Презентация на тему: » Конструкция и декор предметов народного быта Тема 4 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица.» — Транскрипт:
1 Конструкция и декор предметов народного быта Тема 4 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
2 Произведения народного искусства жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Узорные росписи, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелание блага, добра, счастья
3 Ковш-скопкарь В нем подавали квас, медовуху. На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы-утицы, ладьи, коней. Приземистая чаша плавно перетекает в изящную голову с длинным клювом и чуть изогнутый хвост.
4 Ковш-конюх Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами.
5 В народных представлениях ковш-конюх олицетворял собой хозяина дома, а ковш- утица – гостеприимную хозяйку.
Предметы крестьянского быта России 19 века.
6 Ковш-черпак Название этого ковша говорит само за себя. Что особенно привлекает внимание в нем?
7 Ендова Круглая чаша с носиком для разлива вина. Поэтому ее украшали с особым старанием: наряжали в праздничные расписные одежды.
8 Хлебница Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.
9 Солоница Соль в старину стоила очень дорого, потому и отношение к украшению солоницы было особое.
10 Рубель С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты, намотанные на скалку.
11 Вальки При помощи валька женщины выколачивали при стирке белье на реке.
12 В избе было немало и других предметов, которыми пользовалась крестьянская семья. Это бураки, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод, сделанные из бересты и луба.
13 Прялки Неизменные спутницы крестьянских женщин. Прялку дарили на память жене, дочери, невесте. И потому ее старались украшать особенно нарядно. Прялку хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.
14 При росписи прялки мастера использовали всего четыре цвета: красный, желтый, зеленый, синий – и добавляли черную и белую краску для контуров.
15 Задание Выполни эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. Распиши по своему эскизу деревянную разделочную доску. Как и с какой целью украшали предметы быта и труда наши предки? Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Почему предметы крестьянского быта являются украшением художественных музеев и выставочных залов?
16 Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.
Источник: www.myshared.ru
Городец: Роспись в быту. Предметы крестьянского быта и интерьера.
Презентация на тему «Конструкция и декор предметов народного быта»
Скачать
презентацию
/data/files/p1644498196.ppt (КОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОР ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО БЫТА)
Русская земля испокон века славилась своими мастерами.
Резные узоры, вышивка и красочное цветение росписи, радовали глаз.
Люди в старину думали о том, чтобы предметы радовали глаз и окружали всю семью теплом и уютом.
В крестьянском быту XIX века большое внимание придавалось убранству стола, декору праздничной посуды.
Вот ковш – скопкарь. В нём подавали квас и медовуху. На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы – утицы или ладьи. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами.
Форма скопкаря очень проста и красива. Высокие тонкие стенки и скруглённая внутренняя часть сосуда придают ему большую вместимость, а рукоять и головы коней служат удобными ручками. В народных представлениях ковш – конюх олицетворял собой хозяина дома. А ковш –утица связывался с образом гостеприимной и домовитой хозяйки.
Форма скопкаря очень проста и красива. Высокие тонкие стенки и скруглённая внутренняя часть сосуда придают ему большую вместимость, а рукоять и головы коней служат удобными ручками. В народных представлениях ковш – конюх олицетворял собой хозяина дома. А ковш –утица связывался с образом гостеприимной и домовитой хозяйки.
Огромная круглая чаша с носиком для разлива напитков – ендова также предназначалась для праздничных столов. И поэтому её украшали с особым старанием: наряжали в праздничные расписные «одежды».
Центральное место на нем всегда занимала солоница.
«Без соли и без хлеба – худая беседа» -говорили в народе.
Как празднично украшена хлебница! Нарядная хлебница служила приданным для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.
Этот небольшой сосуд из бересты, называется туес или бурак. Он имеет простую и мудрую конструкцию. Крестьяне хорошо знают, что вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет.
Короб или коробья изготавливался из липового луба .
В коробах хранили одежду, ткани, посуду, съестные припасы.
Также короба использовались для хранения денег и ценных вещей.
Так выглядят вальки, которыми женщины выколачивали при стирке белье на реке. Широкая, чуть изогнутая поверхность валька с удобной ручкой хорошо приспособлена к ударам по мокрому белью.
Назначение этого предмета сразу определить непросто. Его название – рубель.
С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты. Его форма удобна для работы.
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось
так многообразно как прялка. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялки.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера
Возможно, один из главных признаков, отличающих человека от животного — это непонятная потребность в совершении ненужных действий, в сотворении красоты и украшательстве своей ойкумены.
Древнейшие памятники мирового искусства показывают, что первобытный человек старался внести в мир свою личную гармонию, украшая стены пещер, одежду, высекая на камнях рисунки. И такая потребность будет с нами всегда, пока человечество не исчезнет.
Совершенно ничем в потребности творить красоту не отличался и русский человек.
К сожалению, время забрало практически все примеры народного искусства, а то, что осталось — сущая малость.
Некогда достаточно распространённая интерьерная роспись жилых домов сохранилась в единичных экземплярах, да и то, большей частью, в запасниках музеев. Во второй половине 20 века существовавшие комплексы таких росписей были либо закрашены и выброшены хозяевами за ненадобностью, либо вывезены «любителями старины» в частные коллекции.
Найти сейчас нетронутый дом, в котором на своём исконном месте стоит расписной голбец, двери и мебель — огромная удача. Вот такой дом, практически совершенно случайно, попался мне на глаза во время одной из поездок в Архангельскую область.
Но когда и как эта художественная традиция зародилась?
Да очень давно она зародилась, но надо понимать, что все сведения , которые дошли до наших дней, касаются исключительно описания различных княжеских и боярских хором. Так, историк Н.Костомаров, описывая жизнь русского народа в 16-17 веках, отмечал : «На фронтонах и на стенах около окон делались разные изображения: линейки, листья, травы, зубцы, птицы, звери, единороги, всадники на конях и прочие. В 17 веке начало входить во вкус расписывать потолки, а иногда и стены».
На какие сведения опирался Николай Иванович, так ярко живописуя русские дома, совершенно непонятно. Но домовые росписи, безусловно, существовали — в документах 17 века немало найдено упоминаний о «травниках» — бытовых живописцах, занимавшихся декоративной росписью по дереву и ткани.
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, по словам Симеона Полоцкого, украшало « множество цветов живописанных и остро хитрым длатом изваянных». А чердачные окошки царского дворца в Кремле были щедро украшены «розными цветами красками снаружи с двух сторон».
В челобитной царю Алексею травник А.Тимофеев и иконописец Г. Иванов рекли о работах своих: «Церковь писали, и Оружейную палату писали, и на кормовом дворце доски прянижные писали, и кадки яищные травами писали, и столы травами писали ж, решетки, и шесты писали. И в церкви двери и тябла травами писали, и государю Царевичу доски прорезные писали, и болванцы шапошные травами писали, и на Воробьёвых горах трубы и печи писали и в Преображенском трубы и печи писали».
В тексте инструкции для бытовых живописцев 17 века прямым текстом перечисляются предметы, что подвергались росписям: «Аще много писма по дереву писати со всякими красками — всё яйцо с белком и желтком мешать. А писать: блюда, тарелки, ложки и стаканы, посошники, солонички, ящики, ларчики, зеркальные доски, рамы и столы, поднос и чашки и кровать или ино что и потом олифить, будет светло и хорошо».
Но то всё у бояр да царей, в крестьянском же доме допустить что-либо подобное будет сложно, и вот почему — оконное стекло в промышленных масштабах начало производиться в России только в конце 18 века, и лишь богатые крестьяне могли позволить себе иметь в доме одно косящатое окошко, в котором были вставлены стекло или слюда. Большинство же домов простолюдинов имело лишь волоковые окна и царил в них мрак.
Не было до первой половины 19 века и доступных пиленых досок, которыми можно было бы обшивать стены, а рисовать на ребристой закопчёной бревенчатой поверхности в голову бы никому не пришло.
Поэтому глупо фантазировать, что крестьянские росписи — тысячелетняя традиция, а вот узнать, какими годами датированы самые старые дома, имеющие их, интересно. На Северной Двине и на Урале зафиксированы два дома с самой простейшей росписью и оба они, по странному совпадению, построены в 1853 году. В Поважье дом 1856 года в Усть-Паденье имел рисунки. Два дома в Поонежье (Першлахта и Пачепельда), построенные в 1860 и 1867 году, соответственно, были украшены простейшей живописью.
Откуда же взялись эти рисунки и откуда перекочевали на стены жилищ? Дать точный ответ не представляется возможным, ибо украшенных предметов, окружавших крестьянина того времени было предостаточно: раскрашенная посуда и предметы быта, лубочные картинки, сундуки, коробья, миниатюры книг и рукописей, рекламная продукция различных товаров, ткани. Нельзя забывать и о щедро украшенных росписями предметах культа — это иконостасы, фрески, свечные столы, клиросы, «тощие свечи» и двери.
Живописных предметов русского крестьянина окружало много, а с появлением «белых» печей и корпусной мебели появились и плоскости, на которых можно рисовать. Оставалось дело за малым — найти мастера, который и рисовать умел, и краски имел. И такие люди, конечно, появились.
С изменением экономической модели ведения хозяйства с натурального на товарно-денежное огромные массы людей снялись с мест своего проживания и начали искать заработок в городах и других губерниях. Трудно понять почему, но нишу малярного ремесла прочно заняли выходцы из Костромской и Вятской губерний — ежегодно десятки тысяч человек оттуда разъезжались по всей стране и занимались покраской чего бы то ни было. Немало было среди них и тех, кто брался не только красить однотонно стены, но и украшать их рисунками и орнаментами. Разнося семена новой живописной моды, «отходники», конечно, плодили и подражателей, да порой таких, что на голову превосходили «учителей».
Невозможно сейчас точно сказать, дали ли костромские и вятские отходники толчок к появлению домовых росписей на Севере, или их появление было самостоятельным и просто пришло такое время, когда мода на домовые рисунки стала востребованной и зарождение — закономерным. Семена новой моды упали на щедро удобренную почву, ведь за столетия до этого момента Русский Север уже был крупнейшим производителем художественной, ювелирной, медеплавильной, иконописной и резной продукции.
Многие местные «маляры», безусловно, имели уровень много выше, чем у тех, кто приходил туда со своими кистями и красками. Тем не менее, пришлые художники «принесли на патриархальный Север новые художественные предложения, яркую раскраску, маховую кистевую роспись фасадов и интерьеров крестьянских домов» (Иванова Ю.Б. « Кистевые росписи по дереву Вологодской губ. второй пол. XIX — нач. XX веков»)
Было какое-то не совсем понятное разделение художественных ниш — мощная традиция росписей прялок и предметов быта существовала на Уфтюге, в Мокрой Едоме, на Северной Двине и Ваге, но в интерьерных росписях никакие черты местных художественных традиций практически не прослеживаются, а наоборот, всегда выполнены в свободно-кистевой технике «отходников». Достаточно много сохранилось подписей народных художников на мебели и голбцах, и почти всегда это имена вятичей и костромичей.
К концу 19 века популярность домовой росписи достигла своего пика:
«. любовь к узору чувствуется и по сие время. Я видел избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка, — все, где только можно было красить» (И.Я. Билибин),
«…особую красоту избе придают высокие крыльца с точеными столбиками и перильцами… яркая оригинальная раскраска по подзорам, охлупням, конькам, подкрылкам, ставням, наличникам… Ставни окон расписаны деревьями, травами, узорами, изредка фигурами животных. » (Ф.Н. Берг).
«Нигде в другом месте края мне не приходилось видеть столько народной росписи. Сказался малярный отхожий промысел. Опечек, голбец, посудник, филёнчатый шкафчик, люлька и т.д. нередко расписаны цветами, вазами с цветком и птичкой, львами и проч.
В одной деревне имеется на воротах двора в четырёх клеймах любопытное изображение львов и коней, а на двери крыльца — фигура солдата с обнажённой шашкой. Надпись гласит: «Не ходи, зарублю!» (В.И. Смирнов).
Ходили отходники обычно небольшими артелями, берясь за любую работу по своей специальности. Чаще всего они занимались простой покраской домов, но получив заказ на роспись, брались конечно и за него. Так как мода дело довольно подражательное, то ареалы с домовой росписью существовали порой обособленно друг от друга. Какой-то хозяин побогаче тратился на маляра и вслед за ним его соседи начинали нанимать того же мастера, чтоб и их дом был не хуже чем у соседа. При этом население было довольно консервативно, и народный художник, получив и выполнив заказ, становился в той местности востребован.
Типичным примером подобного «модного художника» был вятич Иван Степанович Юркин, который десятилетиями приезжал на берега Уфтюги и получал там заказы. В итоге житель Вятской губернии Юркин стал законодателем вкусов у местных заказчиков, хотя на самой Уфтюге была очень богата собственная местная традиция росписи прялок и туесов.
Работали отходники быстро, брали за труд не так уж и много, но далеко не всякий крестьянин мог себе это позволить (сохранилась надпись на полатях в доме деревни Смолянка Кич-Городецкого района: «Сей дом принадлежит крестьянину Трофиму Васильевичу. крашен 1895 года июня 25 дня. цена 10 руб. 50 коп.». Примерно, это стоимость пуда сливочного масла, 350 яиц или 30 кило сахара).
У каждого маляра была своя манера и техника — кто-то работал вовсе без грунта, кто-то грунтовал, используя связующим мучной клей, кто-то рыбный, Почти всегда краски использовались масляные, олифу для которых варили прямо во дворе дома непосредственно перед применением. Пигменты были как покупные, так и местные — например, белую глину (каолин) использовали для белильных оживок.
Каждый мастер придерживался своего стиля, сюжета и цветового решения. Рисунки, как правило, выполнялись в технике свободного кистевого письма, что позволяло накладывать один слой краски на другой, используя как грубые мазки пастозного письма, так и лессировочного. Кроме кистей для нанесения краски использовали «грибы», штампы, дорабатывали форму мазка пальцем или подручным инструментом.
Уровень и качество работ очень разнилось — при поражающей наивности некоторых рисунков все они сделаны профи, просто одни из них были мастерами, ценящими своё имя, а другие простыми халтурщиками. Ох и популярны были в те досюльные времена частушки типа: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской. Пошёл Ванечка домой — тут и красочка долой!»
Тем не менее, не нужно думать, что смешных львов и кривые цветы малевали сами крестьяне — брались за это простые красильщики, которые талантов в себе не обнаруживали, а денежку срубить были не против. Простому домохозяину рисовать было банально нечем — красок в банках не продавали, их нужно было делать самостоятельно, да ещё и покупать дорогие пигменты. Поэтому и было так развито отходничество — ремесленники занимались своим профессиональным делом, используя цеховые знания и секреты.
Дом на фотографиях расписан в 1915 году. Мастер оставил подпись: «1915 красилъ Алексей Вас Гневашевъ». Был ли этот художник местным жителем или заезжим, не понятно. Фамилия Гневашев довольно распространена в соседних деревнях, но по бумагам переписи 1917 года такой человек не значится. То ли Первая Мировая и бурные события тех лет сорвали мужика с родного места, то ли действительно был он таки приезжим.
Техника его типична как раз для костромских отходников, к тому же более подобных рисунков в данной волости не сохранилось.
А может и сохранились. Но кто же пустит в свой дом или расскажет «заезжему», что у него голбец и шкаф-поставец расписан?!
Только сумасшедший. За рисунками этими давно идёт охота — стоят они ой дорого, а полностью сохранившийся интерьер и вовсе по нынешним временам огромная ценность.
Это крышка, что прикрывает лаз для кошки в подпечье
Источник: www.perunica.ru