Ошибочно мнение, что стиль прошлого века вышел из моды. по сей день существует много мастерских и фабрик, сохранивших народное декоративное творчество. К одним из таких относится городецкая роспись. Ею украшали предметы обихода в доме – прялки, доски, деревянные ложки. Рисунки были красочными, яркими, чем привлекали к себе внимание.
Немного исторических фактов
Народный стиль появился в 19 веке в г. Городце Нижегородской области, откуда и получил свое название. Являлся достоянием в искусстве того времени. Красивая природа в округе города, обилие лесов позволило жителям широко использовать древесину в творчестве.
Самым лучшим деревом для работы служил дуб. Но и его нужно было правильно подготовить. Например, была техника замачивания материала. Пролежав в воде долгое время, он становился крепче, красивее.
Чаще всего городецкая роспись применялась для украшения прялок, мелких кухонных предметов, которые имели успех в прошлые века. Изначально техника заключалась в том, что в готовую доску вставляли вырезанные из дерева фигурки. Декор набирал популярность, а спрос на изделия начинал постепенно расти. А так как процесс украшения был таким трудоемким, мастера решили немного его изменить. Сначала сменили на резьбу с покраской, позже совсем перешли на только художественные элементы.
Городецкие птицы
Городецкая роспись существовала 50 лет. Но в 20 веке постепенно пришла в упадок. А после первой мировой войны практически сошла на нет.
Возродилось мастерство спустя столетие. Художник Овешков открыл мастерскую и стал обучать городецкой росписи мастеров. Дело развивалось хорошо. Художники украшали городецкой росписью не только предметы быта, но и:
Производство расширялось, и постепенно превратилось в фабрику «Городецкая роспись». В дальнейшем работы мастеров выставляли даже в Третьяковской галереи.
Современные художники, занимающиеся городецкой росписью, сохраняют традиции предков. Но трудоемкий процесс сменила более простая техника. Сейчас не изготавливают прялки, а появились новые предметы для росписи – детские кроватки, панно, игрушки, блюда. Но народные сюжеты остались прежними.
Главные особенности и символика
Сюжеты будущих шедевров городецкой росписи мастера берут из жизни. Все они имеют смысл. Наносится роспись без набросков, широкими или тонкими линиями, штрихами с применением ярких красок, обводки.
Рисунки разные, но чаще изображают:
- львов;
- барсов;
- петухов в замысловатых позах.
Лица людей мастера изображают одинаково – белые круги с нанесением тонких черных линий. Волосы разной длины, но только черного цвета. Юбки, платья, пиджаки рисуют пятном яркого цвета.
Делится мастерство городецкой росписи на группы.
Группа | Описание |
Растительная | Цветы различных форм и красок, с пятью или шестью лепестками. |
Животные | Яркий, красивый сад. В центре располагали животных. Они символизируют успех или богатство, некоторые приносят счастье. Изображали их сказочными и придавали царственный вид, что вызывало восторг у зрителей. |
Геометрическая | Наносятся точки, штрихи, капли, спирали, круги. |
Палитра цвета в городецкой росписи очень богата – наносятся основные краски, различные их оттенки.
Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 14. «Городецкая роспись».
Символика творчества разнообразна и богата сюжетами:
- Цветочная роспись. Самый простой, легкий способ. Используется при обучении детей. На подготовленную основу наносят элементы цветов, бутонов, гирлянд, ромбов, венок для обрамления.
- Цветочное изображение с добавлением животных. Главные символы группы – конь, птица. Городецкая роспись наносится на мелкую утварь, мебель. Мастера считали изображение птицы в паре символом семейной гармонии, благополучия. Конь символизировал удачу, жизненную уверенность. Располагали их в центре орнамента, обрамляли венком.
- Сюжеты. Самый сложный вид городецкой росписи. Рисуются сценки из жизни, картинки из сказок. Самые распространенные сюжеты – свадебные застолья, свидания, отдых на природе. Подобные узоры сравнивают с радостью, счастливыми моментами. Немного реже рисовали дома с резными окнами, печной трубой. Иногда добавляли колодцы и плетни с кувшинами,. Тогда рисунок казался богаче и интереснее.
Основные приемы техники
В творчестве используют краски темпера или масляные. Но школьника и новичкам вполне подойдет гуашь. Рисунки наносятся в несколько слоев. Для первой попытки нарисовать какой-либо орнамент подойдет плотная белая бумага. Не все цвета набора красок понадобятся, а только восемь:
- красная;
- желтая;
- белая;
- алая;
- ярко-голубая;
- окись хрома;
- красная железоокисная;
- черная.
Краски необходимо смешивать для получения нужного оттенка. Консистенция смеси должна быть сметанообразной. Для каждой новой краски должна быть чистая баночка. По мере подсыхания материала нужно добавлять немного воды.
Выбрав цвет для картины, подготавливают два оттенка – один разбавляют, второй оставляют в прежнем состоянии.
Городецкая роспись включает несколько этапов:
- Работа выполняется на деревянном предмете, который предварительно окрашивается каким-либо грунтом (желтым, красным или черным). Таким образом создается фон.
- Основные части рисунка наносятся тонкими линиями – с помощью карандаша.
- Широкой кистью круглой формы наносят круглые пятна – основа для цветов.
- Сверху еще раз делают мазки темными красками. Важно взять правильное количество материала, чтобы рисунок получился ярким. Лишнее после нанесении еще одного слоя (после высыхания) может отслаиваться. Завершив крупные элементы, несколькими мазками делают листочки.
- Закончив основной рисунок, тонкой кистью добавляют штрихи и точки черными, белыми красками. И обязательно рисуется рама – мастера считают ее неотъемлемой частью орнамента. Выполняют ее разными цветами.
- Готовое изделие после высыхания покрывают лаком.
В процессе работы рука с кистью должна быть свободной, находиться в вертикальном положении – для нанесения неразрывных мазков на изделие. Допускается опираться на мизинец.
Инструменты и оборудование, необходимые для работы, приведены в таблице.
Наименование материала | Виды красок | Виды кистей | Виды лаков |
Краски | Масляные | Беличья | Масляные |
Деревянная доска или предмет мебели | Гуашевые | Колонковая | Нитролаки |
Кисти | Акриловые | Флейц – плоская кисть | Матовые |
Лаки | Темперные | – | Акриловые |
В современном мире городецкая роспись продолжает развиваться, ее технике обучают даже детей. Все желающие могут научиться данному виду творчества в художественных кружках и у мастеров, тем самым помогая возродить творческий промысел предков. Декоративно-прикладное творчество призвано приобщать к красоте и духовному миру, позволяет слиться с окружающей средой.
А что известно вам о городецкой росписи? Сохраняйте статью в закладках и поделитесь ей в социальных сетях.
Предлагаем ознакомиться с несколькими видео по теме статьи.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Городецкая роспись – как нарисовать цветок купавку: замалевок, теневка и 3 вида разживки.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись
- https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/gorodetskaya-rospis
- https://kuzaranda.ru/blog/gorodetskaya-rospis
Источник: znaniya.guru
Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды?
Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.
Что такое городецкая роспись?
Народный декоративный художественный промысел, который развивался в районе Горьковской области в середине 19 века. Стиль выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта. Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России.
Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими. Все изделия отличаются забавными расписными картинками.
История городецкой росписи
Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства. Во второй половине столетия увеличилась потребность в изготовлении прядильных донец и инкрустация стала очень трудоемким способом их украшения.
Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.
Особенности городецкой росписи
Данная техника выделяется определенными характеристиками:
- Во время росписи мастера используют свободный мазок.
- Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
- Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
- Роспись осуществляют без предварительных набросков.
- В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
- Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.
Элементы городецкой росписи
Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:
- Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
- Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
- Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.
Основные цвета городецкой росписи
Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:
- синий;
- красный;
- зеленый;
- черный.
Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:
- охра;
- розовый;
- красный;
- голубой;
- синий;
- белый;
- зеленый;
- черный;
- желтый.
Виды городецкой росписи
Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:
- Цветочная роспись. Самая простая в исполнении. Основными элементами тут представлены следующие элементы росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса и венок. Данная городецкая роспись для детей самая простая, поэтому часто используется при обучении.
- Цветочная композиция с добавлением мотива «конь» и «птица». Подобные элементы встречаются на кухонных досках, мебели и разных мелких предметах.
- Сюжетная роспись. Самый сложный вид в городецкой росписи. Картины изображают сценки из повседневной жизни и иллюстрации к различным сказкам. Популярным является изображение свадебного застолья.
Технология городецкой росписи
Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:
- Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
- Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
- Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
- Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
- На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
- После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.
Городецкая роспись – примеры
Для знакомства предлагаем посмотреть несколько ярких примеров данного стиля:
- Шкатулка, украшенная сюжетной картиной – прогулка влюбленной пары на повозке запряженной тройкой лошадей.
- Набор спецовниц украшенный разными цветами.
- Расписная тарелка, на которой изображены птицы и цветы.
- Городецкая роспись, где цветы и птицы переплетаются с сюжетами из жизни богатых людей.
- Оригинальная хлебница, которая благодаря яркому дизайну станет украшением кухни.
- Сундук, расписной цветными узорами необычных форм и расцветок.
Точечная роспись является уникальной техникой нанесения изображения. Для качественного ее выполнения важно знать, как правильно выбрать материалы, подготовить поверхность, нанести рисунок. Полезными будут идеи узоров и нюансы работ.
Гжельская роспись – один из промыслов народов России. Она имеет свои особенности и правила, касающиеся техники исполнения. Будет интересно узнать чем выполняются рисунки и основные приемы этого направления.
Мезенская роспись представляет собой самобытный ремесленный промысел северных народов России. При создании изделия мастер уделяет внимание символичности каждой детали, и по сей день использует древние инструменты для нанесения красителя.
Выжигание по дереву – интереснейшее хобби, у которого имеется масса поклонников. Пирография используется любителями народного промысла для искусного украшения декоративных поделок, изготовления оригинальных картин из листовой фанеры или древесины.
Источник: womanadvice.ru
Городецкая роспись: правила композиции и изображения элементов
Изучая росписи, по дереву или глине, непременно проходишь этап копирования. Но одного его недостаточно, чтобы продвинуться в постижении народного промысла. Элементы городецкой росписи следует изучать в связи с законами композиции, правилами заполнения пространства, использования и символизма определенного узора.
Из этой статьи вы узнаете, каких видов может быть композиция городецкой росписи, какой из них наиболее сложен, что украшают каноничными элементами и узорами.
Виды композиции в городецкой росписи
Резные донца из Городца, прославившие свой край, в 1870 году обрели смену – опытный живописец Николай Иванович Огуречников приехал в село Косково и обучил местных мастеров свободной кистевой росписи. Можно сказать, Огуречников научил их грамотной работе с краской, и уже расписные, а не резные донца охотно принял потребитель. Так появились расписные городецкие незамысловатые узоры, композиции которых и сегодня с интересом изучают любители народного творчества.
Условно делятся композиции городецких мастеров на цветочные, усложненные цветочные с изображением птиц и коней, а также сюжетные.
Цветочная
Цветочная композиция – наиболее часто встречающийся вид, так как он максимально прост и доступен. В не самом сложном рисунке может быть прорисован всего один цветок в обрамлении пышных листочков. Усложненная вариация предполагает полосу либо букет из цветочного орнамента.
Именно с такой композиции стоит начинать обучение промыслу. Рисовать такие узоры может даже человек, ранее не «друживший» с кистями и красками. Начинайте с изображения на обычном акварельном листе, а впоследствии картинки можно переносить и на декорируемую поверхность.
Цветочная с изображением птиц и коней
А это уже более усложненный вид композиции, так как флористические мотивы здесь сочетаются с анималистическими. В рисование растений приходится вписывать пташек либо коней, за счет чего роспись становится богаче, выразительнее.
Мотивы в данном варианте композиции могут быть как симметричные, так и асимметричные. Подобные узоры городецкой росписи можете найти на разделочных досках, а также на блюдах, хлебницах, еще и на детской мебели, шкатулках и деревянных ложках.
Сюжетная
А это уже действительно сложный вид композиции, потрясающий самим подходом художника к построению сюжета. На этих картинах разворачиваются городские гуляния, свидания, застолья и посиделки, проводы и нарядные выезды, сказочные зарисовки и бытовые сценки.
Логично, что такие информативные композиции будут писаться на крупных предметах: сундуках, декоративных панно, крупных шкатулках, досках для разделки. Если вспомнить о начальных работах городецких мастеров – подарочных прялках – то те сюжеты, что уникализировали нижегородские прялки, перешли впоследствии и на другие деревянные изделия.
Сказать, что сюжетные композиции часто встречались, нельзя: каждый мастер понимал, насколько сложна подобная работа. Столь уникальный продукт могли выполнить только самые опытные, ведь сюжет композиции приходилось продумывать до мелочей и безукоризненно выстраивать композиционно.
Элементы цветочной композиции
Каждый цветочек и листочек в этой работе должен находиться на своем месте. Рисунок должен быть уравновешенным, цельным, завершенным. Все лишнее отсекается, остается только приятный глазу узор.
Типы орнамента в цветочной композиции:
- «Цветочная полоса» – применяют ее при росписи объемных предметов (шкатулок или солонок). Это наиболее простой тип городецкого орнамента.
- «Гирлянда» — является вариацией «букета», два цветочка размещаются в центре, а в стороны от них уходят цветочки помельче вместе с листьями. Они могут быть вписанными в полосу, а также прямоугольник, круг. Такой тип орнамента применяют для росписи декоративных блюдец, шкатулок и разделочных досок.
- «Венок» — схож с цветочной полосой, но его отличает замкнутость по краешку шкатулочки или блюдца. Чаще цветочные композиции симметричны относительно цветового решения и размещения мотивов.
- «Ромб» — вариация гирлянды, где по центру прописывается один или несколько центрообразующих цветков, бутоны и листья же плавно уменьшаются к вершинам ромба. На массивных шкатулках и прямоугольных досочках можно разглядеть такие элементы городецкой росписи.
- «Букет» — симметричный орнамент, чаще использующийся на блюдах либо досках.
Сначала для работы брали яичные краски, потом масляные, темперные, гуашевые. На основу их наносили крупными цветовыми пятнами, начального контура не было. Сегодня в росписи активно задействуют и акриловые краски.
Изображения животных
Как только новые мотивы (то есть животные) появились в городецкой росписи, увеличилось число вариантов композиций. Наряду с симметричными мотивами появляются и ассиметричные. Или же, к примеру, в симметричном цветочном узоре возникают две ассиметричные по рисунку птицы (они даже могут различаться по цвету).
Животные – это кони и птицы. И связать такое цитирование можно с тем символизмом, который заложен быть в этих изображениях. Даже простой петушок был не будничной птицей, а ярким посланником добрых вестей. А конь и вовсе ассоциировался со счастьем, солнцем как символом самой жизни.
Сюжетная роспись
Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.
Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто. Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка.
Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.
Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.
Значение элементов
Даже листья в городецкой росписи были каждый на своем месте, что уж говорить про коней и птиц. Цветы, кусты и деревья в народе называли «волосы земли». Если же говорить в целом, то веточки с ягодами, деревья, растения с плодами и цветы символизировали достаток. Гирлянды, венки и букеты служили своеобразным шифром – пожеланием счастья. Сладкие плоды и ягоды – образы любви.
Птица – вестник тепла и света, урожая и богатства. Конь – это просто культовый герой росписи, который ассоциируется с интеллектом, мудростью, знатностью, самим движением жизни. Он же может означать динамичную силу и проворство, скоротечность времени и быстроту мысли.
Правила заполнения пространства элементами
Мастер может выполнять художественную композицию из трех предметов (или двух), чаще всего это происходит с разделочными досками. И симметрия в таком случае может проявляться в двух досках, в то время как центральная не находит такого повторения.
Но только симметрия двух крайних досок весьма условна. Например, мотивы цветов на них могут быть различными, или же животные повторяются так – «петух и курочка» (то есть различия есть). Но даже в непохожих розанах, в исполнении не совсем похожих петуха и курочки не будет противоречия. Художник, берущийся за работу, продумывает размещение всех элементов, он прописывает каждую деталь, потому композиции с цветами, конями, пташками будут все равно уравновешенны.
Обучение городецкой росписи интересно и детям, и взрослым. Начиная все с того же копирования, вы можете продвинуться дальше и почувствовать себя настоящим продолжателем старинного художественного направления.
Источник: masteridelo.ru