Художественные изделия с лазуритом, амазонитом, гранатом, изумрудом, аметистом,опалом находят в захоронениях Древнего Египта. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений и сопровождают человека после смерти. Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (царство мертвых).
Одним из самых древних и излюбленных украшений было ожерелье, также египтяне носили золотые амулеты в виде священного жука-скарабея. К древнейшему украшению можно отнести и кольца. Они служили и украшениями, и как клеймо для предметов собственности.
Известны кольца — печати для сановников и царей, а также кольца могли указывать на степень власти и принадлежности к различным кланам, сообществам и определенному роду. Древние египтяне стали первыми использовать кольца при заключении брака и обмениваться ими в знак верности. Кольцо, надетое на средний палец левой руки, символизировало вечную верность и любовь.
ЗАЧЕМ ЕГИПТЯНЕ НОСИЛИ ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЕ: Исторические Факты
Украшения древних индусов
Классической страной, где зародилась и распространилась вера в силу драгоценных камней, была Индия. В её сокровищницах встречаются самые разные красивейшие драгоценные камни. С веками вера в камни усиливалась: камень – талисман, камень – защитник, камень – исцелитель.
Украшения в Древней Индии носили все: женщины, мужчины и дети. Женщины носили ожерелья, серьги, браслеты на руках и ногах, кольца. Для причесок использовались заколки, гребни, обручи, кольца, нити бус из драгоценных и полудрагоценных камней.
Индийские ювелиры обладали и техникой резьбы по камню, причем по очень твердым видам драгоценных камней; известны изображения на изумрудах, знаменитые царские геммы – списки имен правителей. Сложные цветочные мотивы – популярнейший вид декора индийских ювелирных изделий. Эти цветочные мотивы, сделанные из пластинок оникса, лазурита, сердолика, также присутствуют, как декор, в известной усыпальнице — Тадж-Махале.
Из животных мотивов самым любимым была змея, символизирующая бесконечность, вечный цикл времен, а также храбрость, быстроту и неистовую мощь. Индусы изображали павлинов на серьгах и ожерельях, эта птица являлась символом красоты, любви и бессмертия. Подвески к серьгам, ожерельям, поясам, браслетам часто делались в виде рыб – символа изобилия, инкарнации бога Вишну. Львы олицетворяют силу, храбрость и независимость, а слоны – спокойствие и мудрость.
Ювелиры Древней Индии владели таким редким знанием, как соответствие камней и планет. Изделия с девятью видами камней, каждый из которых соответствовал своей планете, назывались наваратна. Считалось, что камень берет от своей планеты силу и покровительство, а сочетание определенных самоцветов приносит владельцу ювелирного изделия здоровье, успех в делах и гармонию внутреннего мира.
Почему в древнем Египте фараоны носили эти полосатые платки? Не для красоты
Именно Индия является родиной литотерапии – науки лечения болезней минералами. Для нужного воздействия на организм человека подбиралось определенное сочетание камней и металлов. Важно было и то, какого цвета камни и металл. И сейчас в Индии практикуют массаж с использованием камней. Украшения носились на особых местах, осознаваемых как энергетические точки (чакры).
Древние индусы считали, что драгоценные алмазы образуются из «пяти начал природы»: земли, воды, неба, воздуха и энергии.
Источник: biju-butik.ru
Для чего древние египтяне носили украшения
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Будем давать людям лишь то, что мы можем им дать, а не то, что они у нас просят
Женская мода Древнего Египта
- May. 13th, 2010 at 11:01 AM
Идеалом женской красоты в древнем Египте считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами.
Черты лица были тонкими, губы полные, а глаза огромные и миндалевидные. Форма глаз подчеркивалась специальными контурами, а контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.
Особенность одежды Древнего Египта — прямые четкие линии и геометрические формы.
Калазирис – основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменялись только детали кроя (иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами). По сути, калазирис — это тот же сарафан, только в обтяжку.
Ткани были тонкими и полупрозрачными, и не скрывали фигуру, а наоборот подчеркивали. Юбка книзу настолько сужалась, что заставляла египтянок ходить медленно и держать спину ровно. От этого походка становилась грациозной и величественной.
Часто ходили топлесс, но грудь не подчеркивалась. Натурализм был такой споокойный, сдержанный.
Деревянная фигурка знатной женщины с высоким париком, одетой в каласирис из мягкой шелковой ткани
Каждое платье шилось по своим собственным меркам, и было чем-то вроде футляра для тела. Существует предположение, что первые каласирисы были вязанными.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.
Богиня Изида провожает королеву Нефертари в загробный мир. Нефертари в белом каласирисе с золотым воротником, а Немизида в узорчатом прилегающем каласирисе.
Королева Нефертари в белом каласирисе, но на этот раз каласирис плиссированный
Египтяне занимались овцеводством, но шерсть считалась «ритуально нечистой» и одежду изготавливали из льна и хлопка.
Удивительно, как они делали из льна такие тонкие ткани. 240 метров нити весили всего 1 грамм. Не удивительно, что эти ткани сравнивали с «дыханием ребёнка» или говорили, будто они «сотканы воздухом».
Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства появились жёлтые и коричневые красители.
В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды.
Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.
Принц Рахотеп и его жена Нофрет
Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.
Египтяне украшали платья бисером или аппликацией.
Семитки в коротких каласирисах из цветной узорчатой ткани, возможно, набивной.
Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса.
Одежда древних египтян основана на контрасте цвета и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник.
Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры — с густыми черными волосами или париками, которые геометрически обрамляют лицо.
Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум — самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Древние египтяне умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).
Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.
Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей.
Некоторые украшения носили на середине лба (там, где находится «третий глаз», как говорят индусы). Египтяне закрывали эту точку символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую зовут урей
Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит
Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках, закрывая точки, которые, опять-таки, индусы называют чакрами — это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью.
Браслет царицы Аххотеп. Ок. 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло
К числу самых изысканных египетских украшений относятся пекторали.
Пектораль в виде сокола. Ок. 1334 — 1328 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло.
На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств.
Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их. Внутри нашего тела, этого футляра из плоти и крови, мы можем обрести и расправить свои крылья.
Пектораль с изображением богини неба Нут.
Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.
Подвеска царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1870 до н. э.
Браслет с изображением жука-скарабея
Диадема царицы Сат-Хатхор-Иунит. Ок. 1800 до н. э.
Украшение царицы Аххотеп. Золотые мухи
Бусы с подвеской лунулой
Прически древних египтян на первый взгляд кажутся достаточно простыми, но для оформления прически требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали голову декоративными элементами.
Древние египтяне заплетали волосы в тугие косички, укладывали их в различные прически. В общем-то, делали они это тоже не просто так и не только защищали голову от солнца. Плели косички с особым смыслом, читая в процессе плетения особые позитивные заклинания. Ношение такой прически приносило удачу и отпугивало злых духов, считали египтяне.
Самой глубокой философией наделяли дреды — их носили «просветленные» люди. Египтяне вплетали в дреды шерсть животных, растительное волокно.
Знатные люди, жрецы и фараоны носили парики.
Головные уборы женщины носили редко, за исключением цариц.
Знатные дамы носили повязки, обручи, диадемы.
Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.
Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались, что уж говорить о людях.
Более того, считалось даже позорным, если женщина не следила за собой и ходила по дому или показывалась на людях без макияжа, растрепанной, как попало одетой.
Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».
Славились во всём тогдашнем мире египетские духи; самые дешёвые представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику.
Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.
После умывания делали маникюр и педикюр. Зубы чистили содой.
Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза.
Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней.
Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Ногти, ладони и ступни красили хной в оранжевый цвет. Вены на висках подчёркивали голубыми линиями.
Источник: pailish.livejournal.com
Одежда древних египтян
Древний Египет – одна из древнейших цивилизаций нашего мира. Конечно же, она повлияла на дальнейшую судьбу человечества, подарив культуру и особенные верования, а одежда древних египтян до сих пор отражается в моде современности.
Если говорить о древнеегипетской одежде в общих чертах, то она была практичной, геометрической и легкой. Для народа была очень важна символика, которая повторялась в украшениях и атрибутах.
Ткани и цвет в одежде
Именно в Древнем Египте научились выращивать лен. Природные условия позволяли разводить такое растение без особых усилий. Со временем ткачи достигли совершенства в подготовке льна как материала для одежды, например, отрез в 240 м весил всего 1 грамм, ощущался только пальцами и был почти невидим глазу.
Древние египтяне делали очень тонкие льняные ткани, которые по толщине уступали разве что шелку. 5 слоев древнеегипетского льна позволяли отлично видеть тело человека, настолько тонким был материал.
Что касается фактуры, то она была довольно разнообразной. Особенного успеха в красоте фактур добились во времена Нового царства – ткань выглядела как сеточка, затканная бусинами, вышивкой и золотом.
Основным орнаментом в Древнем Египте был геометрический узор, который можно было увидеть и по кайме одежд, как у древних греков, и по всей плоскости ткани.
Чтобы придать ткани цвет, использовали красный, зеленый и голубой красители. Со временем научились окрашивать ткани в желтый, бирюзовый и коричневый цвета.
Лен был основным материалом для одежды древних египтян, но это не значит, что совсем не использовались другие ткани. В обиходе были кожа, хлопок и мех, но их использование было скорее обрядовым.
Форма одежды
Основной одеждой в жарком климате Древнего царства был льняной передник (реже кожаный), который укреплялся на поясе. Его называли схенти. Если это был схенти фараона, то одежда украшалась плиссировкой. Набедренный передник простого египтянина не имел никаких украшений.
Женская одежда представляла собой кусок легкой материи, который оборачивали вокруг тела таким образом, чтобы была закрыта грудь и само «платье» доходило до щиколоток. Отрез поддерживался на теле за счет бретелей, одной или двух. Такую одежду называли калазирисом. Форма была одинаковой, будь это царица или рабыня, но вот статус и положение подчеркивался качеством ткани.
Со временем одежда древних египтян усложняется за счет увеличения слоев ткани, чаще используются плиссировки. Мужчины надевали несколько схенти, один на другой. Что касается женской одежды, то она не меняется по форме, но богаче украшается. Смуглое тело, которое просвечивалось сквозь тончайший лен, являлось эталоном красоты. Чтобы подчеркнуть качество ткани, использовали накладные воротники, украшенные камнями и бусами.
Известно, что в период Нового Царства древние египтяне использовали уже манекены для создания красивых одежд.
Покоренная Сирия на более поздних этапах развития Древнего Египта тоже внесла свою лепту в изменение древнеегипетского костюма. Длинная и узкая одежда состояла из двух прямоугольных полотнищ, которые имели вырез для головы и рук. Сверху надевали плиссированные юбки, а плечи покрывали дополнительным отрезом ткани.
Характерным приемом была плиссировка, которая драпировалась на бедрах и ниспадала спереди.
С дальнейшим развитием древнеегипетской цивилизации разница между одеждами знати и простого люда стала более ощутимой. Богатые использовали в одеждах больше красок, драгоценностей, а ткани отличались безупречным качеством. Что касается бедноты, их одежда практически не менялась.
Жречество тоже сохранило древние формы одежд. В основном это был передник и леопардовая шкура, перекинутая через плечо. Воины же носили передники и нагрудники из кожи.
Украшения
Как правило, украшения имели символический смысл: амулеты или магические подвески выполняли и защитную функцию, и эстетическую.
Для украшений одежды использовались стеклянные бусинки и драгоценные камни.
Широко распространились браслеты, кольца, подвески, бусы, пояса и диадемы. Фараона отличал атев – двойная корона, украшенная уреем – украшение змеей и коршуном в знак власти, и клафтом, платом из сине-золотой ткани. У жены фараона был несколько иной головной убор, который был выполнен из цветной эмали с коршуном и цветком лотоса.
Жрецы в обрядовых процессиях надевали маски крокодилов, быков, ястребов.
В обиходе были и парики. Их выполняли из овечьей шерсти или растительного волокна. У знати парики были длинными, с использованием локонов и косичек. У рабов и крестьян были короткие парики и льняные шапочки.
Мужчины предпочитали брить бороды, но при этом носили искусственные, которые, как и парики, выполнялись из овечьей шкуры. Чтобы борода имела форму, ее переплетали металлическими нитями и покрывали лаком. А для крепления использовались захваты для ушей, похожие на дужки очков. Могущество фараона отражала треугольная золотая борода. Такой атрибут власти фараон надевал на пышных приемах.
Сандалии – основную обувь – носили редко, и она позволялась только знати. Остальные ходили босиком.
Источник: istoria-mira.ru