Дерево издревле было любимым материалом для талантливых людей по всему миру. Деревянные игрушки и украшения, деревянная утварь и предметы декора — чуть ли не в каждом доме можно найти подобные вещи. Дерево много веков было важнейшим материалом и для создания скульптуры. Времена деревянных языческих идолов и раскрашенных фигур святых прошли – однако скульпторы о дереве не забыли, превратив традиционное ремесло в разновидность современного искусства.
Сергей Бобков – учитель и немного волшебник
Работы Сергея Бобкова.
Сергей Бобков – сельский учитель из села Кожаны Красноярского края. Человек, глубоко увлеченный творчеством, он занимался плетением из лозы, керамикой, резьбой, создавал мебель, но со временем нашел себе занятие, которое его и прославило. Все свое свободное время он посвящает созданию невероятных скульптур из дерева – таких живых и убедительных, что, кажется, сова вот-вот взмахнет крыльями, а рысь готова к прыжку. Несколько лет назад он даже запатентовал необыкновенную технологию, позволяющую создавать реалистичную шерсть или оперение. Сначала мастер досконально изучает анатомическое строение животного, его повадки и особенности жизнедеятельности, затем изготавливает деревянную модель, а после покрывает ее предварительно заготовленной деревянной стружкой.
Экскурсия в фонды пермской деревянной скульптуры
Деревянные птицы Сергея Бобкова.
Стружка – материал дешевый, доступный, простой в использовании, пластичный и при этом обладающий широкой палитрой оттенков. Для подготовки стружки с нужной степенью упругости и прочности необходимо сначала вымочить деревянный брусок в воде – тогда она не будет ломаться при работе. Над одной скульптурой он может трудиться год или два, работая по десять часов в день, а его любимый материал – сибирский кедр. Сегодня в семье мастера, словно в давние времена, возникла особая преемственность поколений – теперь над созданием деревянных зверей с ним работает сын Артем. А в планах – создание центра изучения традиционных ремесел и деревянной скульптуры.
Хсу Тун Хан и деревянные пиксели
Пиксельная фигура спортсмена.
Хсу Тун Хан – скульптор из Тайваня, известный своими деревянными скульптурами с эффектом растровой сетки и глитча. Проще говоря, силуэты людей и животных словно распадаются на пиксели, теряя всякое сходство с живым организмом, или разрываются «помехами», то отсылающими к реальному сбою в передаче изображения, то – к движению воды…
Деревянные скульптуры с пикселями.
Довольно часто работы скульптора, напоминающие своей формой и дефектах цифрового изображения, связывают с критикой современного общества, чрезмерно погруженного в digital – до полного растворения в нем.
Скульптура из дерева своими руками всего за 30 минут. Насадки на болгарку от Manpa
Джесика Дренк и карандашный абстракционизм
Скульптура Джессики Дренк из карандашей.
Исчерпав себя в живописи, абстракционизм прочно занял свое место в сфере современной скульптуры. Новые необычные материалы, микс декоративно-прикладного искусства и contemporary art, неожиданные темы и ракурсы – молодое поколение художников значительно освежило уже, казалось бы, всем поднадоевшее направление.
Скульптуры Джессики Дренк.
Одна из таких мастеров – Джессика Дренк, создающая поэтические аморфные скульптуры из обычных карандашей. Привычные всем бытовые объекты, созданные промышленным способом, она превращает в нечто, напоминающее о природных формах – срезах дерева и причудливых корягах, многоцветном натуральном камне, морских жителях и лишайниках.
Магический реализм Вилли Вергинера
Скульптуры Вилли Вергинера.
Один из самых известных скульпторов наших дней, предпочитающий дерево гипсу или бронзе – Вилли Вергинер, уроженец Южного Тироля. Скульптуры, созданные из характерных для этой местности древесных пород – яблони или липы – посвящены сложным отношениям человека и природы. Кто мы – дети матери-земли или истинные враги всего сущего?
Едины мы с каждым живым организмом вокруг нас или же само наше существование в корне противоестественно? Дети в работах Вергинера, как существа наиболее «природные», взывают к справедливости или же тают среди облаков и листьев. Взрослые штурмуют горы или исчезают, поглощенные превосходящей силой.
Скульптуры Вилли Вергинера.
С другой стороны, несмотря на свою глубокую обеспокоенность состоянием окружающей среды, скульптор опасается приобрести сомнительную славу художника, обслуживающего экологическую повестку. Его работы посвящены и литературным произведениям, и поэзии, и музыке. Вергинер всегда позиционировал себя как свободного, «галерейного» творца, не стремился угодить публике и уж тем более искать состоятельных заказчиков.
Камиль Качани и древесный сюрреализм
Проросшая мебель Камиля Качани.
Мебель и садовый инвентарь в одном. объекте.
Бразильский дизайнер ливанского происхождения Камиль Качани проектирует мебель. Только вот использовать ее трудновато, ведь он достойный наследник художников-сюрреалистов. Садовый инвентарь, бытовая техника, стулья и полки прорастают ветвями, зеленеют листьями – и больше не принадлежат человеческому миру.
Очаровательные персонажи Йен Джу-Лина
Деревянные игрушки мастера из Тайваня.
А вот Йен Джуй-Лин из Тайваня не призывает зрителя задуматься об экологических проблемах и сохранении видового разнообразия. Он – развлекает, а его чудесные персонажи радуют глаз… и, признаться, согревают сердце. Все мы в детстве любили поделки из желудей и стручков, но они были такими крохотными, недолговечными и эфемерными… А вот игрушки, созданные мастером – прочны и надежны. Каждый персонаж, будь он из бука или каштана, навеян сказочной историей.
Рекс Хоман – повелитель деревянных птиц
Деревянные птицы Рекса Хомана.
Рекс Хоман – художник из Новой Зеландии. Родился он в Окленде, затем переехал на берег залива Изобилия, природа которого стала для него подлинным вдохновением. Для работы он использует почти исключительно из древесины каури (научное название – агатис южный).
Каури – один из самых древних видов хвойных деревьев, существовавший уже в юрском периоде, свидетель расцвета и вымирания динозавров. Известно, что каури росли на нашей планете еще сто пятьдесят миллионов лет назад, а их древесина удивительно устойчива к гниению и воздействию насекомых. Но не только материал делает работы Хомана «истинно новозеландскими». Как скульптор он испытывает огромное влияние культуры и искусства народов Океании, а его любимый мотив – это птицы, населяющие эти территории.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Скульптуры из дерева: особенности выполнения, советы профессионалов
Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины.
О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.
Скульптурная резьба от древности к современности
Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.
Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.
В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.
И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.
Мотивы изображений
Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.
Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.
Резная скульптура из дерева – виды:
- монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
- садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
- скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
- развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).
Если вы не знаете, с чего начинать в фигурной резьбе по дереву, то изготовление простых деревянных игрушек для детей может быть отличным стартом.
Выбор и подготовка древесины
Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.
Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.
Бревно
Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.
Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.
Пень
В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.
Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.
Полено
Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.
Как выбрать нужное полено:
- древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
- рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
- для резных работ подходит древесина среднего периода;
- светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
- темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.
Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.
Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.
Инструменты
Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.
В списке обязательных инструментов будут:
- топорик для обтесывания;
- тесло;
- ножи-резаки;
- стамески;
- штихели;
- надхели.
Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.
Больше информации о необходимых инструментах вы узнаете из статьи: «Основные инструменты для резьбы по дереву».
Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.
Эскиз
Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).
Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.
Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.
В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.
Выполнение скульптуры
Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.
- Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
- Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
- Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
- Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
- Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.
Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.
Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.
Покраска скульптуры
Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.
Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.
Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.
Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.
Источник: masteridelo.ru
Деревянные фигуры для участка: цены, идеи, правильное использование
Приобретая участок, владельцы частных домов прежде всего думают о доме, саде и огороде. Когда же программа-минимум выполнена, появляется время и желание заняться декорированием территории. И здесь вам на помощь придут скульптуры из дерева.
Деревянные фигуры оживляют участок, придают ему неповторимый облик и делают его интереснее.
Общие правила использования деревянных скульптур в саду
Чтобы скульптуры стали изюминкой вашего сада, а не превратились в безвкусное нагромождение статуэток, при оформлении участка придерживайтесь советов дизайнеров:
- Деревянная скульптура лучше всего подойдет для сада, оформленного в пейзажном стиле или стиле кантри.
- Располагайте фигуры из дерева рядом с хвойными деревьями, на берегу пруда, на лужайке. А вот посреди разноцветной клумбы или рядом с цветником их лучше не ставить, т.к. цветы оттянут внимание на себя и скульптура останется незамеченной.
- Очень важно выбрать правильное место на участке для размещения деревянных фигур. Они необязательно должны стоять возле входа. Скульптуры можно расположить возле границы дачного участка или в его глубине, главное, чтобы они не мешали передвижению и детским играм.
- Если вы решили разместить рядом несколько фигур, то все они должны быть выполнены в едином стиле. Кроме того, расставьте их таким образом, чтобы при рассматривании одной из них все остальные были не видны: они могут быть прикрыты ветками кустарника или другой зеленью.
- При помощи нескольких скульптур можно создать целую тематическую композицию: сказку, сцену из деревенской жизни, сельскую усадьбу, лесной уголок и т.п.
- Размер скульптуры должен соответствовать размеру той зоны, где вы решили ее расположить. На лужайке или возле бордюра установите некрупные фигуры. Если же вы планируете разместить скульптуру на большом газоне, среди высоких деревьев или кустарников, ее высота должна быть примерно равна человеческому росту. Небольшие изделия в этом случае можно поставить на постамент.
- Если вы хотите подсветить скульптуру, чтобы выделить ее в вечернее время и придать фигуре более загадочный вид, то подсветку устанавливайте снизу.
Идеи использования деревянных фигур на участке
Садовые скульптуры из дерева могут быть самыми разнообразными. Одни из них выполняют чисто декоративную функцию и служат лишь для украшения участка. Другие не только вызывают эстетическое удовольствие, но и имеют прикладное значение. Мы хотим предложить вам несколько интересных и оригинальных идей использования на участке садовых скульптур из дерева.
Сказочные персонажи
Сказочные персонажи – одни из самых частых гостей на дачном участке. Особенно радоваться их появлению будут дети. Речь, само собой разумеется, идет о героях русских народных сказок: вряд ли Губка Боб или Рапунцель гармонично впишутся в наш пейзаж. А вот Мишка косолапый, Лисичка-сестричка и трусливый Зайчишка будут здесь как нельзя кстати и добавят национального колорита вашей усадьбе.
Кроме лесных зверей, можно поселить на участке Ивана-Царевича с лягушкой, Бабу-Ягу с Кощеем Бессмертным, Жар-птицу и даже Русалку. Последняя особенно хорошо будет смотреться на берегу пруда. Если есть возможность, то разместить на даче можно даже целую семью, вырастившую огромную репку.
Стоимость деревянных фигур очень сильно отличается у разных мастеров и зависит от материала и сложности изготовления. Примерная цена деревянной скульптуры высотой 1 м –10 000 рублей.
Очаровательные садовые фигуры – какие подойдут вашему саду?
Раскрываем все секреты и подсказываем, как выбрать скульптуру, которая бы идеально вписывалась в композицию вашего участка.
Сельское подворье
Ну какой частный дом без домашних животных! И если живые куры, гуси или свиньи доставляют слишком много хлопот и уход за ними не входит в ваши планы, то замените их деревянными. Они очень гармонично впишутся в окружающую обстановку.
Поддержит тематику и миниатюрная мельница. Она настолько полюбилась владельцам частных домов, что встретить ее нынче можно чуть ли не в каждом дворе. У вас еще такой нет? Возможно, пришло время обзавестись. Стоимость зависит от конструкции, материала и высоты изделия.
Найти декоративную мельницу можно и за 4 000 рублей, и за 14 000.
Садовая мебель
Деревянные фигуры могут быть не только красивыми, но и полезными. Некоторые мастера украшают деревянными скульптурами лавки – и получается оригинальная садовая мебель. Конечно, стоит такая работа недешево – от 50 000 рублей и выше.
Кормушки
Еще один вариант практического применения деревянных фигур на даче – кормушки для птиц и животных, например белок. Такая «столовая» может быть выполнена в виде традиционного домика (впрочем, иногда довольно шикарного), а может выглядеть совсем необычно и даже неожиданно. Цена кормушки высотой в человеческий рост начинается от 500 рублей.
Цветочницы
Ну как на даче можно обойтись без цветов?! Кто-то сажает их на клумбах, а кто-то для этой цели использует оригинальные деревянные цветочницы. Это могут быть и очень популярные тележки, и менее популярные, но не менее интересные емкости для цветов в виде животных – собак, черепах и т.д.
А цветочницы-колодцы – это вообще отдельная тема. Фантазии здесь нет предела! Цена такого декоративного колодца зависит от высоты, материала и количества декоративных элементов и начинается от 5-8 тысяч рублей.
Оригинальные садовые скульптуры
И напоследок – небольшая фотоподборка оригинальных садовых скульптур, выполненных из нетрадиционных материалов – обломков дерева и коряг, а также веток ивы. Это уже не просто деревянные фигуры для сада – это настоящие произведения искусства.
Ранее мы уже писали о наиболее известных и удивительных скульптурах, расположенных в разных странах мира.
Восхитительные скульптуры из дерева со всего мира – вдохновляющая подборка
Это вам не раскрашенные гипсовые садовые гномики, это настоящее искусство!
Как ухаживать за деревянными фигурами в саду
Если за деревянными скульптурами правильно ухаживать, то они могут прослужить пятьдесят и более лет. Наибольшую опасность для изделий из дерева представляют:
- повышенная влажность,
- перепады температур,
- насекомые-вредители.
Дерево в условиях агрессивной среды очень быстро приходит в негодность. Сохранить его от влаги и гниения можно при помощи специальных составов для защиты древесины. Даже если при изготовления скульптура была пропитана подобным средством, вам все равно придется каждый год проводить повторную обработку, т.к. защитный слой с течением времени истончается. Если его не обновлять, древесина начнет трескаться и гнить.
Если ваши деревянные изделия покрашены (а слой краски – это тоже защита), то регулярно проверяйте их на наличие царапин. При повреждении защитного слоя влага может проникнуть к древесине, появится плесень и скульптура будет испорчена. Чтобы этого не случилось, сразу обработайте поврежденное место и нанесите новый слой краски.
Кроме влаги, большую опасность для деревянных фигур, находящихся на открытом воздухе, представляют перепады температур. Избежать этой проблемы в средней полосе, где летом температура может подниматься до 30°С, а зимой до такой же отметки (но уже со знаком минус!) опускаться, невозможно. Помочь дереву и минимизировать негативные последствия неблагоприятных погодных условий можно при помощи все тех же защитных составов.
Кроме того, на зиму рекомендуется заносить деревянные скульптуры в сухое помещение. Если такой возможности нет, соорудите для них специальные короба или чехлы, которые хоть немного защитят изделия в холодный и сырой период года.
Еще один враг деревянных фигур на участке – насекомые. Устанавливая скульптуру в саду, проверьте, нет ли рядом скопления насекомых, особенно таких, которые представляют опасность для дерева, например короедов или древоточцев. Если насекомые появились позже, в процессе использования скульптуры, их нужно как можно быстрее уничтожить. Для этой цели подойдут инсектициды – химические препараты для борьбы с насекомыми-вредителями.
Если хотите сделать свой участок неповторимым, попробуйте использовать при его оформлении деревянные скульптуры – результат удивит даже вас самих.
Источник: www.ogorod.ru