«Ах, вы никогда не бывали в опере?» — обязательно спросят вас хотя бы раз в жизни.
Считается, что посетить оперный театр обязан каждый культурный человек.
Чтобы подготовить себя к восприятию оперы, не лишним будет узнать, что это за жанр, чем он интересен для публики и о чём нужно помнить, отправляясь на премьеру.
Опера — это.
Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, история, сыгранная на сцене с помощью музыки. Само слово «опера» переводится с латыни как «действие, труд». Главные герои оперного действа не говорят, а поют.
Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.
Текст музыкального представления называется либретто (что это такое?). Обычно он представляет собой краткий пересказ уже существующего литературного произведения, адаптированный для сцены и вокала.
Хибла Герзмава отреагировала на звонок мобильного телефона в зале во время своего концерта: блеск!
Реже текст либретто пишется на заказ кем-то из писателей-современников конкретно для той или иной оперы, либо составляется самим композитором.
Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.
Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.
Из истории оперного жанра
Опера ассоциируется у знатоков музыки с Италией. Однако, как и многие виды искусства, зародилась она в античной Греции. Именно там сценическую речь впервые попробовали соединять с музыкой.
Позже в Риме увеличили долю сольных выступлений по сравнению с речитативами и разговорными вставками. Жанр стал по преимуществу музыкальным.
Временем настоящего рождения оперы справедливо считают другой период истории искусства, связанный с крупным явлением итальянской культуры рубежа 16-17 веков, получившим название Флорентийская камерата. В составе этого творческого содружества были лучшие музыканты и поэты Флоренции.
Нарушая традиции модной в ту эпоху полифонии, они ввели в свои спектакли лирическое одноголосие, стремясь подчеркнуть экспрессивность (что это?) поэзии средствами музыки. Новоизобретённый жанр был назван драмой через музыку.
Годом появления первой оперы считается 1598-й, но, к сожалению, следов этого произведения не осталось. Известно лишь, что оно называлось «Дафна», а его создателями были Я.Перри и О.Ринуччини.
Сохранилась их вторая опера — «Эвридика», самая старая из всех, дошедших до современного слушателя. Правда, сегодня успеха она не имеет, чего нельзя сказать об опере «Орфей», написанной К.Монтеверди в 1607 году в Мантуе.
В 17 столетии в Венеции открылся первый общественный музыкальный театр «Сан-Кассиано», благодаря которому посещение оперы стало удовольствием не только для царского двора.
Странствующие по Европе певцы и актёры достаточно быстро сделали оперу любимым театрально-музыкальным развлечением жителей Германии, Польши, Венгрии, Франции, Великобритании и других стран.
В 18 столетии возникло разделение оперы на два жанра: сериа (серьёзная опера) и буффа (комическое действо).
В настоящее время опера существует в нескольких основных видах:
- Комическая;
- Опера-балет;
- Большая опера;
- Опера спасения;
- Романтическая;
- Оперетта.
Композиция оперы
Перед началом оперного представления принято играть увертюру. Это вступительная часть композиции, не связанная с сюжетом произведения, но настраивающая на восприятие его содержания.
Действие произведения разворачивается в его основной части, которая состоит из актов, перемежающихся антрактами.
По структуре основное действие представляет собой чередование сольных арий, речетативов, разговорных фрагментов и отдельных музыкальных тем, сопровождаемых танцем или другими сценическими элементами.
Венчает представление эпилог. Его задача – подытожить сюжет, озвучить выводы или рассказать о дальнейшей судьбе героев.
Самые знаменитые оперы мира
Неподготовленному слушателю будет сложно проникнуться величием оперы. Перед началом представления будет полезно познакомиться с либретто произведения, чтобы представлять сюжет произведения.
Не лишним будет заглянуть на специальные музыковедческие сайты, рассказывающие об истории создания той или иной оперы, её авторах, любопытных фактах, связанных с ней.
Для тех, кто не слышал ещё ни одной оперы, можно порекомендовать выбрать что-нибудь для первого прослушивания из следующего списка:
- Дж.Верди «Травиата», «Риголетто», «Аида».
- В.А.Моцарт: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро».
- Г.Гендель «Юлий Цезарь».
- Ж.Бизе «Кармен».
- П.И.Чайковский: «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
- М.П.Мусоргский «Борис Годунов».
Разумеется, список можно и нужно дополнять.
Заключение
Профессионалы советуют не только прослушивать диски с записями и просматривать киноверсии опер, но и посещать оперный театр.
Важен эффект присутствия на этом празднестве музыки и поэзии. Так что смело берите билеты. Приятного прослушивания, больших и маленьких открытий!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Я бы отнёс этот жанр к вымершему. Сейчас абсолютно никто не ходит а оперу. Потому что скучно. И исполняют там всё под фонограмму.
Они так поют, что ни одного слова разобрать невозможно, поэтому приходится либретто читать, даже если поют по-русски.
Да, признать это не очень приятно, но я тоже ничего не понимаю, даже если оперные певцы поют на русском. Поэтому предпочитают оперету — там поют, можно сказать, по слогам.
Сейчас нет хороших композиторов.Вы послушайте песни,только психически больной может слушать современные песни,опера,балет очень нужны,но писать их некому,нужны хорошие пьесы,фильмы,а не то что показывают сейчас.Сейчас время дураков.Ни писателей,ни поэтов,ни актеров,ни художников,ни композиторов,ни певцов.
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru
Почему классическая опера должна стать вашим увлечением: 5 причин
Почему опера так важна? Почему важно искусство вообще?
Опера позволяет нам взглянуть на себя со стороны. С оперной сцены мы видим, кто мы, как мы сосуществуем с другими, как мы вписываемся в мир вокруг нас.
Опера, увиденная и услышанная в живом исполнении, является исключительно волнующим опытом. В своем лучшем проявлении опера – чрезвычайно сильный и наиболее эмоциональный из всех видов искусства. Комбинация драматического сюжета, физического и музыкального оформления спектаклей, а также диапазона и уязвимости человеческого голоса делает оперу тем видом искусства, который наиболее приближен к выражению чистой эмоции.
Опера просачивается в популярную культуру и перетекает в другие формы современного искусства, появляясь в саундтреках фильмов и сериалов, создавая спортивные гимны, появляясь в рекламе, то есть в те моменты, когда необходимо найти максимально эффективный и короткий путь для создания сильного эмоционального отклика.
Эти эмоциональные моменты в опере – обычно те самые, которые наиболее непосредственно отражают основные проблемы человечества: жизнь, любовь, смерть, потеря, страсть, радость и гнев.
Являетесь ли вы новым театралом или истинным поклонником, опера представляет собой прекрасную возможность насладиться уникальным зрелищем, музыкой и историей в одном восхитительном действе.
Мастерство
Чтобы стать оперным певцом, музыкантом, костюмером, художником по декорациям, нужно быть лучшим. В самом деле лучшим! Чтобы воссоздавать и ставить великие произведения прошлого и настоящего, нужно знать как можно больше, иначе не стоит и браться.
Коллективная работа и мастерство каждого отдельного человека, задействованного в постановке, от композитора и поэта до исполнителей, постановщиков и музыкантов, делает оперу вершиной человеческой культуры.
Нам не каждый день выпадает шанс оказаться в присутствии абсолютного мастерства.
Актуальность
Когда опера поставлена хорошо, она остается актуальной, несмотря на исторический период и темы, затронутые в ней. Хорошая опера всегда остается вне времени, культурной и религиозной принадлежности. В ней всегда можно найти то, что прекрасно откликается в современном мире.
Диалоги, даже спетые на непонятном языке, могут заставить зал смеяться, плакать, волноваться и злиться. Такие вечные проблемные темы, как глобализация, женоненавистничество и деспотизм, регулярно возникают в операх и заставляют зрителей задуматься над тем, как часто и активно мы обречены на повторение собственных ошибок.
Если это не склоняет вас к визиту в оперу, стоит задуматься над тем, что многое из современной поп-культуры берет свои корни как раз из опер прошлых лет.
Хотите верьте, хотите нет, но самые значимые оперные работы могут открыть двери в совсем новый мир.
Исторические периоды и ценности
Женственные, но сильные духом героини, мужественные герои, дуэли, война, мир, предательство и верность, месть и дружба – все это прекрасно показано в опере с помощью музыки, слов, голоса и языка тела.
Ах, Вагнер и его германские и норвежские герои, бесстрашно бросающие вызов драконам и сверхъестественным существам! Мстительные божества и валькирии, несущие достойных воинов в свои обители после того, как они пали в сражении!
На оперной сцене история обретает форму прямо на наших глазах. Фараоны, императоры Дальнего Востока, командующие армией, тореадоры, революционеры – люди, которые творили историю и оставили в ней свой неизгладимый след.
Музыкальный гений
Каждый элемент оперы был тщательно обдуман в течение многих дней, недель, месяцев и даже лет, иногда приводя творцов к безумию в поиске совершенства.
Как бы ни были хороши современные поп-звезды, никто из них не в силах похвастать подобным стремлением к совершенству и работами на века.
За каждой арией и мелодией оперы стоит история, культура, величие человеческого духа, отраженное в звуке. Взять хотя бы ревущий рог Зигфрида, отважно выманивающий дракона из его логова, или триумфальные мелодии победоносного тореадора, или ревущие трубы Аиды. Список мог бы продолжаться бесконечно.
Классицизм и эстетическое превосходство
Великолепная обстановка, мрамор и золото. Несмотря на нарочитое величие, энергетика в опере удивительно мягкая и дружелюбная. В конце концов, это все еще развлечение.
В оперном театре можно увидеть людей на пике своей карьеры. Певцы, музыканты, танцоры – все они оттачивали свое мастерство только ради того, чтобы у публики выдался приятный вечер, и поверьте, публика это чувствует и ценит.
Кроме того, несмотря класс и образование, театралы не стесняются высказать свое мнение. Если им не по нраву все более частые попытки осовременить классику, они вам об этом скажут – громкими недовольными криками и отсутствием даже вежливых оваций.
Когда что-то сделано плохо, люди дадут вам знать. Ни одна дива, ни один знаменитый тенор, ни один гениальный постановщик не застрахованы от гнева расстроенной публики.
Публика
Люди в опере отдыхают, наслаждаются великолепной атмосферой и впитывают уникальные впечатления, предлагаемые постановкой и оперным залом.
Люди в возрасте полны знаний, мудрости и зрелости, молодые люди отличаются стилем. Все вокруг прекрасно.
Кроме того, ни один уважающий себя и других театрал не позволит себе прийти в театр с включенным телефоном или ведром поп-корна. Тишина здесь не просто соблюдается, к ней относятся с почтением.
Многие успешные бизнесмены и предприниматели довольно часто оказываются энтузиастами классической музыки. Это не просто увлечение. Люди, которые готовы найти время и заплатить за три часа наслаждения эпическим произведением, требующим концентрации внимания и немалых познаний, обычно уверены в том, чего они хотят от жизни, и знают, как к этому прийти.
Культурное наследие
Моцарт, Чайковский, Вагнер и Верди – это не просто классика, это культура. Об оперных произведениях можно говорить вечно, как о хороших книгах. Сюжеты и мелодии великих оперных произведений уже давно растасканы по фильмам, сериалам, рекламам и музыкальным альбомам.
Даже если вы ни разу не были в опере, вы наверняка слышали немало арий и мелодий, попавших в массовую культуру прямо с оперной сцены. Вместо того чтобы гадать, где именно вы слышали эту мелодию из рекламы новой модели автомобиля, вы будете переполнены воспоминаниями о том волшебном вечере, который вы провели в оперном театре.
Источник: fb.ru
Азбука сценического искусства. О – опера и оперетта
Опера – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, слова и сценического действия. От итальянского opera – «труд», «дело», «работа».
Оперетта – музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, слова, хореографии и сценического действия. Уменьшительное от итальянского слова opera.
Как видите, разницы почти никакой. Почему же это разные жанры? Если вы полезете в «Википедию», то запутаетесь ещё сильнее. Попробуем объяснить проще и короче.
Истоки этих жанров, как и драматического театра, следует искать в Древней Греции. Античный театр, судя по всему, больше напоминал как раз оперу, нежели более привычный массовому зрителю драматический театр. Точно известно, что древнегреческие представления сопровождались музыкой и пением, а первые драматурги были в то же время и музыкантами, композиторами. Именно желание сообщества гуманистов, известного сейчас под названием Флорентийская камерата (от ит. «кружок», «компания») восстановить античную трагедию и стало причиной появления современной оперы.
Первой оперой стала «Дафна» певца и музыканта Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини. До нас она не дошла, но дошла информация, что она имела большой успех. Вторая их опера, «Эвридика», сохранилась. Её премьера состоялась 6 октября 1600 года в Палаццо Питти на свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи.
Созданный Пери принцип декламации нараспев пришёлся по вкусу аристократии. Так началась запутанная история современной оперы.
Уже в 1636 году в Венеции открывается первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Вскоре опера распространяется по всей Европе. К следующему столетию это уже самый популярный вид музыкального творчества, который стремительно развивается сам и влияет на развитие других жанров. В частности, из оперной увертюры родилась симфония.
Появляются различные направления и национальные оперные школы. Дошло даже до так называемой «войны буффонов» – растянувшейся на два года полемики между представителями итальянской и французской оперы, в результате которой итальянской труппе пришлось покинуть Париж, а там появилась французская комическая опера, предтеча оперетты.
C XVII до середины XIX века оперетта была в буквальном смысле маленькой оперой. Иногда этим термином обозначали комические оперы, бытовые комедии, а в Германии и Австрии своеобразный жанр зингшпиль, буквально пение с игрой, пьесу с музыкальными номерами, а позже оперу с разговорными вставками. Характерные черты оперетты: комический характер, пение, музыка и танцы давно проявлялись в более низких национальных жанрах, так что сами родоначальники современной оперетты, Флоримон Эрве и Жак Оффенбах, утверждали, что всего лишь возрождают жанр.
У оперетты, как и в некотором смысле у оперы, есть конкретный день рождения – 5 июля 1855 года, когда Жак Оффенбах открыл свой маленький театр «Буфф-Паризьен» на Елисейских полях. Флоримон Эрве открыл свой театрик «Фоли-Нувель» на год раньше, но он ставил там короткие буффонады и театральные пародии в пику наложенными на его произведения властями ограничению одним актом и двумя действующими лицами, чтобы он не мог конкурировать с театром «Опера-Комик». Оффенбах начинал с того же, но вскоре развил жанр более широкой музыкальной основой, лирикой и сатирой. Именно его стали считать основателем оперетты, что привело к личной вражде с Эрве. Его произведение «Орфей в аду» (1858) сегодня часто считается первой классической опереттой, хотя сам он на тот момент называл жанр оперой-буффон. «Адский галоп» из этой музыкальной пьесы любой из нас наверняка слышал при исполнении канкана, он стал наиболее популярной мелодией для этого танца.
По иронии судьбы именно под влиянием Оффенбаха Флоримон Эрве пишет свою самую знаменитую оперетту «Мадемуазель Нитуш» (1883). Также есть мнение, что сам Оффенбах посоветовал на тот момент уже всемирно известному автору вальсов Иоганну Штраусу обратиться к оперетте, после чего тот создал «Летучую мышь» (1874). А вот наиболее влиятельный автор оперетт ХХ века Имре Кальман в молодости считал этот жанр низким, но его симфонии и романсы успеха не имели, а вот оперетты «Сильва», «Баядера» и «Принцесса цирка» стал известны по всему миру.
А теперь вернёмся к главному вопросу, в чём же разница между оперой и опереттой? Опера, хотя и может быть комической, в первую очередь драматический, более серьёзный жанр, часто с мифологической или исторической основой. Для оперетты драма и трагедия не характерны. Её главные признаки – это юмор, сатира, пародия, любовная лирика со счастливым концом.
В классической опере только поют, разговоров в ней не бывает, паузы заполняются речитативом. В оперетте же разговорные сцены норма и неотъемлемая часть постановки. И если вокальной основой оперы являются серьёзные арии, дуэты, трио и хоры, призванные передавать сложные чувства персонажей, то в оперетте всё это хронологически короче и исполняется в основном в куплетно-песенном жанре, который проще воспринимается публикой. В опере не бывает танцев. В оперетте пожалуйста, вплоть до весьма фривольных, вроде упомянутого выше канкана.
Теперь вы сможете в общих чертах сказать, что общего между оперой и опереттой и в чём их различия. Но это только если не лезть в дебри, тонкости и нюансы.
Источник: dkmiit.ru