даже без опыта. Главное в этом процессе – размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов или наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.

Второй этап – «оживки». Это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

Для оживок используются художественные кисти. «Оживки» выполняет мастер. Этот приём сразу же преображает роспись: оживают птицы, кони и цветы. В этом процессе существует канон: определённые «оживки» делаются на конях, на цветах и т.д., и этот канон нарушать нельзя.

В «оживках» белые мазки бывают нескольких видов: дуги, капельки, штрихи и точки. От «оживок» зависит вся красота городецкой работы.

Изделия с городецкой росписью

Расписные городецкие изделия не являются только лишь декором, они используются по своему прямому назначению. Но декором всё-таки являются, потому что разделочные доски, солонки, хлебницы украсят любую кухню. Мебель с городецкой росписью украсит любое помещение. Только здесь надо знать меру – такая мебель не должна быть назойливой.

Л.Ф. Беспалова. Шкатулка «На прогулке» (1995)

Городецкая орнаментальная обводка

В городецком искусстве росписи большое значение имеет обводка – рамка с орнаментом, в которую как бы вставлен сюжет росписи. Городецкий орнамент – это сочетания бегунков, веревочек, рядов скобочек и т.п. Принята в Городце и обводка чёрным цветом, где прямая линия чередуется с легким волнообразным рисунком. При выполнении приема мастер последовательно чередует тонкую линию и линию с нажимом.

Городецкая роспись – особенная и неповторимая. Вороные кони, птицы с диковинными хвостами, роскошные цветочные гирлянды – это все городецкая роспись.

Источник: rusprom.biz

Рейтинг
Загрузка ...