Что за хакасское украшение пого

Цель урока:1.Ознакомление учащихся с историей хакасского нагрудного украшения — пого, с орнаментом и его цветовым решением.2.Обучение последовательности изготовления пого.3.Развитие образного мышления, художественного вкуса, совершенствование навыков культуры труда, самоконтроля.4.Развитие самостоятельности: повышение грамотности детей в вопросах экологии

  • Главная
  • Технология
  • Презентация Хакасское нагрудное украшение-Пого

Слайд 1Хакасское нагрудное украшение — Пого

Хакасское нагрудное украшение - Пого

Слайд 2Цель урока:
1.Ознакомление учащихся с историей хакасского нагрудного украшения — пого,

с орнаментом и его цветовым решением.
2.Обучение последовательности изготовления пого.
3.Развитие образного мышления, художественного вкуса, совершенствование навыков культуры труда, самоконтроля.
4.Развитие самостоятельности: повышение грамотности детей в вопросах экологии через декоративно- прикладное творчество, вышивку, рисунок, аппликацию.

Мастер класс Пого хакасское национальное украшение оберег


5.Воспитание любви и интереса к истории и культуре своего народа.

Цель урока:1.Ознакомление учащихся с историей хакасского нагрудного украшения - пого, с орнаментом и его цветовым решением.2.Обучение

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7
Х
Хакасский орнамент делится на растительный и геометрический. Для мужской одежды характерен

геометрический узор, а для женской растительный.

Источник: shareslide.ru

О чём расскажет хакасский костюм?

1 4984403c8687f59666c9e4594fef1976.JPG

Стилизованный хакасский костюм очень нравится современным модницам. Фото: Из личного архива / Марина Алехина

По одежде можно судить о социальном статусе её владельца, семейном положении, принадлежности к определённому этносу и даже роду.

Хакасский костюм — это философия, в которой система знаков и символов, заключённых в одежде, соответствует картине мира этноса. От головного убора до обуви, покроя и вышивки — в национальной одежде ещё много нераскрытых тайн, убеждена специалист по хакасскому костюму Раиса Абдина, которая рассказала об особенностях национального костюма.

Онлайн-урок 3: «Хакасское нагрудное украшение Поғо»

Практичная и красивая

«Сегодня при выборе одежды мы руководствуемся тем, чтобы она была удобная, красивая, практичная: кто-то отдаёт предпочтение моде, кто-то классике. А хакасская национальная одежда выполняет практическую, утилитарную, эстетическую, социальную функции».

Праздничный костюм хакасов яркий, красочный и самобытный. В изготовлении такой одежды использовались шёлк, парча, бархат, меха. Украшалась она оригинальной вышивкой, и всё это смотрелось очень органично.

«Территория современной Хакасии на протяжении многих веков была заселена народами, ведущими кочевой образ жизни. И одежда была приспособлена к быту. Так, например, мужская рубашка и женское платье одинакового кроя: широкие в подоле, что удобно для верховой езды, объёмные рукава, не сковывающие движений, а длинный узкий манжет подходит для занятий домашней работой.

Читайте также:
Украшение на елку шапочка из ниток своими руками

Такое платье (кӧгенек — хак.) женщины, чаще преклонного возраста, и по сей день носят в качестве повседневной одежды. Предпочтительными цветами женской одежды были оттенки тёплых тонов. Например, красный — считается, что он символизирует здоровое потомство. Мужской цвет — синий, приносящий удачу в охоте», — делится секретами хакасского костюма Раиса Петровна.

5 ba38ad7c26b11d7f7e40f20a99d889ae.JPG

Женщины носили платья теплых тонов, синий — мужской цвет, приносит удачу в охоте. Фото: Из личного архива / Марина Алехина

Комплекс национальной одежды хакасов, бытующий и сегодня, не будет полным без женской безрукавки (сигедек — хак.), надеваемой поверх праздничных шуб или платья с глубокими вырезами-проймами на спине, с отделкой полы и пройм. Другой вид верхней одежды — сикпен, сшитый из тонкого сукна свободного покроя с шалевым воротником. Праздничный сикпен расшивали перламутровыми пуговицами с мелкими кораллами. Обшлага и спинку вышивали растительным орнаментом.

3 9003d1a9b9aa13308c2b5c8b0d5f6e63.JPG

Одежда оберегает

Головные уборы хакасов насчитывают более десяти видов. Шапка определялась видом меха, материала, покроем, сезоном, назначением, социальным положением человека и сферой его деятельности.

7 068bf94c044ea39e072ed53ad940d818.jpg
6 eb536a829e62a1d467ea47f085eb6a2e.jpg

В середине ХIХ века повсе­дневным женским головным убором стал платок. У хакасок он завязывается особым способом: платок складывается по диагонали, затем делается подгиб, образующий околыш, и двумя концами завязывается на затылке.

4 de5cf3c740ed222a28300282548cff8c.JPG

Платок у хакасок завязывается особым способом. Фото: Из личного архива / Марина Алехина

Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но ещё и оберегает его. Поэтому было немало предписаний, примет и запретов. Так, например, порванные вещи считались принадлежностью мира умерших и становились целыми в их стране. Умерших людей хоронили в платье навыворот, а шубу надевали внутренней полой наружу.

В хакасском мировоззрении нижний мир противопоставлялся среднему (миру людей): любые непорядок, разрушение, ссора, порок притягивают обитателей нижнего мира. Поэтому нельзя пользоваться треснувшей посудой, носить грязную, рваную одежду, ходить с незастёгнутыми пуговицами, подавать вывернутое платье, перелицовывать одежду. Нежелательно продавать личную одежду, поскольку с ней могло уйти счастье.

«Зато хакасские женские украшения всегда пользовались популярностью. Им придавали большое значение и носили как дополнение к национальному костюму и в качестве оберега от злых сил. При изготовлении украшений любили использовать кораллы, перламутр, бисер, серебро, — продолжает мастер. — Но важнейшее место занимает нагрудник пого. Его изображение есть на некоторых каменных изваяниях, относящихся к окуневской культуре(II тыс. до н. э.)».

Читайте также:
Что будет если носить украшения со змеей

Древняя символика

В хакасской культуре пого всегда служило оберегом, заключало в себе множество древних символов: бесконечности, пространства, времени.

8 DSC00533.JPG

Пого содержало в себе посредством графически выраженных геометрических и растительных форм «диалектику» мировоззрения, стихийное природное начало. Код, скрытый за сложной символикой данного украшения, очень трудно расшифровать. Пого имеет определённые стандарты в размещении деталей на поверхности основы.

16 5c76af9b23170e61d98e26e42f52a651.jpg


15 e8e3b22052a25ac2a8c969234d3eeab9.jpg
14 SWScan02874_13.jpg

Хакасская традиционная одежда была вытеснена европейским костюмом. Сегодня национальный костюм надевается в основном на семейные торжества, а также на национальные праздники — Тун Пайрам, Чыл Пазы. Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы — интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.

Источник: selyanka1.livejournal.com

LiveInternetLiveInternet

Посмотреть все фотографии серии Фунтик Фунтик 19:52 22.03.2013 Фотографий: 3 Посмотреть все фотографии серии фУНТИК В ДЕТСТВЕ фУНТИК В ДЕТСТВЕ 16:39 13.03.2013 Фотографий: 1

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Друзья

-Постоянные читатели

-Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) AVON Темы_и_схемы_для_Вас Куклы_и_Модели

-Трансляции

Список трансляцийlj_polymerclayfimo lj_master_klass lj_lubany_b

-Статистика

Создан: 09.03.2013
Записей: 388
Комментариев: 37
Написано: 454

Женское хаккаское украшение Пого

Цитата сообщения Байкалочка_10

Женское хаккаское украшение Пого

http://uploads.ru/t/J/1/F/J1FyD.jpg
Пого (ПOFO) — хакасское женское нагрудное украшение, сохранившее за время своего бытования устойчивость формы с незначительными модификациями. Это украшение представляет собой полусферическое, иногда подково- или копытообразное по форме изделие, выполненное в технике вышивки бисером, коралловыми мелкими бусами и перламутровыми круглыми пластинами тана с кораллом посередине. Основной акцент делался на перламутрах тана в нечетном количестве — от трех до девяти. В 19 в. пого носили на уровне живота, современные женщины обычно его носят на уровне груди.
http://uploads.ru/t/u/l/L/ulLD1.jpg
Сваха и невеста — качинки. фото сделал Федоров Н.В. в 1910 году

Назначение пого связано с важным событием в жизни человека — вступлением в брак, созданием семьи. Пого — принадлежность одежды свахи, многодетной благополучной женщины. Пого надевали поверх свадебной одежды. В ансамбле с Пого на свахе должна быть — родовая шапка.
http://uploads.ru/t/Y/S/r/YSr46.jpg
Прибытие свах
http://uploads.ru/t/H/f/T/HfTtw.jpg


Пого. Качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П.

Черепанова, 1947г.
Термин «Пого», изменяясь во времени, вобрал в себя и сохранил значение родового узла счастья, состоявшего из знаков солнца и луны, ход Солнца по небу — вместилище души, тесно связанные с идеей плодородия, деторождения.

В этимологическом словаре есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.
http://uploads.ru/t/P/M/2/PM2f9.jpg
Напоминает по форме пого и полумесяц с закругленными рожками. Обтянутый плисом, украшенный перламутровыми пуговицами, между которыми нашивались кораллы и бисер, образуя круги, сердечки, «почки», трехлистники и другие древние узоры. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силбiрге с мелкими серебряными монетками на концах.
Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку. Видимо полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы.
http://uploads.ru/t/m/b/g/mbgVX.jpg
В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.
У многих древних народов существовали представления: когда Луна на небе, Солнце находится в подземном царстве. Солнце передает прошлое настоящему, а настоящее будущему.
Более современные пого, изготовленные в ХХ веке напоминают лик или маску. В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега.

Читайте также:
Бодхи украшения что это

Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши”.
http://uploads.ru/t/W/x/5/Wx5pL.jpg
Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносят богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.
Пого – украшение полифункциональное, несущее в каждой из часто скрытых функций особую смысловую нагрузку.
http://uploads.ru/t/Z/Y/w/ZYwys.jpg
Обычно женщины готовили пого своим дочерям перед свадьбой.
Вот как описывает пого Шибаева Юлия Артемьевна, известный этнограф, которая в советские времена прошла репрессии, в своей книге «Одежда хакасов». Книга была написана по итогам сбора материалов в экспедициях по Хакасии в 1945-1951 гг.
«В народный костюм входят и украшения. Среди них, бесспорно, наиболее интересны у качинок их нагрудные украшения — пого. Известны они у них давно
Носили их исключительно замужние женщины (но только не вдовы).
Пого представлял собой закругленный кусок плотной ткани или кожи размером примерно 30×30 см. с лицевой стороны покрытый тканью, чаще всего бархатом, и сплошь богато расшитый разноцветными бусами, кораллами, монетами, серебряными и золотыми бляхами, украшенный аграфами, а также круглыми перламутровыми пуговицами, что вместе составляло определенный красочный орнамент. Все это покупалось, и стоило пого очень дорого.
К верхним краям пришивали тесьму, которую надевали на шею, и, таким образом, пого ложилось на грудь. Носить пого полагалось поверх идектiг тон и надетый на него сигедек.
http://uploads.ru/t/q/X/r/qXr42.jpg
Пого Кичили Ивановны Шурышевой было справлено еще ее бабушкой по матери.

Читайте также:
Какие украшения вошли в одну из самых узнаваемых и любимых коллекций russe

Это пого, самое позднее, относится к 70-м годам XIX века. Оно считалось очень ценным из-за обилия на нем покупных перламутровых пуговиц.
Каркас пого сделан из четырех слоев простой ткани, которую пропитали мучным тестом и высушили, отчего он стал твердым. С изнанки пого обшито ситцем, а с лица черным бархатом. По последнему суровыми нитками нашиты разноцветный бисер и крупные и мелкие перламутровые пуговицы. Края отделаны подвесками из прозрачных бусинок и тонких золотых мишурных шнурочков (подвески). на которые нанизаны золотистые и цветные бусы и три старинных серебряных гривенника, самый старый из которых 1856 года.
В других пого подвески могут быть дополнены гранеными цветными пуговичками, иметь больше монет и т.д.
Орнамент несложен. В нем можно только проследить круги; назван он нами тернихоз — «кругами». Ярче орнамент выражен на более позднем пого бельтирки Карачаковой, где он состоит из 5 таких кругов. Возможно, он когда-то осмыслялся как солярный.
Другие два пого этой же Шурышевой отличаются тем, что форма их каркаса более удлиненная, чем на первом, более старом пого; эти пого были уже справлены ее матерью, т.е. на рубеже XX века.
Пого обычно делает, если она имеет эту возможность, мать еще до замужества дочери, но бывает, что пого делает уже после свадьбы для своей жены муж.
Оба более поздних пого Шурышевой сплошь зашиты бисером, пуговиц на нем, в отличие от первого, немного, и они выполняют определенную роль в орнаменте, который включает в число своих элементов не только круги, но и «почки», «червей» (с русского) и «извилины».
Пого составляет национальную особенность качинской женской одежды, но похожие нагрудные украшения были также у башкир и якуток.
http://uploads.ru/t/x/u/8/xu8Av.jpg


Хакаль был распространен в центральной Башкирии и представлял собой лопатообразный кусок двойной ткани, закрывавшей всю грудь до талии, обшитый но краям рядами коралла, сплошь зашитый посередине старинными мелкими монетами, круглыми пуговицами, серебряными украшениями и т.д.
http://uploads.ru/t/C/v/6/Cv6wS.jpg
Держался он на шее посредством завязок. На рубеже нашего века его стали носить некоторые из южных башкирок.

Читайте также:
Сосульки своими руками для украшения из пластиковых бутылок

В XIX веке якутское женское нагрудное украшение уже исчезло. Носили его, видимо, как и качинское пого. только замужние женщины. Называлось оно «тигилук» и было «увешано» стеклянными бусами.
А.П. Окладников, говоря о якутском тигилуке. возражает Линдау, считавшему, что тигилук поразительно похож на тунгусские нагрудники. «Якутские нагрудники, — пишет А.П. Окладников, — ближе всего не к тунгусскому переднику, а к аналогичной части женского костюма некоторых других тюркских племен, в том числе сибирских тюрок и башкир». Первоначальным назначением качинского, якутского и башкирского нагрудников, по-видимому, было закрывать грудь, открывавшуюся в прорез ворота рубахи»
http://uploads.ru/t/0/g/C/0gCAR.jpg
Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию.
http://uploads.ru/t/S/k/9/Sk9xC.jpg
Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.
В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования.
http://uploads.ru/t/O/F/z/OFzg5.jpg
Нагрудник, видимо, связан с почитанием богини Умай, которая дарует молодоженам души детей. Потому-то свахе необходимо было надевать пого на свадьбу, чтобы привлечь в дом молодоженов милость богини и семейное счастье и благополучие. В настоящее время пого получил широкое распространение. Хакасские женщины теперь надевают его не только на свадьбу, но и на любой праздник.

1. Кидиекова И.К. ПOFO./ И.К. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с. 51

2. Бутанаев В. Любимые наряды./ Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). — С.86-101

Источник: www.liveinternet.ru

Рейтинг
Загрузка ...