Городецкая роспись Цель: познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях современного Городца; формировать специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов- цветочные круги с применением темной и белой оживки (дужки, точки, штрихи) в розанах и купавках;вырабатывать у ребят способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративно – прикладного искусства; воспитывать аккуратность, внимание, точность. Оборудование урока: учебные таблицы, иллюстрации, шаблоны, акварель или гуашь, альбом, кисти, баночки для воды, палитра, пословицы (на доске): «Кистью писать – мастерство казать», «На то и руки даны, чтобы даром не болтались».
Историческая страничка Городец — город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж. Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Отсюда товары развозились по всей России.
Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в деревнях, расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Хлебаиха. Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома – ставни, двери, ворота.
Урок ИЗО в школе. 5 класс. «Городецкая роспись». Птица и цветы — школьная программа
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ Городца – старинного русского города на берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода.В окрестных селах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. На изделиях Городца можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров.Все это украшено диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.
По народному поверью в ночь на Ивана Купалы расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Легкие, уверенные мазки мастер наносит, не прибегая к подробной прорисовке предварительного контура всех элементов узора, кистью строится вся композиция узора. В течение многих десятилетий отрабатывались приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки.
Роспись из розанов и купавок может составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
Городецкая роспись пишется сразу красками по чистой доске или по фону при помощи мазков без прорисовки контура. Элементы росписиРозанКупавкаОживка КоньПтица
РозанСтилизованный цветок розы, шиповника, яблони.Основа цветка- большой кругСедцевина – маленький кругЛепестки — дужкиОживка
КупавкаСтилизованный цветокОснова цветка – круг ОживкаСердцевина — круг Лепестки — серпики
Оживка (украшение) Оживка ( украшения) източеккапелекдужекусиков Конь Символ силы и выносливости. Незаменимый помощник в хозяйстве и верный друг в бою. Шея – большая «капля»Голова и круп – маленькие «капли»Ноги – маленькие «капли» и дужки.Хвост – три мягких мазка.ГриваСбруяОживка
Очень интересно мастера Городца передают птиц в своих росписях. Один и тот же силуэт туловища может превращаться в совершенно разных птиц с дивными хвостами, хохолками, крылышками. ПтицаПтицы — это гонцы весны. В сказках птицы – символ радости и счастья.Сказочные герои искали жар – птицу. В песнях златоглавую птицу сравнивали с зарей.Капля и дуги – туловище птицы.Хвост – «рыбка» Украшения -перьяОживка в виде точек и капелек
Вращением кисти делается замалевок, чередуя цветные пятна круглой формы на расписываемой поверхности. Из них и составляется цветочная композиция. Затем мелкой кистью выполняется прорисовка, усложняя форму цветка. Работа завершается белой оживкой в виде лепестков, дуг, точек, придавая цветам праздничный вид.
Листочки в городецкой росписи очень разные по форме, размеру и всегда расположены группами. Они могут быть подчеркнуты с одной или двух сторон контурной линией и украшены тонкими мазками, усиками, точками.
Задание:Выполни в традиции городецкой росписи эскиз одного из предметов быта: разделочной доски, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки.Вопросы:Что отличает городецкую роспись от других народных художественных промыслов?Как удается цветом мастеру создать радостное настроение?Что является основным украшением городецких цветов и птиц?Какой прием может оживить изображение, сделать его праздничным, нарядным? Презентация выполнена по учебнику Н.А.
Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»под редакцией Б.М. Неменскогог. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.
Источник: lib-5.ru
Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников
Цветы. Узоры. Простые яркие краски… Ребёнок с удовольствием пишет по жёлтому фону розовые кружки, из которых скоро родится пышная купавка, старается аккуратно нанести на голубое пятно вытянутые капли лепестков ромашки. Среди сочной зелени выводит смешного пузатого фазана или тонконогую лошадку. Это знакомство с городецкой росписью.
Первое соприкосновение с народным промыслом — с той особенной формой творчества, которая, появившись в деревне, в крестьянской семье, вобрала в себя за столетия существования целый мир духовных, эстетических и национальных традиций. Родилось как украшение бытовых предметов, а выросло в узорчатое, праздничное воплощение русской души.
Возникновение художественного промысла
У всякого явления есть своё начало. Отправной точкой, без которой городецкая роспись попросту не явилась бы на свет, стала самая обыкновенная домашняя прялка — необходимая тогда хозяйке вещь в каждой крестьянской семье.
Место и время
Всё началось с конца XVIII века в Поволжье, в сёлах и деревнях, расположенных по берегам небольшой речки Узолы, которая протекала возле древнего Городца. В селениях этих — в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе — издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой.
Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место. На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба.
Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Это сильно сократило время производства и увеличило сбыт продукции на нижегородской ярмарке, куда возили свой товар на продажу узольские мастера.
А особенности рисования, технические приёмы, шаблоны и главные элементы, разрабатывавшиеся десятилетиями, получили своё окончательное оформление в семидесятых годах XIX века. Тогда в деревню Курцево был приглашён из Городца для подновления местной церкви известный иконописец Огуречников. Именно он, заинтересовавшись местным промыслом, «довёл до ума» технику живописи узольцев, привнеся в неё иконописные приёмы: способы наложения слоёв краски, игра с оттеняющими дугами и оживление рисунка белилами.
Техника Батик
Происхождение названия
Назывался в ту пору промысел иначе. Мастера-крестьяне никаких самоназваний не выдумывали, а в ранних изданиях писалось либо о «нижегородской росписи» по местоположению ярмарки, на которой сбывались изделия, либо о «курцевских красильщиках» по месту их наиболее массового и развитого изготовления.
В конце XIX века с появлением крупных ткацких фабрик и дешёвого ситца нужда в домашнем производстве полотна отпала. Прялки были больше никому не нужны, и, как следствие, промысел стал угасать. К первой мировой войне он практически исчез, продолжая существовать лишь в виде случайных единичных работ любителей-энтузиастов.
Современное название появилось только в 30-х годах XX-го века, когда под патронатом государства промысел получил шанс на второе рождение. Восстанавливать мастерские и артели на первых порах стали в Городце. Для сюжетов своих жанровых сценок художники традиционно брали зарисовки из быта городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции переместился теперь в этот город.
Всё это вкупе дало повод В. М. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин «городецкая роспись», которому и суждено было с тех пор закрепиться как названию этого художественного промысла России.
Технические особенности живописи
Для росписи на прялочных донцах всегда были характерны нехитрые сюжеты и простейшая композиция. Со временем усложнялись отдельные элементы, возникали новые темы и персонажи, совершенствовалась техника письма, но всякая модификация осуществлялась очень бережно, не нарушая сложившуюся историческую традицию.
Источник: redsol.ru
Что такое городецкая роспись — основные приемы техники
Городецкая роспись – один из самых знаменитых промыслов России XIX века. Свое название получила за счет ремесленников, живших в деревнях рядом с городом Городец. Ею украшали прялки, доски, деревянные ложки, другие предметы обихода в доме.
Оглавление:
- Немного исторических фактов
- Главные особенности и символика
- Основные приемы техники
Немного исторических фактов
Городецкая роспись берет начало в 19 веке в г. Городце. Богатая природа, обилие лесов позволило местным мастерам активно применять древесину в творчестве.
Крестьяне изготавливали из дерева предметы быта, продавали их на ярмарках. Больше всего в те времена были популярны прялки. Первое время для их украшения мастера вставляли в углубления фигурки, которые вырезали из дерева другой породы (чтобы они отличались по цвету). Получались не просто инструменты для работы, но и превосходные предметы народного искусства. Они в большом количестве продавались во всех городах России.
Во второй половине XIX века мастера придумали, как можно упростить технику украшения предметов – они сначала закрашивали фон прялки, затем рисовали на нем красочные картинки. Несколько позже стали расписывать игрушки, посуду, сувениры и др.
Главные особенности и символика
Главные особенности городецкой росписи:
- применяют свободный мазок, который делает детали заостренными;
- сюжет берется из городской и сельской жизни;
- используют яркие краски, контурную обводку элементов – они делают композицию объемной;
- рисунок выполняется без набросков;
- используются широкие мазки, штрихи, тонкие линии;
- изображают мощных коней, величавых петухов, цветочные композиции. Реже встречаются фигуры львов и оленей.
Каждое животное, птица, цветок или фрагмент из жизни людей, нарисованный на предметах быта, в городецкой росписи имеет символическое значение. Например, образы павлина, фазана, петуха, символизируют счастье, мир, домашний уют в семье. Если нарисована пара птичек – это олицетворяет гармонию, взаимность. Молодоженам дарили изделия с петухом и курицей, которые означали пожелание рождения детей, счастья семье.
Кроме этого рисуют голубей, кукушек, лебедей. Изображаемые птицы в городецкой росписи имеют особые черты:
- толстый живот;
- изящную шею и грудь;
- хвост, похожий на крыло бабочки;
- тонкий клюв и лапы.
Конь в городецких изделиях символизирует состоятельность, материальный достаток. У скакуна тонкие ноги, пышная грива, красивый хвост. Он гордо держит голову, бьет копытом по земле. Жеребец всегда рисуется черного цвета, в профиль. Вороной конь красуется на ложках, подносах, тарелках.
Символом, олицетворяющим успех во всех делах, здоровье, процветание, долголетие считаются цветы с зелеными листьями. Главные цветочные орнаменты в городецкой росписи имеют названия.
Рисунок | Характеристика |
Букет | Изображение симметричное. В основном рисуется на тарелках, кухонных досках |
Гирлянда | 1 или 2 крупных цветка по центру, а от них в стороны расходятся бутончики меньше по размеру, с листочками. Такие украшения наносят на шкатулки, детскую мебель |
Ромб | По центру рисуют один или несколько цветов с ромбовидной серединой, а бутоны и листочки уменьшают к углам. Обычно их изображают на скамейках, дверцах шкафов |
Цветочная полоса | Разной ширины линии. Используют для росписи объемных предметов |
Венок | Похож на цветочную полосу. Имеет замкнутые края |
Девица, стоящая около березки, символизирует невесту. Парень на коне – жениха. Такой сюжет несет в себе пожелание поскорее обрести счастье, найти любовь.
Сцены свадьбы или семейного чаепития изображают с богато накрытым столом, на котором обязательно стоит самовар с кружками или вазочка с цветами. Такие сюжеты в городецкой росписи предусматривают пожелание семье счастья, добра и достатка.
Основные приемы техники
Выделяют три этапа техники рисования картинок в городецкой росписи. Подготавливают основу из дерева, покрывают желтым цветом, реже красным или черным. На ней карандашом мастер намечает расположение главных элементов и их размер. Художники с опытом рисуют красками без эскиза.
Далее, одним движением широкой кисти, рисуют круг, выделяя основные части композиции, например основу цветка. Этот этап получил название «подмалевка». Для рисования узора применяют краски розового, голубого, или синего цвета. Также используют желтый, красный, бордовый, черный.
Название второго этапа городецкой росписи – «теневка», говорит само за себя. Кисть с краской более темного цвета аккуратно прорисовывают важные детали:
- линии одежды;
- лепестки-скобки;
- прожилки у листика.
На заключительном этапе городецкой росписи кончиком тонкой кисти наносят штрихи, дуги, капли. С их помощью работа приобретает изящность, узор становится оживленным. Отсюда название этапа – «оживка». Рисуют белыми и черными красками.
Для защиты росписи от повреждений, высохшую картину покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.
Существует и техника рисования узоров, когда художник хочет изобразить только цветы. Используют такие элементы:
- розан (самый крупный цветок круглой формы);
- бутон (маленький розан);
- роза (дополненный бутон);
- купавка (центр цветка находится правее или левее от центра);
- ромашка (много лепестковый цветок с непредсказуемым цветом).
Чтобы получился розан, сначала необходимо нарисовать круг красной или розовой краской. Его изображают широкой кистью одним или двумя мазками. После приступают к «теневке» – тонкой кистью, более темной краской выделяют центр и лепестки-скобки по всему кругу. В конце белым цветом делают «оживку» – наносят много точек, капелек, штрихов.
Купавка по технике городецкой росписи схожа с розаном. Начинается узор с подмалевки – рисуют круг, после начинают его «теневку». Только в этом случае центр смещен в сторону, верхушка бутона выполнена в форме шарика. Далее от центра к краям рисуют полукруглые лепестки – чем ближе к бутону, тем меньше лепестки становятся. «Оживка» делается белой краской, обязательно прорисовываются все элементы внутренней части узора.
Для изображения розы рисуют яркий кружок. К нему пририсовывают лепестки в виде полукругов или листочков, также уменьшающиеся к бутону. «Теневку» в этом случае делать не обязательно, можно сразу перейти к «оживке» с помощью белой или черной краски. Центр украшают маленькими скобками, точками. Лепестки можно «оживить» штрихами-каплями.
Самым легким способом рисуется ромашка. Кистью среднего размера выполняется круг, намечается его центр. От него к краям прорисовываются каплевидные штрихи. Далее идет «оживка» лепестков белой краской.
Кроме цветов, на городецких работах всегда много листиков, разных по размеру, форме. Они располагаются группами по несколько штук. Форма самого простого листа напоминает семечку тыквы.
Городецкая роспись – один из ярких художественных промыслов. Несмотря на то, что в начале XX века он почти перестал существовать, талантливые мастера и художники смогли сохранить традиции городецкого стиля. Во многих странах мира посетители музеев и выставок могут лицезреть на расписанных предметах животных, птиц, цветы, а также целые сюжеты, отображающие жизнь крестьян. Сейчас это искусство является национальной гордостью.
А вам нравится искусство городецкой росписи? Напишите в комментариях. Сохраняйте статью в закладках и делитесь ей в социальных сетях.
Также рекомендуем посмотреть видео по нашей теме.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Источник: obrazovanie.guru