Что является украшением городецких цветов и птиц

Жители маленьких поселений декорировали прялки расписной резьбой. Далее этот орнамент красили. Подобные изделия продавали на ярмарке в Нижнем Новгороде.

Со временем такие яркие завитки получили название нижегородская роспись.

Городец — главный базар Нижнего Новгорода, где продавали свои изделия местные мастера. Со временем роспись стала олицетворять культуру и колорит Городца.

Расцвет промысла приходится на времена правления Петра I. Он требовал, чтобы военные флагманы украшали подобной резьбой и росписью.

Следующий всплеск популярности промысла — 1870 год. В то время деревню посетил иконописец Огуречников. Он помог местным мастерам освоить новые методы оформления и различные приемы.

Отличия городецкой росписи

Спутать изделия подобной техники с другими промыслами невозможно. Так как в них изобилие разнообразных цветов и пышных букетов.

Кроме бытовых сцен, умельцы использовали в рисунках мистических животных. Но несмотря на это, главную роль в сюжете все равно играли городецкие цветы.

Городецкие птицы

Современные мастера в работе используют масляные краски. Но технология осталась неизменной.

Цвета

Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, не формируя четких контуров.

Вначале мастера накладывали рисунок на загрунтованные поверхности. А после Второй мировой войны для основы стали брать необработанную древесину. Это придавало рисунку легкость.

  • Замалёвки. Для ягодных и цветочных орнаментов использовали розовый, бордовый, голубой, красный цвета. Для листиков брали зеленый цвет.
  • Теневка. Основные цвета: черный, синий и коричневый.
  • Разживка. Здесь использовали белый цвет.

Элементы росписи

Выделяют три основные композиции.

Цветы

Самая простая и распространенная композиция. Чаще такую роспись можно встретить на предметах домашнего обихода, детской мебели, шкатулках, шкафах.

Выделяется несколько основных элементов рисунка:

  • «Букет». Композиция, включающая в себя от 1 до 3 цветков. Используется для украшения шкатулок, солонок и чашек.
  • «Гирлянда». В центре один крупный цветок, а вокруг него выстроена комбинация из мелких растений.
  • «Ромб». В центре располагается несколько крупных цветов, листков, а бутоны рисуются на вершине ромба. Узором украшали большие сундуки, доски, хлебницы.
  • «Цветочная полоса». В состав композиции входит верхний и нижний ярус. Узор формируется из полос, состоящих из цветов одинакового размера.
  • «Венок». Используется для декорирования подносов, шкатулок.

Мотивы «конь» и «птица»

Птицы и кони размещались в центре композиции, которая состояла из цветущего дерева или была обрамлена венком.

Лучше всего этот орнамент смотрелся на красном или чёрном фоне. Птички — символ семейной гармонии и благополучия. Лошади — успешности и процветания.

Читайте также:
Что символизирует скорпион в украшениях

Сюжет

Основной сюжет орнамента: чаепитие, свадьба на фоне накрытого стола.

Заключение

Городецкая роспись – это национальный промысел россиян. Для создания рисунка нужна: деревянная основа, масляные краски, кисточки и капелька усидчивости.

Видеосюжет: мастер-класс по народному промыслу.

Статьи из серии Российские промсылы:

Источник: dzen.ru

Городецкая роспись: история и техника выполнения

Городецкая роспись

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.

↑ Краткая история городецкой росписи

Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы.

Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Читайте также:
Украшения из полимерной глины своими руками мастер класс для начинающих

Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи.

В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В.

Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова.

Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности.

Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей .

Читайте также:
Украшения в стиле бтс своими руками

↑ Техника выполнения городецкой росписи

Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное — наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен — например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали — нераспустившиеся бутоны — связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки — дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы — основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

↑ Городецкая роспись — композиция в круге «Птица в цветах»

Приготовим необходимые материалы:

  • альбом(или цветную плотную бумагу),
  • краски, гуашь (или акрил),
  • кисти белка № 1, 2, 3,
  • палитра,
  • баночка для воды.

1. Циркулем намечаем рамочку (диаметр 20 см.) Делим лист по вертикали и горизонтали (вспомогательные линии).

2. Проводим круг (циркулем, диаметр 4 см.). Размечаем птицу.

3. Пишем две цветочные гирлянды с верху и внизу. Начинаем с крупных центральных цветов, дорисовываем мелкие элементы.

4. Дополняем цветы листьями.

5. Выполняем первый этап — подмалевок.Можно повторить цветовое сочетание или подобрать свои,но обязательно цвет должен быть уравновешен.

6. Следующий этап — теневка. Элементы теневки выполняем так: черным цветом листья, синим холодные цвета, краплаком (темно красный и немного черный) теплые цвета.

7. Завершающий этап — разживка. Обязательно выполняем рамочку, можно любую или повторите по образцу.

Руководитель студии росписи по дереву МБУКЦНК»Берегиня» Беляева Анна Геннадьевна.

↑ Мотивы городецкой росписи

Наиболее распространенными мотивами являются:

Источник: www.perunica.ru

Читайте также:
Правила подбора украшений к платью

Чудо-конь и чудо-птица — это Городец!

Чудо-конь и чудо-птица — это Городец!

Деревянный конь-качалка, яркие расписные доски на стенах кухонь, расцвеченные гирляндами пышных цветов и невиданными птицами – эти приметы советского времени некоторым знакомы непонаслышке. Все эти предметы быта – носители старинного народного промысла – городецкой росписи.

Возникла эта роспись в XVII веке в Нижегородской губернии, когда в Поволжье появились старообрядцы и ссыльные солдаты. Народ был бывалый, приученный ко многим ремеслам.

Скудные окрестные земли и обилие лесов способствовали здесь развитию деревообрабатывающих промыслов: изготовлению деревянной посуды и предметов крестьянского быта, резьбы и росписи по дереву. Особенным спросом пользовались прялки, так как фабричные ткани были в то время очень дороги.

Старинная прялка состояла из горизонтальной доски (донца), на которой во время работы сидела пряха, и отходящей от него вертикальной подставки для гребня, — на нее навешивалась кудель из шерсти или льна, из которой вытягивалась пряжа. Окончив работу, мастерица вынимала гребень, а донце вешала на стену, — оно служило украшением избы.

В старину прялки отделывали резьбой в технике инкрустации: на донце мастера делали выемки, в которые вставляли вырезанные фигурки в стиле лубка из мореного дуба, — древесина его от долгого вымачивания в воде приобретала синий оттенок. Со временем вставки и основу из более светлой породы дерева для придания декоративности стали расписывать растительными красками. Яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.Впоследствии эту сложную технологию упразднили и деревянные изделия стали украшать росписью.

Городецкая роспись сложилась в середине XIXвека. Особенно славились этим ремеслом близлежащие от города Городца села — Хлебаиха, Курцево, Савино и Букино. Окончательное оформление промысел получил в 1870 году, когда в Курцево из Городца приехал иконописец Огуречников, чтобы подновить живопись местной церкви.

Он показал местным мастерам приемы, которые издавна применялись при написании икон: способы наложения слоев красок и «оживки» белилами. Росписью деревянных изделий — посуды, туесов, ларцов, сундуков, мебели и детских игрушек занимались целыми семьями. Всю расписную утварь мастера сбывали в Городце на второй по значимости ярмарке после Макарьевской в Нижнем Новгороде.

Для городецкой росписи характерны три основные композиции: цветочные — гирлянды, и букеты, цветы с добавлением изображений коней и птиц, а также сюжетные росписи. Цветочные мотивы придают изделиям декоративность, прихотливо расписанные бутоны и распустившиеся «розаны» расцветают рядом с грациозными скакунами, поднявшимися на задние ноги, а также с фантастическими птицами; встречаются также львы и барсы. Часто коней и птиц изображают в виде парных изображений, геральдически обращенных друг к другу. Считалось, что птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Читайте также:
Как сделать украшения из свеклы

Сюжетная роспись — самый сложный вид в городецкой росписи. В своих картинах мастера изображали жизнь купечества и крестьянства. Городецкие мастера создали целый идиллический патриархальный мир, в котором все живут в ладу друг с другом: дамы в пышных нарядах неспешно прогуливаются с кавалерами на фоне домов с палисадниками или едут в нарядных каретах; всадники гарцуют на лошадях в картинах охоты, горожане справляют свадьбу на фоне богатого застолья. Тут же рядом с героями этого уютного мирка крутятся домашние животные – собаки, кошки и куры с цыплятами.

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделиях: сундуках, блюдах и столешницах. Лица людей на таких росписях всегда обращены в сторону зрителей, персонажам порой придается юмористическая окраска: здесь и лихо подкручивающие усы ухажеры, и лев … с цветком на хвосте. Заключались такие сюжетные картины в рамку из орнамента.

Для городецкой росписи используются яркие краски. Самые популярные цвета для фона — напряженный красный, желтый и ярко-зеленый, глубокий синий или черный, на котором особенно выигрышно смотрятся мотивы городецкой росписи. Для росписи мастера применяют как основные цвета, так и их разбеленные оттенки: охру, красный, розовый, желтый, голубой, синий, зеленый, белый, коричневый и черный.

Мастера не делали предварительного рисунка, работали кистями разных размеров, виртуозно нанося свободные, широкие мазки и тончайшие линии, и штрихи.

Приемы росписи каноничны: сначала наносится замалевок — самые крупные цветовые пятна для цветов и других мотивов, по ним более темными тонами расписывают мелкие детали; а в завершение белым и черным цветом наносят «оживку» – штрихи, капли, скобки, чтобы придать росписи законченный вид.

Изначально мастера использовали яичные краски, наши современники применяют масленые, темперные и гуашевые составы; в гуашь добавляют клей ПВА. В завершение изделие покрывают лаком.

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливать городецкую роспись начали только в 30-х годах XX века, когда в деревне Косково открылась общественная мастерская живописцев. В 1960 году в Городце была создана фабрика «Городецкая роспись», на которой сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла. Предприятие выпускает большой ассортимент изделий из дерева с городецкой росписью: посуду, полки, хлебницы, разделочные доски, вазы, шкатулки, детские игрушки, панно, сундучки, сувениры и др. С 1995 года здесь возродили технологию старинной иконописи XIV-XV вв. с использованием традиций городецкой росписи.

Авторские работы городецких художников участвуют во всероссийских и международных выставках, их приобретают коллекционеры России и других стран, а также музеи декоративно-прикладного народного искусства.

Источник: mirgusley.com

Рейтинг
Загрузка ...