Декоративное искусство (от лат. decoro — украшаю) — один из видов пластического искусства. Декоративное искусство делится на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура); народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия); оформительское искусство (художественное оформление выставок, экспозиций, празднеств, витрин и т.д.).
В этом параграфе мы рассмотрим народное декоративно-прикладное искусство, поскольку с монументально-декоративным и оформительским уже ознакомились в предыдущих разделах.
Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. д.). В отличие от всех других видов оно имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа»1.
Декоративно-прикладное и народное искусство России. Первое знакомство
По своему значению народное искусство выполняет декоративную и прикладную функции. В связи с этим выделяются два направления:
— городские художественные ремесла;
— народные художественные промыслы.
Народному искусству присущи такие основополагающие черты, как синкретичность2, высокое эстетическое качество произведений, традиционность, коллективизм, глубина содержания, реализм, что определяет его доступность детям.
1. Канцедикас А. С. Народное искусство. — М., 1975. — С. 170.
2. Синкретизм (от греч. synkretismds — соединение) — нерасчлененность.
Синкретичный характер народного искусства отмечали многие исследователи: Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, И.Я.Богуславская, А. С. Канцедикас, М.А.Некрасова и др. Синкретизм обусловлен целостностью, нерасчлененностью различных сторон культуры народа, сущность которой сохранялась и передавалась на протяжении многих тысячелетий, так что и сегодня мы можем наблюдать ее традиции, демонстрирующие высочайшие художественные достижения.
Синкретизм изначально отрицает какую бы то ни было противоречивость, так как содержит широкую систему внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей различных элементов. Здесь не может быть противоречий между старыми и новыми явлениями в культуре, противопоставлений между материальными и духовными основами культуры, которая составляет интегральную целостность, находящуюся в гармоническом развитии. Любое изменение целого сказывается на всех частностях. Нововведения в частном столь же неизбежно отражаются на облике целого.
Народному искусству присущ также коллективизм. В. С. Воронов назвал его искусством «коллективного гения», в котором от привычек, сложившихся у народа, рождается характер, определяющий его творчество. Из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику передается многовековой опыт народного искусства.
Видеоурок «Декоративно-прикладное искусство»
Благодаря коллективизму становилось возможным создавать произведения высокого уровня. В этом случае возникают отточенность и совершенство. Однако коллектив и личность в народном искусстве никогда не противопоставляются, так как в любом произведении народного искусства выражаются творчество конкретного мастера, его индивидуальность и общая направленность коллектива. Коллективность народного декоративно-прикладного искусства — составная часть общего быта, когда каждый может проявить свою индивидуальность.
Народное искусство — это «живая традиция», опирающаяся, по определению М.А. Некрасовой, на «три главные основы: во-первых, историческую, социальную, так как народное искусство есть продукт развития общества. Во-вторых, бытовую, поскольку разными функциями — от утилитарной до духовной оно связано с жизнью народа и необходимо ему. В-третьих, природное окружение, которое дает сильнейший творческий импульс, рождает чувство прекрасного»1. Народное искусство, связанное с жизнью народа, дает богатейшую почву для научения человека у природы и одновременно с этим способствует преобразованию ее в процессе творчества, создавая новую человеческую предметную среду.
Традиционность народного искусства обусловлена каноничностью, которая, с одной стороны, характеризуется соблюдением традиций, представляющих собой целостную систему, с другой — находится вне канонов, так как оно возникает благодаря насущным и духовным потребностям людей, раскрывая сферу индивидуальности.
1.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. — М., 1996. — С. 14—15.
Обе эти стороны позволяют выделить объективные и субъективные факторы в развитии народного искусства. Объективность связана с реальными условиями каждой конкретной местности, в которой живет и творит тот или иной народ. Субъективность обусловлена индивидуальностью художественно-эстетического отношения конкретного мастера к опыту его народа, на основе чего создается новое произведение, интерпретирующее народные традиции.
Коллективизм и традиционная преемственность производственных навыков, общий опыт, синтезирующийся на этой основе эстетический вкус позволяют достичь определенных высот профессионализма каждому последующему поколению мастеров.
Еще одна из важных черт народного декоративно-прикладного искусства — реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности. Каждая эпоха открывает в нем новые стороны, позволяющие включать его в жизнедеятельность человека и сегодня.
Декоративно-прикладное искусство — многофункциональное явление. Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий — быть полезными и красивыми. На синтезе полезного и красивого долгое время строилось декоративно-прикладное искусство.
Такое отношение бытовало до тех пор, пока не появился дизайн, который сначала, как и народное декоративно-прикладное искусство, отличался практичностью, а затем приобрел и эстетичность. Понимание красоты связано со стилем народного искусства, что является основополагающим в искусстве любой нации.
1. Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997.
Красота как философско-эстетическая категория в народном искусстве имеет вполне реальные формы отражения. То, что в произведении мы считаем красивым, создается благодаря выразительным средствам, которые удачно комбинирует мастер в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла. Наиболее яркими средствами выступают колорит, форма, ритм, которые изначально подмечались в природе и только потом находили отражение в произведениях народного искусства.
Чувство красоты у крестьянина основывалось не на эстетическом созерцании, а на практической деятельности, связанной с преобразованием материалов. В этом случае идеалом красоты становилась не утонченная хрупкая форма, а форма целостная, практическая и полезная.
Народное декоративно-прикладное искусство с точки зрения материальных ценностей находит свое отражение в ряде компонентов: форме, материале и декоре.
Форма позволяет объединить функциональную сторону и эстетическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали практического назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. Предметы народного искусства при восприятии не должны казаться нелепыми.
Поэтому при создании любого произведения, относимого к декоративно-прикладному искусству, большое внимание следует уделять форме, так как она — один из основных компонентов, привлекающих к себе внимание. В форме закладываются несколько характеристик. Во-первых, она во многом определяет назначение предмета.
Следовательно, через форму реализуются определенные потребности человека. Во-вторых, форма выражает творческий замысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколения в поколение. В каждую эпоху мастера сохраняли традиционность, внося только незначительные изменения, связанные с новым прочтением символа.
Основное требование к любому предмету народного искусства состоит в том, чтобы не только форма была гармонична с его функцией, но и каждая часть этого предмета отвечала бы своей формой назначению. Ценность предмета заключается в отсутствии всего лишнего, так как изначально произведения народного декоративно-прикладного искусства выполнялись с целью практического применения. Эстетическое оформление было дополнительным.
Сегодня множество вещей, относимых к данному виду искусства, больше ценят за эстетику, функциональность становится второстепенной, поскольку появился дизайн, который стал выполнять практическую функцию.
Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имеет определенное практическое назначение, но все же оно носитель традиций прошлого, показатель культуры народа. Дизайн, развиваясь исторически, представляет собой явление одномоментное, кратковременное, поскольку в его природе заложена нацеленность на будущее, а в народном искусстве — на прошлое.
Материал. В народном искусстве важно соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первый план выходит декор.
Декор — завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда определяющим фактором становится форма. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их неповторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить все детали в подробностях.
Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач.
Технология. Традиционность народного искусства и технология не исключают друг друга. Все зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного искусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность. Применение новых технологий должно соизмеряться с конечным результатом, а не превращать мастера-художника в оператора.
Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их согласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с предметом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эстетическую ценность. Характер орнаментальных композиций обусловлен, во-первых, задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно- пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает пространственную структуру, образует поверхность предмета, т. е. его материальную основу.
Кроме названных компонентов В.М.Василенко выделяет еще историко-художественный аспект, раскрывающий народное искусство как мировоззренческое явление, складывающееся в ходе культурно-исторического развития любого народа.
В народном искусстве сочетаются народные промыслы и городское профессиональное искусство. Это в равной степени относится к русскому и зарубежному искусству. У каждого народа искусство развивается в двух направлениях: сельские промыслы и городские ремесла. Это объединяет различные народности в их художественно- культурном развитии.
В народном искусстве понятия «личность» и «коллектив» неразрывно связаны, так как за коллективным творчеством всегда стоит конкретная личность, достижения которой становятся опытом определенной группы людей. Это со временем способствует сохранению и дальнейшему развитию того или иного промысла или ремесла. Любой коллективный опыт на протяжении своего развития углубляется, обновляется благодаря отдельной личности творца, который смог прочувствовать суть конкретного направления в народном искусстве. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он познает опыт коллектива и влияет на него.
По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть:
— создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения);
— украшение самого человека, создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями;
— художественное преобразование окружающей действительности, в эстетическом освоении среды человеком.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2688 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Декоративное искусство
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
вид искусства, произведения которого формируют окружающую человека материальную среду, чтобы она была не только удобна для людей, но и красива. Декоративное искусство подразделяется на монументально-декоративное (архитектурный декор, росписи, рельефы, статуи, витражи, украшающие фасады и интерьеры, а также парковая культура), декоративно-прикладное (оформление бытовых предметов, окружающих человека — оружия, посуды, одежды, украшений) и оформительское (или оформительско-декоративное) искусство (оформление празднеств, выставок, музеев, витрин и т.д.).
ДЕКОРАТИВНОЕ искусство, род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), оформительских целей (оформительское искусство).
, род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), оформительских целей (оформительское искусство).
Источник: slovaronline.com
Декоративно-прикладное искусство
В наше время разные виды творчества и декора находится на пике моды. И это неудивительно. У человека всегда была потребность в создании чего-либо, творчестве и самовыражении. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду, мастерить посуду и предметы быта. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность.
В этом как раз может помочь декор или декоративно-прикладное искусство.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: предметы интерьера, мебель, посуда, одежда, бижутерия. Издревле данный вид искусства шёл рядом с бытом человека, отражая его представления о мире и красоте. А что же сейчас?
На сегодняшний день существует великое множство видов декоративно-прикладного искусства, самые популярные среди которых:
- Батик — роспись по ткани (шёлку, хлопку, шерсти) специальными красками. Этот вид искусств пришёл к нам из Индии и Индонезии. В наше время особой популярностью пользуются картины на шёлке, расписанные платки, шарфы и галстуки. Благодаря разнообразию техник и материалов каждый может найти в искусстве батика что-то своё.
- Гобелен (шпалера) — это также один из видов декоративно-прикладного искусства. Это ковёр без ворса, вытканный вручную, с изображённым на нём орнаментом или сюжетом. Первые гобелены появились ещё в Древнем Египте, Греции, Китае. В Европе гобелены появились в Средние века и украшали замки, дворцы и храмы. Гобелены ткутся вручную на специальном станке. С механической точки зрения техника создания гобелена очень проста, но требует от мастера немало терпения, мастерства и художественных познаний.
- Керамика — также древнейший вид искусства. В узком смысле слово «керамика» обозначает глину, прошедшую обжиг. С её помощью можно создавать посуду, вазы и другие предметы интерьера. Работа на гончарном круге позволяет отвлечься от повседневных забот, наблюдая как на ваших главах и в ваших руках рождается новый шедевр.
- Вышивка, пожалуй, один из самых известных видов прикладного искусства. Украшением различными орнаментами и изображениями одежды, предметов обихода и отдельных панно женщины занимались с давних времён. Существует множество видов вышивки в зависимости от техник и материалов (вышивка лентами и бисером, крестиком и гладью, по шёлку и грубой канве). А многообразие мотивов и красок никого не оставит равнодушным.
- Вязание (изготовление изделий из непрерывных нитей путём создания из них петель и скрепления между собой) было известно ещё во времена Троянской войны. Кроме того вязаные вещи были обнаружены в Перу и на раскопках поселений древних викингов. В настоящее время различают вязание крючком, спицами и на специальной вязальной машинке. В свою очередь, вязать можно предметы одежды (причём для любого сезона), аксессуары, предметы интерьера.
- Роспись по стеклу также набирает популярность в наши дни. Вдохновлённые средневековыми витражами нынешние мастера создают при помощи специальных красок удивительные по красоте картины на стекле любой формы и назначения (от посуды, до зеркал и стеклянных дверей). Освоить технику росписи по стеклу совсем не сложно и можно даже не уметь рисовать (шаблонами могут быть любые картинки с чёткими контурами).
Здесь перечислены далеко не все виды декоративно-прикладного искусства. Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Чем бы вы ни занимались — вязанием или резьбой по дереву, росписью по стеклу или батиком, валянием из войлока или декупажем, — любой вид творчества придаёт сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче.
Если вы хотите освоить новый для себя вид деятельности, но начать знакомство с ним можно с тематических мастер-классов. Это прекрасный способ освоить базовые техники, сориентироваться в материалах и стилях, а также получить заряд энергии и пообщаться с интересными людьми.
Источник: samopoznanie.ru