Орнаментальное искусство вид декоративного искусства, связанный с украшением различных предметов бытового назначения, прикладного искусства, пластики, архитектуры.
Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в языческие времена, когда различные знаки, символы, растительные узоры были не только украшением, но имели магическое, обрядовое значение. С течением времени древние орнаментальные мотивы утратили культовый смысл, но сохранялась и развивалась их декоративная функция. Каждая эпоха и каждая национальная культура вырабатывали свою систему орнаментов, особенно заметно это в народном творчестве, устойчивые традиции которого дошли до нас через много веков.
Классификация орнаментов
На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг орнаментики.
Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура. Кроме того, отбор декора производится самим художником и подчинен определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является ее неотъемлемой чертой.
Декор на стену с рыбами
Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Следует пояснить, что мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое.
Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Благодаря умелому использованию мотивов, разнообразию приемов варьирования формы, силуэта, композиционных комбинаций, художникам всегда удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментального творчества. Поэтому можно предположить, что ряд простых орнаментальных мотивов независимо друг от друга могли возникнуть в разных странах одновременно.
Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме — геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.
Стиль в искусстве какой-либо эпохи — это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.
ИЗО 4 класс (Урок№17 — Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.)
В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения.
Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.
Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.
Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма — это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная.
Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.
Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы.
Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии.
При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.
К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.
Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).
Астральный орнамент (от слова «астра» — звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента — самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.
Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Источник: vuzlit.com
Орнамент и декор: в чем разница
Смешение понятий «орнамент» и «декор» не дает возможности понять сущность и функции орнамента. Акулы пера и библиотекари влиятельного сообщества, не имеющие никакого отношения к реальному знанию художественных дисциплин, произвольно назначают те или иные определения тематическим рубрикам. И хотя термины орнамента и декора неразрывно связаны, они не являются ни синонимами, ни взаимозаменяемыми понятиями.
Серебряное изделие эпохи модерна, Саймон Бразерс, Филадельфия, 1904
Попробуем обратиться к первоисточникам, попытаемся выяснить первоначальный смысл понятий.
Исидор Севильский в 7 в н.э. писал, что греки приравнивали слово «космос» (cosmos) к латинскому слову «орнамент» (ornament), потому что красота орнамента, по их мнению, проявлялась в движениях небесных светил. Таким образом, Древняя Академия дает нам представление об изначальном содержимом, вкладываемом в понятие орнамента, и предполагает, что орнамент — визуализированный атрибут физической активности циркулирующего мироздания в целом.
Для сравнения, Витрувий (5 в н.э.) писал, что «к украшательству следует относиться с должным расчетом его уместности». Когда мы что-либо украшаем орнаментацией, мы должны делать это в соответствии с хорошими манерами (decorum).
Исидор также писал: «украшения, что добавляются к зданиям ради орнамента [qua ornament] и приукрашивания [qua decoration], подобно потолочным панелям, заправленным золотом». То есть он разделял понятия украшения и украшательства. Можно предположить, что «добавлено. ради» подразумевает установку панелей над сырой утилитарной поверхностью, чтобы обеспечить промежуточное и упорядоченное армирование ради дальнейшего распространения орнамента в пределах внутреннего пространства.
Древнегреческая привязка космоса к орнаменту сохраняется и в средневековье, хотя и подлежит рассмотрению через призму средневекового квадривиума. Следует учесть, что в 11-12 веках идея космоса определялась в рамках богословского неоплатонианского учения, где гармония чисел есть проявление идеальной формы. Эти формы были представлены как жесткий регламент архитектурного проектирования.
В противоположность древним грекам и римлянам, Альберти (15 в) в «Десяти книгах о зодчестве» привязывает орнамент к понятию красоты, т.е. является «выражением гармонической пропорции, что есть красота». Концепцию красоты Альберти расценивает как «мотивированную согласованность» всех частей тела, в то время как орнамент может быть назван дополнительной формой вспомогательного света, дополнением к красоте. Однако следует отметить, что Альберти не использовал термин «украшение» вообще.
В середине 18 века, в самый разгар эпохи Просвещения, термин «орнамент» исключается из лексикона разумной мысли, практически не упоминается в Энциклопедии Дидро. Термин упоминается лишь при обсуждении флеронов в типографии, зато термин «украшение» доминирует в дискуссиях об архитектуре.
В 19 веке термин «орнамент» возвращается в академию и с удвоенной силой борется за доминирование во всех дискуссиях. Оуэн-Джонс в «Грамматике орнамента» формулирует современное понимание орнамента, не ограничивая свое исследование пост-классическим европейским наследием. Он исследует все декоративные искусства во всем мире в поисках формальной топологии орнамента как универсальной категории визуального языка. Любопытно, что наиболее распространенными иллюстрациями природы по Джонсу является растительный орнамент, строящийся на основе всевозможных лиственных форм.
Джонс создает теории построения орнамента на основе геометрических фигур. Во вступительном эссе под названием «Орнамент диких племен» он рассказывает о существенной роли геометрии в орнаменте и ссылается на принцип упорядоченного последовательного распределения. Джонс говорит, что «эффект орнамента складывается от повторения нескольких простых элементов».
Джонс также отмечает определенную психологическую составляющую орнамента, связанную с концепцией естественного покоя Блеза Паскаля. Джонс считает орнамент, со всей его таинственностью и неизъяснимой глубиной, отражением суперприроды, микро- и макрокосма в материальном мире, тем самым еще раз утверждая космос и мир в целом в качестве главного содержимого орнамента.
За промежуток между публикацией «Грамматики орнамента» Джонса в 1856 году до «Истории орнамента» Альфреда Хэмлина в 1916 году имел место «взрыв» знаний о субъектах орнамента. Теория Джонса далее разрабатывается Моррисом, Дэем и Алоизом Ригелем, а также рядом анонимных авторов школьных учебников на рубеже веков. Наконец, свод знаний об орнаменте был закреплен в двухтомнике Хэмлина. Все эти авторы пытались решительно бороться с различиями между понятиями орнамента и украшения, добавив в существующую лексику понятие паттерна (модели, шаблона). Паттерн стал применяться как термин, описывающий принцип распределения, повторения ядра орнамента, состоящего из ограниченного набора базисных фигур.
Путаница в понятиях на рубеже веков привела к тому, что Библиотека Конгресса США начала разработку предметных рубрик и классификационных систем, упрощающих доступ к библиотечным знаниям. Что руководило каталогизаторами при построении библиотечных индексов, становится понятным только в контексте философских рассуждений. Мы помним, что Дидро отдавал декору ведущую роль, но позже и авторитетный французский академик Жак-Франсуа Блондель, питавший отвращение к рококо, постарался принизить значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Это гарантировало, что Библиотека Конгресса отдаст приоритет понятию декора как наиболее общему термину.
Определения
Квадривиум (лат. quadrivium — «четырёхпутье») — общее название системы точных наук в Средние века. Квадривиум включал четыре дисциплины: арифметику как базовую дисциплину, геометрию, астрономию и музыку как науку о гармонии. Квадривиум составлял повышенный курс светского образования в средневековых школах и университетах.
Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов (академическое определение).
Украшение — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Паттерн (англ. pattern — образец, шаблон, система) — закономерная регулярность, встречающаяся в природе и в человеческом дизайне, а также предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.
Приложения
Значения слов приводятся не с целью изучения латинского языка, но с целью показать их многозначность.
ornamentum (лат.) — 1) снаряжение, вооружение, оружие; 2) сбруя; 3) одежда, наряд; убранство, драгоценности; 4) знаки отличия, награды; 5) звание, титул; 6) орнамент; 7) украшение, честь, слава; 8) прикрасы.
decor (лат., сущ.) — 1) приличие, пристойность, уместность; 2) красота, прелесть, изящество, миловидность.
decor (лат., прил.) — 1) прекрасный, красивый, изящный; 2) выдающийся, отличный.
decorum (лат.) — приличие, пристойность, достоинство.
cosmos (греч; лат. mundus) — 1) космос, вселённая; 2) мир, свет; 3) мир, общество; народ, люди; 4) мир, сфера.
mundus (лат., прил.) — 1) чистый, опрятный; 2) изящный, элегантный, изысканный, тщательно отделанный; 3) тонкого помола; 4) настоящий, подлинный; 5) готовый.
mundus (лат., сущ.) — 1) убор, наряд, туалет; 2) оборудование, орудия; 3) мироздание, вселенная, мир; 4) небесное тело; 5) земля; люди, человечество; 6) подземный мир, преисподняя.
Библиография
- Этимология Исидора Севильского, Стивен Бартни, 2006.
- Витрувий, Десять книг об архитектуре.
- Альберти, Леон Баттиста. Строительное искусство в десяти книгах, Кембридж, 1988.
- Блондель, Жак-Франсуа. Украшения.
- Джонс, Оуэн. Грамматика орнамента. Лондон, 1856.
- Джонс, Оуэн. Лекции по архитектуре и декоративном искусстве. «Лекция IV в.» Лондон, 1865.
Источник: zen-designer.ru
5. Декор и орнамент. Взаимосвязь вещи и орнамента.
6. Основные универсальные мотивы в орнаментальном искусстве. Связь универсальных мотивов орнамента с мировоззренческими понятиями древнейших культур.
В геометрической орнаментике многих народов мира учёные прослеживают изображения образов символов воды, змеи, круга, креста квадрата, Мирового древа и др. универсальных мотивов, несущих сложный понятийный комплекс, трансформировавшийся в художественное качество на глиняной, металлической, каменной, деревянной утвари, ювелирных изделиях, коврах. Видное место занимает мотив змеи во всех народах мира.
Универсальные формулы, основополагающие на протяжении всей истории её развития – это круг, крест, квадрат в разных сочетаниях. Крест — сакральный знак, символ космоса, идея центра, уравновешивающий пространство. Вертикальный стержень креста – ось мира. У одних народов крест – символ счастья, у других – основа мироздания (4 стихии). Символ жизни, плодородия, стабильности.
Круг – обсалютное равенство, бесконечность круговорота бытия. В этой формуле заложена идея мироздания. Символ цельности, единства, постоянства и вечности. Круг в виде розетки ассоциируется с солярной символикой, с движением небесных светил, с понятием небесного совершенства.
Квадрат – идея земного начала как места бытия человека, воспринимающаяся в системе координат, где выделены стороны света и присутствует четырёх мерная цикличность природных явлений. Символ равновесия, ограниченного пространства, стабильности и защиты. Форма не имеет аналогов. Крест в круге и крест в квадрате – космическое мироустройство, законы небесной гармонии.
Круг – небесное начало, квадрат – земное, крест – идея их объединения. Чел. Выделял себя, своё собственное пространство из окружающего мира. Крест в круге – священная фигура, символ колеса жизни, мировой разум, единство неба и земли. Квадрат с крестом – является формулой при создании предметов и орнаментов.
В круге, кресте появились бесчисленные варианты орнамента (ленточный, раппортный, розетта). Крест в ромбе – формула древних земледельческих полей. Со временем усложнялся и крест в ромбе по углам приобрёл отростки. Свастика и спираль – свастика – солярный знак, но такая трактовка не отражает всей космической глубины (вид вселенной сверху).
Это символ божественной солнечной энергии, олицетворяющий движение космической матери. Здесь заложена идея вечного движения. Это подтверждается изобр. Круговой свастики, образованной двумя пересекающимися в центре спиралями. Мотив валюты в капители колоны.
Спираль – выражает внутреннюю идею саморазвития круга. Первообраз спирали- образ змеи S- образного завитка из 2х спиралей – вертикальной, горизонтальной и волюты, образованный двумя спиралями закрученными внутрь. Мотив четырёхкратно обегающей волны располож. по периметру – бег времени. Спираль в вертикальном положении – стилизованная птица.
Плетёнка – Два вида – жгут и узел. Понятия связи, объединения и единства Неба и земли, Творца и творимого. Имеет и сокральное значение буддизме, мусульманстве – езел счастья. В средневековье усложнялся и появилось целое направление плетёного орнамента. Зигзаг, волна, меандр – Зигзаг – движущаяся змея.
Образ змеи – небесная вода. Меандр – знак воды следовательно благополучия, изобилия блага. Возник как срез кости мамонта, учёные считают его взаимосвязь двух миров – сопричастности мира человека. Треугольник – знак солнца, жизни духовного подъёма, символ плодородия, божественной матери. Вершиной вверх –мужское начало, вниз – женское начало.
Треугольник устойчивая форма. Мировое древо – универсальная концепция мира. Связано с членением пространства по вертикали:Крона – небо, ствол – змея, корни – подземный океан, преисподняя. Тройственная система прошлое, настоящее, будущее, три части тела – голова, туловище, ноги, три стихии – огонь, земля, вода и т. д. В орнаментике изображался по разному (ваза с ручками, геральдическая композиции “звериный стиль”). Образ Древа жизни соотносится с понятием об обсалютном добре.
Источник: studfile.net